Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу
министра здравоохранения
Свердловской области
от 19 марта 2012 г. N 250-п
Положение о Школе здоровья
1. Общие положения
1.1. Основная цель Школы здоровья - оптимизация, совершенствование доступности и улучшение качества оказания медицинской профилактической помощи населению.
1.2. Школа здоровья (далее Школа) создается на базе амбулаторно-поликлинического отделения (учреждения), в том числе кабинета (отделения) медицинской профилактики, центра здоровья, дневного стационара или специализированного (терапевтического, кардиологического, эндокринологического, пульмонологического) отделения стационара учреждения здравоохранения, санатория-профилактория, санатория.
1.3. Школа организуется приказом главного врача учреждения здравоохранения для каждого вида Школ в рамках штатного расписания. В приказе утверждается руководитель Школы, порядок и формы направления пациентов на обучение в Школе, график проведения Школы на год.
1.4. Руководство Школой осуществляет врач или медицинская сестра, имеющая специальность "управление сестринской деятельностью".
1.5. Работа Школы осуществляется в соответствии с настоящим Положением.
1.6. Занятия в Школе имеют право проводить медицинские работники, в т.ч. врач, фельдшер, инструктор по гигиеническому воспитанию, медицинская сестра, имеющие документ о прохождении цикла тематического усовершенствования, дающего право на обучение пациентов. Периодичность обучения на цикле тематического усовершенствования - не реже 1 раза в 5 лет. Ответственность за подготовку специалистов для проведения Школ несет руководитель ЛПУ.
1.7. В Школу для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями направляются пациенты с неосложненным течением артериальной гипертонии, бронхиальной астмой вне выраженного обострения, сахарным диабетом 2 типа без инсулинопотребности и в отсутствие декомпенсации заболевания.
1.8. В Школу психологической подготовки семьи к рождению ребенка направляются женщины во 2-3 триместре беременности.
1.9. В Школу для курящих пациентов направляются желающие бросить курить.
1.10. Обучение по групповой методике не проводится больным со значительной потерей зрения, слуха, с интеллектуально-мнестическими и эмоционально-психическими расстройствами.
1.11. Цикл обучения в Школе для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями и в Школе психологической подготовки семьи к рождению ребенка включает в себя 5 занятий по 90 минут. Рекомендуемая частота занятий - 1-2 раза в неделю в амбулаторно-поликлиническом учреждении или 3-5 раз в неделю в дневном стационаре, отделении стационара, санатории-профилактории, санатории, курорте.
1.12. Цикл обучения в Школе для желающих бросить курить составляет 2 занятия по 145 минут с периодичностью 1-2 занятия в неделю и телефонное консультирование (160 минут).
1.13. Рекомендуемая численность пациентов в группе - 10-12 человек.
1.14. Пациенты направляются на занятия в Школе лечащим врачом, врачом центра здоровья или специалистами любого профиля.
1.15. Организационные модели Школы здоровья могут включать две схемы: 1 - обучение пациентов на всех занятиях курса проводит один специалист; 2 - обучение пациентов проводится различными специалистами в зависимости от их наличия и квалификации. В соответствии с тематикой Школы здоровья и конкретного занятия могут принимать участие участковый (семейный) врач, кардиолог, диетолог, врач или инструктор по ЛФК, пульмонолог, эндокринолог, акушер-гинеколог, психотерапевт или психолог.
1.16. Анализ деятельности и контроль качества обучения пациентов в Школе осуществляется руководителем Школы.
1.17. Отчет о работе Школы ежегодно предоставляется в период сдачи годового статистического отчета ЛПУ в форме N 30 "Сведения о лечебно-профилактическом учреждении" и в форме "Сведения о деятельности ЛПУ по медицинской профилактике", утвержденной приказом Министерства здравоохранения Свердловской области N 856-п от 17.09.2007 г.
