Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 6 мая 2010 г. N 118 в настоящее постановление внесены изменения
Постановление Правительства Республики Марий Эл
от 29 февраля 2008 г. N 50
"О республиканской программе "Развитие конкуренции на продовольственном рынке Республики Марий Эл в 2009-2010 годах"
30 апреля 2009 г., 6 мая 2010 г.
Правительство Республики Марий Эл постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую программу "Развитие конкуренции на продовольственном рынке Республики Марий Эл в 2009-2010 годах" (далее - Программа).
2. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл и Министерству экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл обеспечить выполнение мероприятий реализации Программы.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Главы Правительства Республики Марий Эл, министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл Егошина А.Я.
Глава Правительства |
Л.Маркелов |
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 6 мая 2010 г. N 118 в настоящую республиканскую программу внесены изменения
Республиканская программа
"Развитие конкуренции на продовольственном рынке Республики Марий Эл в 2009-2010 годах"
(утв. постановлением Правительства Республики Марий Эл от 29 февраля 2008 г. N 50)
30 апреля 2009 г., 6 мая 2010 г.
Паспорт
республиканской программы "Развитие конкуренции на продовольственном рынке Республики Марий Эл в 2009-2010 годах"
Наименование Программы |
- |
республиканская программа "Развитие конкуренции на продовольственном рынке Республики Марий Эл в 2009-2010 годах" (далее - Программа) |
|
|
|
Основание для разработки Программы |
- |
протокол совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 22 октября 2007 г. N ВЗ-П9-10пр; Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей"; Федеральный закон от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции"; постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 769 "О соглашениях между исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующими субъектами о снижении и поддержании цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости"; Стратегия долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл, утвержденная постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 августа 2007 г. N 214 |
|
|
|
Должностное лицо, ответственное за координацию и реализацию мероприятий Программы |
- |
Первый заместитель Главы Правительства Республики Марий Эл, министр сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл Егошин А.Я. |
|
|
|
Уполномоченный орган, осуществляющий текущее управление и координацию работ по реализации мероприятий Программы |
- |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл |
|
|
|
Основные исполнители Программы |
- |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл; Министерство экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл; Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл; Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл; Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл; Управление Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл |
|
|
|
Основные разработчики Программы |
- |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл; Министерство экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл |
|
|
|
Основная цель Программы |
- |
развитие свободной конкуренции в Республике Марий Эл путем создания благоприятных условий, направленных на эффективное функционирование продовольственного рынка Республики Марий Эл |
|
|
|
Основные задачи Программы |
- |
пресечение монополистической деятельности в сферах производства, распределения продукции и недобросовестной конкуренции на продовольственном рынке республики; развитие системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства; развитие системы защиты прав потребителей и стимулирование роста платежеспособного спроса населения республики; государственная поддержка развития социально значимых подотраслей сельского хозяйства; развитие системы стабилизации потребительских цен на продовольственные товары в Республике Марий Эл |
|
|
|
Срок реализации Программы |
- |
2009-2010 годы |
|
|
|
Объемы и источники финансирования Программы |
- |
общий объем финансирования Программы составляет 785,469 млн. рублей из республиканского бюджета Республики Марий Эл |
1. Общие положения
Развитие конкурентных отношений служит необходимым условием эффективного воздействия рыночных механизмов на обеспечение устойчивого экономического роста, решение социальных проблем. Конкуренция требует оптимального сочетания экономических, технологических и правовых предпосылок.
Сегодня в стране принимаются меры для создания условий формирования конкурентной среды - проведено разгосударствление многих экономических процессов: трансформация отношений собственности, создание разнообразных организационно-правовых форм хозяйствования, либерализация в сфере ценообразования, заработной платы, внешнеэкономической деятельности и т.д. Однако рыночные отношения еще не стали определяющими факторами, ускоряющими процесс воспроизводства, конкуренция еще не приобрела созидательного характера, остаются сильными позиции монополизма в сфере производства и обращения.
На современном этапе необходимо не только увеличить внимание органов исполнительной власти и местного самоуправления Республики Марий Эл к проблеме развития конкуренции, но и задействовать внутренние механизмы саморазвития конкурентной среды.
Развитая конкурентная среда означает снижение издержек для производителей, более низкие цены для потребителей, повышение качества продукции, расширение ассортимента товаров и услуг.
