В целях всестороннего учета интересов народов Республики Марий Эл и на основании Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 года N 909 "Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации" постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию государственной национальной политики Республики Марий Эл.
2. Рекомендовать органам государственной власти и органам местного самоуправления Республики Марий Эл при решении конкретных задач в сфере национальных отношений, а также при разработке местных программ межнационального сотрудничества руководствоваться Концепцией государственной национальной политики Республики Марий Эл.
Президент |
В.Кислицын |
г.Йошкар-Ола,
13 декабря 1997 года,
N 473
Концепция
государственной национальной политики Республики Марий Эл
(утв. Указом Президента Республики Марий Эл от 13 декабря 1997 г. N 473)
Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 года N 909 утверждена Концепция государственной национальной политики Российской Федерации. Разработанная с учетом данного документа Концепция государственной национальной политики Республики Марий Эл (далее - Концепция) представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Марий Эл, а также общественных организаций и объединений в сфере национальных отношений.
Государственная национальная политика Республики Марий Эл основывается на принципах Конституции Российской Федерации, Федеративного договора, Конституции Республики Марий Эл, Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, настоящей Концепции, общепризнанных нормах международного права и находит свое выражение в системе межгосударственных, федеральных, межреспубликанских и республиканских правовых актов и договоров, а также в указах и распоряжениях Президента Республики Марий Эл и постановлениях Правительства Республики Марий Эл.
Концепция государственной национальной политики Республики Марий Эл призвана стать ориентиром для органов государственной власти при решении задач национального развития и регулирования межнациональных отношений, обеспечения конституционных прав человека и гражданина, а также при разработке республиканских, местных программ национального развития и межнационального сотрудничества.
Основными идеями Концепции являются идеи общероссийской солидарности и межнациональной консолидации, сохранения и развития, сотворчества и сотрудничества народов Республики Марий Эл.
Государственная национальная политика Республики Марий Эл призвана способствовать формированию гражданского общества, где бы своевременно и максимально полно удовлетворялись национальные потребности как отдельного человека, так и всех проживающих в республике народов.
1. Основные тенденции развития национальных отношений в Республике Марий Эл
Современная этнополитическая ситуация в Республике Марий Эл во многом обусловлена социально-политическим положением в Российской Федерации в целом.
При анализе современного состояния национальных и межнациональных отношений, тенденции их развития в Республике Марий Эл нельзя не учитывать и сложного наследия прошлого.
Марийцы, являющиеся коренным населением республики, как этнос исторически сформировались на этой территории к концу 1 тысячелетия н.э. Однако в дальнейшем они оказались под влиянием тюркского мира - вначале Хазарского каганата. Волжской Болгарии, потом Золотой Орды и Казанского ханства. В середине XVI века Марийский край был присоединен к Российскому государству, с чем было связано усиление влияния русской, православной культуры. Традиционный регион заселения марийцев все более становился полиэтничным, поликонфессиональным. На этой территории традиционно стали проживать вместе с марийцами русские, татары, удмурты, чуваши и другие народы, которые в существенной мере сохранили свой национальный облик, сберегли язык, традиции, верования, обычаи своих народов. Такая полиэтничность, поликонфессиональность определили в крае сложные этнические процессы, в которых проявились такие тенденции, как консолидация, интеграция, взаимодействие, смешение этнических общностей, приобретение ими новых черт, традиций.
В XVIII веке Марийский край искусственно, без учета национальных особенностей был разделен между Казанской, Вятской, Нижегородской губерниями. Колонизаторская, христианизаторская политика царизма вызвала миграцию части коренного населения края в Уфимскую, Екатеринбургскую и другие губернии.
Победившая в 1917 году советская власть в своей национальной политике провозгласила право наций на самоопределение, но не создала механизма его реализации. Вместе с тем, в первые годы советской власти народы получили реальные возможности для своего национально-культурного устройства, развития национальной культуры.
