Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению
Администрации города
от 16 июля 2012 г. N 1506
Долгосрочная муниципальная программа
"Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Нижний Тагил на 2010-2012 годы"
Паспорт программы
1. Название Программы |
"Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Нижний Тагил на 2010-2012 годы" (далее - Программа) |
2. Основания для разработки Программы |
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; - Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; - Закон Свердловской области от 04.02.2008 N 10-ОЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Свердловской области"; - Постановление Правительства Свердловской области от 11.10.2010 N 1483-ПП "Об утверждении областной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области" на 2011-2015 годы" (в редакции Постановления Правительства Свердловской области от 29.05.2012 N 595-ПП) |
3. Заказчик Программы |
Администрация города Нижний Тагил |
4. Разработчик Программы |
Управление по экономике и ценовой политике Администрации города |
5. Исполнители Программы |
- Органы и структурные подразделения Администрации города; - Свердловский областной фонд поддержки малого предпринимательства; - Организации инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (по согласованию) |
6. Цели Программы |
Обеспечение устойчивого развития субъектов малого и среднего бизнеса, повышение их конкурентоспособности и увеличение вклада малого и среднего предпринимательства в социально-экономическое развитие моногорода |
7. Задачи Программы |
- формирование благоприятной среды для развития малого и среднего предпринимательства; - реализация эффективных механизмов удовлетворения финансово-кредитных потребностей малого и среднего бизнеса; - развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства; - совершенствование системы имущественной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса; - поддержка предпринимательской инициативы граждан и создание условий для создания собственного дела; - развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства; - совершенствование системы предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства консультационной и информационной поддержки по широкому спектру вопросов ведения бизнеса; - повышение экономической устойчивости и конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства; - обеспечение взаимодействия бизнеса и власти на всех уровнях, привлечение широких кругов предпринимателей к решению вопросов социально-экономического развития города; - содействие дальнейшему укреплению социального статуса, повышению роли малого и среднего предпринимательства в социальной и общественной жизни города |
8. Сроки реализации Программы |
2010-2012 годы |
9. Объемы и источники финансирования Программы |
На реализацию Программы в 2010-2012 годах планируется направить 695732,77 тыс. рублей, в том числе за счет средств: - федерального бюджета - 504710,77 тыс. рублей; - областного бюджета - 37888,00 тыс. рублей; - местного бюджета - 7134,00 тыс. рублей; - внебюджетных источников - 146000,00 тыс. рублей |
10. Ожидаемые результаты реализации Программы |
Основные индикаторы Программы: - увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 1 тысячу человек населения на 11,8%; - увеличение численности работников, занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, на 33,8% |
11. Система контроля за исполнением Программы |
Текущий контроль: - представление исполнителями Программы отчетов о реализации и финансировании мероприятий программы в управление по экономике и ценовой политике Администрации города - ежеквартально до 15 числа первого месяца квартала, следующего за отчетным. Промежуточный контроль: - представление сводной информации о финансировании Программы в управление по экономике и ценовой политике Администрации города - ежеквартально до 20 числа первого месяца квартала, следующего за отчетным; - представление информации об эффективности реализации программы в управление по экономике и ценовой политике - до 10 февраля 2011-2013 годов; - годовой доклад о ходе исполнения программы на заседаниях Совета по развитию малого и среднего предпринимательства в городе Нижний Тагил - до 15 марта 2011-2013 годов; - представление информации о ходе исполнения программы в организационное управление Администрации города - до 1 апреля 2011-2012 годов. Итоговый контроль: - отчет о результатах исполнения программы на заседании коллегии при Главе города - март 2013 года. Министерством экономического развития Российской Федерации и уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области устанавливаются дополнительные формы и сроки отчетности по исполнению мероприятий Программы |
Раздел 1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программно-целевым методом
В современных условиях одним из важнейших элементов социально-экономического развития муниципального образования является малое и среднее предпринимательство, как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Малый и средний бизнес создает новые рабочие места, наиболее динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса, способствует увеличению налоговых поступлений в бюджет.
В городе Нижний Тагил на 1 января 2010 года число субъектов малого предпринимательства составляет 14430 единиц.
Количество зарегистрированных малых и средних предприятий на 1 января 2010 года составляет 3680 единиц (прирост 0,8% к 2008 году, прирост в 2008 году к 2007 году - 3,4%).
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей), составляет на 1 января 2010 года 10750 человек (прирост 4,7% к 2008 году, прирост в 2008 году к 2007 году - 8,6%).
Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства составляет 37,7 тыс. человек, или 18,7% общей численности занятых в экономике города. Среднесписочная численность работников малых и средних предприятий составляет 19,0 тыс. человек, что на 4,1% ниже, чем в 2008 году.
Объем отгруженных товаров собственного производства, работ, услуг малыми и средними предприятиями в 2009 году составил 3352 млн. рублей, что составляет 52,6% от объема в 2008 году.
В настоящее время на долю субъектов малого и среднего предпринимательства приходится 92,7% объема оборота розничной торговли (с учетом розничных рынков) и общественного питания. Вклад малого и среднего бизнеса в объем бытовых услуг составляет 78,5%, доля субъектов малого предпринимательства в доходной части бюджета города - 13%. Информация по показателям развития малого и среднего предпринимательства приведена в таблице.
Показатели |
Значение показателей |
||
2007 |
2008 |
2009 |
|
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, единиц |
12982 |
13917 |
14430 |
Количество малых и средних предприятий, единиц |
3530 |
3650 |
3680 |
Численность работников малых и средних предприятий, тыс. чел. |
19,7 |
19,8 |
19,0 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, работ и услуг, млн. рублей |
6605,4 |
6378,0 |
3352,0 |
Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, тыс. чел. |
36,4 |
37,5 |
37,7 |
Доля малого и среднего предпринимательства в экономике муниципального образования по: |
|
|
|
- численности занятых, % |
17,9 |
18,6 |
18,7 |
- объему товарооборота (с учетом вещевых, смешанных и продовольственных рынков), % |
85,1 |
88,2 |
92,7 |
- объему бытовых услуг, % |
55,3 |
73,7 |
78,5 |
- поступлению средств в доходную часть бюджета города, % |
11,0 |
11,0 |
13,0 |
Анализ статистических показателей, экспертных мнений, результаты опросов, совещаний, круглых столов, заседаний Совета по развитию малого и среднего предпринимательства, итоги реализации муниципальных программ позволяют выделить как положительные факторы, способствующие развитию малого и среднего предпринимательства в городе, так и барьеры, препятствующие становлению данного сектора экономики.
Положительные факторы:
- в целом высокая инвестиционная привлекательность города, как второго по величине города Свердловской области, крупного промышленного центра с высоким экспортным потенциалом;
- выгодное транспортно-логистическое положение города: Нижний Тагил находится на расстоянии 133 км от города Екатеринбурга, хорошо развита инфраструктура автомобильного и железнодорожного транспорта;
- наличие уникального туристско-рекреационного ресурса обуславливает дополнительные возможности развития сферы услуг в городе;
- активная позиция Администрации города в поддержке малого и среднего бизнеса:
за 2001-2008 годы реализованы три муниципальные целевые программы поддержки малого предпринимательства в городе Нижний Тагил;
на протяжении пяти лет функционирует первый в области Центр консультаций и согласований для субъектов малого и среднего предпринимательства;
с 2002 года действует Совет по малому предпринимательству при Главе города, который в 2008 году преобразован в Совет по развитию малого и среднего предпринимательства в городе Нижний Тагил;
- действие на территории элементов инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса. Основным элементом инфраструктуры поддержки является Нижнетагильский муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства (НТМФПП), учрежденный Администрацией города Нижний Тагил и Комитетом по развитию малого и среднего предпринимательства Свердловской области в декабре 1999 года;
- наличие на территории города собственной образовательной базы. В городе расположены учреждения всех уровней образования, выпускающие специалистов по широкому кругу профессий;
- включение в состав муниципального образования 22 сельских территорий открывает дополнительные возможности для развития малого бизнеса в сельском хозяйстве;
- развитая финансовая инфраструктура: на 1 января 2009 года в городе действуют 1 городской банк и 26 банков регионального и федерального значения, включая филиалы, отделения, представительства и дополнительные офисы; 24 страховые компании.
Барьеры, существующие в сфере развития предпринимательства, в городе можно условно разделить на две группы: проблемы, обусловленные состоянием внешней среды, и внутренние проблемы предприятий, связанные с неэффективным использованием ресурсов. Среди внешних проблем, в свою очередь, необходимо выделить проблемы общие, то есть препятствующие развитию предпринимательства в России в целом и в Свердловской области, и специфические, характерные только для города Нижний Тагил.
