Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положения статьи 57 настоящего Закона (в редакции Закона Республики Марий Эл от 30 декабря 2010 г. N 66-З) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с назначением выборов и референдумов, назначенных после дня вступления в силу настоящего Закона
Статья 57. Порядок подсчета голосов участников референдума Республики Марий Эл и составления протокола об итогах голосования участковой комиссией референдума
1. Подсчет голосов участников референдума Республики Марий Эл осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов участников референдума Республики Марий Эл членами участковой комиссии референдума с правом решающего голоса.
2. Подсчет голосов участников референдума Республики Марий Эл начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии референдума, а также наблюдатели.
Законом Республики Марий Эл от 30 декабря 2010 г. N 66-З в пункт 3 статьи 57 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
3. После окончания времени голосования члены участковой комиссии референдума с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 23 настоящего Закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени, затем оглашают и вносят число погашенных неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных участниками референдума Республики Марий Эл при проведении голосования, в строку 6 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, находящейся в помещении для голосования. После этого члены участковой комиссии референдума оглашают число неиспользованных открепительных удостоверений, указанное в акте, составленном в соответствии с пунктом 14 статьи 51 настоящего Закона и вносят его в строку 14 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы. С погашенными бюллетенями и открепительными удостоверениями вправе визуально ознакомиться присутствующие при подсчете голосов лица, указанные в пункте 3 статьи 23 настоящего Закона, под контролем членов участковой комиссии референдума с правом решающего голоса. При использовании технических средств подсчета голосов полученные данные после их оглашения вносятся в строки 6 и 14 увеличенной формы протокола об итогах голосования.
Законом Республики Марий Эл от 30 декабря 2010 г. N 66-З пункт 4 статьи 57 настоящего Закона изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного Закона
4. Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии референдума уточняет, оглашает и вносит в строку 2 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы указанное в акте число бюллетеней, полученных участковой комиссией референдума, а также оглашает и вносит в строку 11 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы указанное в акте число открепительных удостоверений, полученных участковой комиссией референдума. При использовании технических средств подсчета голосов полученные данные после их оглашения вносятся в строки 2 и 11 увеличенной формы протокола об итогах голосования.
5. Перед непосредственным подсчетом голосов участников референдума Республики Марий Эл члены участковой комиссии референдума с правом решающего голоса вносят в каждую страницу списка участников референдума Республики Марий Эл следующие суммарные данные по этой странице:
а) число участников референдума, внесенных в список участников референдума на момент окончания голосования (без учета числа участников референдума, которым выданы открепительные удостоверения в территориальной и участковой комиссиях референдума, а также выбывших по другим причинам);
б) число бюллетеней, выданных участникам референдума в помещении для голосования в день голосования (устанавливается по числу подписей участников референдума в списке участников референдума);
в) число бюллетеней, выданных участникам референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке участников референдума);
г) число бюллетеней, выданных досрочно проголосовавшим участникам референдума (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке участников референдума);
д) число открепительных удостоверений, выданных участковой комиссией референдума участникам референдума на участке референдума до дня голосования;
е) число участников референдума, проголосовавших по открепительным удостоверениям на участке референдума Республики Марий Эл;
ж) число открепительных удостоверений, выданных участникам референдума территориальной комиссией референдума.
Законом Республики Марий Эл от 30 декабря 2010 г. N 66-З в пункт 6 статьи 57 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
6. После внесения указанных в пункте 5 настоящей статьи данных каждая страница списка участников референдума Республики Марий Эл подписывается внесшим эти данные членом участковой комиссии референдума, который затем их суммирует, оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой комиссии референдума и лицам, присутствующим при подсчете голосов. Итоговые данные, определяемые как сумма данных, установленных в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии референдума оглашает, вносит в последнюю страницу списка участников референдума Республики Марий Эл, подтверждает своей подписью и заверяет печатью участковой комиссии референдума. Оглашенные данные вносятся в соответствующие строки протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, а в случае использования технических средств подсчета голосов - только в соответствующие строки увеличенной формы протокола:
а) в строку 1 - число участников референдума, внесенных в список участников референдума на момент окончания голосования;
б) в строку 3 - число бюллетеней, выданных участникам референдума, проголосовавшим досрочно;
в) в строку 4 - число бюллетеней, выданных участникам референдума, проголосовавшим в помещении для голосования в день голосования;
г) в строку 5 - число бюллетеней, выданных участникам референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования;
д) исключен;
См. текст подпункта "д" пункта 6 статьи 57
е) в строку 12 - число открепительных удостоверений, выданных участковой комиссией референдума участникам референдума на участке референдума до дня голосования;
ж) в строку 13 - число участников референдума, проголосовавших по открепительным удостоверениям на участке референдума;
з) исключен;
См. текст подпункта "з" пункта 6 статьи 57
и) в строку 15: число открепительных удостоверений, выданных участникам референдума территориальной комиссией референдума.
