8 февраля, 26 апреля 2012 г., 22 января 2013 г.
Действие настоящего постановления в части определения объемов финансирования из республиканского бюджета Республики Марий Эл приостановлено:
на 2013 г. - постановлением Правительства Республики Марий Эл от 22 января 2013 г. N 15
на 2012 г. - постановлением Правительства Республики Марий Эл от 8 февраля 2012 г. N 28
Правительство Республики Марий Эл постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Реабилитация и комплексное сопровождение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья на 2011-2015 годы" (далее - Программа).
2. Финансирование Программы осуществлять в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Марий Эл на соответствующий финансовый год на эти цели.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 26 апреля 2012 г. N 140 в пункт 3 внесены изменения
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Марий Эл, министра здравоохранения Республики Марий Эл Шишкина В.В.
И.о. Главы Правительства |
Н. Куклин |
Республиканская целевая программа
"Реабилитация и комплексное сопровождение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья на 2011-2015 годы"
(утв. постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 мая 2011 г. N 172)
Паспорт
республиканской целевой программы "Реабилитация и комплексное сопровождение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья на 2011-2015 годы"
Наименование Программы |
- |
республиканская целевая программа "Реабилитация и комплексное сопровождение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья на 2011-2015 годы" (далее - Программа)
|
Основание для разработки Программы |
- |
Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании"; Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р
|
Государственный заказчик Программы |
- |
Министерство образования и науки Республики Марий Эл
|
Основные разработчики Программы |
- |
Министерство образования и науки Республики Марий Эл; Министерство здравоохранения Республики Марий Эл; Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл
|
Основная цель Программы, важнейшие целевые показатели |
- |
основная цель - предоставление детям с ограниченными возможностями и детям-инвалидам, с учетом их психофизических особенностей, равных возможностей на включение в жизнь общества посредством образования, социальной поддержки и медико-психологического сопровождения. Целевые показатели: увеличение количества образовательных учреждений, имеющих право на обучение детей с ограниченными возможностями; увеличение доли детей, охваченных комплексным психолого-педагогическим сопровождением; увеличение доли детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих интегрированное образование по месту жительства
|
Основные задачи Программы |
- |
повышение качества и доступности всех уровней системы образования для каждого учащегося, создание условий для реализации индивидуальных образовательных программ; обеспечение инновационного характера специального образования; укрепление материальной базы учреждений в соответствии со стандартами образования детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов; создание современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья
|
Сроки и этапы реализации Программы |
- |
2011-2015 годы: I этап (2011-2013 годы) организационное, материально-техническое и методическое развитие механизмов системы реабилитации и комплексного сопровождения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья; II этап (2014-2015 годы) - организация и развитие модели комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов; совершенствование работы по реабилитации детей в учреждениях системы комплексной реабилитации и сопровождение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья
|
Перечень основных мероприятий Программы |
- |
осуществление организационных мероприятий по развитию системы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, создание единого реабилитационного пространства; разработка и организация технологий образования детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов; разработка и осуществление научно-методического обеспечения системы комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях системы образования, здравоохранения и социальной защиты; формирование материально-технической базы учреждений системы комплексной реабилитации и сопровождения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья; кадровое обеспечение системы комплексной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья
|
Исполнители основных мероприятий Программы |
- |
Министерство образования и науки Республики Марий Эл, Министерство здравоохранения Республики Марий Эл, Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл
|
Объемы и источники финансирования Программы |
- |
общий объем финансирования мероприятий Программы из средств республиканского бюджета Республики Марий Эл составляет 12100,0 тыс. рублей, в том числе: 2011 год - без финансирования 2012 год - 3690 тыс. рублей 2013 год - 3965 тыс. рублей 2014 год - 2545 тыс. рублей 2015 год - 1900 тыс. рублей.
|
Система организации управления и контроля за исполнением Программы |
- |
государственный заказчик осуществляет общее руководство и контроль за реализацией Программы. Исполнители основных мероприятий Программы представляют ежеквартально и по итогам года государственному заказчику сведения о ходе выполнения программных мероприятий. Государственный заказчик ежеквартально и по итогам года направляет в Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл отчеты о ходе работ по реализации Программы и об эффективном использовании финансовых средств
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- |
снижение численности детей с проблемами в развитии; увеличение доли детей, охваченных комплексным психолого-педагогическим сопровождением (2010 год - 13 процентов, 2015 год - 35 процентов); увеличение количества образовательных учреждений, имеющих право на обучение детей с ограниченными возможностями (2010 год - 0; 2015 год - 45); увеличение доли детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих интегрированное образование по месту жительства (2010 год - 0 процентов, 2015 год - 45 процентов) |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Основные проблемы системы специального образования Республики Марий Эл, затрагиваемые республиканской целевой программой "Реабилитация и комплексное сопровождение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья на 2011-2015 годы", изложены в приложении N 1.
