Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
К постановлению Правительства
Свердловской области
от 26 октября 2012 г. N 1216-ПП
Приложение N 12
к областной целевой программе
"Безопасность жизнедеятельности
населения Свердловской области"
на 2011-2015 годы
Подпрограмма XI
"Радиационная безопасность Свердловской области" на 2013-2015 годы (далее - Подпрограмма XI)
Паспорт Подпрограммы XI "Радиационная безопасность Свердловской области" на 2013-2015 годы
1. |
Реквизиты нормативного правового акта, утверждающего решение о разработке областной целевой программы, в которую входит Подпрограмма XI |
- |
Протокол N 5 от 26.12.2011 г. Совета общественной безопасности Свердловской области |
2. |
Заказчик-координатор Подпрограммы XI |
- |
Департамент общественной безопасности Свердловской области |
3. |
Заказчик Подпрограммы XI |
- |
Департамент общественной безопасности Свердловской области |
4. |
Цель и задачи Подпрограммы XI |
- |
Цель Подпрограммы XI - осуществление комплекса мер по реализации на территории Свердловской области государственной политики в сфере обеспечения радиационной безопасности населения Свердловской области; Задачи Подпрограммы XI: 1) предупреждение чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера, возникающих при осуществлении обращения с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, и ликвидация их последствий; |
|
|
|
|
5. |
Важнейшие целевые показатели |
- |
1) охват муниципальных образований в Свердловской области с повышенными средними индивидуальными дозами от природного ионизирующего излучения радиационно-экологическим мониторингом; |
|
|
|
|
6. |
Сроки и этапы реализации Подпрограммы XI |
- |
Подпрограмма XI рассчитана на 3 года, ее выполнение предусмотрено в 3 этапа: первый этап (2013 год); |
7. |
Объемы и источники финансирования Подпрограммы XI |
- |
Общий объем средств, направленный на реализацию мероприятий Подпрограммы XI - 12720,0 тыс. рублей, в том числе: в 2013 году - 2560,0 тыс. рублей; Источник финансирования мероприятий Подпрограммы XI - бюджет Свердловской области |
8. |
Наличие и объемы субсидий местным бюджетам на реализацию аналогичных целевых программ |
- |
нет |
9. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Подпрограммы XI |
- |
в ходе выполнения мероприятий Подпрограммы XI планируется достичь социального результата*, выражающегося в следующих показателях социально-экономической эффективности: 1) охват муниципальных образований в Свердловской области с повышенными средними индивидуальными дозами от природного ионизирующего излучения радиационно-экологическим мониторингом до 100 процентов; 2) обеспечение радиационного картографирования территории Свердловской области путем спектрального гамма- и нейтронного сканирования окружающей среды с привязкой на местности (GPS) до 30 процентов; 3) обеспечение поверки приборов радиационного контроля областного резерва имущества гражданской обороны Свердловской области до 100 процентов; 4) повышение качества жизни населенных пунктов Свердловской области с критическими группами населения в 1 населенном пункте; 5) повышение уровня информирования населения Свердловской области о радиационной обстановке и мерах, принимаемых уполномоченными органами по снижению радиационных рисков на территории Свердловской области, до 100 процентов |
* Достижение запланированных значений целевых показателей Подпрограммы XI будет иметь только социальный эффект, поскольку процесс радиационной защиты не влечет за собой извлечение какой-либо экономической выгоды и направлен на обеспечение безопасности населения.
Раздел I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Подпрограмма XI
Подраздел 1. Характеристика проблемы
Федеральным законом от 09 января 1996 года N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" в статье 6 определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности разрабатывают и реализуют региональные (территориальные) программы в области обеспечения радиационной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2007 г. N 444 "О федеральной целевой программе "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года" в целях реализации Основ государственной политики в области ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано разработать региональные целевые программы по обеспечению ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года.
В целях обеспечения радиационной безопасности населения при воздействии природных источников излучения и риска негативных последствий постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.07.2007 г. N 58 "О мерах по ограничению доз облучения населения и снижению риска от природных источников" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано разработать региональные программы по ограничению облучения населения от природных источников ионизирующего излучения, предусмотрев при необходимости мероприятия, обеспечивающие получение питьевой воды, соответствующей гигиеническим требованиям по показателям радиационной безопасности.
Перспектива устойчивого развития региона определяется целым комплексом факторов экономического, управленческого, научно-технического, технологического и законодательного характера, среди которых не последнюю роль играют риски, связанные с потенциальными природными и техногенными чрезвычайными ситуациями.
В ряду рисков, способных оказать серьезное негативное воздействие на развитие региона, стоит опасность возникновения чрезвычайных ситуаций радиационного характера, требующих, в свою очередь, проведения необходимого комплекса мероприятий, направленных на предупреждение повышенных уровней воздействия природных, техногенных и медицинских источников излучения на население и окружающую среду.