Развитие конкуренции на товарных рынках является одним из основных направлений повышения конкурентоспособности Республики Марий Эл в целом, что, в свою очередь, является приоритетной задачей социально-экономического развития республики, определенной в Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл, утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 августа 2007 г. N 214 "Об утверждении Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл".
Необходимость разработки Программы обоснована положениями следующих нормативных правовых документов Российской Федерации:
протокол совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 22 октября 2007 г. N ВЗ-П9-10пр;
Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I "О защите прав потребителей";
Федеральный закон от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 769 "О соглашениях между исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующими субъектами о снижении и поддержании цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости".
Для целей настоящей Программы используются понятия, определенные статьей 4 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Развитие конкурентной среды на потребительском рынке Республики Марий Эл является одним из основных рыночных методов эффективного ограничения возможностей отдельных хозяйствующих субъектов негативного воздействия на потребительский рынок, с одной стороны, и стимулирования производства и реализации потребительских товаров, необходимых потребителю, с другой стороны.
На сегодняшний день на потребительском рынке республики сохраняются стабильная ситуация с удовлетворением спроса населения на основные продовольственные и непродовольственные товары и высокий уровень товарной насыщенности рынка.
По состоянию на 1 января 2007 г. в республике насчитывалось 3692 предприятия торговли, 571 - общественного питания и 1500 - бытового обслуживания населения. По данным Маристата, в сфере торговли в 2007 году занято более 21,2 тыс. человек, что составляет 9,6 процента от общей среднесписочной численности работающих по всем видам экономической деятельности.
Устойчивый позитивный характер сферы торговли республики определялся увеличением потребительской способности, связанной с ростом среднемесячной заработной платы и пенсий, повышением среднедушевых денежных доходов населения. На покупку товаров и оплату услуг приходится 72,7 процента всех денежных средств среднестатистического жителя республики.
В развитии потребительского рынка наблюдаются следующие положительные тенденции:
рост числа предприятий;
стабильный рост оборота розничной торговли;
снижение доли продажи товаров на рынках;
устойчивое насыщение торговой сети основными продовольственными и непродовольственными товарами.
В 2007 году общий объем оптовой торговли организациями всех видов экономической деятельности составил 21958,7 млн. рублей или 113,5 процента к 2006 году, оборот оптовой торговли на 81,3 процента формировался субъектами малого предпринимательства и составил 17853,8 млн. рублей, или 116,5 процента к 2006 году. Активно развиваются предприятия оптовой торговли Республики Марий Эл, которые по уровню обслуживания, эстетическому, техническому состоянию соответствуют современным требованиям организации торговли.
Развитие оптовой и розничной торговли республики основывается на повышении уровня обслуживания потребителей, безопасности и качества продовольственных товаров, обеспечении защиты прав потребителей.
На современном этапе розничная торговля входит в число ведущих отраслей экономики, определяющих направление и результаты развития региона. Розничный товарооборот за 2007 год составил 26329,5 млн. рублей с ростом к 2006 году в сопоставимых ценах на 21,5 процента. Положительная тенденция роста объема оборота розничной торговли отражена в графике 1.
График 1.
"Оборот розничной торговли Республики Марий Эл"
Кроме того, потребительский рынок республики отличается также высокой долей частной собственности. Предприятия негосударственного сектора формируют 96,5 процента розничного товарооборота.
Полностью удовлетворяется растущий спрос на товары и услуги, население стабильно и бесперебойно обеспечивается необходимыми продовольственными и промышленными товарами.
За 2007 год изменилась структура продаж, увеличился удельный вес непродовольственных товаров в общем объеме оборота розничной торговли по сравнению с прошлым годом на 25 процентов. В структуре продаж за последние годы сохраняется тенденция превышения удельного веса непродовольственных товаров в общем объеме оборота розничной торговли над продовольственной группой товаров (график 2).
График 2.
"Соотношение продовольственных и непродовольственных товаров в обороте розничной торговли"
В условиях растущей конкуренции торговые предприятия приближаются к европейскому уровню не только внешне, но и по уровню обслуживания, ассортименту предлагаемых товаров. Торговыми предприятиями активно внедряются прогрессивные формы реализации товаров с применением методов самообслуживания, оборудования для считывания штрих-кода и методы обслуживания в соответствии с международными стандартами: продажа по предварительным заказам, с использованием дисконтных карт, предоставление услуг по доставке товаров на дом. Количество покупателей, пользующихся услугами таких предприятий, возрастает, предпочитая свободный выбор товара традиционному "через прилавок".