В 2009 году количество детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 0 до 18 лет в республике составило 5877 человек, из них в образовательных учреждениях республики обучается 5704 человека. 1215 человек, или 21 процент от детей с ограниченными возможностями здоровья, составляют дети-инвалиды.
В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Республики Марий Эл.
Для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в республике существует дифференцированная система специального (коррекционного) образования, которая включает в себя дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида, специализированные группы при дошкольных учреждениях комбинированного вида, специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальные (коррекционные) классы в образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Охват специальными (коррекционными) образовательными услугами в муниципальных образовательных учреждениях в 2009 году составил 57 процентов от числа нуждающихся (2007 год - 80 процентов, 2008 год - 66 процентов).
Имеющаяся сеть учреждений специального (коррекционного) образования не отвечает образовательным потребностям обучающихся в них детей.
В рамках реабилитации и комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов необходимо обеспечить дальнейшее развитие дифференцированной сети учреждений, осуществляющих деятельность по ранней диагностике и коррекции нарушений развития у детей, оказанию психологической, педагогической, социальной, медицинской, правовой помощи семьям с детьми, имеющими недостатки в физическом и (или) психическом развитии, по месту жительства, а также информирование населения об этих учреждениях и оказываемых ими услугах.
В качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
Приоритетным направлением этой деятельности является выявление недостатков в развитии детей и организация коррекционной работы с детьми, имеющими такие нарушения, на максимально раннем этапе.
Для этой цели в Республике Марий Эл создано государственное образовательное учреждение Республики Марий Эл "Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, подготовки семей для принятия детей и их профессионального сопровождения "Детство", на базе центра функционирует лаборатория ранней помощи, специалисты которой в 2009-2010 учебном году обследовали 683 ребенка, из них 30 процентов - детей-инвалидов.
Одним из главных направлений деятельности специалистов является коррекционная работа с детьми. За 2009-2010 учебный год помощь педагогов получили 89 детей, что на 19 процентов больше, чем в 2008-2009 учебном году. Были проведены 1689 индивидуальных занятий для детей с такими нарушениями, как ранний детский аутизм, детский церебральный паралич, моторная алалия, ринолалия, заикание, синдром Дауна.
Работа специалистов является семейно ориентированной, так как именно первичное социальное окружение ребенка (родители) является фактором, оказывающим решающее влияние на его развитие. С целью реализации задач психолого-педагогического сопровождения специалисты используют такие современные формы работы, как интервьюирование, домашнее визитирование, которое включает первичное посещение семьи и пролонгированное консультирование.
Результаты работы показали, что правильно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных нарушений в развитии, обеспечить максимальную реализацию реабилитационного потенциала, а для значительной части детей обеспечить возможность включения в общий образовательный поток, в том числе в дошкольное образовательное учреждение, на более раннем этапе возрастного развития в группах кратковременного пребывания, исключив необходимость дорогостоящего специального образования.
Своевременное оказание необходимой психолого-медико-педагогической помощи в дошкольном возрасте позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала обучения на ступени начального общего образования и, таким образом, подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении.
Второе важнейшее направление деятельности по реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья - это создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
В настоящее время в Республике Марий Эл отчетливо проявляется тенденция к снижению количества детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих образовательные услуги в системе специального (коррекционного) образования.
Увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в условиях общеобразовательных учреждений по месту жительства, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении и коррекционной помощи.
В 2009 году более 2190 детей с ограниченными возможностями здоровья обучались в условиях общеобразовательных учреждений. Наибольший удельный вес составляют дети с задержкой психического развития (1456 человек).
Организация обучения и психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования позволит детям получить адекватное образование по месту жительства семьи, обеспечит реализацию условий для проживания и воспитания в семье, будет способствовать эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.
Развитие интегрированного образования следует рассматривать как одно из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Детям-инвалидам, по состоянию здоровья временно или постоянно не имеющим возможности посещать образовательные учреждения, должны быть созданы необходимые условия для получения образования по полной общеобразовательной или индивидуальной образовательной программе на дому. Установление порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
На территории Республики Марий Эл в 2009-2010 учебном году 296 детей-инвалидов обучались индивидуально на дому.
В качестве эффективного средства организации образования детей-инвалидов на дому целесообразно рассматривать развитие дистанционной формы их обучения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
Региональным оператором дистанционного обучения детей-инвалидов определено государственное образовательное учреждение Республики Марий Эл "Лицей Бауманский".
С целью обеспечения значительной части детей возможностями полноценной социальной интеграции и включения в общий образовательный поток в республике развивается сеть учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Созданные в четырех муниципальных образованиях центры психолого-педагогического и медико-социального сопровождения выполняют задачи комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Деятельность центров качественно улучшает помощь детям и подросткам за счет объединения разрозненных усилий специалистов, работающих в системе образования, обеспечивает методическую поддержку образовательных учреждений муниципальных образований.