После образования 4 ноября 1920 г. Марийской автономной области усиливается тенденция консолидации и интеграции живущего в крае населения. Марийцы, русские, татары, чуваши, мордва, удмурты и представители других национальностей участвовали в становлении Марийской автономной области.
5 декабря 1936 г. Марийская автономная область была преобразована в республику. Была принята своя Конституция, другие атрибуты государственности. Однако они в условиях складывания унитарного союзного государства носили формальный характер.
Тяжелый удар по народам России, нашей республики был нанесен в 30-е годы сталинскими репрессиями, приведшими к разрушению национальных культур, духовных ценностей. Наряду со значительными успехами в развитии сотрудничества народов и достижениями в экономике и культуре, усилилась тенденция игнорирования национальных проблем, стал проводиться курс на унификацию, ассимиляцию наций и народов.
С началом перестройки, особенно с конца 80-х начала 90-х годов ХХ века, в нашей республике начались преобразования, которые непосредственно затрагивали и национальные отношения. Получили развитие национальные объединения и движения. 22 октября 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете республики, в конце 1991 года была введена должность Президента республики, в марте 1992 года в числе других субъектов Российской Федерации Республика Марий Эл подписала Федеративный договор. В 1995 году была принята новая Конституция Республики Марий Эл, которая определила ее статус как демократического правового государства в составе Российской Федерации. Республика Марий Эл расположена в бассейне Средней Волги, занимает площадь 23,2 тысячи квадратных километров, граничит с Республикой Татарстан, Чувашской Республикой, Кировской и Нижегородской областями. Сегодня в республике проживают граждане более 60 национальностей. В числе более чем 760 тысяч жителей республики около 325 тысяч мари (43,3%), 356 тысяч русских (47,5%), 44 тысячи татар (5,9%), 9 тысяч чувашей (1,2%), 5 тысяч украинцев (0,7%), 2,5 тысячи удмуртов (0,3%), 1,7 тысячи мордвы (0,2%), 1,4 тысячи белорусов (0,2%;), а также представители других народов, различные не только по языку и своей численности, но и в области материальной и духовной культуры, конфессиональной принадлежности.
Национально-этнические группы в республике, как правило, проживают компактно. Так, татары проживают в городах Йошкар-Оле и Волжске, в Параньгинском и Мари-Турекском районах.
Большая часть удмуртов компактно проживает в республике в Мари-Турекском районе, а чувашское население - в Звениговском районе.
В последние годы наблюдается тенденция к изменению этнодемографической ситуации в республике. Это связано в первую очередь с миграционными процессами. Так, за 1993-1996 годы в нашу республику прибыло 83482 человека, а выбыло 73184. За 1996 год, по данным миграционной службы, в республику прибыло 457 беженцев и вынужденных переселенцев из Казахстана, Узбекистана и Таджикистана.
В естественном движении населения изменения носят следующие признаки: среди марийцев естественный прирост населения прекращается в 1993 году, число умерших превысило число родившихся, а в 1994-1995 годах естественная убыль превысила рождаемость на 895 человек; среди русского населения республики в 1992-1995 годах естественная убыль превысила рождаемость на 6485 человек, а в 1996 году - на 2573 человека. И такая неблагоприятная демографическая ситуация в республике сохраняется. Это обусловлено прежде всего тяжелым социально-экономическим положением республики, обнищанием населения, сокращением продолжительности жизни, ослаблением работы по профилактике заболеваний. Негативное воздействие оказывает безработица, сказываются и нравственно-психологические последствия кризисного, переходного периода.
В развитии национальных отношений в республике проявляют себя такие взаимосвязанные тенденции, как стремление сохранять национально-культурную самобытность и развивать приверженность к духовной общности народов России, к их национальной самоидентификации и интеграции.