Активное развитие розничной торговли объективно сопровождается появлением крупных торговых сетевых структур. В республику пришли известные сетевые операторы розничной сети регионального уровня: "Перекресток", "Гроссмарт", "Магнит", "Кувшинка". Высокая конкурентная среда на продовольственном рынке способствует открытию на республиканском уровне супермаркетов, универсамов с современным дизайном и внедрением передовых технологий.
Решаются проблемы соблюдения типизации и рационального размещения торговой сети, развиваются предприятия торговли в формате "удобного магазина", расположенного в радиусе территориальной и пешеходной доступности населения.
Одной из приоритетных задач развития продовольственного рынка в Республике Марий Эл становится обеспечение малообеспеченных слоев населения недорогими товарами, в связи с чем для пенсионеров действует система скидок в розничных магазинах.
В отношении мелкорозничной торговли в различных ее видах наблюдается постепенное сокращение этого сегмента рынка в пользу стационарной сети. Причины многообразны: во-первых, это уровень обслуживания, который не устраивает жителей; во-вторых, рыночные комплексы под открытым небом попадают под места застройки новых жилых массивов; в-третьих, именно среди внемагазинных форм продажи чаще всего обнаруживаются грубейшие нарушения правил торговли, с которыми очень сложно бороться. Поэтому на ближайшую перспективу планируется сокращение мини-рынков, ларьков, павильонов и киосков. При этом обязательно будут сохраняться павильоны спецсети: "Мороженое", "Союзпечать", "Цветы", так как они удобны и востребованы горожанами.
Наряду с положительными тенденциями развития продовольственного рынка Республики Марий Эл существуют актуальные проблемы стимулирования частного предпринимательства, в том числе малого и среднего, привлечения в регион российских и иностранных инвестиций, создания благоприятного делового и инвестиционного климата.
Появление большого числа новых хозяйствующих субъектов должно повышать уровень конкуренции на региональных рынках, создавать конкуренцию крупным предприятиям, стимулируя их рыночную активность, а также вбирать недоиспользуемые и высвобождаемые последними факторы производства (недвижимость, оборудование, рабочую силу), снижать остроту ряда социальных проблем (обеспечение рабочих мест, насыщение потребительского рынка, расширение социальной инфраструктуры).
В настоящее время в республике действует два основных канала реализации потребительских товаров - это предприятия розничной торговли и рынки. На сегодняшний день в республике заметно снижается активность стихийных форм торговли. Это связано с тем, что происходит рост организованной торговой деятельности вследствие объединения и укрепления предприятий и приведения розничных рынков в соответствие с законодательной базой. В январе - декабре 2007 г. продажа товаров на розничных рынках составила 1677,8 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 18,8 процента меньше, чем в январе - декабре прошлого года. При этом смещение удельного веса оборота розничной торговли на универсальных, специализированных рынках и ярмарках в пользу торгующих организаций и предпринимателей вне рынков составило 93,6 процента. Кроме того, в г.Йошкар-Оле планируется строительство сельскохозяйственного рынка на 350 торговых мест.
За прошедшие 2006-2007 годы цены на социально значимые продовольственные товары возросли как на уровне Российской Федерации, так и в республиканском масштабе (график 3).
График 3.
"Процент роста цен на социально значимые продукты и инфляции на товары, услуги в Республике Марий Эл"
В 2006 году из семи представленных в графике 3 позиций продуктов только процент роста цены на сыр в Республике Марий Эл был незначительно выше российского. Кардинально изменилась ситуация в 2007 году: наблюдается значительный рост республиканских индексов потребительских цен и инфляции по сравнению с общероссийскими.
Так, превышение региональных индексов на хлеб и хлебобулочные изделия в 2007 году составило 8,38 процента, масло подсолнечное - 4,02 процента, молоко и молочную продукцию - 11,69 процента, масло сливочное - 1,05 процента, яйцо - 9,47 процента, сыр - 1,23 процента. В 2008 году прогнозируемый уровень инфляции по всем видам товаров и услуг не должен превысить 10 процентов. Однако инфляционные ожидания остаются высокими, поэтому прогноз цен на продукты питания находится в зоне "повышенного инфляционного риска".
Насыщение продовольственного рынка Республики Марий Эл продуктами питания местного производства в значительной степени решает вопрос здоровой конкуренции на продовольственном рынке.
В Республике Марий Эл объем производства продукции сельского хозяйства с 2003 по 2006 год увеличился на 13,4 процента.
