В целях повышения качества профессионального обучения государственных гражданских служащих Республики Марий Эл, уровня их профессионального развития утвердить прилагаемую Концепцию активизации внедрения инновационных подходов к обучению государственных гражданских служащих Республики Марий Эл (2010-2012 годы).
Президент |
Л. Маркелов |
2 марта 2010 г.
N 41-рп
Концепция
активизации внедрения инновационных подходов к обучению государственных гражданских служащих Республики Марий Эл (2010-2012 годы)
(утв. распоряжением Президента Республики Марий Эл от 2 марта 2010 г. N 41-рп)
I. Введение
Одной из основных целей федеральной программы реформирования и развития системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы), утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. N 261 (далее - федеральная программа), является формирование высококвалифицированного кадрового состава государственной службы, обеспечивающего эффективность государственного управления, развития гражданского общества и инновационной экономики. Для достижения данной цели предполагается решение следующих взаимосвязанных задач:
а) внедрение в практику работы государственных органов современных организационно-управленческих технологий и методов кадровой работы;
б) повышение эффективности профессионального обучения государственных гражданских служащих.
В условиях формирования и развития в Российской Федерации информационного общества высокий уровень профессионального развития кадров государственного управления достигается, в том числе, применением в системе профессионального обучения государственных гражданских служащих инновационных образовательных и обучающих технологий.
В Республике Марий Эл работа по повышению качества профессионального обучения государственных гражданских служащих Республики Марий Эл (далее - гражданские служащие), внедрения в учебный процесс современных образовательных технологий была начата в 2006 году в рамках реализации мероприятий административной реформы и реформы государственной гражданской службы. В течение четырех лет с учетом основных направлений дополнительного профессионального образования гражданских служащих, определенных Правительством Республики Марий Эл, данную работу осуществляла Администрация Президента Республики Марий Эл совместно с государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Марийский государственный технический университет" (далее - ГОУ ВПО "МарГТУ") как базовым региональным образовательным учреждением профессионального обучения гражданских и муниципальных служащих Республики Марий Эл.
В этот период:
разработаны программы повышения квалификации инновационной направленности, содержание которых соответствовало актуальным потребностям государственного управления в республике;
апробирован блочно-модульный метод построения образовательных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
внедрены в учебный процесс элементы дистанционных образовательных технологий, связанные с использованием электронных учебно-методических комплексов;
разработаны и внедрены технологии оперативного выявления образовательных запросов гражданских служащих, что позволило корректировать содержание учебных программ;
организованы персональные консультации гражданских служащих с наиболее квалифицированными специалистами образовательных учреждений высшего профессионального образования (далее - образовательные учреждения) и государственных органов, что способствовало обучению гражданских служащих навыкам эффективной профессиональной деятельности в конкретных управленческих ситуациях;
апробирован метод компьютерного тестирования для оценки качества усвоения гражданскими служащими учебного материала.
За период с 2006 по 2009 год 283 гражданских служащих прошли профессиональное обучение в ГОУ ВПО "МарГТУ" по образовательным программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации, содержащим элементы инноваций. За последние три года ГОУ ВПО "МарГТУ" при непосредственном участии должностных лиц Администрации Президента Республики Марий Эл разработаны 7 новых программ повышения квалификации, содержащих инновационные подходы и адаптированных к мероприятиям административной реформы, а также мероприятиям реформирования и развития государственной гражданской службы Республики Марий Эл (далее - гражданская служба):
"Актуальные проблемы административной реформы и реформирования государственной гражданской службы";
"Индикативное управление как основной метод государственного регулирования социально-экономических процессов в Республике Марий Эл";
"Государственная услуга в системе государственного управления. Стандарты, регламентация и управление качеством государственных услуг";
"Государственное управление: осуществление функций контроля и надзора";
"Обеспечение безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных в государственных органах";
"Организация судебного делопроизводства на судебных участках мировых судей";
"Социальная политика государства. Основные направления реализации государственной демографической политики в субъекте Российской Федерации".