Кроме того, обеспечение центрами части содержания и методического сопровождения образовательного процесса позволяет в значительной степени "разгрузить" органы опеки и попечительства, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, и придать новый "импульс" системе сопровождения проблемных детей в целом. Специалисты центров реализуют спектр задач, направленных на профилактику и коррекцию недостатков в развитии у детей, их мотивацию к здоровому образу жизни.
В городском округе "Город Волжск" успешно функционируют диагностико-коррекционные группы для детей раннего возраста с задержкой психоречевого развития, которые курируют специалисты муниципального образовательного учреждения "Центр психолого-медико-социального сопровождения "Лабиринт" (далее - центр "Лабиринт").
Вместе с тем на базе центра "Лабиринт" работают детско-родительские группы, основной целью которых является создание оптимальных условий для интеллектуального социального и эмоционального развития детей раннего возраста. Акцент в работе специалиста ставится на взаимодействие в паре "мама-ребенок". Такая форма работы специалистов позволяет не только выявлять отклонения в развитии ребенка, проводить их своевременную коррекцию, но и обучать родителей методам взаимодействия с "проблемным" ребенком.
Вторым центром, осуществляющим психолого-педагогическую и медико-социальную помощь, с 2007 года является муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения "Росток" г. Йошкар-Олы (далее - центр "Росток").
Актуальное направление работы центра "Росток" - активизация работы консилиумов образовательных учреждений по выявлению детей с ограниченными возможностями здоровья, их дальнейшему сопровождению и включению педагогов и родителей в коррекционный процесс.
В настоящее время центр "Росток" обеспечивает поиск и освоение новых форм, методов и приемов коррекционно-педагогического воздействия, оказывает индивидуально ориентированную помощь детям, методическую помощь образовательным учреждениям городского округа "Город Йошкар-Ола" в вопросах сопровождения проблемных детей.
Большая организационная работа проведена и в муниципальном учреждении "Психолого-педагогический и медико-социальный центр (диагностики и консультирования) "Доверие" с. Помары Волжского муниципального района. Одним из важных направлений деятельности этого центра является оказание своевременной помощи детям, оказавшимся в кризисной ситуации.
Ведущую роль в решении вопросов своевременного выявления детей с ограниченными возможностями здоровья, проведения их комплексного обследования, подготовки рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и определения форм их дальнейшего обучения и воспитания играют психолого-медико-педагогические комиссии (далее - ПМПК), входящие в структуру психолого-педагогических и медико-социальных центров.
В республике ежегодно специалисты ПМПК выявляют более 4,5 тыс. несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья.
Специалисты ПМПК по результатам обследований оказывают коррекционно-развивающую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья. В результате занятий и медикаментозной терапии у всех детей наблюдается положительная динамика. Более 60 процентов детей, имевших показатели развития, отличающиеся от нормативных, достигли условно возрастной нормы. В основном это дети с задержкой речевого и психоречевого развития.
Начальным звеном в системе комплексного сопровождения в республике являются психолого-медико-педагогические консилиумы образовательных учреждений. В настоящее время в Республике Марий Эл консилиумы созданы в дошкольных образовательных учреждениях (в 62 процентах детских садов от их количества) и в общеобразовательных школах (в 69 процентах школ от их количества).
Главное направление в их работе - выявление детей, не усваивающих образовательную программу, осуществление первичной диагностики отклонений в развитии воспитанников, определение возможных путей оказания им специализированной помощи. В задачи консилиумов также входит изучение социального статуса семей воспитанников учреждения и выявление на этой основе детей "группы риска".
Консилиумы осуществляют психолого-педагогическое сопровождение детей названных категорий: отслеживают динамику развития, уровень успешности овладения образовательной программой, состояние эмоционально-волевой сферы и поведения.
За период с 2006 по 2009 год доля образовательных учреждений, имеющих консилиумы, увеличилась на 20 процентов.
Значительная работа проведена по данному направлению в городских округах "Город Йошкар-Ола" и "Город Волжск". В этих городских округах консилиумы действуют во всех общеобразовательных учреждениях, реализуя задачи, направленные на оказание системно ориентированной помощи, то есть на предупреждение возникновения или решение проблемы в образовательном учреждении.
При этом консилиум позволяет решать вопросы с родителями по формированию их психолого-педагогической компетентности, вырабатывать общую педагогическую стратегию обучения и воспитания каждого ребенка с учетом данных диагностики и систематических наблюдений.
В настоящее время система психолого-педагогического и медико-социального сопровождения в Республике Марий Эл находится на этапе формирования и интенсивного развития.
Проводится работа по информационному обеспечению системы сопровождения.