Основными факторами, определяющими радиационную обстановку на территории Свердловской области и радиационные риски для населения, являются:
1) наличие расположенных на территории Свердловской области организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты (распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.09.2009 г. N 1311-р):
Филиал концерна "Росэнергоатом" "Белоярская атомная станция" в городском округе Заречный;
открытое акционерное общество "Институт реакторных материалов" с исследовательским реактором ИВВ-2М в городском округе Заречный;
открытое акционерное общество "Уральский электрохимический комбинат" в Новоуральском городском округе;
общество с ограниченной ответственностью "Новоуральский научно-конструкторский центр" в Новоуральском городском округе;
федеральное государственное унитарное предприятие "Комбинат "Электрохимприбор" в Городском округе "Город Лесной";
федеральное государственное унитарное предприятие "Уральский электромеханический завод" в муниципальном образовании "город Екатеринбург";
Свердловское отделение филиала "Уральский территориальный округ федерального государственного унитарного предприятия "РосРАО" в муниципальном образовании "город Екатеринбург";
открытое акционерное общество "Изотоп" в муниципальном образовании "город Екатеринбург";
2) склады монацитового концентрата с повышенным содержанием тория-232 и урана-238 в городском округе Красноуфимск государственного казенного учреждения Свердловской области "УралМонацит";
3) курганные захоронения радиоактивных отходов в могильниках в поселке Озерный Режевского городского округа на месте бывшего завода по добыче и переработке монацитового сырья;
4) пункт хранения радиоактивных отходов производства траншейного типа открытого акционерного общества "Ключевской завод ферросплавов" в Сысертском городском округе;
5) глобальные атмосферные выпадения искусственных радионуклидов - результат медленного процесса выведения из стратосферы продуктов последствий испытаний ядерного оружия и других радиоактивных выбросов;
6) применение в лечебно-профилактических учреждениях Свердловской области рентгенорадиологического оборудования с ионизирующими источниками излучения.
Существует потенциальная опасность трансграничного воздушного переноса техногенных радионуклидов на территорию Свердловской области как со штатно работающих объектов ядерного топливного цикла, расположенных в Челябинской области, так и в случае радиационных аварий на них.
На территории Свердловской области имеются значительные площади, подвергшиеся радиоактивному загрязнению в результате аварии 1957 года на производственном объединении "Маяк", в результате чего возник Восточно-Уральский радиоактивный след. В 1967 году в результате ветрового подъема радиоактивного ила с берегов озера Карачай, расположенного в Челябинской области, произошел перенос техногенных радионуклидов на территорию Свердловской области.
После аварии 1986 года на Чернобыльской атомной электростанции в южной и северной частях Свердловской области выпали радиоактивные осадки.
В 824 организациях Свердловской области эксплуатируется более 15 тысяч источников ионизирующих излучений.
Кроме того, на территории Свердловской области имеется 7 радиогеохимических зон, характеризующихся повышенным уровнем естественной радиоактивности, источником которой являются радиоактивные изотопы торий-урановых семейств. Максимально высоким и высоким радоновым потенциалом обладают Мурзинско-Камышевская, Сысертская, Верх-Исетско-Свердловская, Центрально-Уральская и Тагильская радиогеохимические зоны.
Основной вклад в дозу облучения населения Свердловской области вносят природные источники ионизирующего излучения и представляют наибольший потенциальный риск негативных последствий для здоровья населения среди других видов ионизирующего излучения. По данным радиационно-гигиенического паспорта Свердловской области за 2011 год, вклад в дозу облучения населения природных источников составляет 81 процент, в том числе от радона 55 процентов. Средняя индивидуальная эффективная доза на одного жителя области от природных источников в 2011 году составила 3,906 мЗв/год, в 2010 - 3,66 мЗв/год, 2009 - 3,43 мЗв/год.
Повышенные средние индивидуальные дозы от природного ионизирующего излучения выше 5 мЗв/год в 2011 году (постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2010 г. N 171 "Об утверждении СанПиН 2.6.1.2800-10 "Гигиенические требования по ограничению облучения населения за счет природных источников ионизирующего излучения") отмечены в 11 муниципальных образованиях, расположенных в Свердловской области: Серовский городской округ, Режевской городской округ, Новолялинский городской округ, Сосьвинский городской округ, Каменский городской округ, Белоярский городской округ, Березовский городской округ, Гаринский городской округ, Сысертский городской округ, Таборинский муниципальный район и Арамильский городской округ.
Коллективная эффективная доза облучения населения и производственного персонала от природных и техногенных источников ионизирующего излучения с учетом всех дозообразующих факторов на 4,4 процента выше уровня 2010 года и составила в 2011 году 20686,65 чел. - Зв, в 2010 году - 19858,76 чел. - Зв, в 2009 году - 18067 чел. - Зв.
Коллективный риск вероятности возникновения стохастических эффектов (случаев смертельного рака и наследственных эффектов) в течение всей жизни человека при данной коллективной дозе составит 1179 случаев, что приведет к потере 20687 чел. в год - потеря жизни двух поколений жителей области.
По данным федерального государственного бюджетного учреждения "Свердловский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями" (далее - ФГБУ "Свердловский ЦГМС-Р") о радиационной обстановке на территории Свердловской области в 2011 году, в том числе в районе Восточно-Уральского радиоактивного следа для включения в 1 государственный доклад "О состоянии и об охране окружающей среды Свердловской области в 2011 году" радиационный мониторинг проводился по двум направлениям:
1) контроль за радиоактивным загрязнением объектов природной среды на территории Свердловской области;
2) непрерывные наблюдения за радиационной обстановкой в районах, подверженных влиянию особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов и территорий, загрязненных в результате аварий.