Законом Республики Марий Эл от 30 декабря 2010 г. N 66-З статья 57 настоящего Закона дополнена пунктом 6.1, вступающим в силу со дня официального опубликования названного Закона
6.1. После осуществления действий, указанных в пункте 6 настоящей статьи, проводится проверка следующего контрольного соотношения: число открепительных удостоверений, полученных участковой комиссией референдума, должно быть равно сумме числа открепительных удостоверений, выданных участковой комиссией референдума участникам референдума на участке референдума до дня голосования, и числа открепительных удостоверений, погашенных на участке референдума. Если указанное контрольное соотношение не выполняется, участковая комиссия референдума принимает решение о дополнительном подсчете данных, внесенных в список участников референдума, и погашенных открепительных удостоверений. Если в результате дополнительного подсчета указанное контрольное соотношение не выполняется снова, участковая комиссия референдума принимает соответствующее решение, которое прилагается к протоколу об итогах голосования, и вносит данные о расхождении в строку 16 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы. Если указанное контрольное соотношение выполняется, в строке 16 протокола проставляется цифра "0".
После этого со списком участников референдума вправе ознакомиться наблюдатели и иные лица, указанные в пункте 3 статьи 23 настоящего Закона, а члены участковой комиссии референдума с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности произведенного подсчета.
7. Дальнейшая работа со списком участников референдума Республики Марий Эл не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования в соответствии с пунктом 21 настоящей статьи. Список участников референдума Республики Марий Эл на это время убирается в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место. Хранение списка участников референдума Республики Марий Эл, исключающее доступ к нему лиц, находящихся в помещении для голосования, обеспечивается председателем или секретарем участковой комиссии референдума.
8. Непосредственный подсчет голосов участников референдума Республики Марий Эл производится по находящимся в ящиках для голосования бюллетеням членами участковой комиссии референдума с правом решающего голоса.
9. При непосредственном подсчете голосов участников референдума Республики Марий Эл вправе присутствовать члены участковой комиссии референдума с правом совещательного голоса, наблюдатели, иные лица, указанные в пункте 3 статьи 23 настоящего Закона.
10. Непосредственный подсчет голосов участников референдума Республики Марий Эл производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов комиссии референдума Республики Марий Эл как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Членам комиссии референдума Республики Марий Эл с правом решающего голоса, кроме председателя (заместителя председателя) и секретаря комиссии референдума Республики Марий Эл, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12 и 16 настоящей статьи. Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий членов комиссии референдума Республики Марий Эл.
11. При сортировке бюллетеней участковая комиссия референдума отделяет бюллетени неустановленной формы. Бюллетени неустановленной формы при подсчете голосов не учитываются. Такие бюллетени упаковываются отдельно и опечатываются.
12. В первую очередь проводится подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования. Сначала вскрываются переносные ящики для голосования с бюллетенями, которые заполнили досрочно проголосовавшие участники референдума, затем с бюллетенями, которые заполнили участники референдума, проголосовавшие вне помещения для голосования в день голосования. Перед вскрытием каждого переносного ящика для голосования оглашается число участников референдума, проголосовавших с использованием данного переносного ящика для голосования, проверяется неповрежденность печатей (пломб) на нем, в чем председатель участковой комиссии референдума предлагает удостовериться членам указанной комиссии, иным лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов участников референдума. Подсчет бюллетеней проводится таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования, при этом отделяются бюллетени неустановленной формы. Число извлеченных бюллетеней установленной формы оглашается и вносится в строку 7 протокола участковой комиссии референдума об итогах голосования и его увеличенной формы. Если число обнаруженных в соответствующем переносном ящике для голосования бюллетеней установленной формы превышает число отметок в списке участников референдума о том, что участник референдума проголосовал досрочно, либо число заявлений участников референдума, содержащих отметку о получении бюллетеня, все бюллетени, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой комиссии референдума признаются недействительными, о чем составляется отдельный акт, который прилагается к протоколу и в котором указываются фамилии и инициалы членов участковой комиссии референдума, проводивших досрочное голосование либо голосование вне помещения для голосования с использованием данного переносного ящика для голосования. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней оглашается, вносится в указанный акт и впоследствии суммируется с числом недействительных бюллетеней, выявленных при сортировке бюллетеней. На лицевой стороне каждого из таких бюллетеней, на квадратах, предназначенных для проставления отметки участника референдума, делается запись о причине признания бюллетеня недействительным, которая заверяется подписями двух членов участковой комиссии референдума с правом решающего голоса и печатью данной комиссии, а сами бюллетени упаковываются отдельно, опечатываются и при дальнейшем подсчете голосов не учитываются.
13. Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них.
14. Члены участковой комиссии референдума сортируют, раскладывая в отдельные пачки, бюллетени для голосования, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным по позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"), содержащимся в бюллетене для голосования на референдуме Республики Марий Эл, одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. При сортировке бюллетеней члены участковой комиссии референдума с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в каждом из них отметки участника референдума Республики Марий Эл и представляют бюллетени для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается.
15. Утратил силу.
См. текст пункта 15 статьи 57
16. Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, относящихся к позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"), или в которых число отметок в указанных квадратах превышает число отметок, установленное настоящим Законом, В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления участника референдума Республики Марий Эл этот бюллетень откладывается в отдельную пачку. По окончании сортировки участковая комиссия референдума решает вопрос о действительности всех сомнительных бюллетеней путем голосования, при этом на оборотной стороне бюллетеня указываются причины признания его действительным или недействительным. Эта запись подтверждается подписями двух или более членов участковой комиссии референдума с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой комиссии референдума. Бюллетень, признанный действительным или недействительным, присоединяется к соответствующей пачке бюллетеней. Общее число недействительных бюллетеней (с учетом числа бюллетеней, признанных недействительными в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи) заносится в строку 9 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы.
Законом Республики Марий Эл от 30 декабря 2010 г. N 66-З в пункт 17 статьи 57 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
17. После этого производится подсчет рассортированных бюллетеней установленной формы в каждой пачке отдельно по позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"). При этом бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку участника референдума Республики Марий Эл в каждом бюллетене. Одновременный подсчет бюллетеней из разных пачек не допускается. Полученные данные заносятся строки 19 и 20 протокола об итогах голосования, а также его увеличенной формы.
18. Члены участковой комиссии референдума с правом решающего голоса определяют и вносят в строку 10 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число действительных бюллетеней.
19. Члены участковой комиссии референдума с правом решающего голоса определяют, оглашают и вносят в строку 8 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число бюллетеней установленной формы, находящихся в стационарных ящиках для голосования.
20. После этого с рассортированными бюллетенями под контролем членов участковой комиссии референдума с правом решающего голоса вправе визуально ознакомиться наблюдатели, а члены участковой комиссии референдума с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета.
Законом Республики Марий Эл от 30 декабря 2010 г. N 66-З в пункт 21 статьи 57 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
21. После ознакомления членов участковой комиссии референдума с правом совещательного голоса и наблюдателей с рассортированными бюллетенями проводится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования в соответствии с приложением N 2 к настоящему Закону. Если указанные контрольные соотношения не выполняются, участковая комиссия референдума принимает решение о дополнительном подсчете по всем или отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном подсчете бюллетеней. Если в результате дополнительного подсчета контрольные соотношения не выполняются вновь, участковая комиссия референдума составляет соответствующий акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования, и вносит данные о расхождении в строки 17 и 18 протокола. Если в результате дополнительного подсчета необходимо внести изменения в протокол об итогах голосования, заполняется новый бланк протокола, а в его увеличенную форму вносятся соответствующие исправления. Если контрольные соотношения выполняются, в строках 17 и 18 протокола проставляется цифра "0".
22. После завершения подсчета рассортированные бюллетени упаковываются в отдельные пачки. Упакованные таким образом бюллетени, а также бюллетени, упакованные в соответствии с пунктами 11 и 12 настоящей статьи, упакованные открепительные удостоверения помещаются в мешки или в коробки, на которых указываются номер участка референдума, общее число всех упакованных бюллетеней, общее число всех упакованных открепительных удостоверений. Мешки или коробки опечатываются и могут быть вскрыты только по решению вышестоящей комиссии референдума Республики Марий Эл или суда. На указанных мешках или коробках вправе поставить свои подписи члены участковой комиссии референдума как с правом решающего голоса, так и с правом совещательного голоса. Упаковка осуществляется в присутствии лиц, которые указаны в пункте 3 статьи 23 настоящего Закона и которым предоставляется возможность поставить на мешках или коробках свои подписи.
