Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Йошкар-Олинского
городского Собрания
от 29 апреля 2004 г. N 492-III
Положение
о народных дружинах по охране общественного порядка на территории муниципального образования "Город Йошкар-Ола"
25 октября 2005 г., 27 февраля 2007 г.
Решением Йошкар-Олинского городского собрания Республики Марий Эл от 25 октября 2005 г. N 143-IV в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного решения
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок деятельности народных дружин по охране общественного порядка (далее дружины) на территории муниципального образования "Город Йошкар-Ола".
1.2. Дружины создаются по производственно-территориальному принципу в целях оказания населением муниципального образования "Город Йошкар-Ола" содействия органам государственной власти, органам местного самоуправления и правоохранительным органам в обеспечении общественного порядка, профилактики правонарушений.
1.3. Общее руководство дружинами осуществляет Администрация города Йошкар-Олы.
1.4. Органы местного самоуправления и должностные лица оказывают всемерное содействие и помощь дружинам в их деятельности по укреплению общественного порядка и борьбе с правонарушениями.
1.5. Противодействие законным действиям дружинников, посягательство на их жизнь, здоровье и достоинство в связи с деятельностью по охране общественного порядка влекут за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством.
1.6. Народные дружины действуют как общественные формирования граждан, прием в которые производится на строго добровольных началах.
2. Правовая основа, принципы деятельности и задачи дружин
2.1. Правовую основу деятельности дружин составляют Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Марий Эл, нормативные правовые акты Российской Федерации, Республики Марий Эл, органов местного самоуправления и настоящее Положение.
2.2. Деятельность дружин осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности, комплектования на добровольной основе.
2.3. Основными задачами дружин являются:
- оказание содействия правоохранительным и иным уполномоченным органам в их деятельности по охране общественного порядка, предупреждению и пресечению правонарушений, обеспечению личной и имущественной безопасности граждан;
- воспитание граждан в духе уважения к закону, создание в обществе атмосферы нетерпимости к любым антиобщественным проявлениям.
2.4. Выполняя возложенные на них задачи, дружины:
а) совместно с работниками органов внутренних дел участвуют в охране общественного порядка на территории муниципального образования;
б) проводят профилактическую воспитательную работу с лицами, склонными к совершению правонарушений, принимают участие в работе по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, ведут работу с неблагополучными семьями;
в) принимают участие в профилактике хулиганства, пьянства, хищений имущества, нарушений правил торговли и других правонарушений;
г) оказывают помощь государственным органам, органам местного самоуправления и правоохранительным органам в выполнении задач при возникновении чрезвычайных ситуаций, обеспечении режима чрезвычайного положения.
3. Формы и методы работы дружин
3.1. Дружина осуществляет свою деятельность путем:
- совместного с милицией патрулирования и выставления постов на улицах, площадях, в парках и других общественных местах, проведения рейдов по выявлению и пресечению правонарушений;
- проведения профилактической работы с лицами, допускающими правонарушения, воспитательной работы с несовершеннолетними правонарушителями, бесед с их родителями и близкими родственниками, разъяснения гражданам норм действующего законодательства;
- использования средств массовой информации в целях профилактики правонарушений и воздействия на лиц, их совершающих;
- приема сообщений и иной информации о правонарушениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности и немедленного информирования о них правоохранительных органов;
- выявления обстоятельств, способствующих совершению правонарушений, принятия в пределах своих полномочий мер по устранению данных обстоятельств, предупреждению и пресечению правонарушений;
- использования иных форм и методов, не противоречащих действующему законодательству.
Решением Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" Республики Марий Эл от 27 февраля 2007 г. N 377-IV в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного решения
4. Порядок создания и организация дружин
4.1. Дружины создаются на основании постановления главы администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" (мэра города) по производственно-территориальному принципу на предприятиях, в учреждениях, организациях (не зависимо от форм собственности), учебных заведениях и факультетах учебных заведений. С инициативой создания дружины в администрацию городского округа "Город Йошкар-Ола" вправе обратиться органы территориального общественного самоуправления, инициативные группы граждан, руководители предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений, общественные организации, милиция.
4.2. В дружину принимаются на добровольной основе граждане России, проживающие или работающие (обучающиеся) в муниципальном образовании "Город Йошкар-Ола", достигшие 18-летнего возраста, способные по своим деловым и моральным качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять поставленные перед дружиной задачи.