Среднее за год значение суммарной бета-активности аэрозолей приземного слоя воздуха (22,8x10(-5) Бк/куб.м) несколько ниже прошлогоднего значения (25,5x10(-)5 Бк/куб.м) и в 1,6 раза выше средневзвешенной концентрации суммарной бета-активности в воздухе по территории России в 2010 году (14,5x10(-5) Бк/куб.м). Средние за год концентрации Cs-137 и Sr-90 в аэрозолях приземного слоя воздуха составили 0,86x10(-5) Бк/куб.м и 1,13x10(-5) Бк/куб.м и превысили среднегодовые концентрации по территории России в 2010 году в 35,8 раза и 113,0 раза соответственно. Концентрации Cs-137 и Sr-90 в аэрозолях приземного слоя воздуха в рабочем поселке Верхнее Дуброво, находящегося в зоне влияния Белоярской атомной электростанции, по сравнению с прошлым годом увеличились в 6,1 и 8,1 раза соответственно.
По результатам наблюдений в Белоярском водохранилище и реках Пышма и Ольховка, подверженных влиянию Белоярской атомной электростанции, переделы концентраций Cs-137 составили 0,0-0,085 Бк/л, максимальное наблюденное значение, зафиксированное в реке Ольховка, в 3,7 раза выше среднего по Уральскому региону значения (без учета реки Теча). Пределы концентраций Sr-90 составили 0,003-0,077 Бк/л, наибольшее наблюденное значение концентрации Sr-90 в 17,9 раза выше среднегодового значения по территории России в 2010 году (0,0043 Бк/л) и отмечено в реке Ольховка. Уровень вмешательства не превышен.
Мощность экспозиционной дозы гамма-излучения по территории Свердловской области (11 мкР/час) сопоставима с прошлогодним значением.
В целом, по данным многолетних наблюдений ФГБУ "Свердловский ЦГМС-Р", радиационная обстановка на территории Свердловской области за 2011 год ухудшилась, что обусловлено повышением содержания цезия-137 и стронция-90 в аэрозолях приземного слоя, а также содержания цезия-137 в атмосферных выпадениях.
На основании вышеизложенного становится понятно, что Свердловская область в настоящее время является и в обозримом будущем останется регионом с повышенной потенциальной радиационной опасностью для населения и окружающей среды.
Принимая во внимание основные параметры макроэкономических показателей социально-экономического развития Свердловской области, определенные в постановлении Правительства Свердловской области от 27.08.2008 г. N 873-ПП "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года", которые предусматривают рост валового регионального продукта в 2020 году в 2,8-4,0 раза к уровню 2007 года, необходимо объективно оценивать опасность ухудшения показателей качества окружающей среды в среднесрочной и долгосрочной перспективе и принимать меры, позволяющие минимизировать негативное воздействие источников ионизирующего излучения на население и на окружающую среду.
Подраздел 2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
В настоящее время мероприятия в сфере обеспечения радиационной безопасности населения Свердловской области финансируются за счет средств бюджета Свердловской области, которые выделяются соответствующим главным распорядителям средств областного бюджета.
Необходимость программного решения проблемы в области обеспечения радиационной безопасности населения и территории Свердловской области обоснована обязательностью исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области обеспечения радиационной безопасности в части разработки и реализации региональных (территориальных) программ и организации контроля за радиационной обстановкой на соответствующей территории (статья 6 Федерального закона от 09 января 1996 года N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения").
С учетом уровня обеспечения радиационной безопасности населения Свердловской области эффективное взаимодействие уполномоченных органов не может быть обеспечено только в рамках основной деятельности.
Необходимо также отметить, что характер проблемы обеспечения радиационной безопасности населения Свердловской области требует долговременной стратегии и дополнительных организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов субъектов экономики и институтов общества. При этом существенным фактором реализации на территории Свердловской области мероприятий по обеспечению радиационной безопасности населения являются приемлемые сроки осуществления соответствующих полномочий.
С учетом существующего уровня радиационных рисков на территории Свердловской области эффективное обеспечение радиационной безопасности населения Свердловской области может быть достигнуто только путем концентрации необходимых ресурсов на приоритетных направлениях с использованием механизмов планирования и управления, которые ориентированы на достижение конечных результатов.
С учетом изложенного, очевиден факт привлечения дополнительных финансовых средств, направленных на достижение конечного результата, повышение уровня радиационной безопасности населения Свердловской области. Причем решение подобной проблемы возможно только путем целевого направления финансовых средств на конкретные мероприятия.
Следовательно, применение программно-целевого подхода является единственно возможным способом решения задач, направленных на достижение качественных результатов деятельности органов исполнительной власти Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области, территориальных органов федеральных органов государственной власти по обеспечению радиационной безопасности населения Свердловской области.
Применение программно-целевого метода позволит обеспечить комплексное урегулирование наиболее острых и проблемных вопросов и системное развитие инфраструктуры обеспечения радиационной безопасности населения Свердловской области на основе:
определения целей, задач, состава и структуры мероприятий и запланированных результатов;
концентрации ресурсов по реализации мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам в сфере обеспечения радиационной безопасности;
повышения эффективности государственного управления в области обеспечения радиационной безопасности;
повышения результативности использования материальных и финансовых ресурсов.
Подраздел 3. Сценарии возможного хода реализации Подпрограммы XI
На ход выполнения и эффективность Подпрограммы XI существенное влияние будет оказывать совокупность факторов внутреннего и внешнего характера.
В зависимости от этих факторов возможны три сценария выполнения Подпрограммы XI: оптимистический, реалистический и пессимистический.
Оптимистический сценарий предполагает, что:
политическая обстановка в Российской Федерации и в Свердловской области стабильная;
экономическая ситуация в Российской Федерации и в Свердловской области благоприятная;
аварийность на промышленных объектах и транспорте находится в пределах среднестатистических показателей;
социальная напряженность в обществе относительно низкая.