Законом Республики Марий Эл от 30 декабря 2010 г. N 66-З в пункт 23 статьи 57 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
23. При использовании технического средства подсчета голосов после завершения работы со списком участников референдума Республики Марий Эл в присутствии членов участковой комиссии референдума с правом совещательного голоса, наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 23 настоящего Закона:
а) если по какой-либо причине голосование в помещении для голосования временно проводилось без использования технического средства подсчета голосов, участковая комиссия референдума проверяет неповрежденность печатей (пломб) на специальном отсеке на данном техническом средстве подсчета голосов либо на резервном стационарном ящике для голосования, открывает такой ящик и все содержащиеся в нем бюллетени опускает в техническое средство подсчета голосов таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования;
б) участковая комиссия референдума производит подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования, в порядке, предусмотренном пунктом 12 настоящей статьи, затем все бюллетени опускаются в техническое средство подсчета голосов, переключенное в режим подсчета голосов из переносных ящиков для голосования, при этом бюллетени опускаются таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования;
в) участковая комиссия референдума вводит в техническое средство подсчета голосов данные, полученные на этапе работы со списком участников референдума Республики Марий Эл, то есть данные, занесенные в строки 1, 2, 3, 4, 5, 6, и 11, 12, 13, 14, 15, 16 увеличенной формы протокола об итогах голосования;
г) участковая комиссия референдума осуществляет распечатку протокола об итогах голосования из технического средства подсчета голосов, оглашает и заносит соответствующие данные в строки 7, 8, 9, 10, 19 и 20 увеличенной формы протокола об итогах голосования;
д) участковая комиссия референдума проводит проверку контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования. Если указанные контрольные соотношения не выполняются, участковая комиссия референдума принимает решение о дополнительном подсчете по всем или по отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном ручном подсчете бюллетеней. Если в результате дополнительного подсчета контрольные соотношения не выполняются снова, участковая комиссия референдума принимает соответствующее решение, прилагаемое к протоколу об итогах голосования, и вносит данные о расхождении в строки 17 и 18 протокола об итогах голосования;
е) утратил силу.
См. текст подпункта "е" пункта 23 статьи 57
Законом Республики Марий Эл от 30 декабря 2010 г. N 66-З в пункт 24 статьи 57 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
24. Участковая комиссия референдума обязана рассмотреть поступившие в день голосования до окончания подсчета голосов участников референдума Республики Марий Эл жалобы, (заявления) лиц, присутствовавших при подсчете голосов, и принять соответствующие решения, которые приобщаются к первому экземпляру протокола участковой комиссии референдума об итогах голосования. В случае поступления обоснованных жалоб (заявлений) лиц, присутствовавших при непосредственном подсчете голосов, участковая комиссия референдума, использовавшая техническое средство подсчета голосов, вправе принять решение о незамедлительном проведении непосредственного подсчета голосов без использования этого средства (ручного подсчета). Если по итогам указанного подсчета выявится разница более чем в один процент (определяемая делением меньшего числа на большее), но не менее трех единиц между данными ручного подсчета голосов и данными, полученными с использованием технического средства подсчета голосов, хотя бы по одной из следующих строк: 9, 10, 19 и 20 протокола участковой комиссии референдума об итогах голосования, по результатам ручного подсчета составляется протокол об итогах голосования. Если указанная разница не выявится, подписывается протокол, полученный с помощью технического средства подсчета голосов, и составляется акт о совпадении данных, полученных в ходе повторного подсчета голосов, с первоначальными данными, который вместе с протоколом участковой комиссии референдума об итогах голосования направляется в территориальную комиссию референдума Республики Марий Эл.
25. После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия референдума в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов участников референдума Республики Марий Эл, после чего подписывается протокол участковой комиссии референдума об итогах голосования и выдаются копии протокола лицам, указанным в пункте 3 статьи 23 настоящего Закона. Протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии референдума с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Протокол об итогах голосования, полученный с применением технического средства подсчета голосов либо с использованием комплекса для электронного голосования, приобретает юридическую силу после указанного подписания. Не допускаются заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания этого протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов.