4.3. Прием в дружину производится на добровольных началах в индивидуальном порядке на основании письменного заявления и при наличии рекомендации с места работы, учебы гражданина, желающего вступить в дружину.
Руководитель предприятия, учреждения, организации, учебного заведения вручает дружиннику удостоверение установленного образца, подписанное главой администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" (мэром города).
4.4. При приеме в дружину устанавливается кандидатский стаж продолжительностью до 3 месяцев.
4.5. В дружине не могут состоять граждане:
имеющие непогашенную или неснятую судимость;
- состоящие под диспансерным наблюдением в учреждениях здравоохранения по поводу хронического психического расстройства, наркомании, токсикомании или алкоголизма;
- признанные по решению суда недееспособными или ограниченно дееспособными;
- подвергшиеся административным взысканиям в течение текущего года с момента наложения взыскания за умышленные правонарушения, посягающие на общественный порядок или установленный порядок управления;
- не имеющие постоянной регистрации по месту жительства.
4.6. Дружинник, совершивший проступок, несовместимый с этим званием или не выполняющий свои обязанности, исключается из дружины руководителем предприятия, учреждения, организации, учебного заведения, сдает удостоверение дружинника.
4.7. Исключен.
См. текст пункта 4.7
4.8. Деятельность дружинника по обеспечению охраны общественного порядка является выполнением им своего общественного долга.
Решением Йошкар-Олинского городского собрания Республики Марий Эл от 25 октября 2005 г. N 143-IV в раздел 5 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного решения
5. Руководство деятельностью дружин
5.1. Администрация города, руководители предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений, осуществляя в пределах своей компетенции руководство дружинами, организуют и направляют их деятельность, принимают меры к укреплению дружин и вовлечению в ряды дружинников граждан, организуют их взаимодействие с государственными и общественными организациями, участвующими в охране правопорядка, заслушивают отчеты командиров дружин, решают вопросы материальнотехнического и финансового обеспечения дружин.
5.2. Высшим органом управления народной дружины является общее собрание народных дружинников. Общее собрание народных дружинников рассматривает вопросы приема в народную дружину и исключения из нее, избрания командира народной дружины и его заместителя, рассматривает вопросы, связанные с избранием штаба народной дружины и начальника штаба. Общее собрание народных дружинников проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца и считается правомочным, если на нем присутствует более половины народных дружинников. Решения общего собрания принимаются открытым голосованием большинством голосов присутствующих на собрании народных дружинников.
5.3. Оперативное руководство работой народных дружинников осуществляет командир народной дружины, который:
а) проводит работу по сплочению и укреплению народной дружины, воспитывает у народных дружинников высокую дисциплинированность, чувство общественного долга, товарищества;
б) организует изучение народными дружинниками основ законодательства, проведение занятий по физической подготовке народных дружинников, обучение их формам и методам борьбы с правонарушениями;
в) планирует работу народных дружин, инструктирует народных дружинников и контролирует их деятельность, ведет учет результатов работы народной дружины, готовит для обсуждения на собрании народных дружинников вопросы организации и деятельности народной дружины;
г) отчитывается не реже одного раза в год о своей работе перед народными дружинниками и о работе народной дружины перед главой администрации муниципального образования "Город Йошкар-Ола";
Подпункт "д" пункта 5.3 настоящего решения вступает в силу с 1 января 2006 г.
д) ходатайствует перед органами местного самоуправления о поощрении наиболее отличившихся народных дружинников.
Решением Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" Республики Марий Эл от 27 февраля 2007 г. N 377-IV в раздел 6 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного решения
6. Основания для прекращения деятельности дружины
6.1. Прекращение деятельности дружины осуществляется по решению администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" по следующим основаниям:
а) в случае, когда деятельность дружины вошла в противоречие с действующим законодательством и устранение этих противоречий невозможно иными средствами;
б) в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Решением Йошкар-Олинского городского собрания Республики Марий Эл от 25 октября 2005 г. N 143-IV в раздел 7 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного решения
7. Обязанности и права дружинников
7.1. Дружинник обязан:
а) не допускать необоснованного ограничения прав и свобод граждан; не совершать действий, имеющих целью унижение чести и достоинства человека и гражданина;
б) в случае обращения граждан с сообщениями о событиях или фактах, угрожающих личной безопасности граждан, общественной безопасности, общественному порядку, либо в случае непосредственного обнаружения указанных событий или фактов, сообщать об этом в правоохранительные органы и принимать меры по спасению людей, пресечению преступлений или административных правонарушений, задержанию лиц, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, охране места происшествия;
в) принимать меры по оказанию помощи, в том числе доврачебной, гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений или несчастных случаев;
г) иметь нарукавную повязку (нагрудный знак) и удостоверение установленного образца, которое он обязан предъявлять по требованию граждан или должностных лиц.
