Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Анализ причин возникновения проблемы
В результате отсутствия нормативного регулирования ряда вопросов и комплексного подхода к решению проблем молодежи на уровне государства в настоящий момент проявились проблемы, которые при сохранении текущей экономической ситуации могут усиливаться.
Первая проблема - снижение интереса молодежи к инновационной, научной и творческой деятельности, что может оказать влияние на снижение темпов модернизации экономики. В системе государственного управления отсутствует актуальная информация о молодых людях, обладающих высоким инновационным потенциалом, а у молодого человека ограничены, в том числе из-за отсутствия информации, возможности развития и не формируется восприятие интеллектуальной деятельности как перспективной с точки зрения карьеры, социально и материально успешной. Усиливается и дисбаланс между специальностями, предлагаемыми учреждениями профессионального образования, запросами выпускников образовательных учреждений, требованиями к работникам со стороны работодателей и необходимостью осваивать социально-экономические проекты, реально необходимые для совершенствования городской инфраструктуры.
Вторая проблема - недостаточный уровень вовлечения молодежи в социальную практику. В настоящий момент доля молодых людей, активно участвующих в жизни города, составляет менее 25 процентов от общей численности молодежи. Эта тенденция проявляется во всех сферах жизни молодого человека - гражданской, профессиональной, культурной, семейной. При сохранении такой ситуации возникает угроза устойчивой привычки к патернализму и восприятия социальной инфантильности как нормы.
Третья проблема - отсутствие системы поддержки молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В настоящий момент реализуются только отдельные мероприятия по работе с молодежью, оказавшейся в трудной жизненной ситуации. При этом отсутствуют комплексные межведомственные программы, нацеленные на реабилитацию молодых людей и их возвращение к полноценной жизни. В этих условиях возможно формирование изолированных групп населения и, как следствие, социальной нетерпимости и дестабилизации общественной жизни. В результате город будет вынужден направлять ресурсы не на развитие, а на преодоление негативной социальной ситуации.
Четвертая проблема - подростковая и молодежная преступность. Без профилактики деструктивного поведения, профилактики экстремизма, преодоления негативных стереотипов у молодых людей могут формироваться ложные чувства патриотизма и гражданской ответственности. Это может привести не только к напряженной социальной, в том числе криминогенной, ситуации в стране, но также замедлить ее экономическое развитие и даже вызвать изоляцию от мирового сообщества.
Пятая проблема - необходимость укрепления и развития системы гражданско-патриотического воспитания молодежи, с которым тесно связаны гражданская культура и правосознание. Базовым фактором, определяющим способность гражданина проходить военную службу, является состояние его здоровья. Неуклонно падают показатели состояния здоровья юношей призывного возраста. Следствием низких показателей состояния здоровья граждан, подлежащих призыву на военную службу, являются сложности с комплектованием частей и подразделений, где к военнослужащим предъявляются повышенные требования; высокий уровень заболеваемости и травматизма в первые месяцы военной службы, морально-психологические травмы и стрессы из-за проблем с адаптацией к военной службе. Введение подготовки граждан по основам военной службы только в рамках учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" не позволяет достичь желаемых результатов. В городе действует 15 объединений военно-патриотической направленности, деятельность которых нуждается в финансовой поддержке. Учебно-материальное и техническое обеспечение деятельности военно-патриотических клубов - основных субъектов военно-патриотического воспитания - нуждается в улучшении.
Важным фактором, влияющим на ситуацию, является и неуклонное уменьшение числа непосредственных участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла. Поэтому необходимо усилить работу по увековечению Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и увековечению памяти погибших при защите Отечества.
Все это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение проблем в осуществлении патриотического воспитания программными методами. Для дальнейшего развития системы патриотического воспитания необходимо развивать материально-техническую базу музеев и уголков Боевой Славы, повысить уровень методического обеспечения учреждений и специалистов, работающих с подростками и молодежью, повысить уровень профессиональной подготовки организаторов и специалистов патриотического воспитания, развивать систему патриотического воспитания в трудовых коллективах, более активно привлекать к этой работе молодежные организации.
Перечисленные проблемы усугубляются отсутствием развитой инфраструктуры учреждений для молодежи, что выражается в ряде системных проблем. Предоставляемые муниципальные услуги не пользуются массовым спросом современной молодежи, что приводит к снижению качества мероприятий и дополнительным затратам при их проведении. Сегодня в городе Нижний Тагил существует только два профильных учреждения для подростков и молодежи. При этом оборудование, которым оснащены учреждения, ограничивает возможности получения молодыми людьми муниципальных услуг и использования сотрудниками современных технологий работы.
Работа по преодолению обозначенных проблем может быть проведена только программно-целевым методом, предусматривающим совместную скоординированную работу органов местного самоуправления. При этом одним из ключевых инструментов решения проблемы должно стать широкомасштабное внедрение современных информационных технологий, которые позволяют установить взаимодействие со всеми представителями целевой группы с минимальными издержками. Для преодоления сложившейся проблемной ситуации необходимо создать современную инфраструктуру муниципальной молодежной политики, позволяющую реализовать систему сбора и обработки актуальной информации о возможностях и потребностях молодежи с использованием современных информационно-коммуникационных технологий и при активном участии самой молодежи.
Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода при решении указанных проблем может стать: дальнейшая изоляция от общества молодых людей с ограниченными возможностями здоровья; сохранение удельного веса молодых граждан, имеющих доходы ниже прожиточного уровня; усиление тенденции девальвации семейных ценностей (сохранение доли бездетных, неполных семей, закрепление социального сиротства как явления); повышение уровня конфликтогенного потенциала в сфере межнациональных отношений в молодежной среде; увеличение степени недоверия значительной части молодежи к ценностям демократии, к институтам власти и гражданского общества; снижение доли участия молодежи в социально-экономических, социокультурных и общественно-политических отношениях будет уменьшаться, что негативно отразится на темпах социально-экономического развития города.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.