В целом этнополитическая ситуация в Республике Марий Эл остается относительно стабильной, о чем свидетельствует отсутствие каких-либо межнациональных конфликтных ситуаций. Вместе с тем в республике существуют определенные противоречия и тенденции, которые, если не учитывать их, могут неблагоприятно проявиться и осложнить этнополитическую ситуацию. Выделим некоторые из них:
противоречие между стремлением народов к самоорганизации, самоутверждению и объективными, необходимыми процессами консолидации, интеграции населения республики в целом;
противоречие между повышенным интересом к этнической самобытности, активизацией национальных самоидентификационных процессов и исторически сложившейся духовной общностью народов России;
усиление национальных самоидентификационных процессов возродило тяготение части коренного населения к традиционным верованиям (язычеству), ощущается и проникновение в республику различных нетрадиционных религиозных течений, что создает предпосылки для межконфессионального и этноконфессионального напряжения;
сохранение неблагоприятной этнодемографической ситуации, влияние миграционных процессов и другие.
Концепция государственной национальной политики Республики Марий Эл призвана стать ориентиром для органов государственной власти и управления при анализе сложных проблем в области национальных отношений, решении задач национального развития и межнационального сотрудничества.
2. Принципы государственной национальной политики в Республике Марий Эл
Государственной национальной политике Республики Марий Эл присущи определенные основополагающие ценности (принципы), которые должны быть проведены на всех уровнях ее формирования и осуществления в системе органов государственной власти, органов местного самоуправления. Эти принципы вытекают из мирового и российского опыта решения национального вопроса, из современных реалий Российской Федерации и исторических особенностей развития Республики Марий Эл.
Основными принципами государственной национальной политики в Республике Марий Эл являются:
возрождение и развитие национального менталитета народа мари и создание необходимых условий для удовлетворения национальных потребностей всех народов республики;
совершенствование правовых механизмов разграничения полномочий и предметов ведения между органами государственной власти Российской Федерации и Республики Марий Эл;
развитие чувства общероссийской солидарности граждан и народов;
уважение и равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от национальной, религиозной принадлежности, социального происхождения и положения, места проживания;
признание прав личности на свободное этническое самоопределение, а также прав на удовлетворение интересов и запросов, связанных с национальной принадлежностью;
запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
уважение к истории, традициям, культуре, языку и национальному достоинству всех народов республики;
содействие развитию языка, культуры и жизненного уклада марийского и других народов, проживающих в республике, в соответствии с нормами российского права и общепризнанными нормами международного права, в том числе действующими в отношении коренных народов;
содействие культурному развитию марийцев, проживающих за пределами республики, в соответствии с принципами национально-культурной автономии;
открытость и гласность государственной национальной политики Республики Марий Эл;
совместная, согласованная реализация государственной национальной политики Республики Марий Эл и Российской Федерации.
3. Основные цели, задачи и приоритеты государственной национальной политики в Республике Марий Эл
Основной целью государственной национальной политики Республики Марий Эл является обеспечение на основе тщательного и своевременного учета национальных интересов народов, необходимых политико-правовых, социально-экономических, организационных и других условий для гражданского мира, межнационального согласия, всестороннего и полнокровного развития и сотрудничества народов, формирования гражданского общества на основе:
гуманизма, демократии, патриотизма, интернационализма;
признания, соблюдения и защиты прав, свобод человека и гражданина;
реализации принципов национального равноправия;
создания необходимых условий для развития марийского народа, именем которого названа республика;
создания необходимых условий для развития всех народов республики;
духовного обновления, сотворчества народов республики на основе взаимного обогащения культур, сочетания традиций и новаций;
запрещения пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