Внешние проблемы:
Общие:
- несовершенство нормативно-правовой базы регулирования и поддержки в сфере малого и среднего бизнеса;
- административные барьеры, усложненность системы согласований и контроля за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства;
- недостаточно сформированный положительный имидж предпринимательства;
- ограниченность доступа к финансовым ресурсам, особенно на этапе старта: у начинающих предпринимателей практически нет возможности взять банковский кредит. В связи с этим, как правило, начинающие предприниматели используют так называемый сетевой ресурс, то есть занимают средства на открытие и развитие предприятия у друзей и родственников "под честное слово";
- недостаток статистических данных о структуре и динамике малого бизнеса у Администрации города. Полное отсутствие статистического наблюдения за средним бизнесом, развитие которого рассматривается в экспертных кругах в качестве агента основы дальнейшего экономического роста. Отсутствие данных ведет к неправильному пониманию ситуации в данном секторе, принятию неэффективных решений для развития предпринимательства.
Специфические:
- неразвитость производственной кооперации крупного, среднего и малого бизнеса в городе;
- ограниченность доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к производственным мощностям, аренде и приобретению помещений и оборудования;
- недостаточно развитая выставочно-ярмарочная деятельность;
- недостаточность доступных и качественных информационных, консультационных, маркетинговых, юридических и других услуг;
- неурегулированность социально-трудовых отношений в сфере малого и среднего предпринимательства.
Внутренние проблемы:
- недостаточность навыков ведения бизнеса, опыта управления, юридических и экономических знаний;
- слабая общественная активность большинства предпринимателей, их разобщенность, неразвитость общественных объединений предпринимателей.
Для создания благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства на территории города Постановлением Администрации города Нижний Тагил от 28.04.2009 N 588 была утверждена муниципальная целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Нижний Тагил (2009-2011 годы)".
В соответствии с Программой, а также Планом антикризисных мероприятий по стабилизации социально-экономической обстановки в городе в 2009 году были выполнены мероприятия, направленные на поддержку малого и среднего предпринимательства.
Реализована программа профессионального тренинга "Начни свое дело" для начинающих предпринимателей и желающих заниматься предпринимательской деятельностью, в том числе из числа высвобождаемых работников предприятий города. За 2009 год успешно прошли тестирование и зачислены в группы для обучения 670 человек. Проведено обучение: на I этапе 22 группы - 428 человек, на II этапе 12 групп - 243 человека, на III этапе 8 групп - 153 человека.
После обучения 87 человек зарегистрировались в качестве индивидуальных предпринимателей. 78 человек, прошедших обучение, подали заявки на получение Грантов на реализацию бизнес-проектов из средств областного и федерального бюджетов в размере до 300 тыс. рублей.
По результатам защиты бизнес-проектов предоставлен 21 Грант на общую сумму 5013,665 тыс. рублей. Реализация данных проектов позволит создать 69 рабочих мест. По результатам рассмотрения 14 бизнес-проектов отклонены. В 2010 году продолжена работа по тестированию и зачислению в группы.
Нижнетагильским муниципальным фондом поддержки малого предпринимательства (НТМФПП) за 2009 год проведено 1330 консультаций для субъектов малого и среднего бизнеса, оказана методическая помощь 52 предпринимателям в разработке бизнес-планов, предоставлено 24 микрокредита на общую сумму 776,4 тыс. рублей.
За 2009 год при посредничестве НТМФПП субъектам малого и среднего бизнеса города Фондом поддержки предпринимательства Свердловской области предоставлено 74 поручительства по банковским кредитам на общую сумму 41 млн. 67,5 тыс. рублей, что позволило привлечь кредитных ресурсов на сумму 70 млн. 325,5 тыс. рублей.
Для содействия регулированию социально-трудовых отношений в сфере малого и среднего предпринимательства в НТМФПП создан Центр охраны труда. За 2009 год в Центре подготовлено 152 комплекта документов, проведено 484 индивидуальных консультаций по вопросам организации охраны труда и трудовых отношений.
Продолжает деятельность Центр консультаций и согласований для субъектов малого и среднего предпринимательства. В 2009 году в работе Центра участвовали представители 19 организаций. За 2009 год Центр работал 51 день (каждый четверг), принято 3461 человек, предоставлено 3884 консультации. Среднедневное количество консультаций составило 76, что на 13,4% выше, чем за весь период деятельности Центра.