Расширился спектр предоставления специальных образовательных услуг и психологических услуг на основе личностно ориентированного подхода.
Завершена отработка механизмов взаимодействия учреждений здравоохранения, образования и социальной защиты населения.
Продолжается работа по осуществлению комплекса мер по психолого-медико-педагогическому сопровождению детей от рождения до 3 лет.
Проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, использованию ими приемов ранней стимуляции младенцев.
Таким образом, реализуется многоуровневая система комплексной помощи детям и подросткам, которая поэтапно выстраивается во взаимодополняющую цепочку от педагогической поддержки к сопровождению, специализированной помощи и консультированию.
Характер обозначенных проблем и необходимость достижения ожидаемых результатов определяет актуальность последующих мероприятий по развитию системы психолого-медико-педагогического сопровождения детей в условиях модернизации образования Республики Марий Эл, требующих участия всех заинтересованных структур, ведомств и организаций; объединения усилий ученых, методистов и специалистов системы специального (коррекционного) образования; продуманного взаимодействия специалистов служб психолого-медико-педагогического сопровождения с образовательными учреждениями различных типов и их специалистами.
Качество, доступность и эффективность - это три параметра, которые будут основополагающими в организации работы по реабилитации и комплексному сопровождению детей в условиях модернизации образования Республики Марий Эл.
2. Цель, задачи, сроки и этапы реализации Программы
Настоящая Программа обеспечивает преемственность целевых установок по отношению к целям и задачам республиканской целевой программы "Реабилитация и комплексное сопровождение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья на 2007-2010 годы".
Основная цель Программы - предоставление детям с ограниченными возможностями и детям-инвалидам, с учетом их психофизических особенностей, равных возможностей на включение в жизнь общества посредством образования, социальной поддержки и медико-психологического сопровождения.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
повышение качества и доступности всех уровней системы образования для каждого обучающегося, воспитанника, создание условий для реализации индивидуальных образовательных программ;
обеспечение инновационного характера специального (коррекционного) образования;
укрепление материальной базы учреждений в соответствии со стандартами образования детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов;
создание современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Сроки реализации Программы - 2011-2015 годы.
На первом этапе (2011-2013 годы) будут осуществляться:
разработка и формирование финансовых, организационных, методических механизмов функционирования системы реабилитации и комплексного сопровождения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья;
совершенствование республиканской системы ранней помощи ребенку и его семье;
внедрение указанных механизмов и отработка форм взаимодействия всех исполнителей Программы.
На втором этапе (2014-2015 годы) приоритет отдается:
совершенствованию и развитию созданных и апробированных на первом этапе механизмов реализации Программы;
совершенствованию работы по реабилитации и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях системы образования, здравоохранения и социальной защиты.
Основные показатели эффективности реализации настоящей Программы:
3. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий (приложение N 2) направлена на совершенствование системы комплексного сопровождения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Приоритетным направлением является создание модели реабилитации и комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей.
1. Развитие сети учреждений системы образования, здравоохранения и социальной защиты.
В систему мер по развитию сети включается:
организация и функционирование служб, осуществляющих сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья;
организация и проведение комплексного анализа ресурсов по проектированию служб сопровождения в городах и районах республики;
разработка и организация технологий образования детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов;
расширение сети учреждений, осуществляющих реабилитацию и комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов;
разработка содержания и форм взаимодействия семьи и специалистов, механизма включения родителей в процесс развития и коррекционного обучения детей.
2. Научно-методическое обеспечение процесса реабилитации в учреждениях системы образования, здравоохранения и социальной защиты.
В систему мер по научно-методическому обеспечению включается:
разработка и апробация программ для интегрированного обучения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья:
разработка и реализация научно-исследовательского проекта по организации интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях;
разработка и издание методических рекомендаций по организации интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;
разработка методических рекомендаций по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению детей-инвалидов в общеобразовательных школах.
3. Формирование материально-технической базы системы комплексной реабилитации детей и подростков с проблемами в развитии.
В систему мер по формированию материально-технической базы включается:
оснащение психолого-медико-педагогических комиссий комплектами диагностического и коррекционно-развивающего оборудования;
создание оптимальных условий, обеспечивающих качество предоставляемых услуг по обучению, воспитанию, оздоровлению и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов в учреждениях образования, здравоохранения и социальной защиты.
4. Кадровое обеспечение системы комплексной реабилитации детей и подростков с проблемами в развитии.
В систему мер по кадровому обеспечению включается формирование принципов и практики подготовки и переподготовки, повышения квалификации кадров для учреждений, обеспечивающих реабилитацию, психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей и подростков с проблемами в развитии.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем средств, предусмотренных на реализацию Программы в республиканском бюджете Республики Марий Эл, составляет 12100 тыс. рублей, в том числе:
2011 год - без финансирования
2012 год - 3690 тыс. рублей
2013 год - 3965 тыс. рублей
2014 год - 2545 тыс. рублей
2015 год - 1900 тыс. рублей.