По указанным образовательным программам получили дополнительное профессиональное образование 252 гражданских служащих (33,4 процента от общего числа обученных). При освоении указанных программ особое внимание уделялось изучению гражданскими служащими правовых и морально-этических аспектов управленческой деятельности.
В целях обеспечения надлежащего уровня профессионального развития гражданских служащих в большинстве государственных органов на основе рекомендаций Администрации Президента Республики Марий Эл была сформирована система внутриорганизационного обучения кадров гражданской службы (далее - аппаратная учеба), предусматривающая ежемесячное профессиональное обучение гражданских служащих непосредственно в государственном органе.
Проведенная работа способствовала достижению определенных результатов:
100 процентов гражданских служащих, состоящих в резерве управленческих кадров Республики Марий Эл, прошли обучение по программам дополнительного профессионального образования инновационной направленности;
каждый второй гражданский служащий из числа получивших дополнительное профессиональное образование был поощрен по результатам профессиональной служебной деятельности;
результаты выпускных (аттестационных) работ гражданских служащих использовались государственными органами для совершенствования организационных, правовых, кадровых и финансовых механизмов по различным направлениям государственного управления;
достигнута высокая степень удовлетворенности гражданских служащих полученными в ходе профессиональной переподготовки и повышения квалификации знаниями и умениями.
Результативность и инновационная направленность образовательного процесса в ГОУ ВПО "МарГТУ" также достигалась последовательным сокращением объема лекционных занятий. В соответствии с государственными требованиями к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации акцент был сделан на индивидуализацию и такие развивающие формы обучения, как деловые и ролевые игры, кейс-стади, дискуссии и др. В настоящее время более 50 процентов занятий по программам повышения квалификации проводятся наиболее квалифицированными гражданскими служащими, имеющими соответствующий профессиональный опыт и развитые практические навыки. Следует отметить, что и в других образовательных учреждениях, расположенных на территории Республики Марий Эл, имеются определенные возможности и практические наработки по внедрению инновационных форм в процесс профессионального обучения гражданских служащих.
Вместе с тем на эффективность# профессионального обучения гражданских служащих негативно сказываются следующие обстоятельства:
в государственных органах медленно внедряются современные организационно-управленческие технологии и методы кадровой работы в части, касающейся организации профессионального развития гражданских служащих, требует дальнейшего совершенствования система аппаратной учебы;
руководителями государственных органов недостаточное внимание уделяется вопросам дополнительного профессионального образования лиц, замещающих должности категории "руководители", относящиеся к высшим и главным группам должностей гражданской службы;
качество профессионального обучения гражданских служащих по отдельным актуальным направлениям государственного управления в недостаточной степени отвечает потребностям современного этапа развития гражданской службы;
в образовательных программах профессиональной переподготовки и повышения квалификации гражданских служащих недостаточное внимание уделено антикоррупционной составляющей, морально-этическим аспектам организации и функционирования института гражданской службы;
преобладают формы получения дополнительного профессионального образования, требующие значительного отрыва должностных лиц от гражданской службы;
в образовательных учреждениях, расположенных на территории Республики Марий Эл, имеются проблемы организационного, технологического и финансового характера по внедрению в учебный процесс современных информационных технологий.
Также дальнейшего совершенствования требует практика размещения и реализации государственного заказа Республики Марий Эл на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих.
Указанные недостатки могут быть устранены посредством активизации внедрения современных инновационных подходов к организации обучения гражданских служащих.
В соответствии с Совместным планом мероприятий по реформированию и развитию государственной гражданской службы Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, утвержденным Советом при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе от 26 июня 2009 г., в целях активизации внедрения инновационных подходов к профессиональному обучению гражданских служащих разработана настоящая Концепция активизации внедрения инновационных подходов к обучению государственных гражданских служащих Республики Марий Эл (2010-2012 годы) (далее - Концепция) и план мероприятий по реализации Концепции (далее - план) согласно приложению к Концепции.