В целях обеспечения имущественной поддержки утверждена новая редакция Перечня имущества, предназначенного для передачи во владение или в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
За 2009 год по итогам торгов на право аренды с субъектами малого и среднего бизнеса заключено 64 договора на объекты муниципальной собственности.
В рамках реализации преимущественного права приватизации арендуемого муниципального имущества с субъектами малого и среднего предпринимательства заключены договоры купли-продажи на 24 объекта недвижимости общей площадью 4,9 тыс. кв. метров.
По предложению Администрации города базовая ставка арендной платы за пользование муниципальным имуществом на 2010 год Решением Нижнетагильской городской Думы установлена на уровне 2009 года. В методике расчета арендной платы предусмотрены понижающие коэффициенты для субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих социально значимые виды деятельности.
Для снижения налоговой нагрузки на субъекты малого бизнеса на протяжении двух лет не повышаются значения корректирующего коэффициента базовой доходности К2 по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности. В 2010 году увеличения по данному налогу также не произойдет. Это позволяет субъектам малого бизнеса сэкономить финансовые средства и направить на инвестиционные цели.
В целях обеспечения доступа субъектов малого предпринимательства к получению муниципального заказа в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ утверждено Постановление Администрации города Нижний Тагил от 26.03.2009 N 329 "Об организации планирования муниципальных заказов, размещаемых у субъектов малого предпринимательства". За 2009 год количество заключенных контрактов и сделок с субъектами малого предпринимательства составило 31612 или 95% от общего количества, стоимость заключенных контрактов и сделок с субъектами малого предпринимательства составила 515,8 млн. руб. или 29% от общей стоимости контрактов и сделок.
Необходимо отметить, что в системе мер поддержки малого предпринимательства участие последних в выполнении муниципального заказа решает не одну, а целый комплекс экономических и социальных проблем.
Прежде всего, это дает возможность, в пределах уже имеющихся бюджетных расходов предоставить сфере малого предпринимательства дополнительные ресурсы развития, стимулировать развитие малого бизнеса. Кроме того, муниципальный заказ способен содействовать позитивной реструктуризации малого бизнеса, то есть его переходу из торгово-посреднической деятельности в направлении сближения с реальным сектором экономики, активного проникновения в сферу производства и инновационной деятельности.
В целях снижения административных барьеров Совет по развитию малого и среднего предпринимательства проводит общественную экспертизу проектов правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих отношения в сфере малого и среднего бизнеса, в том числе муниципальных целевых программ развития малого и среднего предпринимательства.
В рамках заседаний Совета в том числе рассмотрены следующие проекты правовых актов органов местного самоуправления:
- О Перечне имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- О внесении изменений в прогнозный план приватизации муниципального имущества в 2009 году;
- О размере базовой ставки арендной платы за пользование объектами муниципального нежилого фонда на 2010 год;
- О внесении изменений в Решение Нижнетагильской городской Думы "О введении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории муниципального образования "город Нижний Тагил".
Необходимость разработки долгосрочной муниципальной программы на период 2010-2012 годов и решения задач по развитию малого и среднего предпринимательства программно-целевым методом обусловлены рядом объективных факторов:
- сложившейся социально-экономической ситуацией, связанной с падением промышленного производства и ростом безработицы;
- масштабностью, сложностью и многообразием проблем малого и среднего предпринимательства и необходимостью их интеграции с целью разработки и осуществления комплекса программных мероприятий;
- потребностью в координации усилий органов власти различных уровней и негосударственных организаций, в том числе общественных объединений предпринимателей, для решения проблем субъектов малого и среднего бизнеса;
- имеющимся положительным опытом реализации муниципальных целевых программ поддержки и развития малого предпринимательства в различных городах Российской Федерации.
Таким образом, необходимо создание комплексной системы муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства в увязке с уже имеющейся системой региональной и государственной поддержки малого и среднего бизнеса.
Проведение эффективной последовательной политики в вопросе развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, решение его проблем позволит провести диверсификацию экономики, создать новую движущую силу экономического роста города Нижний Тагил.
Раздел 2. Цели и задачи программы
Цели Программы: обеспечение устойчивого развития субъектов малого и среднего бизнеса, повышение их конкурентоспособности и увеличение вклада малого и среднего предпринимательства в социально-экономическое развитие моногорода.