Объемы и источники финансирования Программы на 2011-2015 годы приведены в приложениях N 3 и 4.
5. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы основывается на совершенствовании методов работы органов исполнительной власти Республики Марий Эл в целях обеспечения государственного влияния на процессы обучения, воспитания, оздоровления и социальной адаптации граждан с проблемами в развитии.
Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет Межведомственный координационный совет по вопросам раннего выявления, психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей и подростков с проблемами в развитии, утвержденный трехсторонним приказом Министерства образования Республики Марий Эл, Министерства здравоохранения Республики Марий Эл и Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл от 13 сентября 2004 г. N 181/87/323.
Исполнители основных мероприятий Программы осуществляют следующие функции:
рассмотрение на заседаниях коллегиальных органов вопросов реализации Программы;
организация и проведение конкурсного отбора исполнителей конкретных работ по реализации мероприятий Программы;
проведение мероприятий по привлечению общественности к решению проблем детей и подростков с проблемами в развитии.
Государственный заказчик отвечает за реализацию Программы в целом, обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому, эффективному использованию средств республиканского бюджета Республики Марий Эл.
Организации, реализующие мероприятия Программы, определяются на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
6. Управление реализацией Программы, контроль за ходом и социальный эффект от ее реализации
Государственный заказчик:
осуществляет общее руководство и контроль за выполнением Программы;
ежеквартально, до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и ежегодно, до 1 февраля следующего за отчетным периодом года, направляет в Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл отчеты о ходе работ по реализации Программы и об эффективном использовании финансовых средств.
Информация о ходе реализации Программы за отчетный год представляется в Правительство Республики Марий Эл в соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл от 4 апреля 2007 г. N 92 "О порядке разработки, утверждения и реализации республиканских целевых программ Республики Марий Эл".
Результативность реализации программ оценивается охватом детей с ограниченными возможностями здоровья психолого-педагогической и медико-социальной помощью.
Реализация Программы при тесном взаимодействии всех исполнителей должна способствовать укреплению психофизического и духовно-нравственного здоровья детей, улучшению демографической ситуации в республике.
Конечным результатом реализации Программы должны стать положительная динамика роста детей дошкольного возраста, готовых к обучению в общеобразовательной школе, укрепление семейных, нравственных и этических норм, общедоступность и адаптивность системы образования к особенностям развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Для оценки эффективности государственным заказчиком Программы ежегодно производится мониторинг следующих целевых показателей:
увеличение доли детей, охваченных комплексным психолого-педагогическим сопровождением (2010 год - 13 процентов, 2015 год - 35 процентов);
увеличение количества образовательных учреждений, имеющих право на обучение детей с ограниченными возможностями, единиц (2010 год - 0; 2015 год - 45),
увеличение доли детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих интегрированное образование по месту жительства (2010 год - 0 процентов, 2013 год - 45 процентов).
Приложение N 1
к республиканской целевой программе
"Реабилитация и комплексное
сопровождение детей
и подростков с ограниченными
возможностями здоровья
на 2011-2015 годы"
Основные проблемы
системы специального образования Республики Марий Эл, затрагиваемые республиканской целевой программой "Реабилитация и комплексное сопровождение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья на 2011-2015 годы"
Наименование, краткое описание проблемы |
Количественная характеристика проблемы в 2009 году |
|
в среднем по России |
в Республике Марий Эл |
|
1 |
2 |
3 |
Негативные демографические тенденции, сопровождающиеся ухудшением здоровья детского населения: |
|
|
1. Количество детей с ограниченными возможностями здоровья, человек |
2239 |
5877 |
2. Количество учащихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в специальных (коррекционных) классах, тыс. человек |
1820 |
440 |
3. Количество коррекционных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья, единиц |
23 |
15 |
4. Количество детей-инвалидов, обучающихся на дому, человек |
552 |
296 |
Приложение N 2
к республиканской целевой программе
"Реабилитация и комплексное
сопровождение детей
и подростков с ограниченными
возможностями здоровья
на 2011-2015 годы"
Система программных мероприятий
|
Наименование мероприятия |