Однако темпы развития сельского хозяйства отстают от темпов развития промышленности республики в целом. Развитие сельского хозяйства уступает развитию пищевой и перерабатывающей промышленности, использующей не только сырье, производимое в нашей республике, но и ввозимое из других регионов.
Продукция сельскохозяйственных товаропроизводителей оказывается неконкурентоспособной и вытесняется с внутреннего рынка.
Уровень производства продукции животноводства к настоящему времени восстановлен лишь на 40 процентов к уровню 1990 года.
В последнее десятилетие уменьшилось количество крупных сельскохозяйственных организаций, способных оптимизировать производство, затраты, внедрять новую технику и технологии.
Основными причинами относительно медленного развития конкуренции в отрасли сельского хозяйства являются:
низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства используемых в сельскохозяйственном производстве земельных ресурсов;
неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего, неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;
финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, накопленной декапитализацией, недостаточным притоком частных инвестиций в развитие отрасли, слабым развитием страхования при производстве сельскохозяйственной продукции;
дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем жизни в сельской местности.
В этих обстоятельствах создание условий ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической политики.
Динамичное и эффективное развитие конкуренции в сельском хозяйстве должно стать не только общеэкономической предпосылкой успешного решения большинства накопленных в отрасли производственных, финансовых, социальных проблем, но и способом системного согласования установок на удвоение валового внутреннего продукта, сокращение бедности и повышение продовольственной безопасности республики, то есть должно обеспечить успешную реализацию всего комплекса целей социально-экономического развития республики в рассматриваемой перспективе.
В связи с комплексным характером необходимых условий формирования полноценной конкурентной среды в республике и взаимозависимостью различных экономических процессов, наилучшей формой развития конкуренции на республиканском уровне является программный метод работ.
В Республике Марий Эл реализуются республиканские целевые программы:
"Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Марий Эл на 2009-2011 годы".
3. Основные цели, задачи и сроки реализации Программы
Основными целями Программы являются:
развитие свободной конкуренции в Республике Марий Эл путем создания благоприятных условий, направленных на эффективное функционирование продовольственного рынка Республики Марий Эл;
повышение конкурентоспособности производимой сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;
сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных ресурсов.
Для реализации поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1. Пресечение монополистической деятельности в сферах производства, распределения продукции и недобросовестной конкуренции на продовольственном рынке республики.
2. Развитие системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
3. Развитие системы защиты прав потребителей и стимулирование роста платежеспособного спроса населения республики.
4. Развитие системы стабилизации потребительских цен на продовольственные товары в Республике Марий Эл.
5. Обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства, прежде всего, животноводства на основе доведения удельного веса племенного скота в общем объеме поголовья сельскохозяйственных животных: крупного рогатого скота до 6,8 процента, свиней до 1,5 процента, а также на основе доведения удельного веса площади, засеваемой элитными семенами в общей площади посева, до 15 процентов.
6. Повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет мер по расширению доступности сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам на льготных условиях.
7. Улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства путем сохранения и поддержания почвенного плодородия, создания системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства, улучшения кадрового потенциала отрасли.
8. Совершенствование механизмов регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая сглаживание сезонных колебаний цен на зерно и продукты его переработки.
Сроки реализации мероприятий Программы - 2009-2010 годы.
4. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий разработана на основе анализа современного состояния и тенденций развития конкуренции на продовольственном рынке Республики Марий Эл.
Структура программных мероприятий представлена пятью разделами, которые обеспечивают координацию деятельности всех участников Программы и решение поставленных задач по достижению основной цели Программы.
Система программных мероприятий представлена в приложении к настоящей Программе и включает следующие основные разделы:
1. Пресечение монополистической деятельности в сферах производства, распределения продукции, (работ, услуг) и недобросовестной конкуренции на продовольственном рынке республики.
Целью данного раздела является реализация актуальных мероприятий по предупреждению монополистической деятельности хозяйствующих субъектов - участников рынков социально значимых продуктов питания, устранению административных барьеров при перемещении продовольственных товаров, ликвидации барьеров в межрегиональном обороте, предупреждению действий по заключению антиконкурентных соглашений и иных согласованных действий, направленных на ограничение конкуренции, а также по координации действий местных органов исполнительной власти, налоговых и правоохранительных органов с целью выявления нелегально действующих посреднических структур.
2. Поддержка развития малого и среднего предпринимательства.