В этом случае гарантировано эффективное проведение и выполнение программных мероприятий в срок и в полном объеме, что позволит достичь поставленной программной цели.
При реалистическом (наиболее вероятном) сценарии внешние факторы соответствуют текущему моменту в политической, экономической и социальной сферах общества.
В данном случае в основном существуют удовлетворительные условия для успешной реализации Подпрограммы XI. В то же время отдельные программные мероприятия могут быть выполнены в ограниченном объеме, что может привести к снижению эффективности этих мероприятий и Подпрограммы XI в целом.
Пессимистический сценарий предполагает наличие неблагоприятных внешних факторов для осуществления Подпрограммы XI: дефицит финансирования, непопулярность и неприятие населением отдельных мероприятий, затягивание сроков реализации мероприятий, пассивность и неэффективность действий органов власти. Очевидно, что в таких условиях Подпрограмма XI не может быть реализована в полном объеме, а эффективность выполненной части будет невысокой.
Раздел II. Основные цели и задачи Подпрограммы XI
Целью Подпрограммы XI является осуществление комплекса мер по реализации на территории Свердловской области государственной политики в сфере обеспечения радиационной безопасности населения Свердловской области, последовательное снижение до среднеобластного показателя техногенного воздействия на население, проживающее на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и снижение дозовых нагрузок от природных источников ионизирующего излучения до допустимых норм воздействия для критических групп населения.
Основными задачами, решение которых предусмотрено Подпрограммой XI, являются:
1) предупреждение чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера, возникающих при осуществлении обращения с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, и ликвидация их последствий;
2) обеспечение радиационной безопасности населения Свердловской области и организация управления радиационными рисками через формирование и обеспечение функционирования радиационного мониторинга за состоянием радиационной обстановки на территории Свердловской области и информирование населения о радиационной обстановке на соответствующей территории;
3) обеспечение достоверной информацией о радиационной обстановке на территории Свердловской области органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, а также доведение указанной информации до сведения юридических и физических лиц;
4) проведение комплекса мер организационно-технического и санитарно- гигиенического характера, направленного на обеспечение радиационной безопасности населения Свердловской области;
5) поддержание в готовности к использованию по назначению приборов радиационной разведки и радиационного контроля областного резерва имущества гражданской обороны Свердловской области;
6) оказание содействия органам местного самоуправления муниципальных образований, расположенных в Свердловской области, в решении вопросов радиационной безопасности населения.
Для реализации задач Подпрограммы XI предусматривается:
1) проведение радиационного мониторинга и оценка радиоэкологической обстановки территории Свердловской области;
2) проведение комплексных радиационно-гигиенических обследований территорий с повышенными (выше 5 мЗв/год) средними индивидуальными эффективными дозами населения от природных источников ионизирующего излучения;
3) снижение и поддержание на достигнутом уровне доз облучения населения от техногенных источников ионизирующего излучения путем проведения радиационно-гигиенического мониторинга, включающего рацион питания, питьевую воду, сельскохозяйственную продукцию личных подсобных хозяйств, оценка текущих доз внешнего и внутреннего облучения критических групп населения, проживающего в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварии на производственном объединении "Маяк" в 1957 году;
4) приобретение современного оборудования для проведения спектрального гамма- и нейтронного сканирования окружающей среды с привязкой на местности (GPS), контроля за перемещением радиоактивных источников, радиационного картографирования территории Свердловской области, проведения радиационного контроля природных и питьевых вод;
5) приобретение установок для поверки приборов радиационной разведки и дозиметрического контроля областного резерва имущества гражданской обороны Свердловской области;
6) выпуск полиграфической продукции с информацией о радиационной обстановке на территории Свердловской области.
Результаты выполнения Подпрограммы отражают следующие целевые показатели:
1) охват муниципальных образований в Свердловской области с повышенными средними индивидуальными дозами от природного ионизирующего излучения радиационно-экологическим мониторингом до 100 процентов;
2) обеспечение радиационного картографирования территории Свердловской области путем спектрального гамма- и нейтронного сканирования окружающей среды с привязкой на местности (GPS) до 30 процентов;
3) обеспечение поверки приборов радиационного контроля областного резерва имущества гражданской обороны Свердловской области до 100 процентов;
4) повышение качества жизни населенных пунктов Свердловской области с критическими группами населения в 1 населенном пункте;
5) повышение уровня информирования населения Свердловской области о радиационной обстановке и мерах, принимаемых уполномоченными органами по снижению радиационных рисков на территории Свердловской области, до 100 процентов
Значения целевых показателей, а также методика их расчета представлены в приложении N 1 к Подпрограмме.
Выполнение Подпрограммы начинается с 01 января 2013 года и завершается 31 декабря 2015 года.
Выполнение подпрограммы осуществляется в 3 этапа:
первый этап - 2013 год;
второй этап - 2014 год;
третий этап - 2015 год.
Раздел III. План мероприятий Подпрограммы XI
Исполнителями мероприятий Подпрограммы XI выступают:
Департамент общественной безопасности Свердловской области;
юридические и (или) физические лица, осуществляющие поставку товаров, выполнение работ и (или) оказание услуг, необходимых для реализации Подпрограммы XI, в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Свердловской области.