Объем финансирования мероприятия - всего (тыс. рублей) |
Ответственный исполнитель |
Срок исполнения |
Ожидаемые качественные, количественные и стоимостные эффекты |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
I. Развитие сети учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты | |||||
1. |
Функционирование деятельности психолого-медико-педагогических комиссий Республики Марий Эл |
без дополнительного финансирования |
Минобрнауки Республики Марий Эл |
2011-2015 гг. |
сокращение количества детей с проблемами в развитии, в тяжелых случаях снижение степени их выраженности |
2. |
Функционирование служб ранней помощи психолого-педагогических и медико-социальных центров |
500 |
Минобрнауки Республики Марий Эл |
2012-2015 гг. |
уменьшение количества детей раннего возраста, имеющих проблемы в развитии |
3. |
Создание банка данных о детях с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 0 до 3 лет |
без дополнительного финансирования |
Минобрнауки Республики Марий Эл, Минздрав Республики Марий Эл |
2011-2015 гг. |
получение унифицированных данных о детях раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья |
4. |
Просвещение и консультирование родителей детей, имеющих недостатки в физическом или психическом развитии |
без дополнительного финансирования |
Минобрнауки Республики Марий Эл, Минсоцзащиты и труда Республики Марий Эл |
2011-2015 гг. |
обучение родителей основам знаний, умений и навыков проведения реабилитационных мероприятий в домашних условиях; налаживание взаимодействия специалистов с родителями детей, имеющих недостатки в физическом или психическом развитии, для непрерывных реабилитационных мероприятий и адаптации ребенка в социуме |
5. |
Организация социального патронажа семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии |
без дополнительного финансирования |
Минсоцзащиты и труда Республики Марий Эл |
2011-2015 гг. |
сопровождение семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии |
6. |
Проведение мониторинга эффективности коррекционно-развивающей и оздоровительной работы |
без дополнительного финансирования |
Минобрнауки Республики Марий Эл, Минздрав Республики Марий Эл, Минсоцзащиты и труда Республики Марий Эл |
2011-2015 гг. |
выявление и учет детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или психическом развитии, оценка качества и эффективности проводимой работы |
7. |
Организация консультирования детей в районах республики выездной бригадой государственного учреждения Республики Марий Эл "Детская республиканская больница" |
710 |
Минздрав Республики Марий Эл |
2013-2014 гг. |
раннее выявление нарушений нервно-психического развития, патологии органов слуха и зрения; увеличение количества получателей медицинских услуг |
II. Научно-методическое обеспечение процесса реабилитации в учреждениях системы образования, здравоохранения и социальной защиты | |||||
1. |
Разработка и апробация программ для интегрированного обучения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья: разработка и реализация научно-исследовательского проекта по организации интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья |
200 |
Минобрнауки Республики Марий Эл |
2012-2015 гг. |
повышение качества обучения детей с ограниченными возможностями здоровья |
2. |
Увеличение банка программно-методических комплектов, приобретение учебников, наглядных и дидактических материалов |
1000 |
Минобрнауки Республики Марий Эл |
2012-2015 гг. |
обеспечение не менее 70 процентов доступности учебной и методической литературы для педагогов и обучающихся, воспитанников образовательных учреждений |
3. |
Разработка и издание методических рекомендаций по организации интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья |
100 |
Минобрнауки Республики Марий Эл |
2012-2013 гг. |
систематизация деятельности учреждений по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья |
4. |
Разработка методических рекомендаций по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению детей-инвалидов в общеобразовательных школах |
40 |
Минобрнауки Республики Марий Эл |
2012-2013 гг. |
систематизация опыта по сопровождению детей-инвалидов |
5. |
Проведение республиканской научно-практической конференции для специалистов по работе с детьми-инвалидами |
без дополнительного финансирования |
Минсоцзащиты и труда Республики Марий Эл |
2013 год |
поиск инновационных подходов в работе с детьми-инвалидами, распространение успешного опыта учреждений |
6. |
Проведение научно-методического совета при Министерстве социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл |
без дополнительного финансирования |
Минсоцзащиты и труда Республики Марий Эл |
2011-2015 гг. |
внедрение в деятельность учреждений новых педагогических и социальных технологий работы |
7. |
Проведение республиканской научно-практической конференции по организации интегрированного образования в Республике Марий Эл |
без дополнительного финансирования |
Минобрнауки Республики Марий Эл |