При формировании и реализации государственной национальной политики Республики Марий Эл выдвигаются следующие неотложные задачи и приоритеты:
а) в политической сфере:
разработать и совершенствовать меры политического, правового характера, обеспечивающие регулирование национальной политики республики;
реально обеспечивать гражданам всех национальностей гарантированные конституционные права и свободы на всей территории республики;
объединить усилия всех звеньев государственной системы и политических деятелей для сохранения межнациональной стабильности, утверждения принципа равноправия граждан различных национальностей и вероисповеданий, укрепления солидарности между ними;
обеспечить равноправные условия для участия в общественно-политической, культурной жизни гражданам, общественным национально-культурным формированиям на основе собственной инициативы и ответственности;
выработать прогнозы и модели общественного, политического, социального, национального и культурного развития республики;
ориентировать средства массовой информации на создание положительного образа народов республики как единого сообщества, развитие между ними сотрудничества, сотворчества и солидарности;
воспитывать у граждан уважение к государственной символике России и Республики Марий Эл;
разрабатывать и реализовывать целевые республиканские программы государственной национальной политики Республики Марий Эл;
б) в государственно-правовой сфере:
совершенствовать правовые механизмы разграничения полномочий и предметов ведения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Марий Эл;
формировать в рамках республики единое законодательное пространство по национальной политике с учетом Конституции Российской Федерации, принципов и положений государственной национальной политики Российской Федерации и Республики Марий Эл;
обеспечить на основе российского законодательства правовые условия установления и координации на республиканском уровне регулярных связей со всеми финноугорскими регионами, а также с субъектами Российской Федерации, зарубежными странами, с которыми этнически связаны народы республики;
осуществлять государственно-правовую поддержку национально-культурным формированиям, организациям и объединениям, а также гражданам всех национальностей;
оказывать правовое содействие осуществлению культурно-национальной автономии народов республики;
создать правовые гарантии равенства всех конфессий, не допускать деятельность религиозных организаций, наносящих ущерб физическому и духовному здоровью людей, дестабилизирующих социально-политическую ситуацию в республике;
обеспечивать правовую защиту национальной чести и достоинства каждого гражданина республики;
в) в социально-экономической сфере:
учитывать экономические интересы народов республики и принципы бюджетного федерализма в России;
содействовать развитию внешних экономических связей, региональных ассоциаций экономического взаимодействия как фактора гармонизации межнациональных интересов, обеспечения комплексного решения социально-экономических и национально-культурных проблем;
рационально использовать хозяйственные возможности республики, природные ресурсы, накопленный научнотехнический и кадровый потенциал, преимущества территориального разделения труда и производственной кооперации при общей направленности на комплексное социально-экономическое развитие республики;
проводить политику разумного протекционизма в отношении республиканских товаропроизводителей, создавая при этом условия для улучшения инвестиционного климата и эффективного привлечения внешних капиталовложений;
поддерживать предпринимательство, малый и средний бизнес, новые виды производства по переработке, хранению и сбыту сельскохозяйственной продукции;
возрождать и развивать традиционные отрасли хозяйства марийского и других народов республики с учетом разумного природопользования;
изыскивать дополнительные источники финансирования и материальных ресурсов для решения социально-экономических, национальных, демографических, экологических проблем;
определить инвестиционную, дотационную, кредитно-финансовую и налоговую политику с учетом государственной национальной политики Республики Марий Эл. Создать механизм контроля за использованием целевых средств по назначению;
повышать качество жизни людей, обеспечивать социальное равновесие в жизненном уровне различных социальных групп населения;
сочетать интересы районов и городов, сельских и городских жителей республики;
прослеживать миграционные процессы, влиять на демографическую ситуацию в республике;
осуществлять программу поддержки, развития семьи и детства в республике;
поддерживать молодые национальные таланты, творческих деятелей в области науки и культуры;