Целью раздела является либерализация предпринимательской деятельности, создание благоприятных условий для увеличения общего количества и повышения конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства, а также доли производимой# ими товаров в объеме валового регионального продукта на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки.
Данный раздел предусматривает:
мероприятия по развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и оказание комплексных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства по ведению предпринимательской деятельности;
комплексное содействие развитию кредитно-финансовых механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства;
освещение предпринимательской деятельности в средствах массовой информации.
3. Развитие системы защиты прав потребителей и стимулирование роста платежеспособного спроса населения.
Целью данного раздела является увеличение платежеспособного спроса населения и насыщенности продовольственного рынка республики качественными и доступными массовому потребителю товарами.
В разделе предусматриваются мероприятия по развитию системы защиты прав потребителей от возможных злоупотреблений хозяйствующих субъектов - участников рынка социально значимых продуктов питания и по предоставлению адресной помощи малообеспеченным слоям населения.
4. Поддержка развития социально значимых подотраслей сельского хозяйства.
Целью раздела является повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства; увеличение ассортимента социально значимой продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей Республики Марий Эл.
В разделе предусматриваются мероприятия по развитию приоритетных подотраслей сельского хозяйства республики (животноводства, растениеводства), достижению финансовой устойчивости товаропроизводителей и иные актуальные мероприятия в области сельскохозяйственного производства, а именно:
увеличение производства скота и птицы (в живом весе) до 96,7 тыс. тонн;
увеличение производства молока до 300 тыс. тонн;
привлечение инвестиций в основной капитал сельского хозяйства;
увеличение объемов производства и реализации сельскохозяйственной продукции малыми формами хозяйствования;
стабилизация рынка зерна, увеличение доли зерна на внутреннем рынке и сглаживание сезонных колебаний цен на зерно;
ежегодное повышение квалификации и переподготовка до 270 специалистов и руководителей сельскохозяйственных организаций.
5. Мероприятия по стабилизации потребительских цен на продовольственные товары.
Целью раздела являются снижение социальной напряженности среди малообеспеченного населения республики путем стабилизации цен на социально значимые группы товаров и недопущение необоснованного роста цен на производимые и реализуемые продовольственные товары в Республике Марий Эл.
В разделе предусматриваются следующие мероприятия:
совершенствование нормативной правовой базы по направлениям, касающимся осуществления мониторинга цен на сельскохозяйственное сырье и продовольствие;
обеспечение систематического мониторинга цен на всех стадиях производства и реализации сельскохозяйственной продукции, торговых наценок;
расширение возможности реализации продуктов питания населению непосредственно сельскохозяйственными товаропроизводителями, в том числе путем расширения ярмарочной торговли;
заключение соглашений между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл и предприятиями перерабатывающей промышленности, Министерством экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл и предприятиями торговли о регулировании цен на социально значимые продовольственные товары.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансирования Программы составляет 785,469 млн. рублей из республиканского бюджета Республики Марий Эл.
Объемы и источники финансирования Программы представлены в приложении к настоящей Программе.
Средства республиканского бюджета Республики Марий Эл, направленные на реализацию настоящей Программы, подлежат уточнению при формировании республиканского бюджета Республики Марий Эл на соответствующий финансовый год.
6. Механизм реализации Программы
Система управления Программой направлена на достижение поставленных целей, эффективность проведения каждого мероприятия, а также долгосрочную устойчивость полученных результатов.
Реализация Программы предусматривает тесное взаимодействие и сотрудничество различных ветвей и уровней власти.
Функцию уполномоченного органа, осуществляющего текущее управление и координацию работ по реализации мероприятий Программы (далее - уполномоченный орган) осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл.
Ответственными исполнителями отдельных мероприятий Программы являются органы исполнительной власти Республики Марий Эл, территориальные федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Марий Эл.
Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет должностное лицо, ответственное за координацию и реализацию мероприятий Программы.
Реализация ряда мероприятий Программы осуществляется на основе государственных контрактов на закупку и поставку продукции для государственных нужд.
Должностное лицо, ответственное за координацию и реализацию мероприятий Программы, осуществляет:
координацию деятельности по реализации мероприятий Программы;
рассмотрение материалов о ходе реализации Программы и по мере необходимости уточнение мероприятий, предусмотренных Программой, объемов их финансирования, а также утверждение развернутого перечня мероприятий на предстоящий год;
организацию размещения в электронном виде информации о ходе и результатах реализации Программы;
взаимодействие со средствами массовой информации по вопросам освещения хода реализации мероприятий Программы.