Мероприятия, направленные на комплексное решение задач, указанных в Подпрограмме XI, осуществляются в соответствии с Планом мероприятий по выполнению Подпрограммы XI "Радиационная безопасность Свердловской области" на 2013-2015 годы" областной целевой программы "Безопасность жизнедеятельности населения Свердловской области" на 2011-2015 годы (приложение N 2 к Подпрограмме XI).
Раздел IV. Ресурсное обеспечение Подпрограммы XI
Реализацию мероприятий Подпрограммы XI предполагается осуществить за счет финансирования из средств бюджета Свердловской области.
Общий объем финансирования мероприятий Подпрограммы XI составляет 12720,0 тыс. рублей, в том числе:
в 2013 году - 2560,0 тыс. рублей;
в 2014 году - 7310,0 тыс. рублей;
в 2015 году - 2850,0 тыс. рублей.
Расходы на реализацию Подпрограммы XI представлены в приложении N 3 к Подпрограмме XI.
Финансовое обеспечение мероприятий Подпрограммы XI по направлениям составляет:
тыс. рублей
Направления |
Всего |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Капитальные вложения, в том числе по заказчикам: |
6 820,0 |
560,0 |
5 610,0 |
650,0 |
Департамент общественной безопасности Свердловской области |
6 820,0 |
560,0 |
5 610,0 |
650,0 |
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в том числе по заказчикам: |
|
|
|
|
Прочие нужды, в том числе по заказчикам: |
5 900,0 |
2 000,0 |
1 700,0 |
2 200,0 |
Департамент общественной безопасности Свердловской области |
5 900,0 |
2 000,0 |
1 700,0 |
2 200,0 |
Раздел V. Механизм реализации Подпрограммы XI
Управление Подпрограммой XI возлагается на заказчика-координатора Программы XI - Департамент общественной безопасности Свердловской области.
Контроль за реализацией мероприятий Подпрограммы XI возлагается на заказчика-координатора Подпрограммы XI и заказчиков-соисполнителей мероприятий Подпрограммы XI.
Заказчики Подпрограммы XI в соответствии с действующим законодательством организуют закупку товаров, выполнение работ и оказание услуг по реализации мероприятий Подпрограммы XI.
Заказчики и исполнители мероприятий Подпрограммы XI несут ответственность за их качественное и своевременное выполнение, рациональное использование финансовых средств и ресурсов, выделяемых на ее реализацию.
При отсутствии финансирования мероприятий Подпрограммы XI заказчики и исполнители по согласованию с государственным заказчиком-координатором вносят в Правительство Свердловской области предложения об изменении сроков их выполнения или снятии с контроля с последующим утверждением Правительством Свердловской области.
Заказчик-координатор Подпрограммы XI организует ведение отчетности по реализации мероприятий Подпрограммы XI.
Заказчики первыми представляют заказчику-координатору Подпрограммы XI ежеквартальные отчеты о ходе работы с нарастающим итогом к 10 числу месяца, следующего за отчетным.
На основе данных, представленных заказчиками Подпрограммы XI, заказчик-координатор Подпрограммы XI осуществляет подготовку и представление информации о ходе реализации Подпрограммы XI в соответствии с утвержденным Порядком разработки и реализации областных целевых программ.
Раздел VI. Оценка социально-экономической эффективности и экологические последствия реализации Подпрограммы XI
Оценка эффективности реализации Подпрограммы XI осуществляется с использованием значений следующих показателей:
1) охват муниципальных образований в Свердловской области с повышенными средними индивидуальными дозами от природного ионизирующего излучения радиационно-экологическим мониторингом до 100 процентов;
2) обеспечение радиационного картографирования территории Свердловской области путем спектрального гамма- и нейтронного сканирования окружающей среды с привязкой на местности (GPS) до 30 процентов;
3) обеспечение поверки приборов радиационного контроля областного резерва имущества гражданской обороны Свердловской области до 100 процентов;
4) повышение качества жизни населенных пунктов Свердловской области с критическими группами населения в 1 населенном пункте;
5) повышение уровня информирования населения Свердловской области о радиационной обстановке и мерах, принимаемых уполномоченными органами по снижению радиационных рисков на территории Свердловской области, до 100 процентов.
Достижение запланированных значений указанных показателей будет иметь только социальный эффект и не предусматривает извлечения экономической выгоды при проведении вышеуказанных мероприятий, поскольку процесс радиационной защиты не влечет за собой извлечение какой-либо экономической выгоды и направлен на обеспечение безопасности населения.
Реализация Подпрограммы XI не влечет за собой экологических последствий.