проводить фундаментальные и прикладные исследования по этнополитическим, социальным, национальным и культурным вопросам;
г) в духовной сфере:
пропагандировать идеи межнационального согласия, сотворчества, солидарности, возрождения и развития народов республики, воспитывать чувство патриотизма, любви к родному краю, Отечеству;
сохранять историческое наследие и развивать традиционное взаимодействие финно-угорских, славянских, тюркских и других народов Республики Марий Эл, Российской Федерации, создавать в обществе атмосферу уважения к культурным ценностям всех народов;
прослеживать и анализировать этнополитическую ситуацию в республике в системе мониторинга;
создать необходимые условия для изучения и расширения социальных функций марийского (горного, лугового) языка как государственного языка Республики Марий Эл;
обеспечить оптимальные условия для развития русского языка как государственного языка и языка межнационального общения;
укреплять и развивать национальную общеобразовательную школу как инструмент сохранения и развития марийского языка, культуры, как средство воспитания у подрастающего поколения уважения к истории, культуре, языку других народов, формирования чувства солидарности, духовного сотворчества народов республики;
развивать национальные детские дошкольные учреждения, способные приобщать подрастающее поколение к языку, историко-культурным ценностям своего и других народов республики;
обеспечить национальное образование в рамках государственной школы в местах компактного проживания национальных групп;
обеспечить подготовку и распространение информации на государственных языках республики;
учитывать реально существующие взаимосвязи жизни этносов с их верованиями, поддерживать деятельность всех религиозных организаций, направленную на межнациональное согласие и мир в республике;
защищать население от низкопробных образцов массовой культуры, насаждающих любые формы насилия и стереотипы поведения, чуждые национальной психологии и традициям народов республики;
д) в сфере национально-культурного самоопределения:
создавать самоуправляемые общественные образования в местах компактного проживания национальных и этнических групп;
формировать в рамках действующего законодательства ассоциации и другие общественные объединения, способствующие сохранению и развитию культуры, более полному участию национальных групп в общественно-политической, культурной жизни;
учреждать в установленном порядке средства массовой информации, получать и распространять в них информацию на родном языке;
принимать участие в создании и деятельности образовательных и научных организаций, учреждений культуры;
приобщаться к национальным культурным ценностям, содействовать сохранению и развитию народных промыслов и ремесел, приумножению исторического и культурного наследия своего народа;
участвовать в культурном сотрудничестве народов, этнических и религиозных общин;
е) в сфере внешних связей:
осуществлять координацию международных и внешнеэкономических связей республики с федеральными органами власти;
развивать всесторонние связи с финно-угорскими народами России и зарубежных государств;
устанавливать и поддерживать свободные и мирные контакты с гражданами других государств;
участвовать через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных организаций;
укреплять дружбу и сотрудничество с народами Российской Федерации.
4. Механизм и основные направления реализации государственной национальной политики Республики Марий Эл
Государственная национальная политика Республики Марий Эл осуществляется посредством эффективной реализации конституционно-правовых принципов регулирования национальных отношений, разработки и выполнения республиканских и местных программ национального возрождения и развития, поддержки общественных инициатив в достижении целей национальной политики.
Узловой проблемой реализации государственной национальной политики Республики Марий Эл является создание надежного механизма, способного обеспечить скоординированную деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления Республики Марий Эл, общественных, национальных и культурных организаций, объединений на основе учета интересов народов, достижения согласия через координацию и сотрудничество, преодоления межнациональных противоречий.
Субъектами реализации государственной национальной политики Республики Марий Эл являются органы государственной власти и местного самоуправления, а также общественные, национальные и культурные организации, объединения, представляющие интересы конкретных народов, проживающих в республике.