7.2. Для обеспечения выполнения стоящих перед дружинами задач, дружинникам совместно с сотрудниками милиции при исполнении возложенных на них обязанностей по охране правопорядка предоставляется право:
- требовать от граждан соблюдения общественного порядка и прекращения правонарушения либо действий, препятствующих осуществлению полномочий дружинника, пресекать преступления и иные правонарушения;
- требовать от правонарушителей предъявления паспорта или других документов, удостоверяющих их личность, в случаях, когда установление личности необходимо для выяснения обстоятельств совершения правонарушения или причастности к нему;
- доставлять в органы милиции лиц, совершивших правонарушения, либо в целях пресечения правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия, а также для установления личности правонарушителя;
- оказывать содействие органам внутренних дел в оцеплении (блокировании) участков местности, отдельных строений и других объектов при действиях в условиях правового режима чрезвычайного положения, пресечении массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка, ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, эпидемий и эпизоотий, других чрезвычайных обстоятельств, а также при проведении массовых мероприятий;
- использовать транспортные средства предприятий, учреждений и организаций (независимо от форм собственности), общественных объединений или граждан (кроме средств, принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям и транспортных средств специального назначения) для доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи;
- пользоваться бесплатно для связи с органами милиции телефонами и иными средствами связи, принадлежащими общественным объединениям, предприятиям, учреждениям и организациям (независимо от форм собственности), за исключением имеющих дипломатический иммунитет;
- исполняя обязанности по охране общественного порядка, пользоваться правом бесплатного проезда по предъявлении удостоверения дружинника всеми видами муниципального пассажирского транспорта (кроме такси);
- использовать предусмотренные законом средства самозащиты.
7.3. Народный дружинник, участвуя в обеспечении правопорядка совместно с милицией, обязан выполнять законные распоряжения сотрудников милиции.
Правовая и специальная подготовка, а так же периодическая проверка на пригодность к действиям, связанным с применением физической силы и специальных средств, и на умение оказывать доврачебную помощь пострадавшим осуществляется в порядке, устанавливаемом милицией.
7.4. По решению органов внутренних дел обеспечивается организация повседневного взаимодействия с народными дружинами, в необходимых случаях производится инструктаж народных дружинников, обучение их формам и методам борьбы с правонарушениями, оказание методической помощи народным дружинам в планировании и учете их работы, проводятся совместные мероприятия по охране общественного порядка и предупреждению правонарушений. Во время проведения таких мероприятий оперативное руководство работой народных дружинников осуществляют должностные лица органов внутренних дел.
8. Лицо, полагающее, что действия дружинника привели к неправомерному ограничению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в прокуратуру или суд.
8. Ответственность дружинника
8.1. За противоправные действия или бездействие дружинники несут установленную законом ответственность.
Решением Йошкар-Олинского городского собрания Республики Марий Эл от 25 октября 2005 г. N 143-IV в раздел 9 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2006 г.
9. Финансирование и материально-техническое обеспечение дружин
9.1. Финансирование осуществляется за счет бюджета муниципального образования "Город Йошкар-Ола", за счет собственных средств предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений (по решению руководителя), Программы "Правопорядок", средств, поступающих от организаций, общественных объединений, добровольных пожертвований граждан, а так же за счет иных поступлений, если это не противоречит законодательству Российской Федерации.
9.2. Для выполнения поставленных задач, дружины по согласованию с УВД города Йошкар-Олы используют пункты охраны общественного порядка.
10. Гарантии правовой защиты
10.1. Дружинник при исполнении обязанностей по обеспечению общественного порядка находится под защитой государства. Его законные требования обязательны для выполнения всеми, кому они адресованы.
10.2. Неисполнение законных требований дружинника, участвующего в обеспечении общественного порядка, а также насилие или угроза его применения, посягательство на его жизнь, здоровье, честь и достоинство влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Решением Йошкар-Олинского городского собрания Республики Марий Эл от 25 октября 2005 г. N 143-IV в раздел 11 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2006 г.
