Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Развитие малого предпринимательства - одно из основных и приоритетных направлений реформируемой экономики. Оно является неотъемлемым элементом современной рыночной системы хозяйствования. Значимость малого предпринимательства обусловлена его специфическими свойствами, ключевыми из которых являются оперативность, мобильность и способность гибко реагировать на изменение конъюнктуры рынка. Малый и средний бизнес стал существенным фактором экономического развития Асбестовского городского округа. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа, в том числе относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства. В рамках реализации указанного полномочия администрация Асбестовского городского округа в течение ряда лет создавала условия для развития предпринимательской активности в городе, что подтверждает положительная динамика развития предпринимательства в Асбестовском городском округе (таблица N 1).
Таблица N 1
Показатели развития
малого и среднего предпринимательства Асбестовского городского округа за 2007-2009 гг.
Наименование показателей |
2009 |
2010 |
2011 |
2010 г. к 2009 г., % |
2011 г. к 2010 г., % |
Количество субъектов малого предпринимательства, единиц |
3001 |
3146 |
3157 |
105 |
101 |
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства на 1000 жителей, единиц |
41 |
43 |
44 |
105 |
102 |
Количество малых предприятий, единиц |
620 |
637 |
651 |
103 |
102 |
Среднесписочная численность работников, занятых в сфере малого предпринимательства (тыс. чел.) |
8,3 |
8,8 |
9,4 |
106 |
107 |
Доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий от совокупного количества экономически активного населения, проценты |
21 |
23 |
24 |
|
|
В Асбестовском городском округе на 1 января 2012 года число субъектов малого предпринимательства (государственное статистическое наблюдение в отношении среднего предпринимательства в настоящее время не ведется) составляет 3157 единиц, прирост к 2009 году составил 5 процентов. Число малых предприятий не 1 января 2012 года составило 651 единиц, прирост к 2009 году составил также 5 процентов.
Анализ основных индикаторов положения малого бизнеса позволяет сделать выводы о преобладании положительных тенденций в области развития малого и среднего предпринимательства. Положительную динамику в последние годы демонстрируют практически все значимые показатели развития данного сектора экономики. Доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий от совокупного количества экономически активного населения города выросла до 24 процентов, в абсолютном выражении среднесписочная численность работников занятых в сфере малого предпринимательства, составила 9400 человек, прирост к 2009 году составил 14 процентов.
Для создания благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства на территории Асбестовского городского округа постановлением главы Асбестовского городского округа от 07.05.2010 г. N 147-ПГ была утверждена Муниципальная целевая программа поддержки малого и среднего предпринимательства в Асбестовском городском округе на 2010-2012 годы. Данная программа финансируется из бюджетов всех уровней.
В соответствии с планом мероприятий программы в 2010-2011 годах были выполнены мероприятия, направленные на поддержку малого и среднего предпринимательства в городе.
Реализована программа профессионального тренинга "Начни свое дело" для начинающих предпринимателей и желающих заниматься предпринимательской деятельностью, в том числе из числа высвобождаемых работников предприятий города. Проведено обучение: на I этапе 25 групп - 491 человек, на II этапе 15 групп - 299 человек, на III этапе 11 групп - 214 человек. В результате реализации данного мероприятия создано 144 новых субъекта малого предпринимательства, их них индивидуальных предпринимателей - 131, крестьянско-фермерских хозяйств - 2, юридических лиц - 11.
Подали заявки на получение грантов на реализацию бизнес-проектов из средств областного и федерального бюджетов в размере до 300 тыс. рублей 163 человека.
По результатам защиты бизнес-проектов предоставлено 103 гранта на общую сумму 20568 тыс. рублей. Реализация данных проектов позволила создать 303 рабочих места.
Выдано 32 субсидии субъектам малого предпринимательства для возмещения затрат, связанных с уплатой процентов по лизинговым договорам, уплатой первого взноса при заключении договора лизинга оборудования, затрат по технологическому присоединению к объектам электросетевого хозяйства на общую сумму 12842 тыс. руб.
Выдан 51 микрозайм на общую сумму 2205 тыс. рублей.
Прошли обучение по иным образовательным программам 668 человек.
Кроме того, за счет квоты в областном гарантийном фонде Свердловским областным фондом поддержки малого предпринимательства за 2010 год предоставлено 40 поручительств по банковским кредитам на общую сумму 30508 тыс. рублей.
Предприниматели неразрывно связаны с территорией муниципального образования, формируя за счет собственных финансовых и материальных ресурсов социально-экономическую среду обитания горожан, обеспечивая их товарами и услугами. Кроме того, малый бизнес выполняет важную социальную функцию, являясь основой для формирования среднего класса, который призван стать гарантом общественной и экономической стабильности общества.
Развитие малого и среднего бизнеса может осуществляться в полной мере только при условии постоянного совершенствования целостной системы его поддержки.
Для организации деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в городе работает Асбестовский муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства (далее - Фонд), созданный по инициативе администрации города в мае 1995 года. Фонд осуществляет финансовую поддержку путем предоставления кредитов субъектам малого предпринимательства; консультации по применению норм действующего законодательства в области малого и среднего предпринимательства; организацию сбора, обработку нормативно-правовой информации, представляющей интерес для малого и среднего бизнеса; изучение и распространение положительного опыта развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в других регионах.
