Во исполнение Закона Республики Марий Эл "Об участии граждан в обеспечении общественного порядка в Республике Марий Эл" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 2003, N 8, часть 1, ст.256) Правительство Республики Марий Эл постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Типовое положение о народных дружинах по охране общественного порядка.
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Республики Марий Эл от 21 октября 1996 г. N 353 "Об утверждении Положения о дружинах по охране общественного порядка в Республике Марий Эл" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 1996, N 12, ст.276);
пункт 1 постановления Правительства Республики Марий Эл от 30 августа 1997 г. N 299 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл";
пункт 1 раздела I постановления Правительства Республики Марий Эл от 4 ноября 2003 г. N 339 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Марий Эл" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 2003, N 12, ст.426).
Глава Правительства |
Л.Маркелов |
Типовое положение
о народных дружинах по охране общественного порядка
(утв. постановлением Правительства Республики Марий Эл от 13 мая 2004 г. N 142)
I. Общие положения
1. Настоящее Типовое положение определяет порядок образования и деятельности народных дружин по охране общественного порядка на территории Республики Марий Эл.
2. Народные дружины по охране общественного порядка (далее - народные дружины) создаются на добровольной основе по месту жительства граждан .
3. В своей деятельности народные дружины руководствуются Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Марий Эл, законами Российской Федерации, Законом Республики Марий Эл "Об участии граждан в обеспечении общественного порядка в Республике Марий Эл", другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Марий Эл, органов местного самоуправления и настоящим Типовым положением.
4. Народные дружины действуют как общественные формирования граждан, прием в которые производится на строго добровольных началах.
5. Общее руководство народными дружинами осуществляют органы местного самоуправления.
6. Органы государственной власти и должностные лица оказывают содействие и помощь народным дружинам в их деятельности по укреплению общественного порядка и борьбе с правонарушениями.
7. Противодействие законным действиям народных дружинников, посягательство на их жизнь, здоровье и достоинство в связи с деятельностью по охране общественного порядка влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
II. Основные задачи и функции народных дружин
8. Основными задачами народных дружин являются: охрана прав и законных интересов граждан, участие в предупреждении и пресечении правонарушений, охрана общественного порядка, участие в работе по воспитанию граждан в духе уважения законов.
9. Народные дружины, выполняя возложенные на них задачи и руководствуясь действующим законодательством:
а) во взаимодействии с работниками органов внутренних дел (далее - милиция) участвуют в охране общественного порядка на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, пристанях, в аэропортах, в местах массового отдыха граждан и других общественных местах, а также в поддержании порядка во время проведения различных общественно-политических и массовых мероприятий;
б) оказывают содействие правоохранительным органам в их деятельности по укреплению общественного порядка и профилактике правонарушений;
в) принимают участие в профилактике хулиганства, пьянства и других правонарушений;
г) участвуют в профилактике правонарушений несовершеннолетних.
III. Порядок создания народных дружин. Условия исключения из народных дружин
10. Народные дружины создаются по решению органов местного самоуправления и действуют в соответствии с Законом Республики Марий Эл "Об участии граждан в обеспечении общественного порядка в Республике Марий Эл" на основании положения, утверждаемого представительным органом муниципального образования, с учетом настоящего Типового положения.
11. С инициативой создания народной дружины в органы местного самоуправления вправе обратиться комитеты территориального самоуправления, инициативные группы граждан, руководители предприятий, учреждений и организаций, общественные организации, милиция.
Не допускается создание народных дружин при общественных объединениях (в том числе политических партиях) и их органах, а также создание и деятельность организационных структур политических партий и общественных объединений в народных дружинах.
12. В народные дружины принимаются на общем собрании народных дружинников на добровольной основе в индивидуальном порядке граждане, положительно характеризующиеся, достигшие 18-летнего возраста, способные по состоянию здоровья, деловым и моральным качествам исполнять обязанности народного дружинника. В народную дружину не может быть принят гражданин:
а) имеющий неснятую и непогашенную судимость;
б) состоящий под диспансерным наблюдением в учреждениях здравоохранения по поводу хронического психического расстройства, алкоголизма, наркомании или токсикомании;
в) признанный по решению суда недееспособным или ограниченно дееспособным;
г) подвергавшийся административным взысканиям в течение текущего года с момента наложения взыскания за умышленные правонарушения, посягающие на общественный порядок или установленный порядок управления;
д) не имеющий постоянной регистрации по месту жительства.
Командир народной дружины выдает народному дружиннику нарукавную повязку, вручает удостоверение, подписанное главой соответствующей администрации муниципального образования, и памятку народного дружинника, в которой излагаются основные обязанности и права народного дружинника, а также важнейшие законоположения по охране общественного порядка.
См. постановление Правительства Республики Марий Эл от 5 июля 2004 г. N 178 "Об утверждении Положения об удостоверении народного дружинника, его образца и описания"
13. Исключение из народной дружины осуществляется в следующих случаях:
а) на основании личного заявления народного дружинника;
б) при выявлении обстоятельств, указанных в пункте 12 абзаца 2 настоящего Типового положения;
в) в связи с систематическим невыполнением народным дружинником обязанностей народного дружинника;
г) в случаях совершения народным дружинником противоправного действия либо бездействия.
