Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 19 июля 2012 г. N А60-18272/2012
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 октября 2012 г. N 17АП-10246/12 настоящее решение отменено
Резолютивная часть решения объявлена 12 июля 2012 года
Полный текст решения изготовлен 19 июля 2012 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания, помощником судьи рассмотрел в судебном заседании 05-12 июля 2012 г. дело по заявлению
открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", заявитель)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - антимонопольная служба, заинтересованное лицо),
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "СВ Транс" (далее - ООО "СВ Транс"), общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Уралпродторг" (далее - ООО "ТД "Уралпродторг")
о признании ненормативных актов недействительными,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: П. Р. Ахметшин - представитель по доверенности от 08.10.2010 г.,
от заинтересованного лица: Ю. Б. Смирнов - представитель по доверенности от 05.07.2012 г., С. С. Крашенинников - представитель по доверенности от 22.09.2011 г.,
от ООО "СВ Транс": В. Д. Незнамов - представитель по доверенности N 02-12 от 10.01.2012 г., Н. И. Бондар - представитель по доверенности N 01-12 от 10.01.2012 г.
Представитель ООО "ТД "Уралпродторг" в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.
От ООО "ТД "Уралпродторг" поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя. Ходатайство судом удовлетворено.
От заинтересованного лица поступил отзыв. Приобщен к материалам дела.
В судебном заседании 05.07.2012 г. объявлен перерыв до 10 часов 30 минут 12.07.2012 г. После перерыва рассмотрение дела продолжено.
Заявитель представил выдержки из прейскуранта N 10-01 и справки о вагонах из единой базы данных. Документы приобщены к материалам дела.
Других заявлений и ходатайств не поступило.
ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания антимонопольной службы от 12.03.2012 г. по делу N 71.
Представитель заявителя требования поддерживает.
Представитель заинтересованного лица с заявленными требованиями не согласен, просит отказать в их удовлетворении.
Третьи лица поддерживают позицию заинтересованного лица.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Антимонопольной службой рассмотрено дело N 71 о нарушении антимонопольного законодательства ОАО "РЖД", выразившемся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем неверного применения регулируемых тарифов на железнодорожные перевозки скоропортящихся грузов при замене универсального крытого вагона, предусмотренного заявкой на перевозку груза, на специализированный, возбужденного приказом N 491 от 18.10.2011 г.
Основанием для возбуждения указанного дела явилось заявление ООО "СВ Транс" о нарушениях ОАО "РЖД" антимонопольного законодательства. В заявлении ООО "СВ Транс" указало, что в период с 30.11.2010 г. по 04.03.2011 г. со станции отправления "Глубокое" Белорусской железной дороги на станцию назначения "Уктус" Свердловской железной дороги производилась отправка груза "молоко сгущенное различных наименований" по железнодорожным накладным формы СМГС N N 09764771, 09764796, 09764798, 09764814, 09764836, 09764869, 09764933 в вагонах под N N 9864000, 90864133, 90863986, 91876052, 90864075, 90863747, 91851659. Грузоотправитель - ОАО "Глубокский молочноконсервный комбинат", грузополучатель - ООО "ТД "Уралпродторг", плательщик - ООО "СВ Транс". По мнению ООО "СВ Транс", вследствие неверного применения ОАО "РЖД" тарифов, предусмотренных Тарифным руководством N 10-01, а именно использования при расчёте тарифов для случая перевозки груза в изотермическом вагоне (ИВ) - термосе, в то время как фактически перевозка осуществлялась в крытом вагоне, переоборудованном из рефрижераторного, необоснованно взыскана провозная плата в сумме 120447 руб.32 коп. (включая НДС). Позднее в результате корректировки, изменений и дополнений первичных документов ОАО "РЖД" изменило ранее начисленные платежи. Общий размер провозной платы, начисленной перевозчиком сверх полагающейся, составил 423878 руб. 42 коп. (включая НДС). ООО "СВ Транс" полагает, что за железнодорожную перевозку означенного в перевозочных документах груза по территории Российской Федерации перевозчик (ОАО "РЖД") был обязан начислять провозную плату по тарифу, установленному Тарифным руководством N 10-01 для крытого универсального вагона, а не для изотермического вагона (ИВ) -термоса.
Решением антимонопольной службы от 12.03.2012 г. признан факт нарушения ОАО "РЖД" п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - закон N 135-ФЗ), выдано предписание от 12.03.2012 г. о перечислении в федеральный бюджет дохода в размере 359218 рублей, полученного в результате нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 закона N 135-ФЗ.
Не согласившись с указанными ненормативными правовыми актами, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обоснование требований заявитель ссылается на то, что в его действиях отсутствует состав нарушения антимонопольного законодательства, поскольку ООО "СВ Транс" не является стороной договора международной перевозки грузов железнодорожным транспортом, а является лишь плательщиком провозной платы за грузополучателя, ОАО "РЖД" замену подвижного состава в процессе перевозки не производило.