Правовую основу для разработки Концепции составляют:
Федеральный закон от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации";
Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации";
нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам получения дополнительного профессионального образования государственными гражданскими служащими Российской Федерации;
Закон Республики Марий Эл от 5 октября 2004 года N 38-З "О регулировании отношений в области государственной гражданской службы Республики Марий Эл";
нормативные правовые акты Президента Республики Марий Эл и Правительства Республики Марий Эл по вопросам организации дополнительного профессионального образования и профессионального развития гражданских служащих;
правовые акты государственных органов Республики Марий Эл (далее - государственные органы) по вопросам профессионального развития гражданских служащих.
II. Цель и задачи Концепции. Сроки и этапы ее реализации
Целью Концепции является повышение качества профессионального обучения гражданских служащих.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
формирование правовых, научно-теоретических, методических основ для разработки и внедрения инновационных форм обучения гражданских служащих;
определение приоритетных направлений дополнительного профессионального образования гражданских служащих исходя из перспективных целей и задач государственных органов;
проведение анализа практики применения и способов внедрения в профессиональное обучение гражданских служащих новых электронных, компьютерных, web-ориентированных образовательных технологий, а также системы on-line обучения;
повышение качества образовательных программ в сфере информационной культуры и компьютерной грамотности гражданских служащих;
усиление практической направленности профессионального обучения кадров гражданской службы (организация мастер-классов, тренингов, профессионального консультирования и др.);
рациональное и эффективное использование инновационного потенциала расположенных на территории Республики Марий Эл образовательных учреждений высшего профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования, для выбора гражданскими служащими учебного контента в рамках реализации индивидуального плана профессионального развития;
создание инфраструктуры поддержки новых направлений профессиональной подготовки кадров гражданской службы и переход на дистанционные формы обучения.
Мероприятия по активизации внедрения инновационных подходов к обучению гражданских служащих предполагается осуществить в 2010-2012 годах.
III. Основные мероприятия, предусмотренные Концепцией
В ходе реализации Концепции предусмотрено осуществить организационные, правовые, информационные, аналитические мероприятия, согласно плану, по следующим направлениям:
1) формирование инновационной системы профессионального обучения гражданских служащих;
2) развитие эффективных форм и методов управления профессиональным обучением и профессиональным развитием гражданских служащих.
IV. Реализация Концепции и контроль за ходом выполнения предусмотренных ею мероприятий
Организацию реализации Концепции и контроль за выполнением предусмотренных ею мероприятий осуществляет Администрация Президента Республики Марий Эл.
Текущий контроль, осуществление мониторинга реализации мероприятий Концепции и координация деятельности исполнителей плана возлагаются на управление государственной гражданской службы, кадровой работы и государственных наград Президента Республики Марий Эл.
Мониторинг выполнения мероприятий, предусмотренных Концепцией, проводится согласно приложениям N 1-3 к плану и включает:
применение инновационных подходов в организации профессионального обучения государственных гражданских служащих Республики Марий Эл;
применение инновационных обучающих технологий в образовательных программах профессионального обучения государственных гражданских служащих Республики Марий Эл;
реализацию мероприятий программы государственного органа Республики Марий Эл по профессиональному развитию государственных гражданских служащих Республики Марий Эл.
V. Ожидаемые результаты реализации Концепции
В ходе реализации Концепции должны быть достигнуты следующие результаты:
внедрение в систему профессионального обучения и дополнительного профессионального образования гражданских служащих новых современных образовательных и информационных технологий;
разработка методики оценки целесообразности и необходимости применения тех или иных инновационных подходов к профессиональному обучению гражданских служащих;
подготовка предложений по разработке и внедрению в практику профессионального обучения гражданских служащих новых современных электронных, компьютерных, web-ориентированных образовательных технологий, а также системы on-line обучениия#;
формирование инновационной системы профессионального обучения гражданских служащих, включающей в себя инновационный центр профессионального развития гражданских служащих;
повышение эффективности профессионального обучения гражданских служащих.