Для реализации государственной национальной политики Республики Марий Эл необходимо осуществление следующих мер:
а) в политико-правовой сфере:
согласовывать социально-экономическое, политическое, культурное и правовое развитие республики с целями, задачами и приоритетами государственной национальной политики Российской Федерации и Республики Марий Эл;
добиваться, чтобы принятию политических, правовых и управленческих решений по национальным вопросам предшествовали их научное осмысление, анализ, проработка возможных результатов и последствий;
обеспечивать научную, нормативно-правовую базу государственной национальной политики Республики Марий Эл, проводить экспертизы всех правовых и нормативных актов по национальным проблемам на предмет соответствия Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Марий Эл, по необходимости вносить поправки и дополнения к соответствующим законодательным актам;
систематизировать работу по подготовке и принятию законодательных актов, направленных на оптимизацию национальных отношений. В целях реализации государственной национальной политики Республики Марий Эл целесообразно на первом этапе внесение в Государственное Собрание Республики Марий Эл для рассмотрения и принятия следующих законов:
о свободе совести и религиозных организациях в Республике Марий Эл;
о политических партиях и общественных объединениях;
о традиционном природопользовании в Республике Марий Эл и других;
создавать действенный механизм скоординированной деятельности всех ветвей государственной власти и управления, общественных национальных движений, национально-культурных объединений, организаций и этнических групп по реализации государственной национальной политики Республики Марий Эл;
использовать программно-целевой подход к реализации государственной национальной политики Республики Марий Эл, направленный на улучшение жизни людей, удовлетворение национально-культурных запросов народов республики;
периодически обсуждать проблемы национальных отношений на заседаниях исполнительных и законодательных органов власти;
использовать федеральные, республиканские и местные средства массовой информации для разъяснения и пропаганды государственной национальной политики Республики Марий Эл;
оказывать государственную и общественную поддержку этническим диаспорам марийского и других народов республики в удовлетворении национально-культурных потребностей на основе заключения соответствующих договоров между Республикой Марий Эл, субъектами Российской Федерации и зарубежными государствами;
б) в организационно-управленческой сфере:
осуществлять совместную, согласованную реализацию государственной национальной политики Республики Марий Эл и государственной национальной политики Российской Федерации. При этом федеральные органы власти осуществляют задачи выработки и корректировки основных стратегических направлений национальной политики, обеспечения законодательной базы, координации федеральных и региональных программ национального развития, информационного обеспечения стратегических направлений национальной политики, оказания существующим органам власти республики необходимой научно-методической помощи, осуществления контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере федеративных и национальных отношений. В свою очередь органы государственной власти и управоения Республики Марий Эл непосредственно осуществляют выработку и реализацию стратегических и тактических направлений национальной политики исходя из интересов республики, согласования их с осуществлением социально-экономических и политических реформ; разрабатывают программы социально-экономического и национально-культурного развития народов республики, решают вопросы финансирования, согласовывают интересы и совместные действия национальных общностей, национальнокультурных организаций и объединений, организуют подготовку и повышение квалификации кадров государственных служащих, специализирующихся в области национальных отношений, предусматривают меры недопущения и преодоления возникающих межнациональных противоречий. Координацию деятельности федеральных и республиканских органов государственной власти в области национальной политики осуществляет территориальный отдел Министерства Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям;
для решения организационно-управленческих задач в республике необходимо иметь соответствующие структуры в органах исполнительной и законодательной власти, занимающихся вопросами национальной политики и национальных отношений. Исходить, что все вопросы управления национальными процессами в Республике Марий Эл решаются на основе принципа непротиворечия общереспубликанским, общероссийским интересам, общечеловеческим ценностям.
Контроль за проведением государственной национальной политики Республики Марий Эл, функции координации, информационного и научно-методического ее обеспечения возложить на Министерство культуры и по делам национальностей Республики Марий Эл;
для содействия реализации государственной национальной политики Республики Марий Эл при Администрации Президента Республики Марий Эл создать общественный совет по делам национальностей, наделив его правами совещательного характера и рекомендательными функциями;
периодически проводить республиканские форумы (съезды) народов Республики Марий Эл;
приглашать к участию в реализации государственной национальной политики Республики Марий Эл политические партии, общественные, национальные организации и движения, национально-культурные центры и общества, которые взаимодействуют с органами государственной власти и управления;
разработать республиканские и местные программы национального, культурного развития и межнационального сотрудничества народов республики, сохранения традиционной природной и национально-культурной среды их обитания;
создавать в отдельных местностях с компактным проживанием этнических групп национально-культурные центры, общества;
способствовать осуществлению культурно-национальной автономии народов, проживающих в Республике Марий Эл, Российской Федерации и зарубежных государствах;
осуществлять кадровое обеспечение реализации государственной национальной политики Республики Марий Эл, подготовку и повышение квалификации кадров государственных служащих, специализирующихся в области национальных отношений;