Уполномоченный орган осуществляет:
текущее управление мероприятиями Программы;
мониторинг реализации программных мероприятий;
разрабатывает подробный план мероприятий по реализации Программы на предстоящий год.
Исполнители мероприятий Программы:
несут ответственность за своевременную и полную реализацию программных мероприятий;
разрабатывают ведомственные планы (программы) реализации мероприятий Программы;
осуществляют разработку технических заданий на проведение конкурсов и тендеров на реализацию мероприятий, предусмотренных Программой. Конкурсный отбор осуществляется конкурсными комиссиями, которые формируются в установленном порядке, в соответствии с действующим законодательством;
ежеквартально направляют в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл информацию о ходе реализации мероприятий Программы.
Срок представления квартальных отчетов в уполномоченный орган - до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Срок представления годового отчета в уполномоченный орган - до 1 февраля следующего за отчетным периодом года.
Уполномоченный орган ежеквартально и по итогам года, в течение 7 дней после завершения сроков представления отчетности исполнителями программных мероприятий, представляет сводную информацию о ходе и итогах реализации Программы должностному лицу, ответственному за координацию и реализацию мероприятий Программы.
Должностное лицо, ответственное за координацию и реализацию мероприятий Программы, информирует Правительство Республики Марий Эл о ходе реализации Программы ежегодно до 1 марта.
7. Ожидаемые результаты реализации Программы
Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
1. Разработка и принятие ряда нормативных правовых актов Республики Марий Эл, касающихся регулирования продовольственного рынка, в частности, вопросов поддержки товаропроизводителей, льготного кредитования, предоставления налоговых и имущественных льгот, мер регулирования торговли продуктами питания.
2. Выработка комплекса мер по интенсификации внутренней конкуренции.
3. Развитие конкурентной среды и предотвращение монополизации рынка.
4. Развитие малого и среднего предпринимательства.
5. Совершенствование механизмов регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
6. Ускоренное развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства.
7. Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства.
8. Возможность реализации продуктов питания населению непосредственно сельскохозяйственными товаропроизводителями.
9. Расширение ассортимента социально значимой продукции местного производства.
10. Стабилизация цен.
Приложение
к республиканской программе "Развитие
конкуренции на продовольственном
рынке Республики Марий Эл
в 2009-2010 годах"
(в редакции постановления
Правительства Республики Марий Эл
от 30 апреля 2009 г. N 107)
Система программных мероприятий
30 апреля 2009 г.
|
Наименование мероприятия |
Объем финансирования мероприятия -всего (млн. рублей) |
Ответственный исполнитель |
Срок исполнения |
|
2009 г. |
2010 г. |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. | |||||
1.1. |
Анализ, мониторинг и оценка состояния конкурентной среды на продовольственном рынке Республики Марий Эл |
|
|
Марийское УФАС России* |
2009-2010 годы |
1.2. |
Мониторинг нормативных актов органов исполнительной власти Республики Марий Эл, органов местного самоуправления муниципальных образований, касающихся регулирования продовольственного рынка |
|
|
Марийское УФАС России* |
2009-2010 годы |
1.3. |
Согласование проектов нормативных актов и актов органов исполнительной власти Республики Марий Эл, органов местного самоуправления муниципальных образований, касающихся регулирования продовольственного рынка, в частности, вопросов поддержки товаропроизводителей, льготного кредитования, предоставления налоговых и имущественных льгот, мер регулирования торговли продуктами питания в соответствии со статьями 15 и 23 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" |
|
|
-"- |
2009-2010 годы |
1.4. |
Государственный контроль за соглашениями хозяйствующих субъектов - участников рынков социально значимых продуктов питания в соответствии со статьей 35 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" |
|
|
-"- |
2009-2010 годы |
1.5. |
Проведение проверок хозяйствующих субъектов - участников рынков социально значимых продуктов питания для выявления и пресечения ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий, запрещенных статьей 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" |
|
|
Марийское УФАС России*; МВД по Марий Эл* |
2009-2010 годы |
1.6. |