26. Если во время заполнения протокола об итогах голосования некоторые члены участковой комиссии референдума с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколе делается об этом запись с указанием причины их отсутствия. Протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов участковой комиссии референдума с правом решающего голоса. ЕСЛИ при подписании протокола об итогах голосования имеет место проставление подписи хотя бы за одного члена участковой комиссии референдума с правом решающего голоса другим членом участковой комиссии референдума или посторонним лицом, это является основанием для признания данного протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов.
27. При подписании протокола об итогах голосования члены участковой комиссии референдума с правом решающего голоса, несогласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
28. По требованию члена участковой комиссии референдума, наблюдателя, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 23 настоящего Закона, участковая комиссия референдума немедленно после подписания протокола об итогах голосования (в том числе составленного повторно) обязана выдать указанным лицам заверенную копию протокола об итогах голосования. Участковая комиссия референдума отмечает факт выдачи заверенной копии в соответствующем реестре. Лицо, получившее заверенную копию, расписывается в указанном реестре. Ответственность за соответствие в полном объеме данных, содержащихся в копии протокола об итогах голосования, данным, содержащимся в протоколе, несет лицо, заверившее указанную копию протокола.
29. Первый экземпляр протокола участковой комиссии референдума об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой комиссии референдума с правом решающего голоса и выдачи его заверенных копий лицам, имеющим право на получение этих копий, незамедлительно направляется в территориальную комиссию референдума и возврату в участковую комиссию референдума не подлежит. К первому экземпляру протокола об итогах голосования приобщаются особые мнения членов участковой комиссии референдума с правом решающего голоса, а также поступившие в указанную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов участников референдума Республики Марий Эл жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения участковой комиссии референдума и составленные участковой комиссией референдума акты и реестры. Заверенные копии указанных документов и решений участковой комиссии референдума прилагаются ко второму экземпляру протокола об итогах голосования. Первый экземпляр протокола об итогах голосования с приложенными к нему документами доставляется в территориальную комиссию референдума Республики Марий Эл председателем или секретарем участковой комиссии референдума либо иным членом участковой комиссии референдума с правом решающего голоса по поручению председателя участковой комиссии референдума. При указанной передаче протокола участковой комиссии референдума вправе присутствовать другие члены участковой комиссии референдума, а также наблюдатели, направленные в данную участковую комиссию референдума.
30. Второй экземпляр протокола об итогах голосования предоставляется для ознакомления наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 3 статьи 23 настоящего Закона, а его заверенная копия вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой комиссией референдума, после чего второй экземпляр протокола вместе с предусмотренной законом документацией референдума Республики Марий Эл, включая бюллетени, список участников референдума, а также печать участковой комиссии референдума передается в территориальную комиссию референдума Республики Марий Эл для хранения.
Законом Республики Марий Эл от 30 декабря 2010 г. N 66-З в пункт 31 статьи 57 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
31. Участковые комиссии референдума по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации или на основании ее поручения по решению Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл используют при голосовании на референдуме Республики Марий Эл вместо стационарных ящиков для голосования технические средства подсчета голосов или комплексы для электронного голосования. При этом в случае совмещения дней голосования на выборах и (или) референдумах разных уровней использование технических средств подсчета голосов, комплексов для электронного голосования обязательно при подсчете голосов на всех выборах и (или) референдумах всех уровней. Перечень участков референдума, на которых используются технические средства подсчета голосов и комплексы для электронного голосования, определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или по ее поручению Центральной избирательной комиссией Республики Марий Эл. При использовании технических средств подсчета голосов участковой комиссией референдума подсчет голосов производится в соответствии с пунктом 23 настоящей статьи. Законом, а в случае его отсутствия решением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации может быть предусмотрено, что в пределах территории, на которой действует одна территориальная комиссия, не менее чем на 5 процентах определяемых жребием участков референдума (но не менее чем на трех участках референдума), на которых использовались такие технические средства, проводится контрольный подсчет голосов участников референдума непосредственно членами участковых комиссий референдума с правом решающего голоса (ручной подсчет голосов). При этом жеребьевка проводится территориальной комиссией референдума в течение получаса после окончания времени голосования, а результаты жеребьевки доводятся до сведения каждой участковой комиссии референдума незамедлительно. В соответствии с федеральным законом при совмещении дней голосования на выборах и (или) референдумах разных уровней порядок проведения контрольного подсчета голосов определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации либо Центральной избирательной комиссией Республики Марий Эл в зависимости от уровня проводимых выборов, референдума.
