Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к Постановлению Администрации
города Екатеринбурга
от 31 октября 2012 г. N 4754
Прогноз
социально-экономического развития муниципального образования "город Екатеринбург" на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов
Введение
Прогноз социально-экономического развития муниципального образования "город Екатеринбург" на 2013 год и основные параметры прогноза на период до 2015 года (далее - Прогноз социально-экономического развития Екатеринбурга) составляется в целях:
создания основы для формирования проекта бюджета муниципального образования "город Екатеринбург";
определения основных проблем развития Екатеринбурга и возможных путей их решения органами местного самоуправления;
выработки экономической политики, разработки и корректировки целевых программ развития Екатеринбурга на среднесрочную перспективу, ведомственных целевых программ, основных направлений деятельности Администрации города Екатеринбурга на 2013 год и приоритетных направлений на 2014-2015 годы;
соотнесения Стратегического плана развития Екатеринбурга и мероприятий утвержденных стратегических проектов со среднесрочными и текущими планами деятельности отраслевых (функциональных) и территориальных органов Администрации города Екатеринбурга.
Прогноз социально-экономического развития Екатеринбурга составлен с учетом сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации, итогов социально-экономического развития муниципального образования "город Екатеринбург" в 2011 году и ожидаемых итогов 2012 года.
Основные тенденции социально-экономического развития Екатеринбурга определяются на основе данных, полученных методами:
опроса организаций Екатеринбурга о перспективах их деятельности на 2013-2015 годы;
анализа прогнозных оценок деятельности отраслевых (функциональных) органов Администрации города Екатеринбурга;
экспертных заключений о тенденциях развития Екатеринбурга в 2013-2015 годах с учетом итогов его социально-экономического развития в текущем году и динамики показателей в предшествующие годы;
математического моделирования экономических процессов на основе факторов, определяющих направление развития Екатеринбурга в прогнозируемый период.
Исходными условиями (гипотезами) для формирования прогноза развития экономики Екатеринбурга в 2013-2015 годах являются внешние факторы, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации(1).
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период 2013-2015 годов разработан на вариантной основе. Основные варианты прогноза - вариант 1 (консервативный), вариант 2 (умеренно-оптимистичный) и вариант 3 (сценарий форсированного роста) разработаны на основе единой гипотезы внешних условий. Два дополнительных сценария (А и С) тестируют экономику на различную динамику цен на нефть и предполагают различные варианты роста мировой экономики.
В основных вариантах прогноза (варианты 1, 2 и 3) предполагается умеренное восстановление мировой экономики. Уровень цены на нефть Urals в 2012 году ожидается на уровне 109 долларов США за баррель. В 2013 году прогнозируется снижение цены до 97 долларов за баррель. С 2014 года прогнозируется, что вслед за ростом потребления нефти возобновится тенденция умеренного роста цен. В 2014 году цена на нефть составит 101 доллар за баррель, в 2015 году предполагается на уровне 104 доллара за баррель.
Умеренно-оптимистичный вариант прогноза (вариант 2) отражает относительное повышение конкурентоспособности российской экономики (что проявляется в усилении тенденции к импортозамещению) и улучшение инвестиционного климата при умеренном увеличении государственных расходов на развитие инфраструктуры и ускоренном повышении заработной платы в бюджетном секторе в 2014-2015 годах. В условиях варианта рост валового внутреннего продукта в 2012 году составит 3,5 процента, а в 2013-2015 годах ускорится до 3,7-4,5 процента.
Консервативный вариант прогноза (вариант 1) предполагает сохранение низкой конкурентоспособности по отношению к импорту и сдержанное восстановление инвестиционной активности при сокращении реальных государственных расходов на развитие. Сценарий предполагает стагнацию государственного инвестиционного спроса и реальной заработной платы бюджетников и денежного довольствия военнослужащих. Годовые темпы роста экономики в 2013-2015 годы оцениваются на уровне 2,7-3,3 процента, что в среднем на 1,2 процентных пункта ниже, чем в основном сценарии.
Сценарий форсированного роста (вариант 3) характеризуется интенсификацией всех имеющихся факторов экономического роста для достижения целевого параметра роста производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года в условиях относительно стабильных мировых цен. Сценарий требует существенного наращивания инвестиций и увеличение их объема не менее чем до 25 процентов валового внутреннего продукта к 2015 году. Это предполагает качественный прорыв в улучшении бизнес климата и интенсивный приток иностранного капитала, а также активизацию использования национальных сбережений в сочетании с ростом государственных расходов, направленных на развитие инфраструктуры и экономики. Сценарий также предполагает более благоприятные демографические тренды. Среднегодовые темпы роста экономики в 2013-2015 годы увеличиваются до 6,4 процента. Сценарий характеризуется возросшей макроэкономической несбалансированностью. Существенно возрастут долги частного и государственного сектора. Это будет повышать уязвимость российской экономики по отношению к внешним шокам.