Проведение проверок хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на продовольственном рынке республики, по вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных средств, о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции, о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о миграционном учете иностранных лиц и лиц без гражданства |
|
|
УФНС России по Республике Марий Эл*; МВД по Марий Эл*; УФМС России по Республике Марий Эл* |
2009-2010 годы |
1.7. |
Принятие мер антимонопольного реагирования в случае обнаружения признаков нарушения антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами - участниками рынков социально значимых продуктов питания, привлечение виновных в заключении антиконкурентных соглашений к административной ответственности в соответствии со статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях |
|
|
2009-2010 годы |
|
1.8. |
Согласование в предварительном порядке проектов соглашений органов исполнительной власти Республики Марий Эл, органов местного самоуправления муниципальных образований, заключаемых с хозяйствующими субъектами - участниками рынков социально значимых продуктов питания, в целях предупреждения нарушений требований статьи 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" |
|
|
Марийское УФАС России* |
2009-2010 годы |
1.9. |
Анализ договоров крупных предприятий розничной торговли продовольственными товарами, заключенных с поставщиками |
|
|
-"- |
2009-2010 годы |
1.10. |
Проведение комплекса целевых профилактических и оперативно-разыскных# мероприятий по предупреждению и пресечению деятельности организованных групп, занимающихся скупкой партий сельскохозяйственной и иной продукции, с целью поддержания на продовольственном рынке Республики Марий Эл монопольно высоких цен |
|
|
МВД по Марий Эл* |
2009-2010 годы |
1.11. |
Контроль за соблюдением требований статей 19 и 20 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", регулирующих порядок предоставления государственной и муниципальной помощи при осуществлении органами исполнительной власти Республики Марий Эл, органами местного самоуправления муниципальных образований мер по поддержке местных товаропроизводителей в виде льготного кредитования, субсидирования процентной ставки по кредитам, предоставления налоговых и имущественных льгот |
|
|
Марийское УФАС России* |
2009-2010 годы |
2. Поддержка развития малого и среднего предпринимательства | |||||
2.1. |
Анализ деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, а также причин, препятствующих ее динамичному развитию |
|
|
Минэкономразвития Республики Марий Эл |
2009-2010 годы |
2.2. |
Содействие развитию международного и межрегионального сотрудничества |
|
|
-"- |
2009-2010 годы |
2.3. |
Оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в участии в выставочных мероприятиях, проводимых на региональном, межрегиональном и (или) зарубежном уровнях |
|
0,22 |
Минэкономразвития Республики Марий Эл; участник, прошедший процедуру отбора |
2009-2010 годы |
2.4. |
Развитие системы предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства |
1,449 |
1,3 |
-"- |
2009-2010 годы |
2.5. |
Субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с возмещением части расходов по лизинговым платежам по договорам лизинга, заключенным с лизинговой организацией, и части процентных затрат по кредитам, привлеченным в кредитных организациях |
1,0 |
2,0 |
-"- |
2009-2010 годы |
2.6. |
Освещение предпринимательской деятельности в средствах массовой информации по вопросам, касающимся предпринимательства (выпуск газет, сборников, брошюр, буклетов и т.д.) |
|
0,36 |
-"- |
2009-2010 годы |
2.7. |
Предоставление гарантий по обязательствам (кредитам, займам, договорам лизинга и т.п.) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства |
6,0 |
3,24 |
-"- |
2009-2010 годы |
| |||||
|
Итого |
8,449 |
7,12 |
|
|
3. Развитие системы защиты прав потребителей и стимулирование роста платежеспособного спроса населения | |||||
3.1. |
Разработка рекомендаций (памяток), ориентированных на различные категории граждан (потребителей, предпринимателей, специалистов по защите прав потребителей), по вопросам защиты прав потребителей при продаже продовольственных товаров |
|
|
Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл* |
2009-2010 годы |
3.2. |
Организация системы учета результатов мониторинга за безопасностью пищевых продуктов |
|
|
Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл*; федеральное государственное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл*; Приволжское межрегиональное территориальное управление Ростехрегулирования по Республике Марий Эл* |
2009-2010 годы |
3.3. |
Социальная поддержка инвалидов |
0,9 |
0,9 |
Минсоцзащиты и труда Республики Марий Эл |
2009-2010 годы |
3.4. |
Оказание материальной помощи малообеспеченным семьям |
1,1 |
1,1 |
-"- |
2009-2010 годы |