2. Задачи Школы здоровья
2.1. Основными задачами Школы для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями являются:
- повышение информированности пациентов о заболевании и его факторов риска;
- повышение ответственности пациентов за сохранение своего здоровья;
- формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача;
- формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризов;
- формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек);
- формирование у пациентов практических навыков по анализу причин факторов, влияющих на здоровье, и обучение пациентов составлению плана индивидуального оздоровления.
2.2. Основными задачами Школы психологической подготовки семьи к рождению ребенка являются:
- информирование семьи о психологических аспектах протекания беременности и родов;
- формирование отношения женщины к родам как к естественному физиологическому процессу;
- снижение уровня тревоги женщины за исход беременности и родов;
- мотивация женщины на грудное вскармливание ребенка;
- повышение информированности будущих мам об особенностях психофизического развития, питания и ухода за ребенком первого года жизни;
- укрепление внутрисемейных отношений.
2.3. Основными задачами Школы для желающих бросить курить являются:
- повышение информированности слушателей о влиянии компонентов табачного дыма на здоровье, об эффективных методиках отказа от курения;
- определение курительного статуса;
- повышение мотивации к отказу от курения;
- разработка индивидуального плана по отказу от курения;
- повышение ответственности слушателей за сохранение своего здоровья;
- поддержка выпускникам Школы.
3. Основная деятельность Школы здоровья
3.1. Обучение пациентов по типовым программам.
3.2. Контроль уровня полученных знаний, умений и навыков у обученных в Школе.
3.3. Оценка организации и качества обучения в Школе.
4. Табель оснащения Школы здоровья
4.1. Обязательное оборудование Школы:
- помещение для занятий площадью 4 кв.м на 1 место, не менее 24 кв.м;
- столы и стулья в количестве 15 штук;
- доска (большой блокнот - флипчарт), мелки, бумага, фломастеры, ручки, карандаши;
- информационные материалы для пациентов (дневники, памятки, буклеты, плакаты и пр.).
4.2. Дополнительное (желательное) оборудование Школы:
- проектор (мультимедиа или оверхед), компьютер, экран;
- принтер, ксерокс, программное обеспечение для создания и обновления базы данных на прошедших обучение пациентов;
- аудио- и видеоаппаратура и аудио- и видеоматериалы;
- зал ЛФК.
4.3. Обязательное оснащение в зависимости от профиля Школы:
Школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией - тонометры - не менее 5 (желательно автоматические), фонендоскопы (при наличии механических или полуавтоматических тонометров); напольные весы, ростомер, сантиметр для измерения окружности талии; препараты для лечения гипертонического криза (каптоприл, клонидин) и приступа стенокардии (нитроглицерин).
Школа здоровья для пациентов с бронхиальной астмой - пикфлоуметры - не менее 5, мундштуки (загубники) картонные одноразовые; различные формы доставки лекарственных препаратов - дозированные аэрозольные ингаляторы, порошковые ингаляторы, спейсер, небулайзер.
Школа здоровья для пациентов с сахарным диабетом 2 типа - визуальные тест-полоски для определения сахара в крови и/или глюкометр с тест-полосками, скарификаторы (ланцеты) автоматические одноразовые стерильные, салфетки спиртовые для инъекций одноразовые, ватные шарики; тонометры - не менее 5 (желательно автоматические), фонендоскопы (при наличии механических или полуавтоматических тонометров); напольные весы, ростомер, сантиметр для измерения окружности талии; продукты (или упаковки от продуктов), содержащие легкоусвояемые углеводы (кусочки сахара, сладкие напитки, фруктовые соки), препарат, содержащий глюкагон.
Школа психологической подготовки семьи к рождению ребенка - кукла, набор пеленок.
Школа для желающих бросить курить - газоанализатор окиси углерода в выдыхаемом воздухе с определением карбоксигемоглобина или смокелайзер, загубники картонные одноразовые.
5. Обязанности руководителя Школы здоровья
5.1. Обеспечение регулярной деятельности Школы.
5.2. Контроль уровня знаний, приобретенных пациентами в Школе.
5.3. Оценка организации и качества обучения в Школе.
5.4. Координация деятельности со специалистами других подразделений.
5.5. Ежегодное представление отчета о работе Школы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.