О возможности проведения контрольного (ручного) подсчета голосов должны быть извещены все лица, присутствующие при установлении итогов голосования на участке референдума Республики Марий Эл, на котором использовались технические средства подсчета голосов. Ручной подсчет голосов проводится в присутствии наблюдателей, иных лиц, перечисленных в пункте 3 статьи 23 настоящего Закона. На участках референдума Республики Марий Эл, определенных жребием, ручной подсчет голосов проводится в порядке, определенном настоящей статьей. По итогам ручного подсчета голосов либо составляется новый протокол об итогах голосования (если выявится разница более чем в один процент (определяемая делением разницы между данными ручного подсчета голосов и данными, полученными с использованием технического средства подсчета голосов, на большее число голосов), но не менее трех единиц между данными ручного подсчета голосов и данными, полученными с использованием технического средства подсчета голосов, хотя бы по одной из следующих строк: 9, 10, 19 и 20 протокола участковой комиссии референдума об итогах голосования), на котором делается отметка: "Повторный" и который вместе с первоначальным протоколом участковой комиссии референдума об итогах голосования направляется в территориальную комиссию референдума Республики Марий Эл, либо составляется акт о совпадении данных, полученных в ходе повторного подсчета голосов, с первоначальными данными, который вместе с протоколом участковой комиссии референдума об итогах голосования направляется в территориальную комиссию референдума. Председатель участковой комиссии референдума участка референдума Республики Марий Эл, определенного жребием для проведения контрольного (ручного) подсчета голосов, непосредственно после установления результатов контрольного (ручного) подсчета голосов информирует о полученных результатах территориальную комиссию референдума Республики Марий Эл. Территориальная комиссия референдума Республики Марий Эл, определившая жребием участки референдума Республики Марий Эл для проведения контрольного (ручного) подсчета голосов, незамедлительно по получении от председателей участковых комиссий референдума указанных участков референдума Республики Марий Эл сведений о результатах контрольного (ручного) подсчета голосов принимает соответствующее решение, в том числе решение о проведении ручного подсчета голосов на всех участках референдума Республики Марий Эл, на которых не проводился ручной подсчет голосов и которые расположены на соответствующей территории, в случае, если в результате контрольного подсчета голосов хотя бы на одном из определенных жребием участков референдума Республики Марий Эл был составлен повторный протокол об итогах голосования по причине несовпадения в строках 9, 10, 19 и 20 данных, полученных при использовании технических средств подсчета голосов и при ручном подсчете голосов.
Участковые комиссии референдума участков референдума Республики Марий Эл, на которых использовались технические средства подсчета голосов, после установления итогов голосования при ручном подсчете голосов и подписания повторных протоколов об итогах голосования либо актов о совпадении данных в порядке, предусмотренном пунктом 29 настоящей статьи, направляют протоколы в территориальную комиссию референдума Республики Марий Эл.
32. При использовании технических средств подсчета голосов запрещается разглашение данных подсчета голосов до окончания голосования на участке референдума Республики Марий Эл, за исключением данных об общем числе проголосовавших участников референдума Республики Марий Эл.
33. Данные протокола об итогах голосования, в том числе полученные с использованием технических средств подсчета голосов, передаются в территориальную комиссию референдума по техническим каналам связи (за исключением голосовых средств связи) в рамках ГАС "Выборы" либо иной технической системы передачи информации, а первый экземпляр протокола об итогах голосования и вся документация референдума Республики Марий Эл, включая бюллетени, при первой же возможности представляются в территориальную комиссию референдума Республики Марий Эл либо непосредственно, либо иным способом, обеспечивающим сохранность документации референдума Республики Марий Эл и доставку ее по назначению.
34. Порядок использования технических средств подсчета голосов, комплексов для электронного голосования, технической системы передачи информации, порядок и сроки передачи, обработки и использования информации о референдуме Республики Марий Эл, в том числе переданных по техническим каналам связи в электронном виде данных протокола об итогах голосования, устанавливаются федеральным законом, а в части, не урегулированной федеральным законом, - Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Законом Республики Марий Эл от 27 октября 2011 г. N 54-З в пункт 35 статьи 57 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
35. При проведении референдума Республики Марий Эл данные протоколов участковых комиссий референдума об итогах голосования размещаются в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, определяемом Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.