Приложение N 1
к Подпрограмме XI "Радиационная безопасность
Свердловской области" на 2013-2015 годы"
областной целевой программы "Безопасность
жизнедеятельности населения Свердловской области"
на 2011-2015 годы
1. Целевые показатели Подпрограммы XI "Радиационная безопасность Свердловской области" на 2013-2015 годы
N п/п |
Наименование целевого показателя |
Единица измерения |
Промежуточные значения целевых показателей |
Справочно: базовое значение целевого показателя (на начало реализации подпрограммы) |
||
по итогам 1 года реализации подпрограммы |
по итогам 2 года реализации подпрограммы |
по итогам 3 года реализации подпрограммы |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Охват муниципальных образований в Свердловской области с повышенными средними индивидуальными дозами от природного ионизирующего излучения радиационно-экологическим мониторингом |
процентов |
36,4 |
63,6 |
100 |
0 |
2. |
Обеспечение радиационного картографирования территории Свердловской области путем спектрального гамма- и нейтронного сканирования окружающей среды с привязкой на местности (GPS) |
процентов |
10 |
20 |
30 |
0 |
3. |
Обеспечение поверки приборов радиационного контроля областного резерва имущества гражданской обороны Свердловской области |
процентов |
0 |
50 |
100 |
0 |
4. |
Повышение качества жизни населенных пунктов Свердловской области с критическими группами населения |
единиц |
0 |
1 |
1 |
0 |
5. |
Уровень информирования населения Свердловской области о радиационной обстановке и мерах, принимаемых уполномоченными органами по снижению радиационных рисков на территории Свердловской области |
процентов |
100 |
100 |
100 |
0 |
2. Методика расчета целевых показателей Подпрограммы XI "Радиационная безопасность Свердловской области" на 2013-2015 годы
Показатель 1. Увеличение процента муниципальных образований в Свердловской области с повышенными средними индивидуальными дозами от природного ионизирующего излучения, охваченных радиационно-экологическим мониторингом, до 100 процентов
За исходную цифру данного показателя приняты сведения радиационно-гигиенического паспорта территории Свердловской области за 2011 год, согласно которому на территории Свердловской повышенные средние индивидуальные дозы от природного ионизирующего излучения выше 5 мЗв/год в 2011 году (постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2010 г. N 171 "Об утверждении СанПиН 2.6.1.2800-10 "Гигиенические требования по ограничению облучения населения за счет природных источников ионизирующего излучения") отмечены в 11 муниципальных образованиях, расположенных в Свердловской области: Серовский городской округ, Режевской городской округ, Новолялинский городской округ, Сосьвинский городской округ, Каменский городской округ, Белоярский городской округ, Березовский городской округ, Гаринский городской округ, Сысертский городской округ, Таборинский муниципальный район и Арамильский городской округ.
В настоящее время ни в одном из указанных муниципальных образований не проводилось радиационно-гигиеническое обследование территории.
По результатам реализации Подпрограммы XI предполагается достичь следующих результатов:
в 2013 году - провести радиационно-гигиеническое обследование территорий 4 муниципальных образований: Режевской городской округ, Серовский городской округ, Каменский городской округ, Березовский городской округ;
в 2014 году - провести радиационно-гигиеническое обследование территорий 3 муниципальных образований: Сосьвинский городской округ, Гаринский городской округ, Белоярский городской округ;
в 2015 году - провести радиационно-гигиеническое обследование территорий 4 муниципальных образований: Новолялинский городской округ, Сысертский городской округ, Таборинский муниципальный район и Арамильский городской округ.
Таким образом, к окончанию реализации программных мероприятий удастся достичь 100-процентного охвата муниципальных образований в Свердловской области с повышенными средними индивидуальными дозами от природного ионизирующего излучения.
Показатель 2. Увеличение обеспечения радиационного картографирования территории Свердловской области путем спектрального гамма- и нейтронного сканирования окружающей среды с привязкой на местности (GPS) до 30 процентов
Данный показатель сформирован исходя из отсутствия в настоящее время карт радиоактивного загрязнения территорий Свердловской области, соответственно, за исходную цифру взят 0 процентов.
В 2014 году в результате приобретения альфа-бета радиометра и спектрометра для спектрального гамма- и нейтронного сканирования окружающей среды с привязкой на местности будет возможно осуществить мероприятия по составлению карт радиоактивного загрязнения территорий Свердловской области.
С учетом особенностей и размеров Свердловской области предполагается осуществить необходимые измерения и наложить полученные данные на карты радиоактивного загрязнения по 10 процентов территории Свердловской области ежегодно с выходом к концу реализации программных мероприятий до 30-процентной отметки.
Показатель 3. Повышение уровня обеспечения поверки приборов радиационного контроля областного резерва имущества гражданской обороны Свердловской области
В областном резерве имущества гражданской обороны Свердловской области на хранении находятся дозиметры гамма-излучения и индивидуальные дозиметры бета-излучения, подлежащие государственной поверке.
В 2013 году в связи с истечением срока использования установки для поверки указанных приборов в химико-радиометрической лаборатории государственного казенного учреждения Свердловской области "Территориальный центр мониторинга и реагирования на чрезвычайные ситуации" возникает необходимость проведения поверки в сторонних организациях, что предопределяет затраты областного бюджета в размере 3500 тыс. рублей в год.
Приобретение приборов обеспечит проведение государственной поверки приборов дозиметрического контроля областного резерва имущества гражданской обороны Свердловской области и поддержанию их в готовности к использованию по предназначению на 100 процентов.
Показатель 4. Повышение качества жизни населенных пунктов Свердловской области с критическими группами населения
С 1949 по 1964 годы в поселке Озерный работала фабрика по переработке тория как сырья для атомной промышленности.
После того, как стало ясно, что ни ториевой бомбы, ни ториевого реактора создать не удастся, производство было свернуто, а остатки сырья и оборудования завода были захоронены в трех могильниках в окрестностях поселка Озерный.
В результате исследования радиационной ситуации в районе поселка уровень гамма-излучения составляет 17,5-30 мкЗв/ч при уровне среднеобластного радиационного фона 0,11 мкЗв/ч.
Концентрация тория в почвах в 3-4 раза превышает верхний предел допустимого содержания альфа-излучателей, согласно действующим санитарным нормам.
В летнее сухое время создаются условия для повышенного пылеобразования, в результате чего значительно возрастает риск вдыхания радиоактивной пыли населением поселка Озерный.