Приложение
к Концепции активизации внедрения
инновационных подходов
к обучению государственных
гражданских служащих Республики
Марий Эл (2010-2012 годы)
План
мероприятий по реализации Концепции активизации внедрения инновационных подходов к обучению государственных гражданских служащих Республики Марий Эл (2010-2012 годы)
|
Наименование мероприятия |
Ответственный за исполнение |
Срок реализации |
1 |
2 |
3 |
4 |
I. Формирование инновационной системы профессионального обучения гражданских служащих | |||
1. |
Проведение комплексного научного исследования "Методологические и правовые основания внедрения инновационных подходов к профессиональному обучению государственных гражданских служащих Республики Марий Эл" |
образовательное учреждение высшего профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования, реализующее государственный заказ Республики Марий Эл на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку государственных гражданских служащих Республики Марий Эл, определенное в порядке, установленном законодательством (далее - образовательное учреждение) |
2010 год |
2. |
Разработка методических рекомендаций для государственных органов по совершенствованию системы аппаратной учебы и использованию в профессиональном обучении государственных гражданских служащих Республики Марий Эл (далее - гражданские служащие) инновационных обучающих технологий |
Администрация Президента Республики Марий Эл |
2010 год |
3. |
Усиление практической составляющей в образовательных программах повышения квалификации за счет внедрения инновационных форм обучения (кейс-стади, видеоконсалтинг, вебинары, видеолектории и др.) |
образовательное учреждение |
2010-2011 гг. |
4. |
Организация профессионального обучения гражданских служащих в сфере информационной культуры и компьютерной грамотности |
государственные органы |
2010-2012 гг. |
5. |
Формирование банка - депозитария образовательных программ, разработанных в соответствии с типовыми направлениями повышения квалификации гражданских служащих, и обеспечение доступа к нему гражданских служащих |
образовательное учреждение |
2010-2012 гг. |
6. |
Разработка предложений и формирование сетевого сообщества вузов республики в целях создания виртуальной школы государственной гражданской службы |
Совет ректоров вузов Республики Марий Эл (по согласованию) |
2010-2011 гг. |
7. |
Подготовка практических предложений и рекомендаций по формированию и внедрению в систему дополнительного профессионального образования гражданских служащих on-line обучения |
образовательное учреждение |
второе полугодие 2010 г. |
8. |
Создание на базе образовательного учреждения инновационного центра профессионального развития гражданских служащих |
Администрация Президента Республики Марий Эл, образовательное учреждение |
первое полугодие 2012 г. |
9. |
Организация и проведение дистанционного обучения гражданских служащих, замещающих высшие должности гражданской службы, по образовательным программам повышения квалификации согласно типовым направлениям повышения квалификации гражданских служащих |
образовательное учреждение |
2011-2012 гг. |
II. Развитие эффективных форм и методов управления профессиональным обучением и профессиональным развитием гражданских служащих | |||
10. |
Утверждение типовых направлений повышения квалификации гражданских служащих (по категориям и группам должностей гражданской службы), а также приоритетных направлений дополнительного профессионального образования гражданских служащих исходя из перспективных целей и задач государственных органов республики с учетом положений федеральной программы |
Администрация Президента Республики Марий Эл |
II квартал 2010 г. |
11. |
Разработка методики анализа целесообразности применения тех или иных инновационных подходов к профессиональному обучению гражданских служащих |
Администрация Президента Республики Марий Эл, образовательное учреждение |
второе полугодие 2010 г. |
12. |
Проведение учебно-методического семинара по вопросу "Актуальные проблемы реализации инновационных подходов к профессиональному обучению государственных гражданских служащих Республики Марий Эл" с руководителями подразделений государственных органов по вопросам государственной службы и кадров |
Администрация Президента Республики Марий Эл, образовательные учреждения |
I квартал 2011 г. |
13. |
Разработка и реализация инновационных образовательных программ повышения квалификации гражданских служащих в соответствии с типовыми направлениями повышения квалификации гражданских служащих |
образовательное учреждение |
2010-2012 гг. |
14. |
Совершенствование системы аппаратной учебы на основе применения инновационных обучающих технологий (мастер-классы, тренинги, презентации, профессиональное консультирование и др.) |
государственные органы |
2011-2012 гг. |
15. |
Осуществление контроля за выполнением гражданскими служащими индивидуальных планов профессионального развития |
государственные органы |
2010-2012 гг. |
16. |