Рассмотрев материалы дела, оценив его фактические обстоятельства, суд полагает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законом N 135-ФЗ определены организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе, предупреждение и пресечение монополистической деятельности, которая в себя включает злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением (п. 10 ст. 4).
В соответствии с ч. 1 ст. 5 закона N 135-ФЗ доминирующим признается такое положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, которое дает такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
При этом в силу ч. 5 ст. 5 закона N 135-ФЗ положение субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - закон N 147-ФЗ) субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии; естественной монополией - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
П. 1 ст. 4 закона N 147-ФЗ железнодорожные перевозки отнесены к сферам деятельности субъектов естественных монополий.
ОАО "РЖД" включено в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте по осуществлению деятельности в сфере оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (Приказ ФСТ от 29.12.2004 435-Т).
В силу п. 5 ст. 5 закона N 135-ФЗ доминирующим признаётся положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
К методам регулирования деятельности субъектов естественных монополий в ст. 6 закона N 147-ФЗ отнесено ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня. При этом перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля, утверждаются Правительством РФ.
В соответствии с п. 1.1 Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые Российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 10-01), утвержденного Постановлением ФЭК РФ от 17.06.2003 N 47-т/5, тарифы на перевозки грузов, выполняемые ОАО "РЖД" по инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, принадлежащей ОАО "РЖД", а также на услуги по использованию инфраструктуры ОАО "РЖД", определяются по правилам, установленным в Прейскуранте N 10-01, и являются обязательными и едиными для всех пользователей услугами ОАО "РЖД".
Сторонами по делу приведены расчёты провозной платы за перевозку импортного груза "молоко сгущённое различных наименований" (код ГНГ -04029910, код ЕТСНГ- 581197) со станции "Глубокое" Белорусской железной дороги до станции "Уктус" Свердловской железной дороги.
Расчёт провозной платы ООО "СВ Транс" произведён по схемам И1-ВЗ Тарифного руководства N 10-01, предусмотренных для перевозки груза в универсальном крытом вагоне.
Расчёт провозной платы со стороны ОАО "РЖД" (представлен Свердловским территориальным центром фирменного транспортного обслуживания (СТЦФТО) Центра фирменного транспортного обслуживания -Филиала ОАО "РЖД") произведён по схемам И6+В13/0,5 Тарифного руководства N 10-01, предусмотренным для перевозки груза в ИВ -термосах, переоборудованных из рефрижераторных вагонов, принадлежащих перевозчику.
В силу ст. 30 Устава железнодорожного транспорта общего пользования Беларуси и ст. 25 Устава железнодорожного транспорта РФ транспортная железнодорожная накладная и выданная на её основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приёме груза подтверждают факт заключения договора перевозки груза.
В железнодорожных накладных формы СМГС N N 09764771, 09764796, 09764798, 09764814, 09764836, 09764869,09764933 ООО "СВ Транс" указано в качестве плательщика за перевозку груза.
В материалах дела имеется договор N 204 -ЖД от 21.12.2007, в котором (в редакции дополнительного соглашения N 4) ООО "СВ Транс" выступает как экспедитор в соответствии с требованиями ГОСТ Р 511-33-98 "Экспедиторские услуги на железнодорожном транспорте. Общие требования".
Согласно п. 1.1 дополнительного соглашения договор регулирует взаимоотношения сторон, связанные с организацией расчётов и оплатой экспедитором провозных платежей, сборов, штрафов, иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей при перевозках грузов в экспортном, импортном, транзитном и внутригосударственном сообщениях, ему присвоен код плательщика - 1001072249.
Основанием для проведения расчётов с экспедитором и взыскания с него платежей ОАО "РЖД" является указание в перевозочных и (или) иных документах кода плательщика и наименование экспедитора, что имело место в указанных ранее транспортных железнодорожных накладных.
Приказом МПС России от 18.06.2003 N 37 утверждены Правила перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся продуктов (далее -Правила).
В силу п. 1.2 Правил к скоропортящимся грузам относятся грузы, которые при перевозке железнодорожным транспортом требуют защиты от воздействия на них высоких или низких температур наружного воздуха, ухода или особого обслуживания в пути следования.
Перечни скоропортящихся грузов и предельные сроки их перевозки в специализированных изотермических вагонах (рефрижераторные, молочные цистерны, изотермические вагоны-цистерны и цистерны-термосы), крытых вагонах в зависимости от термической, технологической обработки и периода года указаны в приложениях 1, 2, 3, 4 и 5 к Правилам.
Под периодами года в Правилах принимаются периоды, установленные на основании климатических данных по регионам страны.