Дополнительный вариант прогноза (вариант А) предусматривает ухудшение динамики мировой экономики и более сильное снижение цен на нефть. Среднегодовая цена на нефть Urals в 2013 году составит 80 долларов за баррель, а в 2014-2015 годах предполагается небольшой рост цены на нефть на один-два процента в год (в 2014 год - до 81 долларов за баррель, в 2015 год - до 83 долларов за баррель). Учитывая высокую зависимость российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры, этот сценарий обостряет риски устойчивости банковской системы и платежного баланса. Рост валового внутреннего продукта в 2013 году замедлится до 0,5 процента, в 2014-2015 годах произойдет восстановление роста до двух-трех процентов.
Дополнительный вариант прогноза (вариант С) характеризуется сохранением высоких темпов роста мировой экономики и высокого уровня мировых цен на нефть. В среднегодовом выражении в 2013-2014 годах цена на нефть составит 110-115 долларов за баррель с ускорением роста к 2015 году до 120 долларов за баррель. Темпы роста валового внутреннего продукта в 2013-2015 годах за счет "фактора нефти" могут на 0,2 процентных пункта превышать уровень базового варианта и составлять 3,9-4,6 процента.
В качестве базового варианта для разработки параметров федерального бюджета на 2013-2015 годы предполагается умеренно-оптимистичный вариант (вариант 2).
Умеренно-оптимистичным вариантом прогноза предусмотрено постепенное замедление темпов инфляции (таблица 1).
Таблица 1
Динамика инфляции в Российской Федерации
В процентах
Показатели |
2011 г. факт |
2012 г. оценка |
Прогноз |
||
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
|||
Индекс потребительских цен, декабрь текущего года к декабрю предыдущего года |
106,1 |
107,0 |
105,0-106,0 |
104,0-105,0 |
104,0-105,0 |
Индекс потребительских цен, в среднем за год к предыдущему году |
108,4 |
105,2 |
107,1 |
105,4 |
104,9 |
В первой половине 2012 года фиксировались сдержанные темпы инфляции. С июня 2012 года инфляция начала ускоряться в связи с усилением темпов роста цен на продовольственные товары под влиянием как общемировой тенденции, так и засухи и снижения урожая зерна 2012 года в России. В июле и сентябре текущего года ускорение инфляции было усилено индексацией регулируемых цен и тарифов на газ и регулируемых тарифов на естественно-монопольные виды деятельности в электроэнергетике (таблица 2). В октябре-декабре 2012 года дополнительным фактором роста инфляции может стать ускорение роста цен на непродовольственные товары из-за предшествующего ослабления курса рубля. Ожидается, что к концу 2012 года инфляция повыситься до 7 процентов. Повышенная база инфляции во второй половине 2012 года обеспечивает ускорение среднегодовой инфляции в 2013 году до 7,1 процента против 5,2 процентов в 2012 году.
Таблица 2
Рост тарифов и оптовых цен на услуги естественных монополий в 2012-2015 годах в Российской Федерации
В процентах, в среднем за год к предыдущему году
Показатели |
2012 г. |
Прогноз |
||
оценка |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
|
Газ природный (оптовые цены) | ||||
Рост регулируемых цен в среднем для всех категорий потребителей |
107,5 |
115,0 |
115,0 |
114,6-115,0 |
Рост регулируемых оптовых цен для населения |
110,4 |
115,0 |
115,0 |
115,0 |
Индексация регулируемых тарифов для населения |
115,0 (с июль) |
115,0 (с июля) |
115,0 (с июля) |
115,0 (с июля) |
Электрическая энергия | ||||
Рост цен (цен оптового рынка и регулируемых тарифов) для всех категорий потребителей |
103,5-106,0 |
112,0-113,5 |
110,5-112,5 |
111,0-113,0 |
Рост регулируемых тарифов в среднем за год для населения |
103,0 |
109,1-110,6 |
112,0-115,0 |
112,0-115,0 |
Индексация регулируемых тарифов для населения |
106,0 (с июля) |
112,0-115,0(1) (с июля) |
112,0-115,0(1) (с июля) |
112,0-115,0(1) (с июля) |
Тепловая энергия | ||||
Рост регулируемых цен на тепловую энергию |
110,9-111,0 |
110,8-111,0(4) |
||
Индексация регулируемых тарифов |
106,0 (с июля и с сентября) |
110,0 (с июля) |
112,0 (с июля) |
110,0 (с июля) |
Железнодорожные перевозки | ||||
Рост тарифов на железнодорожные перевозки грузов в регулируемом секторе |
106,0 |
107,0 |
105,0 |
105,5 |
Рост тарифов на пассажирские перевозки железнодорожным транспортом в регулируемом секторе |
110,0 |
110,0 |
110,0 |
110,0 |
(1) Без учета введения социальной нормы.
(2) При линейной оплате
(3) С учетом динамики тарифов в 2011 году, введения в IV квартале 2012 года оплаты за тепловую энергию по показаниям приборов учета и механизмов сглаживания.
(4) С учетом ежемесячной динамики отпуска и введением оплаты по показаниям счетчиков.