Ежегодный мониторинг хода выполнения программ государственных органов по профессиональному развитию гражданских служащих |
Администрация Президента Республики Марий Эл |
2010-2012 гг. |
17. |
Осуществление контроля за реализацией мероприятий Концепции активизации внедрения инновационных подходов к обучению государственных гражданских служащих Республики Марий Эл (2010-2012 годы) |
Администрация Президента Республики Марий Эл |
ежегодно |
Приложение N 1
к Плану мероприятий по реализации
Концепции активизации внедрения
инновационных подходов к обучению
государственных гражданских
служащих Республики Марий Эл
(2010-2012 годы)
Применение инновационных подходов в организации
профессионального обучения государственных гражданских служащих
Республики Марий Эл*
в ___________________________________________________________
(наименование государственного органа Республики Марий Эл)
1. Проведено занятий в системе аппаратной учебы инновационной
направленности - всего ________________**
2. Проведено научно-практических конференций, методических и обучающих
семинаров, круглых столов, деловых и организационно-управленческих игр
и т.п. - всего _______________________________________________________
Из них проведено с использованием технологий:***
on-line - конференции ______________________;
вебинара ___________________________________;
видеолекториума ____________________________;
иное _______________________________________.
------------------------------
* Представляется государственными органами Республики Марий Эл в управление государственной гражданской службы, кадровой работы и государственных наград Президента Республики Марий Эл ежегодно, до 25 декабря отчетного года.
** Прилагается пояснительная записка с указанием тематики занятия инновационной направленности, даты проведения, количества государственных гражданских служащих Республики Марий Эл, принявших участие в обучении, а также перечень использованных инноваций.
*** Прилагается пояснительная записка с указанием даты проведения, темы и количества гражданских служащих, принявших участие в обучении.
Приложение N 2
к Плану мероприятий по реализации
Концепции активизации внедрения
инновационных подходов к обучению
государственных гражданских
служащих Республики Марий Эл
(2010-2012 годы)
Применение инновационных обучающих технологий в образовательных программах профессионального обучения государственных гражданских служащих Республики Марий Эл*
|
Наименование показателя |
Значение показателя |
1 |
2 |
3 |
1. |
Разработано образовательных программ дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих Республики Марий Эл (далее - гражданские служащие) инновационной направленности - всего, ед.** |
|
|
из них: |
|
|
1) программ повышения квалификации, ед. |
|
|
2) профессиональной переподготовки, ед. |
|
2. |
Реализовано образовательных программ дополнительного профессионального образования гражданских служащих по дистанционной технологии обучения, ед. |
|
|
из них: |
|
|
1) программ повышения квалификации, ед. |
|
|
количество гражданских служащих, прошедших обучение по данным программам повышения квалификации, человек |
|
|
2) профессиональной переподготовки, ед.
количество гражданских служащих, прошедших обучение по данным программам профессиональной переподготовки, человек |
|
3. |
Разработано электронных учебно-методических комплексов, электронных учебников - всего, ед.***
из них использовались при обучении гражданских служащих, ед.
количество гражданских служащих, использовавших при обучении учебно-методические комплексы, электронные учебники - всего, человек |
|
4. |
Количество гражданских служащих, посетивших электронную библиотеку - всего, человек |
|
5. |
Организация видеоконсалтинга: |
|
|
количество проведенных видеоконсультаций - всего, ед. |
|
|
количество гражданских служащих, получивших видеоконсультации - всего, человек |
|
6. |
Количество занятий, проведенных с гражданскими служащими с использованием инновационных технологий - всего, ед.**** |
|
|
из них: |
|
|
1) кейс-стади, ед. количество гражданских служащих, принявших участие в занятиях, человек |
|
|
2) деловых и ролевых игр, ед. количество гражданских служащих, принявших участие в занятиях, человек |
|
|
3) дискуссий, ед. количество гражданских служащих, принявших участие в занятиях, человек |
|
|
4) видеолекций, ед. количество гражданских служащих, принявших участие в занятиях, человек |
|
|
5) вебинаров, ед. количество гражданских служащих, принявших участие в занятиях, человек |
|
|
6) иных обучающих технологий, ед. количество гражданских служащих, принявших участие в занятиях, человек |
|
------------------------------
*(1) Представляется образовательным учреждением, реализовавшим государственный заказ Республики Марий Эл на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку государственных гражданских служащих Республики Марий Эл на отчетный год, в управление государственной гражданской службы, кадровой работы и государственных наград Президента Республики Марий Эл ежегодно, до 20 января года, следующего за отчетным.