11. Гарантии социальной защиты и льготы
11.1. В случае гибели дружинника, участвующего в обеспечении общественного порядка на территории муниципального образования "Город Йошкар-Ола", семье пострадавшего и лицам, находящимся на его иждивении, из средств бюджета муниципального образования с последующей компенсацией из средств республиканского бюджета Республики Марий Эл выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного довольствия участкового уполномоченного милиции.
11.2. При причинении дружиннику, участвующему в обеспечении общественного порядка на территории муниципального образования, тяжкого вреда здоровью, повлекшего стойкую утрату трудоспособности и (или) инвалидность, указанному гражданину из средств бюджета муниципального образования с последующей компенсацией из средств бюджета Республики Марий Эл выплачивается единовременное пособие в размере двухлетнего денежного довольствия участкового уполномоченного милиции.
11.3. В случае временной нетрудоспособности народного дружинника, наступившей в связи с выполнением обязанностей по охране общественного порядка, народному дружиннику выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с действующим законодательством.
В случае постоянной или длительной потери трудоспособности по той же причине народному дружиннику назначается пенсия по инвалидности в соответствии с действующим законодательством.
11.4. За время выполнения обязанностей по охране общественного порядка и действий, предусмотренных разделом 7 настоящего Положения, в рабочее время члену народной дружины выплачивается пропорционально затраченному времени среднечасовой размер оплаты труда из расчета по месту его основной работы за счет бюджета муниципального образования "Город Йошкар-Ола". Членам народной дружины, привлекаемым к выполнению обязанностей, указанных в абзаце первом настоящего пункта, во внеурочное время выплачивается пропорционально затраченному времени заработок, равный часовому денежному содержанию постового милиционера из бюджета муниципального образования "Город Йошкар-Ола".
Оформление документов на оплату труда осуществляется командиром народной дружины через администрацию муниципального образования "Город Йошкар-Ола".
Предельное количество дежурств по охране общественного порядка для каждого члена народной дружины, как правило, не должно превышать 4 часов в неделю и 176 часов в год. Учет времени дежурства осуществляет командир народной дружины.
Решением Йошкар-Олинского городского собрания Республики Марий Эл от 25 октября 2005 г. N 143-IV в раздел 12 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2006 г.
12. Формы поощрения и взыскания, применяемые к народным дружинникам
12.1. За активное участие в охране общественного порядка по ходатайству командира народной дружины народному дружиннику может быть выплачено единовременное материальное вознаграждение из средств, предусмотренных бюджетом муниципального образования "Город Йошкар Ола" на содержание муниципальных органов общественного порядка.
12.2. За особые заслуги в деле охраны общественного порядка, проявленные при этом мужество и героизм, дружинники могут быть представлены к награждению государственными наградами Российской Федерации.
12.3. К дружинникам, недобросовестно относящимся к своим обязанностям, допускающим нарушения дисциплины и действующего законодательства, могут применяться следующие виды взысканий:
- общественное порицание;
- исключение из дружины.
12.4. До решения вопроса о наложении взыскания дружинник может быть отстранен от работы в дружине ее командиром, а от отдельного дежурства - руководителем наряда дружинников с последующим докладом командиру дружины.
12.5. В случае грубого нарушения дисциплины, действующего законодательства, недобросовестного отношения к своим обязанностям, серьезных упущений в организации работы дружины руководителем предприятия, учреждения, организации, учебного заведения, при которых созданы дружины, полномочия командира, могут быть приостановлены до решения вопроса об освобождении его от занимаемой должности (общественных обязанностей) или о наложении взыскания.
Решением Йошкар-Олинского городского собрания Республики Марий Эл от 25 октября 2005 г. N 143-IV в раздел 13 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного решения
13. Условия исключения из народной дружины
13.1. Исключение из дружины осуществляется в следующих случаях:
а) на основании личного заявления дружинника;
б) в связи с систематическим невыполнением дружинником обязанностей дружинника;
в) в случаях совершения дружинником противоправного действия либо бездействия.
г) при выявлении обстоятельств, указанных в пункте 4.5 настоящего Положения.
13.2. Народный дружинник, не выполняющий свои обязанности или выполняющий их ненадлежащим образом, исключается из народной дружины и сдает удостоверение народного дружинника.
<< Назад |
||
Содержание Решение Йошкар-Олинского городского Собрания Республики Марий Эл от 29 апреля 2004 г. N 492-III "О Положении о народных... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.