2012 год |
поиск инновационных подходов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, распространение успешного опыта учреждений |
8. |
Проведение скрининговых исследований нарушений слуха у детей раннего и младшего возраста на базе государственного учреждения Республики Марий Эл "Детская республиканская больница" |
300 |
Минздрав Республики Марий Эл |
2013-2014 гг. |
снижение уровня детской сурдологической инвалидности на 3-4% |
III. Формирование материально-технической базы системы комплексной реабилитации детей и подростков с проблемами в развитии | |||||
1. |
Оснащение психолого-медико-педагогических комиссий комплектом диагностического коррекционно-развивающего оборудования |
500 |
Минобрнауки Республики Марий Эл |
2012-2015 гг. |
обеспечение качественной эффективной работы специалистов по оказанию своевременной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья |
2. |
Совершенствование системы реабилитационной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, с психоневрологической патологией |
150 |
Минздрав Республики Марий Эл |
2014 год |
уменьшение количества воспитанников с тяжелыми психоневрологическими заболеваниями |
3. |
Обеспечение специальных (коррекционных) образовательных учреждений, психолого-педагогических, медико-социальных центров и учреждений социальной защиты средствами информатизации образовательного процесса |
2000 |
Минобрнауки Республики Марий Эл, Минсоцзащиты и труда Республики Марий Эл |
2012-2015 гг. |
повышение качества образовательного процесса. Совершенствование условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья |
240 | |||||
4. |
Обеспечение специальных (коррекционных) образовательных учреждений сенсорным оборудованием |
2500 |
Минобрнауки Республики Марий Эл |
2012-2014 гг. |
повышение качества образовательного процесса; совершенствование условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья |
5. |
Оснащение специальных (коррекционных) образовательных учреждений современным реабилитационным оборудованием |
1565 |
Минобрнауки Республики Марий Эл |
2012-2014 гг. |
повышение эффективности и качества работы с детьми и подростками, имеющими недостатки в физическом или психическом развитии, в ходе учебно-воспитательного процесса |
6. |
Обеспечение детей с ограниченными возможностями здоровья звукоусиливающей аппаратурой стационарного действия |
180 |
Минобрнауки Республики Марий Эл |
2012 год |
повышение качества обучения глухих и слабослышащих детей |
7. |
Оснащение учебно-производственных мастерских специальных (коррекционных) учреждений современным технологическим оборудованием |
1315 |
Минобрнауки Республики Марий Эл |
2012-2013 гг. |
расширение возможностей допрофессиональной и трудовой подготовки обучающихся, воспитанников, имеющих недостатки в физическом или психическом развитии |
IV. Кадровое обеспечение системы комплексной реабилитации детей и подростков с проблемами в развитии | |||||
1. |
Организация курсовой подготовки специалистов, осуществляющих интегрированное образование |
800 |
Минобрнауки Республики Марий Эл |
2012-2015 гг. |
повышение уровня профессионализма специалистов по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья |
2. |
Проведение мастер-классов в учреждениях социального обслуживания семьи и детей |
без дополнительного финансирования |
Минсоцзащиты и труда Республики Марий Эл |
2011-2015 гг. |
повышение уровня профессионализма специалистов по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья |
|
Общий объем финансирования на весь период реализации Программы |
12100 |
|
|
|
Приложение N 3
к республиканской целевой программе
"Реабилитация и комплексное
сопровождение детей
и подростков с ограниченными
возможностями здоровья
на 2011-2015 годы"
Объемы и источники
финансирования республиканской целевой программы "Реабилитация и комплексное сопровождение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья на 2011-2015 годы"
(тыс. рублей, в ценах 2010 года)
Источники и направления финансирования |
Общий объем финансирования, предусмотренный по Программе на весь период реализации |
В том числе по годам |
||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Всего |
12100 |
- |
3690 |
3965 |
2545 |
1900 |
в том числе республиканский бюджет Республики Марий Эл* |
12100 |
- |
3690 |
3965 |
2545 |
1900 |
Капитальные вложения |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
в том числе республиканский бюджет Республики Марий Эл* |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
НИОКР |
200 |
- |
40 |
40 |
40 |
80 |
в том числе республиканский бюджет Республики Марий Эл* |
200 |
- |
40 |
40 |
40 |
80 |
Прочие нужды |
11900 |
- |
3650 |
3925 |
2505 |
1820 |
в том числе республиканский бюджет Республики Марий Эл* |
11900 |
- |
3650 |
3925 |
2505 |
1820 |
------------------------------
* Подлежит ежегодному уточнению при формировании республиканского бюджета Республики Марий Эл на очередной финансовый год исходя из его возможностей.