14. Народный дружинник, не выполняющий свои обязанности или выполняющий их ненадлежащим образом, исключается из народной дружины и сдает удостоверение народного дружинника.
IV. Обязанности и права народного дружинника
16. Народные дружины осуществляют свою деятельность только во взаимодействии с работниками милиции.
Народный дружинник обязан:
а) активно участвовать в охране общественного порядка, в работе по предупреждению правонарушений, оказывать содействие правоохранительным органам в их деятельности по борьбе с правонарушениями;
б) исполнять законодательные и другие правовые акты, овладевать формами и методами профилактики правонарушений, изучать законодательство в необходимых объемах; при выполнении заданий четко и добросовестно выполнять требования командира народной дружины, а также указания работников милиции при проведении совместных мероприятий по охране общественного порядка;
в) в случае обращения граждан с сообщениями о событиях или фактах, угрожающих личной безопасности граждан, общественной безопасности, общественному порядку, либо в случае непосредственного обнаружения народным дружинником указанных событий или фактов сообщать об этом в ближайший отдел милиции и принимать меры по спасению людей, пресечению преступлений или административных правонарушений, задержанию лиц, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, охране места происшествия;
г) не допускать необоснованного ограничения прав и свобод граждан; не совершать действий с целью унижения чести и достоинства человека и гражданина;
д) принимать меры по оказанию помощи, в том числе доврачебной, гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений или несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни и здоровья;
е) при исполнении обязанностей по охране общественного порядка носить нарукавную повязку, иметь при себе удостоверение установленного образца и предъявлять его по требованию граждан или должностных лиц.
17. Народный дружинник совместно с работниками милиции имеет право:
а) требовать от граждан и должностных лиц соблюдение установленного общественного порядка и прекращение преступных действий, административных правонарушений;
б) требовать от нарушителей общественного порядка предъявление паспорта или других документов, удостоверяющих личность, если имеются достаточные основания подозревать данных граждан в совершении преступления или административного правонарушения;
в) доставлять в правоохранительные органы лиц, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения;
г) входить в клубы, на стадионы, в кинотеатры и другие общественные места при преследовании скрывающегося правонарушителя, для пресечения возникших там правонарушений, а также с согласия администрации этих мест для выполнения обязанностей по обеспечению общественного порядка;
д) при исполнении обязанностей по охране общественного порядка пользоваться правом бесплатного проезда на общественном пассажирском транспоре (за исключением такси) по специальным проездным билетам, выдаваемым на время дежурства, в порядке, определяемом администрацией муниципального образования;
е) в случаях, не терпящих отлагательств, использовать транспортные средства (кроме специальных) для доставления в лечебные учреждения лиц, находящихся в беспомощном состоянии, а также лиц, пострадавших от несчастных случаев или правонарушений и нуждающихся в связи с этим в безотлагательной медицинской помощи;
ж) бесплатно пользоваться для связи с милицией телефонами и иными средствами связи организаций независимо от форм собственности, общественных объединений в случаях, не терпящих отлагательства.
V. Формы и методы работы народных дружин
18. Народные дружины по охране общественного порядка осуществляют деятельность путем:
а) патрулирования и выставления постов на улицах, площадях, в парках и в других общественных местах, проведения рейдов по выявлению правонарушений;
б) проведения индивидуальной воспитательной работы с лицами, допускающими правонарушения, установления шефства народных дружинников над такими лицами; разъяснения гражданам законодательства, проведения бесед с родителями и другими близкими родственниками несовершеннолетних, допускающих правонарушения;
в) использования средств массовой информации в целях профилактики правонарушений и воздействия на лиц, совершающих антиобщественные поступки.
VI. Руководство деятельностью народных дружин
19. Общее руководство деятельностью народных дружин осуществляют органы местного самоуправления, которые направляют их деятельность, принимают меры по укреплению народных дружин и вовлечению в ряды народных дружинников граждан, обеспечивают соблюдение законности в деятельности народных дружин, организуют их взаимодействие с государственными и общественными организациями, участвующими в охране правопорядка, заслушивают сообщения и отчеты командиров народных дружин, решают вопросы материально-технического обеспечения народных дружин.
20. Высшим органом управления народной дружины является общее собрание народных дружинников.
Общее собрание народных дружинников рассматривает вопросы приема в народную дружину и исключения из нее, избрания командира народной дружины и его заместителя, заслушивает отчет командира народной дружины, рассматривает вопросы, связанные с избранием штаба народной дружины и начальника штаба.
Общее собрание народных дружинников проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца и считается правомочным, если на нем присутствует более половины народных дружинников. Решения общего собрания принимаются открытым голосованием большинством голосов присутствующих на собрании народных дружинников.