С учетом возрастающей интенсивности движения автотранспортных средств по грунтовым дорогам поселка данный риск возрастает многократно.
Для снижения пылеобразования программными мероприятиями запланировано асфальтирование грунтовых дорог в поселке Озерный, что в конечном итоге приведет к достижению рассматриваемого показателя, а именно - повышения качества жизни 1 населенного пункта Свердловской области с критической группой населения - поселка Озерный.
Показатель 5. Повышение уровня информирования населения Свердловской области, о радиационной обстановке и мерах, принимаемых уполномоченными органами по снижению радиационных рисков на территории Свердловской области до 100 процентов
На территории Свердловской области отсутствуют доступные информационные материалы о радиационной обстановке и мерах, принимаемых уполномоченными органами по снижению радиационных рисков, основанные на достоверных исследованиях, проводимых специализированными организациями.
Соответственно, за исходную цифру по данному показателю взят 0 процентов.
В результате реализации Подпрограммы XI удастся повысить уровень информирования населения Свердловской области о радиационной обстановке и мерах, принимаемых уполномоченными органами по снижению радиационных рисков, до 100 процентов.
Приложение N 2
к Подпрограмме XI "Радиационная безопасность
Свердловской области" на 2013-2015 годы"
областной целевой программы "Безопасность
жизнедеятельности населения Свердловской области"
на 2011-2015 годы
План мероприятий
по выполнению Подпрограммы XI "Радиационная безопасность Свердловской области" на 2013-2015 годы" областной целевой программы "Безопасность жизнедеятельности населения Свердловской области" на 2011-2015 годы
N строки |
Наименование мероприятия |
Срок выполнения мероприятия (год) |
Объем расходов на выполнение мероприятия за счет всех источников ресурсного обеспечения, тыс. рублей |
Взаимосвязь с целями и задачами целевой программы (номер пункта цели; номер строки целевого показателя) |
|||||
Всего, в том числе |
областной бюджет |
федеральный бюджет |
местный бюджет |
внебюджетные источники |
|||||
всего |
в том числе субсидии местным бюджетам |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1. |
По подпрограмме XI |
2013-2015 |
12 720,0 |
12 720,0 |
- |
- |
- |
- |
1-5 |
2. |
2013 |
2 560,0 |
2 560,0 |
- |
- |
- |
- |
1-5 |
|
3. |
2014 |
7 310,0 |
7310,0 |
- |
- |
- |
- |
1-5 |
|
4. |
2015 |
2 850,0 |
2 850,0 |
- |
- |
- |
- |
1-5 |
|
5. |
Капитальные вложения |
2013-2015 |
6 820,0 |
6 820,0 |
- |
- |
- |
- |
1-4 |
6. |
2013 |
560,0 |
560,0 |
- |
- |
- |
- |
1-4 |
|
7. |
2014 |
5 610,0 |
5 610,0 |
- |
- |
- |
- |
1-4 |
|
8. |
2015 |
650,0 |
650,0 |
- |
- |
- |
- |
1-4 |
|
9. |
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы |
2013-2015 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
10. |
Прочие нужды |
2013-2015 |
5 900,0 |
5 900,0 |
- |
- |
- |
- |
5 |
11. |
2013 |
2 000,0 |
2 000,0 |
- |
- |
- |
- |
5 |
|
12. |
2014 |
1 700,0 |
1 700,0 |
- |
- |
- |
- |
5 |
|
13. |
2015 |
2 200,0 |
2 200,0 |
- |
- |
- |
- |
5 |
|
Заказчик - Департамент общественной безопасности Свердловской области | |||||||||
14. |
Всего по подпрограмме 11 по заказчику - Департаменту общественной безопасности Свердловской области |
2013-2015 |
12 720,0 |
12 720,0 |
- |
- |
- |
- |
1 |
15. |
2013 |
2 560,0 |
2 560,0 |
- |
- |
- |
- |
1 |
|
16. |
2014 |
7 310,0 |
7 310,0 |
- |
- |
- |
- |
1 |
|
17. |
2015 |
2 850,0 |
2 850,0 |
- |
- |
- |
- |
1 |
|
1. Капитальные вложения | |||||||||
18. |
Всего по направлению "Капитальные вложения" |
2013-2015 |
6 820,0 |
6 820,0 |
- |
- |
- |
- |
1-4 |
1.1. Объекты капитального строительства - нет | |||||||||
1.2. Иные капитальные вложения | |||||||||
19. |
Приобретение спектрометра для спектрального гамма- и нейтронного сканирования окружающей среды с привязкой на местности (GPS), контроля за перемещением радиоактивных источников и ядерных материалов и радиационного картографирования территории Свердловской области |
2013 |
375,0 |
375,0 |
- |
- |
- |
- |
2 |
20. |
Приобретение альфа-бета радиометра для измерения альфа- и бета активности природных и питьевых вод |
2013 |
185,0 |
185,0 |
- |
- |
- |
- |
2 |
21. |
Приобретение установки для поверки дозиметров гамма-излучения в диапазоне мощностей доз до 1,0 мЗв/час |
2014 |
610,0 |
610,0 |
- |
- |
- |
- |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
22. |
Асфальтирование дорог в поселке Озерный Режевского городского округа для предотвращения дополнительного облучения населения за счет пыли, содержащей радионуклиды природного происхождения |
2014 |
5 000,0 |
5 000,0 |
- |
- |
- |
- |
4 |
23. |
Приобретение установки для поверки индивидуальных дозиметров бета-излучения |
2015 |
650,0 |
650,0 |
- |
- |
- |
- |
3 |
2. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - нет | |||||||||
3. Прочие нужды | |||||||||
24. |
Всего по направлению "Прочие нужды" |
2013-2015 |
5 900,0 |
5 900,0 |
- |
- |
- |
- |
1 |
25. |
Проведение радиоэкологического мониторинга территории зоны влияния Белоярской атомной станции ("нулевой уровень") перед пуском в эксплуатацию 4-го энергоблока БН-800 |