Согласно приложению 5 к Правилам "консервы молочные: сгущённое молоко, молоко и сливки с сахаром, какао и кофе со сгущённым молоком и сахаром; молоко сгущённое стерилизованное в банках" относятся к прочим скоропортящимся грузам, для которых также установлены предельные сроки их перевозки в зависимости от времени года и региона.
Вышеназванные грузы перевозятся в специализированных изотермических вагонах (рефрижераторные вагоны, вагоны-термосы, цистерны-термосы, молочные цистерны и изотермические вагоны - цистерны), крытых вагонах, рефрижераторных и универсальных контейнерах.
Согласно Инструкции по обслуживанию перевозок скоропортящихся грузов в международном сообщении между государствами - участниками Содружества, Латвийской Республикой, Литовской республикой, Эстонской Республикой N ДЧ-1997 (далее - Инструкция), способ перевозки скоропортящихся грузов, род вагона или крупнотоннажного контейнера определяются отправителем и указываются в накладной в графе "Особые заявления отправителя". При выборе способа перевозки скоропортящихся грузов отправитель должен учитывать максимальную возможную продолжительность транспортировки перевозимого груза, время года и климатические условия на всем пути следования груза.
В каждой Транспортной накладной (по спорной перевозке) в разделе 11 "Наименование груза" указано "Скорпортящийся" и перечислены виды молочных консервов: молоко сгущённое с сахаром и цикорием, молоко стерилизованное концентрированное, молоко сгущённое стерилизованное и др.
В приложении N 8 к Инструкции установлены предельные сроки перевозки молока и молочных продуктов, консервированной продукции и прочих скоропортящихся грузов в сутках. Консервы молочные: сгущенное молоко, молоко и сливки с сахаром, какао и кофе со сгущенным молоком и сахаром должны перевозиться: в летний период в крытых вагонах в течение 20 суток, в переходный период в крытых вагонах в течение 30 суток, в зимний период требования к типу вагона и периоду времени исключены.
В таблице 1.1 Инструкции приведены периоды года на основании которых определяется способ перевозки скоропортящихся грузов для железных дорог в регионах с различными климатическими условиями.
Согласно п.4 таблицы 1.1 Инструкции период перевозки по Свердловской железной дороге скоропортящегося груза в период с ноября по март, включительно, соответствует зимнему периоду.
Спорные перевозки скоропортящегося груза осуществлялись в период с 30.11.2010 по 04.03.2011.
Согласно приказу начальника Белорусской железной дороги от 19.08.2003 N 41ЗИЗ на дороге действует Прейскурант N 10-01.
В силу п.2.38.2 указанного Прейскуранта при замене РЖД предусмотренного заявкой на перевозку грузов одного вида вагонов общего парка другим в графе "Тарифные отметки" в строке "Схема" перевозочного документа проставляются номера тарифных схем, по которым определена плата за перевозку груза, в строке "Вагон подан взамен" проставляется одна из отметок: "СВВУ" (специализированный вагон взамен универсального), "УВВС" (универсальный вагон взамен специализированного)", "СВВС" (специализированный вагон взамен специализированного), "УВВУ" (универсальный вагон взамен универсального).
Постановлением Министерства и коммуникаций республики Беларусь от 26.01.2009 N 12 утверждены Правила приёма заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом общего пользования (далее - правила N 12).
Приложением N 2 к правилам N 12 установлен перечень критериев технически и технологических возможностей осуществления перевозки, отсутствие которых является для Белорусской железной дороги основанием для отказа в согласовании заявки. К таким критериям, в том числе относятся: соответствие указанных грузоотправителем в заявке условий перевозок установленным правилам перевозок грузов, международным соглашениям (п. 1); наличие у Белорусской железной дороги на дату согласования заявки и (или) на начало (дату) выполнения перевозки соответствующего типа вагонов в случае, если предусмотренная заявкой перевозка грузов предполагается в вагонах железной дороги (п.4); наличие на дату истечения срока рассмотрения заявки согласования заявки железными дорогами других государств при перевозке груза в международном железнодорожном сообщении (п.6).
Согласно п. 18 правил N 12 Белорусская железная дорога, её организации имеют право заменять предусмотренный заявкой железнодорожный подвижной состав железной дороги одного вида подвижным составом железной дороги другого вида, если перевозки груза подвижным составом другого вида предусмотрены правилами перевозок грузов, утверждаемыми в установленном порядке. О замене предусмотренного заявкой железнодорожного подвижного состава одного вида подвижным составом другого вида Белорусская железная дорога, её организации должны предупредить грузоотправителя не позднее, чем за двенадцать часов под подачу вагонов под погрузку.
Порядок начисления провозной платы при замене универсального крытого вагона специализированным вагоном определён п.2.38.1.1 Прейскуранта N 10-01: "при замене универсального вагона специализированным вагоном плата определяется по тарифной схеме и за МВН, установленную для груза в вагоне, предусмотренном заявкой на перевозку грузов ...".