функции базового учреждения по реализации государственной национальной политики Республики Марий Эл возложить на Общественно-политический центр при Президенте Республики Марий Эл;
периодически проводить "круглые столы", конференции по национальным проблемам и межнациональному сотрудничеству в республике;
в) в социально-экономической сфере:
разработать на уровне республики, отраслей экономики, соответствующих министерств и предприятий программы поэтапного вывода экономики из кризиса с учетом государственной национальной политики Республики Марий Эл, принципов бюджетного федерализма в России;
отрегулировать налоговую политику, использовать ее для оживления и роста производства, предусмотреть благоприятный налоговый режим для национально-культурных ассоциаций, культурных центров и обществ, традиционных народных промыслов и ремесел;
направить средства фонда развития и стимулирования материального производства Республики Марий Эл на поддержку тех производств (в том числе традиционных), которые обеспечат быструю возвратность финансовых ресурсов и рост производства продукции, оказания услуг населению;
с учетом национальных особенностей сельских районов республики разработать и реализовать программу вывода аграрного сектора экономики из кризисного состояния, стабилизации производства сельскохозяйственной продукции, повышения эффективности агропромышленного производства, усиления социальной поддержки села;
учитывать, что экономическое обеспечение реализации государственной национальной политики Республики Марий Эл включает прежде всего финансирование, которое осуществляется из средств бюджета Российской Федерации (через общероссийские программы), республиканского бюджета, а также за счет средств, поступающих от благотворительных и спонсорских взносов предприятий, организаций, учреждений, фондов и других юридических и физических лиц, в том числе от субъектов Российской Федерации, зарубежных стран и международных организаций;
предусмотреть при разработке проекта республиканского бюджета на очередной год специальную статью расходов для реализации государственной национальной политики Республики Марий Эл и соответствующих программ;
в целях преодоления в республике депопуляционного процесса, поддержки семьи, охраны здоровья матерей и подрастающего поколения разработать программу стимулирования рождаемости;
в вопросах социально-экономического развития республики учитывать приток мигрантов, связанные с этим проблемы трудоустройства, социальной защиты населения;
г) в духовной сфере:
проводить политику культурного, духовного плюрализма, удовлетворять права и запросы граждан, связанных с их национальной принадлежностью;
обеспечить культурное, духовное развитие народов республики на основе свободы, сохранения традиций, самобытности, взаимообогащения и приумножения национальных ценностей;
популяризировать лучшие достижения культуры и искусства марийского и других народов республики, предоставлять населению широкие возможности для приобщения к культурным ценностям народов;
обеспечить образовательными и исследовательскими учреждениями республики разработку программ и курсов, способствующих воспитанию культуры межнационального общения, ознакомлению детей, молодежи, населения с духовным богатством народов, проживающих в республике, использования их в системе дошкольного воспитания, среднего и высшего образования, повышения квалификации кадров, а также в системе обучения в воинских частях и подразделениях;
обеспечить реализацию Закона Республики Марий Эл "О языках в Республике Марий Эл", создать оптимальные условия для функционирования и развития государственных языков республики, способствовать работе национальных детских дошкольных учреждений, школ, национальной системы образования;
реализовать законы Республики Марий Эл "Об образовании", "О культуре". Государственную программу развития образования в Республике Марий Эл;
оказывать содействие восстановлению национальных памятников истории и культуры народов республики, созданию музеев и заповедников;
обеспечить издание комплекта учебников и учебно-методических пособий по истории и культуре марийского и других народов республики, по предметам гуманитарного цикла на государственных языках Республики Марий Эл;
организовать целевую подготовку кадров для работы в национальных детских дошкольных учреждениях, национально-культурных центрах и обществах;
проводить научные исследования этнополитических, национально-культурных процессов в республике в системе мониторинга с выработкой прогнозов и рекомендаций по развитию и совершенствованию национальных отношений;
учредить Марийский гуманитарный научный фонд (МГНФ) для поддержки исследовательских проектов гуманитарных научных исследований, в том числе по проблемам национальных отношений;
проводить республиканские фестивали, дни марийской, русской, татарской, чувашской, украинской и других культур народов республики;
обеспечить свободное развитие конфессий как составной части духовной культуры народов, противодействовать попыткам использования чувства верующих для разжигания межнациональных противоречий;
проводить научно-практические конференции по проблемам обустройства народов республики и межнационального сотрудничества;
д) в сфере совершенствования федеративных отношений:
заключить Договор между Российской Федерацией и Республикой Марий Эл "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Марий Эл";
разработать правовые механизмы реализации совместных полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти Республики Марий Эл;
совершенствовать экономический механизм федеративных отношений, в том числе бюджетный федерализм и систему налогообложения;
осуществлять совместную реализацию федеральных и республиканских программ развития;
е) в сфере внешних связей:
в договорах, международных актах Российской Федерации, Республики Марий Эл с другими государствами предусмотреть положения об удовлетворении национальных потребностей марийского и других народов, проживающих в республике;
содействовать осуществлению национально-культурной автономии марийцев и других народов республики в общероссийском и мировом пространстве;
развивать взаимовыгодное сотрудничество с субъектами Российской Федерации, зарубежными государствами.