Задачи Программы:
- формирование благоприятной среды для развития малого и среднего предпринимательства;
- реализация эффективных механизмов удовлетворения финансово-кредитных потребностей малого и среднего бизнеса;
- развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
- совершенствование системы имущественной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса;
- поддержка предпринимательской инициативы граждан и создание условий для создания собственного дела;
- развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства;
- совершенствование системы предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства консультационной и информационной поддержки по широкому спектру вопросов ведения бизнеса;
- повышение экономической устойчивости и конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
- обеспечение взаимодействия бизнеса и власти на всех уровнях, привлечение широких кругов предпринимателей к решению вопросов социально-экономического развития города;
- содействие дальнейшему укреплению социального статуса, повышению роли малого и среднего предпринимательства в социальной и общественной жизни города.
Раздел 3. Система программных мероприятий
Программные мероприятия определены исходя из основных целей и задач Программы. Программные мероприятия структурированы по следующим направлениям:
1. Изучение и формирование благоприятной среды для развития малого и среднего предпринимательства
Данная группа мероприятий предусматривает проведение маркетинговых исследований в сфере малого и среднего предпринимательства, мониторинг и анализ развития малого и среднего бизнеса, а также внедрение портала "Малое и среднее предпринимательство города Нижний Тагил" на основе портала, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации, в том числе:
- проведение маркетинговых исследований в сфере среднего и малого предпринимательства, включая оценку инвестиционной среды;
- анализ и прогнозирование социально-экономического развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
- мониторинг развития малого и среднего предпринимательства;
- ведение городского реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки.
2. Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам
Основными направлениями финансовой поддержки субъектов малого и среднего бизнеса города Нижний Тагил являются:
1) предоставление грантов начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства на создание и ведение собственного дела.
Гранты предоставляются с учетом следующих условий:
- гранты направляются вновь зарегистрированным и действующим менее 1 года малым предприятиям, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и потребительские кооперативы;
- сумма гранта не превышает 0,3 млн. рублей на одного получателя поддержки;
- гранты предоставляются после прохождения претендентом специализированного тренинга для начинающих предпринимателей и при наличии бизнес-проекта, оцениваемого комиссией с участием представителей некоммерческих организаций предпринимателей;
2) предоставление субсидий (компенсаций) на развитие лизинга оборудования субъектами малого и среднего предпринимательства, реализацию мероприятий программ энергоэффективности производства, технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства;
3) пополнение средств Нижнетагильского муниципального фонда поддержки малого предпринимательства для осуществления микрофинансовой деятельности.
Микрофинансирование субъектов малого и среднего предпринимательства на территории городского округа Нижний Тагил с 2000 года осуществляет Нижнетагильский муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства. В рамках реализации мероприятий Программы планируется пополнить средства фонда как микрофинансовой организации для увеличения масштабов деятельности. Займы, предоставляемые субъектам малого и среднего предпринимательства, не должны превышать единовременно 1 млн. рублей, а срок займа - 12 месяцев;
4) квота в региональном гарантийном фонде (фонде поручительств) для города Нижний Тагил.
С целью облегчения доступа субъектов малого предпринимательства к ресурсам банков планируется развитие реализуемой фондом "Свердловский областной фонд поддержки малого предпринимательства", осуществляющим функции регионального гарантийного фонда (фонда поручительств), программы предоставления обеспечения малым предприятиям на территории города Нижний Тагил. Предполагается предусмотреть в региональном фонде поручительств квоту для города Нижний Тагил.
3. Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
В городе Нижний Тагил созданы основные элементы системы поддержки малого и среднего предпринимательства, на базе которых будет продолжено развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства и повышение качества инфраструктурного обеспечения.
Создание новых объектов инфраструктуры и развитие действующих призвано решить проблемы доступа предпринимателей к необходимой информации по ведению бизнеса, обучающим системам и создать условия для оперативного получения предпринимателями консультационной, методической и финансовой помощи на всей территории города.
Необходимо продолжить работу по координации деятельности объектов инфраструктуры предпринимательства в целях исключения дублирования функций и повышения эффективности их работы.
В 2010-2012 годах планируется провести работу по созданию бизнес-инкубатора.
Администрацией города подобрано помещение для бизнес-инкубатора в историческом центре города по адресу: город Нижний Тагил, улица Тагильская, 1, общей площадью 2113,3 кв. метров. В 2010-2011 годах будет проведена разработка научно-исследовательской и проектной документации для производства ремонтно-реставрационных работ при приспособлении объекта культурного наследия для размещения бизнес-инкубатора за счет средств бюджета города. В 2012 году необходимо выделение средств из областного бюджета на проведение государственной экспертизы проектной документации.