ОАО "РЖД" своим Распоряжением от 13.09.2004 N 3283р ввело в действие с 01.11.2004 Порядок эксплуатации вагонов, переоборудованных из рефрижераторных вагонов, и условий перевозок в них продовольственных, отдельных видов скоропортящихся и других грузов в международном сообщении между государствами - участниками Содружества, Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Эстонской Республикой" (далее -Порядок).
Согласно п. 1.1 документа порядок эксплуатации вагонов, переоборудованных из рефрижераторных вагонов в ИВ - термосы и крытые вагоны с утеплённым кузовом, распространяется на следующие вагоны:
ИВ - термосы (далее - ИВТ) одиночные изотермические вагоны, переоборудованные из грузовых вагонов рефрижераторных секций и автономных рефрижераторных вагонов в соответствии с техническими условиями, приведёнными в Приложении N 1;
крытые вагоны с утеплённым кузовом (далее - КРУ), переоборудованные из грузовых вагонов рефрижераторных секций и автономных рефрижераторных вагонов в соответствии с техническими условиями, приведёнными в Приложении N 1
Вагонам ИВТ и КРУ, переоборудованным из инвентарного парка железнодорожных администраций, присваивается нумерация, начинающаяся на 918 с выделенными диапазонами номеров (п. 1.3).
Каждый грузовой вагон имеет технический паспорт, на весь срок эксплуатации, в котором прописаны все технические характеристики вагона, сроки и даты выполнения плановых ремонтов, реконструкции, модернизации и описывают состояние самого вагона и его оборудования.
В технических паспортах вагонов N N 90864000, 90864133, 90863986, 91876052, 90864075, 90863747, 91851659, в которых осуществлялись перевозки в указанный выше период, указано, что данные вагоны являются крытыми вагонами, переоборудованными из рефрижераторных, а не изотермическими вагонами-термосами, переоборудованными из рефрижераторных. Нумерация данных вагонов как крытых, переоборудованных из рефрижераторных, также соответствует "Системе нумерации вагонов грузового парка железных дорог колеи 1520 мм ", введенной приказом МПС N 22Ц от 15.05.84 г. Данные вагоны являются инвентарными вагонами железных дорог, принадлежащими Республике Беларусь.
Как было указано ранее, ОАО "РЖД", являясь субъектом естественной монополии, в силу ст. 5 закона о защите конкуренции занимает доминирующее положение на рынке железнодорожных перевозок и услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Тарифы на перевозки грузов, выполняемые ОАО "РЖД" по инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, принадлежащей ОАО "РЖД", а также на услуги по использованию инфраструктуры ОАО "РЖД", определяются по правилам, установленным в Прейскуранте N 10-01, и являются обязательными и едиными для всех пользователей услугами ОАО "РЖД".
Материалами дела установлено, что ОАО "РЖД" в рамках деятельности филиала - Свердловской железной дороги при начислении провозной платы за железнодорожную перевозку грузов неверно применило регулируемый тариф.
В силу подп. "к" п. 2 ч. 1 ст. 23 закона N 135-ФЗ антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту обязательное для исполнения предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства.
Лицо, чьи действия (бездействие) в установленном настоящим Федеральным законом порядке признаны монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией и являются недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством, по предписанию антимонопольного органа обязано перечислить в федеральный бюджет доход, полученный от таких действий (бездействия). В случае неисполнения этого предписания доход, полученный от монополистической деятельности или недобросовестной конкуренции, подлежит взысканию в федеральный бюджет по иску антимонопольного органа (ч. 3 ст. 51 закона N 135-ФЗ).
Полученная ОАО "РЖД" незаконно с ООО "СВ Транс" сумма в размере 359218 рублей (без НДС) рассчитана антимонопольным органом, исходя из разницы в тарифах, установленных Тарифным руководством N 10-01 для железнодорожной перевозки грузов в вагонах разных типов.
Крытый универсальный вагон, расчёт провозной платы произведен по тарифной схеме И1 - ВЗ Тарифного руководства N 10-01, размер провозной платы составляет 498224 руб. (без НДС); изотермический вагон (ИВ) -термос, расчёт провозной платы произведен по тарифной схеме И6 +В13/0,5 Тарифного руководства N 10-01, размер провозной платы составляет 857442 руб. (без НДС).
Фактическое взимание ответчиком с заявителя указанных денежных средств подтверждается документами, имеющимися в материалах дела.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемые заявителем ненормативные акты соответствуют действующему законодательству, основания для признания их недействительными отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении требований открытого акционерного общества "Российские железные дороги" о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 12.03.2012 г. по делу N 71 отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 июля 2012 г. N А60-18272/2012
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 октября 2012 г. N 17АП-10246/12 настоящее решение отменено