*(2) Прилагается пояснительная записка с указанием наименований учебно-методических комплексов, электронных учебников.
*(3) Прилагается пояснительная записка с указанием наименований учебно-методических комплексов, электронных учебников.
*(4) Прилагается пояснительная записка с указанием тематики каждой технологии, применявшейся при обучении гражданских служащих.
Приложение N 3
к Плану мероприятий по реализации
Концепции активизации внедрения
инновационных подходов к обучению
государственных гражданских
служащих Республики Марий Эл
(2010-2012 годы)
Реализация мероприятий программы по профессиональному развитию
государственных гражданских служащих Республики Марий Эл*
в __________________________________________________________
(наименование государственного органа Республики Марий Эл)
|
Наименование мероприятия программы |
Показатель, человек |
1 |
2 |
3 |
1. |
Количество государственных гражданских служащих Республики Марий Эл (далее - гражданские служащие), получивших дополнительное профессиональное образование (далее - ДПО) - всего из них по категориям и группам должностей государственной гражданской службы Республики Марий Эл (далее - должности гражданской службы): |
|
|
1) должности гражданской службы категории "руководители" - всего |
|
|
из них: |
|
|
высшей группы должностей |
|
|
главной группы должностей |
|
|
2) должности гражданской службы категории "помощники (советники)" - всего |
|
|
из них: |
|
|
высшей группы должностей |
|
|
главной группы должностей |
|
|
3) должности гражданской службы категории "специалисты" - всего |
|
|
из них: |
|
|
главной группы должностей |
|
|
ведущей группы должностей |
|
|
старшей группы должностей |
|
|
4) должности гражданской службы категории "обеспечивающие специалисты" - всего |
|
|
из них: |
|
|
ведущей группы должностей |
|
|
старшей группы должностей |
|
|
младшей группы должностей |
|
2. |
Количество гражданских служащих, получивших ДПО с использованием дистанционных образовательных технологий - всего |
|
|
из них гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории "руководители" |
|
3. |
Количество гражданских служащих, получивших ДПО по инновационным образовательным программам - всего |
|
|
из них гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории "руководители" |
|
4. |
Количество гражданских служащих, признанных по результатам аттестации соответствующими замещаемой должности, из числа обученных гражданских служащих |
|
5. |
Количество гражданских служащих, сдавших квалификационный экзамен, из числа обученных гражданских служащих |
|
6. |
Количество гражданских служащих, назначенных на иную должность в порядке должностного роста, из числа обученных гражданских служащих - всего |
|
|
в том числе на должности гражданской службы категории "руководители" |
|
7. |
Количество гражданских служащих, зачисленных в кадровый резерв для замещения должности гражданской службы в порядке должностного роста, из числа обученных гражданских служащих - всего |
|
|
в том числе на должности гражданской службы категории "руководители" |
|
------------------------------
* Представляется государственными органами в управление государственной гражданской службы, кадровой работы и государственных наград Президента Республики Марий Эл до 1 марта года, следующего за отчетным.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Президента Республики Марий Эл от 2 марта 2010 г. N 41-рп "Об утверждении Концепции активизации внедрения инновационных подходов к обучению государственных гражданских служащих Республики Марий Эл (2010-2012 годы)"
Текст распоряжения опубликован в Собрании законодательства Республики Марий Эл от 26 апреля 2010 г. N 4 ст. 172
Указом Главы Республики Марий Эл от 27 января 2016 г. N 17 настоящее распоряжение признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Указ Главы Республики Марий Эл от 5 апреля 2012 г. N 34