При этом должны соблюдаться все требования, установленные приказом Минэкономразвития РФ, к бизнес-инкубатору и порядку предоставления помещений и оказания услуг субъектам малого предпринимательства в бизнес-инкубаторе.
Целью деятельности бизнес-инкубатора является предоставление материально-технической базы, оказание информационной поддержки размещаемым на его площадях вновь созданным предприятиям, обеспечение комплексности предоставляемых предпринимателям услуг, повышение уровня профессионализма персонала, работающего в этих организациях.
Задачи бизнес-инкубатора:
- создание дополнительных рабочих мест, в том числе для научных сотрудников и инженерно-технических специалистов высокой квалификации;
- обеспечение лучших организационно-финансовых условий для реализации проектов, направленных на коммерциализацию научно-исследовательских разработок и реализацию научно-технических проектов;
- формирование инфраструктуры, ориентированной на развитие малого и среднего наукоемкого и инновационного промышленного предпринимательства;
- развитие правовых и нормативных регуляторов деятельности малых и средних предприятий;
- увеличение поступлений в бюджет за счет создания новых компаний-налогоплательщиков.
4. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров
Подготовку, переподготовку, повышение квалификации кадров субъектов малого предпринимательства планируется осуществлять через реализацию массовых программ обучения начинающих и действующих субъектов малого и среднего предпринимательства по развитию предпринимательской грамотности и предпринимательских компетенций, в том числе:
- организация поиска, отбора и обучения на специализированном тренинге начинающих предпринимателей и желающих заниматься предпринимательской деятельностью, в том числе из числа высвобождаемых работников предприятий реального сектора экономики;
- предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства образовательных услуг, связанных с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации, продолжительностью не более 100 часов;
- разработка и изготовление методических пособий для субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам организации бизнеса.
Механизм организации обучения и повышения квалификации кадров:
Целью тренинга для начинающих предпринимателей является выявление людей с предпринимательским потенциалом, формирование у них знаний и умений, необходимых для успешного начала собственного дела, овладение навыками бизнес-планирования, подготовка индивидуального бизнес-плана каждым участником, регистрация бизнеса и внедрение бизнес-плана.
Среднее количество участников в группах - 20 человек. Занятия проводятся двумя тренерами-консультантами, так как используются активные методы и индивидуальный подход к каждому участнику. Имея прикладную направленность (создание конкретного индивидуального бизнес-плана), тренинг способствует снижению риска вложений в начало бизнеса и усиливает внутреннюю мотивацию участников для практической реализации намерений по созданию своего дела.
Механизм организации тренинга полностью отработан в течение 2009 года. Комитетом по развитию малого и среднего предпринимательства Свердловской области подготовлены тренеры для проведения обучения, ведется набор и тестирование желающих пройти обучение. Обучение проводится в помещениях НТМФПП и учебных заведений города. Создана и работает экспертная комиссия по отбору бизнес-проектов на предоставление грантов.
Предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства образовательных услуг, связанных с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации, будет организовано на базе учебных заведений города. Планируется организация курсов подготовки, переподготовки и повышения квалификации по вопросам ведения бизнеса, маркетинга, бизнес-планирования, управления проектами, энергоэффективности и энергоаудита, охраны труда и так далее. Предоставление образовательных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства будет осуществляться на основе конкурсного отбора образовательных учреждений для участия в данном мероприятии.
5. Консультационная и информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
Консультационная и информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства предусматривает выполнение следующих мероприятий:
1) Обеспечение оказания консультационных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе:
- оказание правовой, консультационной помощи и неотложной правовой помощи предпринимателям. Данное мероприятие предусматривает отбор ряда юридических организаций и заключение с ними договоров на оказание услуг субъектам малого и среднего предпринимательства по правовым вопросам;
- продолжение работы "телефона доверия", а также прием жалоб, связанных с несанкционированными проверками правоохранительных и контролирующих органов;
- оказание методических и консультационных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства в сфере охраны труда;
- в целях преодоления административных барьеров планируется продолжать и совершенствовать деятельность Центра консультаций и согласований для субъектов малого и среднего предпринимательства, созданного при НТМФПП. Практика работы Центра показала его состоятельность и необходимость. Однако не удалось перейти на следующую ступень, когда надзорные, контролирующие и инспектирующие организации должны не только давать консультации и решать на месте вопросы предпринимателей, но и ставить свои визы при необходимости получения согласований. Для более полного и качественного решения вопросов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, необходимо, чтобы представители организаций, работающих в Центре, могли войти в базу данных и оперативно связаться со своей организацией. Для перехода Центра на новую ступень развития планируется его оснащение современным оборудованием для проведения презентаций, компьютерной и оргтехникой;
2) Выпуск тематических программ и статей о предпринимательстве в средствах массовой информации, размещение наружной рекламы в разных микрорайонах города о формах и инструментах поддержки развития малого и среднего бизнеса, организация конкурса на "Лучшую организацию малого и среднего бизнеса", проведение "Дней малого и среднего бизнеса".