Приложение N 4
к республиканской целевой программе
"Реабилитация и комплексное
сопровождение детей
и подростков с ограниченными
возможностями здоровья
на 2011-2015 годы"
Объемы и источники
поэтапного финансирования мероприятий республиканской целевой программы "Реабилитация и комплексное сопровождение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья на 2011-2015 годы"
(тыс. рублей, в ценах 2010 года)
|
Наименование мероприятия |
Объем финансирования из республиканского бюджета Республики Марий Эл - всего |
В том числе по годам |
||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
I. Развитие сети учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты | |||||||
1. |
Функционирование деятельности психолого-медико-педагогических комиссий Республики Марий Эл |
без дополнительного финансирования |
- |
- |
- |
- |
- |
2. |
Функционирование служб ранней помощи психолого-педагогических и медико-социальных центров |
500 |
- |
100 |
100 |
100 |
200 |
3. |
Создание банка данных о детях с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 0 до 3 лет |
без дополнительного финансирования |
- |
- |
- |
- |
- |
4. |
Просвещение и консультирование родителей детей, имеющих недостатки в физическом или психическом развитии |
без дополнительного финансирования |
- |
- |
- |
- |
- |
5. |
Организация социального патронажа семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии |
без дополнительного финансирования |
- |
- |
- |
- |
- |
6. |
Проведение мониторинга выявления и эффективности коррекционно-развивающей и оздоровительной работы |
без дополнительного финансирования |
- |
- |
- |
- |
- |
7. |
Организация консультирования детей в районах республики выездной бригадой государственного учреждения Республики Марий Эл "Детская республиканская больница" |
710 |
- |
- |
435 |
275 |
- |
II. Научно-методическое обеспечение процесса реабилитации в учреждениях системы образования, здравоохранения и социальной защиты | |||||||
1. |
Разработка и апробация программ для интегрированного обучения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья: разработка и реализация научно-исследовательского проекта по организации интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья |
200 |
- |
40 |
40 |
40 |
80 |
2. |
Увеличение банка программно-методических комплектов, приобретение учебников, наглядных и дидактических материалов |
1000 |
- |
200 |
200 |
200 |
400 |
3. |
Разработка и издание методических рекомендаций по организации интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья |
100 |
- |
50 |
50 |
- |
- |
4. |
Разработка методических рекомендаций по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению детей-инвалидов в общеобразовательных школах |
40 |
- |
20 |
20 |
- |
- |
5. |
Проведение республиканской научно-практической конференции для специалистов по работе с детьми-инвалидами |
без дополнительного финансирования |
- |
- |
- |
- |
- |
6. |
Проведение научно-методического совета при Министерстве социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл |
без дополнительного финансирования |
- |
- |
- |
- |
- |
7. |
Проведение республиканской научно-практической конференции по организации интегрированного образования в Республике Марий Эл |
без дополнительного финансирования |
- |
- |
- |
- |
- |
8. |
Проведение скрининговых исследований нарушений слуха у детей раннего и младшего возраста на базе государственного учреждения Республики Марий Эл "Детская республиканская больница" |
300 |
- |
- |
280 |
20 |
- |
III. Формирование материально-технической базы системы комплексной реабилитации детей и подростков с проблемами в развитии | |||||||
1. |
Оснащение психолого-медико-педагогических комиссий комплектом диагностического коррекционно-развивающего оборудования |
500 |
- |
100 |
100 |
100 |
200 |
2. |
Совершенствование системы реабилитационной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, с психоневрологической патологией |
150 |
- |
- |
- |
150 |
- |
3. |
Обеспечение специальных (коррекционных) образовательных учреждений, психолого-педагогических, медико-социальных центров и учреждений социальной защиты средствами информатизации образовательного процесса в том числе: |
2240 |
- |
430 |
430 |
460 |
920 |
|
Минобрнауки Республики Марий Эл, |
2000 |
- |
400 |
400 |
400 |
800 |
|
Минсоцзащиты и труда Республики Марий Эл |
240 |
- |
30 |
30 |
60 |
120 |
4. |
Обеспечение специальных (коррекционных) образовательных учреждений сенсорным оборудованием |
2500 |
- |
1000 |
1000 |
500 |
- |
5. |
Оснащение специальных (коррекционных) образовательных учреждений современным реабилитационным оборудованием |
1565 |
- |
565 |
500 |
500 |
- |
6. |
Обеспечение детей с ограниченными возможностями здоровья звукоусиливающей аппаратурой стационарного действия |
180 |
- |
180 |
- |
- |
- |
7. |
Оснащение учебно-производственных мастерских специальных (коррекционных) учреждений современным технологическим оборудованием |
1315 |
- |
705 |
610 |
- |
- |
IV. Кадровое обеспечение системы комплексной реабилитации детей и подростков с проблемами в развитии | |||||||
1. |
Организация курсовой подготовки специалистов, осуществляющих интегрированное образование |
800 |
- |
300 |
200 |
200 |
100 |
2. |
Проведение мастер-классов в учреждениях социального обслуживания семьи и детей |
без дополнительного финансирования |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Общий объем финансирования на весь период реализации Программы |
12100 |
- |
3690 |
3965 |
2545 |
1900 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 31 мая 2011 г. N 172 "О республиканской целевой программе "Реабилитация и комплексное сопровождение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья на 2011-2015 годы"
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Республики Марий Эл от 29 июня 2011 г. N 6 (198) ст. 343
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 21 мая 2014 г. N 249 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 27 мая 2013 г. N 167
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 22 января 2013 г. N 15
Действие настоящего постановления в части определения объемов финансирования из республиканского бюджета Республики Марий Эл было приостановлено на 2013 г.
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 26 апреля 2012 г. N 140
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 8 февраля 2012 г. N 28
Действие настоящего постановления в части определения объемов финансирования из республиканского бюджета Республики Марий Эл было приостановлено на 2012 г.