21. Оперативное руководство работой народных дружинников осуществляет командир народной дружины, который:
а) проводит работу по сплочению и укреплению народной дружины, воспитывает у народных дружинников высокую дисциплинированность, чувство общественного долга, товарищества;
б) организует изучение народными дружинниками основ законодательства, проведение занятий по физической подготовке народных дружинников, обучение их формам и методам борьбы с правонарушениями;
в) планирует работу народных дружин, инструктирует народных дружинников и контролирует их деятельность, ведет учет результатов работы народной дружины, готовит для обсуждения на собрании народных дружинников вопросы организации и деятельности народной дружины;
г) отчитывается не реже одного раза в год о своей работе перед народными дружинниками и о работе народной дружины перед соответствующими главами администраций муниципальных образований;
д) ходатайствует перед органами местного самоуправления о поощрении наиболее отличившихся народных дружинников.
VII. Взаимодействие органов внутренних дел с народными дружинами
22. Народный дружинник, участвуя в обеспечении правопорядка совместно с милицией, обязан выполнять законные распоряжения сотрудников милиции.
Правовая и специальная подготовка, а также периодическая проверка на пригодность к действиям, связанным с применением физической силы и специальных средств, и на умение оказывать доврачебную помощь пострадавшим осуществляется в порядке, устанавливаемом милицией.
23. По решению органов внутренних дел обеспечивается организация повседневного взаимодействия с народными дружинами, в необходимых случаях проводится инструктаж народных дружинников, обучение их формам и методам борьбы с правонарушениями, оказание методической помощи народным дружинам в планировании и учете их работы, проводятся совместные мероприятия по охране общественного порядка и предупреждению правонарушений. Во время проведения таких мероприятий оперативное руководство работой народных дружинников осуществляют должностные лица органов внутренних дел.
VIII. Гарантии социальной защиты народным дружинникам
24. Гарантии социальной защиты народным дружинникам устанавливаются органами государственной власти и органами местного самоуправления Республики Марий Эл.
В случае временной нетрудоспособности народного дружинника, наступившей в связи с выполнением обязанностей по охране общественного порядка, народному дружиннику выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с действующим законодательством.
В случае постоянной или длительной потери трудоспособности по той же причине народному дружиннику назначается пенсия по инвалидности в соответствии с действующим законодательством.
В случае гибели народного дружинника семье пострадавшего и лицам, находящимся на его иждивении, из средств бюджета соответствующего муниципального образования с последующей компенсацией из средств республиканского бюджета Республики Марий Эл выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного довольствия участкового уполномоченного милиции.
При причинении народному дружиннику тяжкого вреда здоровью, повлекшего стойкую утрату трудоспособности и (или) инвалидность, указанному гражданину из средств бюджета соответствующего муниципального образования с последующей компенсацией из средств республиканского бюджета Республики Марий Эл выплачивается единовременное пособие в размере двухлетнего денежного довольствия участкового уполномоченного милиции.
25. За время выполнения обязанностей по охране общественного порядка и действий, предусмотренных пунктом 17 настоящего Типового положения, в рабочее время члену народной дружины выплачивается пропорционально затраченному времени среднечасовой размер оплаты труда из расчета по месту его основной работы за счет бюджетов соответствующих муниципальных образований.
Членам народной дружины, привлекаемым к выполнению обязанностей, указанных в абзаце первом настоящего пункта, во внеурочное время выплачивается пропорционально затраченному времени заработок, равный часовому денежному содержанию постового милиционера, из соответствующих бюджетов муниципальных образований.
Оформление документов на оплату труда осуществляется командиром народной дружины через соответствующие администрации муниципальных образований.
Предельное количество дежурств по охране общественного порядка для каждого члена народной дружины, как правило, не должно превышать 4 часов в неделю и 176 часов в год. Учет времени дежурства осуществляет командир народной дружины.
26. За активное участие в охране общественного порядка по ходатайству командира народной дружины народному дружиннику может быть выплачено единовременное материальное вознаграждение из средств, предусмотренных бюджетом муниципального образования на содержание муниципальных органов общественного порядка.
Кроме того, к народному дружиннику могут быть применены следующие виды поощрений: объявление благодарности, выдача премии, награждение ценным подарком, предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью три рабочих дня.
IX. Материально-техническое обеспечение деятельности народных дружин
27. Народные дружины обеспечиваются служебными помещениями, телефонной связью и инвентарем соответствующими главами администраций муниципальных образований.
28. Главы администраций муниципальных образований при необходимости выделяют народным дружинам и штабам народных дружин на период дежурства транспортные средства.
29. По решению органов внутренних дел в необходимых случаях могут быть предоставлены штабам народных дружин на период дежурства мобильные радиостанции и другие технические средства в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Республики Марий Эл.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 13 мая 2004 г. N 142 "Об утверждении Типового положения о народных дружинах по охране общественного порядка"
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Республики Марий Эл от 26 июня 2004 г. N 6 ст.174
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 26 декабря 2014 г. N 697 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 2 августа 2011 г. N 232
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 10 февраля 2011 г. N 46