В целях популяризации предпринимательской деятельности планируется выпуск тематических программ и статей в средствах массовой информации о развитии малого и среднего предпринимательства, о примерах успешного ведения бизнеса, о реализации мероприятий Программы, о формах и инструментах поддержки малого и среднего предпринимательства.
Основная задача конкурса на "Лучшую организацию малого и среднего бизнеса" - выявление и поощрение социально ответственных организаций малого и среднего бизнеса, эффективно работающих в современных экономических условиях. Конкурс проводится по нескольким номинациям.
Общегородские мероприятия в рамках проведения "Дней малого и среднего бизнеса" направлены на формирование благоприятного общественного мнения о малом и среднем бизнесе, на повышение роли предпринимательства в социальной и общественной жизни города;
3) Поддержка выставочно-ярмарочной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Данные мероприятия направлены на создание благоприятных условий для изучения рынка товаров и услуг хозяйствующим субъектам, продвижение на рынок продукции, новых технологий и разработок, широкое развитие международных, межрегиональных и региональных торгово-экономических связей.
Поддержка выставочно-ярмарочной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя оказание финансовой поддержки для участия в зарубежных и российских выставках, форумах, в том числе на застройку выставочных площадей, изготовление выставочной экспозиции, приобретение выставочного оборудования.
Раздел 4. Ресурсное обеспечение программы
На реализацию мероприятий Программы планируется направить 695,7 млн. рублей. Финансирование мероприятий программы обеспечивается за счет средств федерального, областного, местного бюджетов, внебюджетных источников. Объемы и источники финансирования Программы приведены в таблице.
Раздел 5. Механизм управления программой
Координация работ по выполнению Программы осуществляется Администрацией города Нижний Тагил с участием Совета по развитию малого и среднего предпринимательства в городе Нижний Тагил.
Реализация настоящей Программы осуществляется посредством взаимодействия органов и структурных подразделений Администрации города, общественных организаций предпринимателей и организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. Привлечение организаций, не являющихся органами и структурными подразделениями Администрации города, для реализации мероприятий настоящей Программы осуществляется на договорной основе.
Программа реализуется путем проведения мероприятий в соответствии с основными направлениями. Исполнители Программы несут ответственность за своевременное и полное выполнение мероприятий.
Финансирование мероприятий Программы из областного и федерального бюджетов будет осуществляться в порядке, определяемом соглашениями, заключаемыми Министерством экономического развития Российской Федерации с субъектами Российской Федерации - победителями Конкурса по отбору субъектов РФ, бюджетам которых будут предоставляться субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, а также нормативными правовыми актами Свердловской области, принятыми в сфере оказания государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Главным распорядителем средств бюджета города на выполнение Программы является Администрация города Нижний Тагил.
Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления города Нижний Тагил.
Раздел 6. Система контроля за исполнением программы
Текущий контроль:
- представление исполнителями Программы отчетов о реализации и финансировании мероприятий программы в управление по экономике и ценовой политике Администрации города - ежеквартально, до 15 числа первого месяца квартала, следующего за отчетным.
Промежуточный контроль:
- представление сводной информации о финансировании Программы в управление по экономике и ценовой политике Администрации города - ежеквартально до 20 числа первого месяца квартала, следующего за отчетным;
- представление информации об эффективности реализации программы в управление по экономике и ценовой политике - до 10 февраля 2011-2013 годов;
- годовой доклад о ходе исполнения программы на заседаниях Совета по развитию малого и среднего предпринимательства в городе Нижний Тагил - до 15 марта 2011-2013 годов;
- представление информации о ходе исполнения программы в организационное управление Администрации города - до 1 апреля 2011-2012 годов.
Итоговый контроль:
- отчет о результатах исполнения программы на заседании коллегии при Главе города - март 2013 года.