В прогнозном периоде среднегодовые темпы инфляции будут постепенно замедляться на фоне стабилизации мировых цен на сырьевые и другие товары, в том числе на нефть и зерно. Динамика цен на непродовольственные товары будет умеренной за счет постепенного сокращения ввозных пошлин в соответствии с условиями членства Всемирной торговой организации и высокой насыщенности рынков, а также усиления конкуренции на региональных рынках.
В то же время в прогнозный период сохранится инфляционный эффект, связанный с опережающим ростом тарифов на услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства (таблица 2) и другие регулируемые тарифы для населения (в сфере связи, пассажирского железнодорожного и городского транспорта) из-за их убыточности. К ускорению роста тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства может привести переход к регулированию тарифов с 2014 года на теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение методом доходности инвестиционного капитала, дающего компаниям возможность закладывать в тарифы возврат своих инвестиций.
В связи с тем, что с начала 2012 года органами статистики уровень инфляции по Российской Федерации и Свердловской области фиксируется на одном уровне (за январь-сентябрь 104,6 процента и 104,7 процента соответственно), при формировании прогноза социально-экономического развития Екатеринбурга применены целевые параметры инфляции, приведенные в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2015 годов (таблица 3).
Таблица 3
Динамика инфляции
Показатель |
Единица измерения |
Отчетный период |
Плановый период |
||||
2010 г. факт |
2011 г. факт |
2012 г. оценка |
2013 г. прогноз |
2014 г. прогноз |
2015 г. прогноз |
||
Индекс потребительских цен в среднем за год |
Процент |
107,6 |
109,2 |
105,2 |
107,1 |
105,4 |
104,9 |
Индекс-дефлятор инвестиций в основной капитал |
Процент |
101,2 |
108,8 |
107,6 |
107,2 |
107,0 |
106,5 |
Кроме того, значительные расхождения между целевыми параметрами инфляции Российской Федерации и Екатеринбурга нецелесообразны, так как именно прогноз Министерства экономического развития Российской Федерации служит основой формирования проекта федерального бюджета.
В целом прогноз социально-экономического развития Екатеринбурга исходит из анализа сложившейся структуры экономики, итогов реализации Стратегического плана Екатеринбурга, сложившихся тенденций роста экономики Российской Федерации, Свердловской области и Екатеринбурга.
Факторы, влияющие на характер и тенденции развития экономики и социальной сферы Екатеринбурга:
высокая диверсификация экономики Екатеринбурга;
развитая инфраструктура потребительского рынка, ориентированная не только на жителей Екатеринбурга, но и на гостей города, предоставляющая возможность роста объемов товарооборота;
рост объемов строительно-монтажных работ (строительство и реконструкция жилых и офисных зданий, объектов торговли и оказания услуг, объектов транспортной инфраструктуры), в том числе за счет бюджетных инвестиций в транспортную инфраструктуру, реконструкцию и строительство зданий детских дошкольных учреждений, общеобразовательных учреждений, объектов здравоохранения, культуры и физкультуры;
рост численности постоянного населения при некотором сокращении численности населения в трудоспособном возрасте и увеличении численности населения старше трудоспособного возраста (указанные демографические тренды обострят дефицит на рынке труда);
рост объемов государственного оборонного заказа,
реализация инвестиционных программ в отраслях, являющихся основными потребителями продукции предприятий Екатеринбурга,
нестабильность экономической конъюнктуры на мировом рынке и снижение внешнего спроса на отечественную продукцию, что может привести к замедлению темпов роста объема производства в экспорториентированных отраслях;
высокие риски долгосрочного инвестирования бизнес-структур в условиях неопределенности перспектив развития мировой экономики,
адаптация хозяйственной деятельности производственных предприятий к новой рыночной конъюнктуре в условиях присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации. Предполагается, что вступление России во Всемирную торговую организацию будет способствовать модернизации производств за счет роста конкуренции со стороны зарубежных товаропроизводителей. При этом предусмотрен переходный период по разным группам товаров от 1 года до 7 лет;
рост реальных располагаемых доходов населения, который будет поддержан повышением заработной платы в бюджетном секторе;
в конце 2012-2013 годах ожидается ухудшение потребительских ожиданий населения в связи с негативными прогнозами развития экономики, что может привести к сокращению потребительских расходов; с 2014 года опорой роста экономики должен стать внутренний спрос, в том числе устойчивый рост потребления.
На развитие экономики и социальной сферы Екатеринбурга значительное влияние окажут мероприятия по реализации указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 07.05.2012 N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", от 07.05.2012 N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", от 07.05.2012 N 602 "Об обеспечении межнационального согласия", от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации".
При формировании параметров прогноза учтены мероприятия проекта комплексной программы "Столица" на 2013-2017 годы. В соответствии с проектом данной программы предполагаются значительные объемы софинансирования из областного бюджета пяти приоритетных направлений: развитие улично-дорожной сети, в том числе в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу в 2018 году, комплексное благоустройство городской территории, повышение безопасности городской среды.
(1) Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов [http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20120 912_00004], 12.09.2012.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.