2013 |
700,0 |
700,0 |
- |
- |
- |
- |
5 |
26. |
Проведение комплексных радиационно-гигиенических обследований территорий с повышенными (выше 5 мЗв/год) средними индивидуальными эффективными дозами населения от природных источников ионизирующего излучения: Каменский городской округ, Серовский городской округ, Березовский городской округ, Режевской городской округ |
2013 |
800,0 |
800,0 |
- |
- |
- |
- |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
27. |
Подготовка и издание информационных материалов о радиационной обстановке на территории Свердловской области |
2013 |
300,0 |
300,0 |
- |
- |
- |
- |
5 |
28. |
Проведение интегральных радиационных исследований по результатам предварительных мгновенных оценок, превышающих установленные нормативы в зданиях жилищного и общественного назначения |
2013 |
200,0 |
200,0 |
- |
- |
- |
- |
5 |
29. |
Проведение радиоэкологического мониторинга Белоярского водохранилища ("нулевой уровень") перед пуском в эксплуатацию 4-го энергоблока БН-800 на Белоярской атомной станции |
2014 |
600,0 |
600,0 |
- |
- |
- |
- |
5 |
30. |
Проведение комплексных радиационно-гигиенических обследований территорий с повышенными (выше 5 мЗв/год) средними индивидуальными эффективными дозами населения от природных источников ионизирующего излучения: Сосьвинский городской округ, Белоярский городской округ, Гаринский городской округ |
2014 |
600,0 |
600,0 |
- |
- |
- |
- |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
31. |
Подготовка и издание информационных материалов о радиоэкологической обстановке на территории Свердловской области |
2014 |
300,0 |
300,0 |
- |
- |
- |
- |
5 |
32. |
Проведение интегральных радиационных исследований по результатам предварительных мгновенных оценок, превышающих установленные нормативы в зданиях жилого и общественного назначения |
2014 |
200,0 |
200,0 |
- |
- |
- |
- |
5 |
33. |
Проведение радиоэкологического мониторинга территории на пути трансграничного воздушного переноса радионуклидов на территорию Свердловской области с объектов ядерного топливного цикла, расположенных в Челябинской области |
2015 |
900,0 |
900,0 |
- |
- |
- |
- |
5 |
34. |
Проведение комплексных радиационно-гигиенических обследований территорий с повышенными (выше 5 мЗв/год) средними индивидуальными эффективными дозами населения от природных источников ионизирующего излучения: Таборинский муниципальный район, Новолялинский городской округ, Сысертский городской округ, Арамильский городской округ |
2015 |
800,0 |
800,0 |
- |
- |
- |
- |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
35. |
Подготовка и издание информационных материалов о радиационной обстановке на территории Свердловской области |
2015 |
300,0 |
300,0 |
- |
- |
- |
- |
5 |
36. |
Проведение интегральных радиационных исследований по результатам предварительных мгновенных оценок, превышающих установленные нормативы в жилых и общественных зданиях |
2015 |
200,0 |
200,0 |
- |
- |
- |
- |
5 |
Приложение N 3
к подпрограмме XI "Радиационная безопасность
Свердловской области" на 2013-2015 годы областной
целевой программы "Безопасность
жизнедеятельности населения Свердловской области"
на 2011-2015 годы
Расходы
на реализацию подпрограммы XI "Радиационная безопасность Свердловской области на 2013-2015 годы" областной целевой программы "Безопасность жизнедеятельности населения Свердловской области" на 2011-2015 годы
Государственный заказчик-координатор: Департамент общественной безопасности Свердловской области
N строки |
Источники финансирования |
Всего, тыс. рублей |
В том числе |
||
1 год реализации |
2 год реализации |
3 год реализации |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Расходы на реализацию подпрограммы 11 |
||||
2. |
Всего |
12720,0 |
2560,0 |
7310,0 |
2850,0 |
3. |
в том числе за счет средств: областного бюджета |
12720,0 |
2560,0 |
7310,0 |
2850,0 |
4. |
из них субсидии муниципальным образованиям |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
5. |
федерального бюджета (плановый объем) |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
6. |
местных бюджетов (плановый объем) |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
7. |
внебюджетных источников (плановый объем) |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
8. |
По заказчику 1 - Департаменту общественной безопасности Свердловской области |
||||
9. |
Всего |
12720,0 |
2560,0 |
7310,0 |
2850,0 |
10. |
в том числе за счет средств: областного бюджета |
12720,0 |
2560,0 |
7310,0 |
2850,0 |
11. |
из них субсидии муниципальным образованиям |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
12. |
местных бюджетов (плановый объем) |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
13. |
внебюджетных источников (плановый объем) |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
<< Приложение 9 Приложение 9 |
Приложение 11 >> Приложение 11 |
|
Содержание Постановление Правительства Свердловской области от 26 октября 2012 г. N 1216-ПП "О внесении изменений в областную целевую... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.