5. Информационно-аналитическое обеспечение государственной национальной политики Республики Марий Эл
Необходимо постоянное накопление и системный анализ социологической и иной информации о жизни народов республики в режиме мониторинга. Приоритетными направлениями научных исследований являются те, которые дают информацию о состоянии социокультурной среды (включая человеческий потенциал). К ним относятся:
социально-этнический паспорт республики; социальная, этническая, социопрофессиональная структура, демографическая ситуация и динамика в республике;
этнополитический паспорт республики; структура политических сил, цели политики и поведения национальных групп, партий и движений, действий национальных элит и административных органов;
динамика социальной и политической обстановки в республике, факторы напряженности и безопасности;
согласование альтернатив социально-экономического и общественно-политического развития республики.
Проводить анализ нескольких групп факторов, определяющих этнополитическую ситуацию в Республике Марий Эл:
а) социально-экономических - современный и перспективный жизненный уровень этнических групп, уровень дифференциации доходов граждан, обеспеченность безопасности жизненных стандартов от экономических потрясений кратко- и долгосрочного характера, состояние экономических отношений, эффективность микро- и макроэкономического регулирования;
б) политических - совместимость жизненных стандартов этнических групп с защитой гражданских прав и свобод человека, уровень и динамика политического участия в этническом аспекте, структура государственной власти в республике, руководящий состав государственных органов республики в этническом аспекте, внутриполитическая стабильность, состояние политического контроля и управления;
в) социологических - совместимость жизненных стандартов этнических групп с поддержанием физических и духовных сил, уровень риска этнополитических противоречий, криминогенная ситуация.
Выполнение этих задач поручить Марийскому научноисследовательскому институту языка, литературы и истории им.В.М.Васильева при участии управления информации Администрации Президента Республики Марий Эл, Министерства культуры и по делам национальностей Республики Марий Эл, а также территориального отдела Министерства Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям. В их задачу входит регулярный сбор стандартизированной информации, фиксация изменений этносоциальных показателей, проведение социологических исследований мониторингового типа, регулярные опросы населения, анализ специальной литературы, периодики и другое.
* * *
Данная Концепция представляет собой изложение общих, принципиальных подходов в решении национальных проблем, достижении межнационального согласия и солидарности. Государственная национальная политика Республики Марий Эл направлена на обновление и развитие национальной жизни, налаживание демократических, равноправных, всесторонних отношений между всеми народами республики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указ Президента Республики Марий Эл от 13 декабря 1997 г. N 473 "Об утверждении Концепции государственной национальной политики Республики Марий Эл"
Текст Указа опубликован в Собрании законодательства Республики Марий Эл, 1998 г., N 1 (37), стр.63
Указом Главы Республики Марий Эл от 8 мая 2015 г. N 113 настоящий Указ признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Указ Президента Республики Марий Эл от 23 июля 2010 г. N 140