3.5. |
Выплата ежемесячного пособия на ребенка |
111,8 |
111,8 |
-"- |
2009-2010 годы |
|
Итого |
113,8 |
113,8 |
|
|
4. Поддержка развития социально-значимых подотраслей сельского хозяйства | |||||
4.1. |
Поддержка животноводства |
66,5 |
54,1 |
Минсельхоз Республики Марий Эл; органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов* |
2009-2010 годы |
4.2. |
Поддержка растениеводства |
13,6 |
14,8 |
-"- |
2009-2010 годы |
4.3. |
Компенсация части затрат на уплату процентов по краткосрочным и инвестиционным кредитам (займам) |
112,1 |
120,0 |
-"- |
2009-2010 годы |
4.4. |
Компенсация части затрат на уплату процентов по краткосрочным и инвестиционным кредитам (займам), полученным малыми формами хозяйствования на селе |
4,0 |
2,4 |
-"- |
2009-2010 годы |
4.5. |
Компенсация части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений, посадок многолетних насаждений |
2,0 |
4,0 |
Минсельхоз Республики Марий Эл; органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов* |
2009-2010 годы |
4.6. |
Обеспечение дизельным топливом для выполнения сезонных сельскохозяйственных работ |
20,0 |
63,2 |
-"- |
2009-2010 годы |
4.7. |
Повышение плодородия почвы |
20,2 |
22,2 |
-"- |
2009-2010 годы |
4.8. |
Мероприятия в области сельскохозяйственного производства |
12,9 |
10,3 |
Минсельхоз Республики Марий Эл |
2009-2010 годы |
4.9. |
Проведение закупочных и товарных интервенций зерна |
|
|
-"- |
2009-2010 годы |
|
Итого |
251,3 |
291,0 |
|
|
5. Мероприятия по стабилизации потребительских цен на продовольственные товары | |||||
5.1. |
Совершенствование нормативной правовой базы по направлениям, касающимся осуществления мониторинга цен на сельскохозяйственное сырье и продовольствие |
|
|
Минсельхоз Республики Марий Эл |
2009-2010 годы |
5.2. |
Обеспечение систематического мониторинга цен на всех стадиях производства и реализации продукции, в том числе обеспечение мониторинга торговых наценок |
|
|
Маристат* |
2009-2010 годы |
5.3. |
Организация "горячей линии" по жалобам и замечаниям на организацию торгового обслуживания и розничных цен от граждан |
|
|
Администрация Президента Республики Марий Эл |
2009-2010 годы |
5.4. |
Проведение рабочих совещаний с руководителями предприятий торговли по вопросу стабилизации розничных цен |
|
|
Минэкономразвития Республики Марий Эл |
2009-2010 годы |
5.5. |
Организация работы по заключению соглашений между Минсельхозом Республики Марий Эл и предприятиями перерабатывающей промышленности Республики Марий Эл, Минэкономразвития Республики Марий Эл и предприятиями торговли о регулировании цен на социально значимые продовольственные товары |
|
|
Минсельхоз Республики Марий Эл; Минэкономразвития Республики Марий Эл |
2009-2010 годы |
5.6. |
Осуществление контроля за соответствием соглашений между исполнительными органами государственной власти Республики Марий Эл и хозяйствующими субъектами о снижении и поддержании цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости антимонопольному законодательству Российской Федерации |
|
|
Марийское УФАС России* |
2009-2010 годы |
5.7. |
Расчет и анализ величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Республике Марий Эл с учетом складывающихся потребительских цен на основные продукты питания |
|
|
Минсоцзащиты и труда Республики Марий Эл |
ежемесячно |
5.8. |
Реализация положений Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", постановления Правительства Республики Марий Эл от 16 апреля 2007 г. N 104 "О мерах по реализации Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Марий Эл" по проведению розничных ярмарок по реализации продукции растениеводства и животноводства, пищевой и перерабатывающей промышленности на территориях районов и городов Республики Марий Эл |
|
|
Минсельхоз Республики Марий Эл; органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов* |
2009-2010 годы |
5.9. |
Информирование жителей республики о состоянии и перспективах развития продовольственного рынка республики |
|
|
Маристат*; Минэкономразвития Республики Марий Эл; органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов* |
2009-2010 годы |
|
Всего |
373,549 |
411,92 |
|
|
------------------------------
* По согласованию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 29 февраля 2008 г. N 50 "О республиканской программе "Развитие конкуренции на продовольственном рынке Республики Марий Эл в 2009-2010 годах"
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Республики Марий Эл от 26 марта 2008 г. N 3 ст.183
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 12 июля 2011 г. N 209
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 6 мая 2010 г. N 118
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 апреля 2009 г. N 107