Кроме Фонда, в инфраструктуру поддержки малого и среднего бизнеса в Асбестовском городском округе входит Асбестовское представительство Уральской Торгово-промышленной Палаты. По существу, Асбестовское представительство Уральской Торгово-промышленной Палаты на месте осуществляет целый комплекс услуг, необходимых для законной деятельности малого и среднего бизнеса. Основными из них являются: проведение экспертиз, оказание помощи по сертификации и декларированию пищевой продукции и услуг, в проведении аттестации рабочих мест, консультации и подготовка документов для получения юридических услуг, услуг по патентованию и регистрации объектов интеллектуальной собственности, оценочных услуг, содействие в продвижении продукции предпринимателей на рынке России и зарубежных стран, распространение коммерческих предложений предпринимателей.
Кроме этого, активно работают: совещательный орган, созданный с целью развития малого и среднего предпринимательства в Асбестовском городском округе - Совет по развитию малого и среднего предпринимательства в Асбестовском городском округе; Асбестовский филиал Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей (работодателей).
Анализ данных позволяет выделить сильные позитивные тенденции и факторы в области развития малого и среднего предпринимательства:
- высокую предпринимательскую активность горожан, желающих начать собственное дело;
- в Асбестовском городском округе отмечается высокая доступность торговых и офисных площадей, сдаваемых в аренду новым малым предприятиям, находящихся как в частной, так и муниципальной собственности;
- лояльное отношение исполнительной власти, открытость и готовность к сотрудничеству с местными предпринимателями;
- географическая близость к областному центру - городу Екатеринбургу, открытие участка дороги Тюмень - Екатеринбург в объезд п. Белоярский позволяет предпринимателям держать на низком уровне транспортную составляющую издержек, а также облегчает процесс трансферта новых технологий;
- высокая кооперация крупных и малых предприятий городского округа: крупные предприятия передают часть своих функций на аутсорсинг малому бизнесу, развиваются так называемые кластерные связи;
- активное участие малых предприятий в выполнении муниципального заказа;
- действие на территории объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
В муниципальном образовании сохраняется ряд проблем, ограничивающих развитие малого и среднего бизнеса, мешающих качественному развитию предпринимательства:
- основное препятствие для развития малого и среднего бизнеса - это ограниченность доступа к финансовым ресурсам, особенно на этапе стартапа. Основным источником финансирования текущей деятельности предприятий и средствами на развитие по-прежнему остаются личные сбережения предпринимателей. Привлечение заемных и кредитных ресурсов остается для предпринимателей достаточно проблематичным, в основном, по причине отсутствия положительной кредитной истории и гарантийной поддержки;
- низкая инновационная активность малых и средних предприятий округа. Отсутствие необходимых институтов развития для роста малых и средних предприятий, использующих инновационные технологии: бизнес-инкубаторов, промышленных и технопарков. Низкая инновационная активность может так же являться косвенным свидетельством вынужденного характера предпринимательства, предпринимательства "по необходимости";
- близость к областному центру наряду с преимуществами, перечисленными выше, имеет и отрицательное влияние на предпринимательский климат. Прежде всего, оно выражается в частичном ограничении и торможении роста следующих традиционных ниш для малого и среднего бизнеса: отдельных секторов торговли, а также части видов услуг, особенно по организации досуга. Кроме этого, повышается угроза повышения конкуренции со стороны предпринимателей Екатеринбурга.
- нетранзитный характер территории: Асбест расположен на тупиковой ветке железнодорожного транспорта - ограничивает возможности по транспортировке произведенной продукции, необходимого сырья и оборудования.
- низкая квалификация предпринимателей, вследствие чего отсутствует опыт применения эффективных управленческих стратегий, ограничивая возможности инновационного развития и роста предприятий, выхода их на внешние рынки.
- характерные для многих муниципальных образований области диспропорции в отраслевой структуре малого и среднего бизнеса: превалирование торговых предприятий (37 процентов от общего количества) и низкая активность предприятий в некоторых традиционных для малого бизнеса сферах: обслуживание ЖКХ и сельское хозяйство;
- недостаточно развитая выставочно-ярмарочная деятельность;
- слабая общественная активность большинства предпринимателей, их разобщенность, неразвитость общественных объединений предпринимателей;
- недостаток статистических данных о структуре и динамике малого и среднего бизнеса у администрации городского округа.
Несмотря на достигнутые успехи в работе по поддержке малого бизнеса, большая часть предпринимателей информирована о программных мероприятиях поверхностно. Полученные в предыдущих периодах результаты мониторингов в большей степени свидетельствуют об отсутствии четкого понимания предпринимателями, в рамках каких проектов осуществлялись те или иные мероприятия. Соответственно, одной из задач администрации Асбестовского городского округа при реализации настоящей Программы является более полное и масштабное информирование предпринимателей о реализуемых в ее рамках мероприятиях.
Необходимость разработки программы на период 2013-2015 гг. и решения задач по развитию предпринимательства программно-целевым методом обусловлены рядом объективных факторов:
- масштабностью, сложностью и многообразием проблем малого и среднего предпринимательства и необходимостью их интеграции с целью разработки и осуществления комплекса программных мероприятий;
- потребностью в координации усилий органов власти различных уровней и негосударственных организаций, в том числе общественных объединений предпринимателей, для решения проблем предпринимателей;
- имеющимся положительным опытом реализации муниципальных целевых программ поддержки и развития малого предпринимательства в различных городах РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.