Министерством экономического развития Российской Федерации и уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области устанавливаются дополнительные формы и сроки отчетности по исполнению мероприятий Программы.
Раздел 7. Возможные риски в ходе реализации программы
Возможные риски недостижения целевых показателей и способы их минимизации приведены в таблице.
N п/п |
Возможные риски |
Способы минимизации |
1. |
Изменение федерального законодательства в части вопросов государственной и муниципальной поддержки и развития малого и среднего предпринимательства |
Проведение регулярного мониторинга планируемых изменений в федеральное законодательство и своевременная корректировка муниципальных нормативных правовых актов |
2. |
Недостаточность получаемой информации (от органов гос. статистики, по результатам проводимых мониторингов, исследований и др.) о состоянии и проблемах сектора малого и среднего предпринимательства |
Привлечение общественных объединений предпринимателей, организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства для проведения мониторинга состояния малого и среднего предпринимательства |
3. |
Недостаточная активность субъектов малого и среднего предпринимательства по участию в мероприятиях Программы |
1. Осуществление активного сотрудничества со средствами массовой информации в целях информирования субъектов малого и среднего предпринимательства о видах государственной и муниципальной поддержки, порядке, условиях и сроках ее предоставления. 2. Создание "прозрачных" процедур предоставления государственной и муниципальной поддержки за счет привлечения Совета по развитию малого и среднего предпринимательства, общественных объединений предпринимателей к процессу принятия решений о предоставлении поддержки. 3. Консультационная и информационная поддержка мероприятий Программы за счет привлечения общественных объединений предпринимателей и организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. 4. Систематическое освещение в средствах массовой информации результатов реализации мероприятий Программы |
4. |
Невыполнение субъектами малого и среднего предпринимательства обязательств по кредитным договорам, связанным с возвратом заемных средств |
1. Проведение предварительной экспертизы проектов субъектов малого и среднего предпринимательства и осуществление их мониторинга. 2. Установление периодической отчетности для субъектов малого и среднего предпринимательства и проведение периодических обследований субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших финансовую поддержку на возвратной основе |
5. |
Недостаток финансовых средств для реализации отдельных мероприятий Программы |
1. Определение приоритетов для первоочередного финансирования. 2. Корректировка ресурсного обеспечения за счет перераспределения средств внутри направлений Программы |
6. |
Недостаточная востребованность отдельных мероприятий Программы |
1. Осуществление регулярных консультаций с субъектами малого и среднего предпринимательства, общественными объединениями предпринимателей и организациями инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства по вопросам эффективности реализуемых мероприятий. 2. В случае необходимости реализация новых мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства за счет перераспределения средств внутри направлений Программы |
Раздел 8. Оценка эффективности реализации программы
Выполнение мероприятий Программы обеспечит получение синергетического эффекта от реализации разных направлений и форм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства города Нижний Тагил. Целевые индикаторы и показатели Программы приведены в таблице.
N п/п |
Наименование индикаторов и показателей |
Значения индикаторов по годам |
||||
2009 факт |
2010 план |
2011 план |
2012 план |
2012 г. к уровню 2009 г., % |
||
1. |
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, единиц |
14430 |
14959 |
15126 |
15440 |
107,0 |
2. |
Количество малых и средних предприятий в расчете на 1 тысячу человек населения города |
38,0 |
39,6 |
41,5 |
42,5 |
111,8 |
3. |
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий от совокупного количества экономически активного населения, % |
18,3 |
20,6 |
22,4 |
24,4 |
|
4. |
Среднесписочная численность работников, занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, чел. |
37690 |
42240 |
45220 |
50420 |
133,8 |
5. |
Доля оборота субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых в неторговой сфере (в том числе ЖКХ, промышленность и строительство), % от общего оборота в городе |
2,8 |
4,0 |
5,3 |
5,5 |
|
6. |
Доля субъектов малого и среднего предпринимательства, считающих недвижимость доступной (опросный показатель), % |
55,0 |
57,0 |
60,0 |
63,0 |
|
7. |
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших господдержку, ед./% от общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства |
853/ 5,9 |
1690/ 11,1 |
1970/ 12,5 |
2360/ 15,3 |
|
8. |
Привлекательность ведения бизнеса в городе (опросный показатель), % |
50,0 |
50,0 |
52,0 |
55,0 |
|
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации города Нижний Тагил Свердловской области от 16 июля 2012 г. N 1506 "О внесении изменений... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.