В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Законом Свердловской области от 15 июня 2011 года N 38-ОЗ "Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Свердловской области", а также в целях реализации прав детей на круглогодичный отдых и оздоровление, сохранения и развития детских загородных оздоровительных учреждений, совершенствования управления сферой оздоровления и отдыха детей Правительство Свердловской области постановляет:
1. Одобрить Концепцию развития отдыха и оздоровления детей в Свердловской области до 2020 года (прилагается).
2. Утвердить целевые показатели Концепции развития отдыха и оздоровления детей в Свердловской области до 2020 года (прилагаются).
3. Исполнительным органам государственной власти Свердловской области при осуществлении полномочий руководствоваться Концепцией развития отдыха и оздоровления детей в Свердловской области до 2020 года.
4. Рекомендовать главам муниципальных образований в Свердловской области руководствоваться Концепцией развития отдыха и оздоровления детей в Свердловской области до 2020 года при осуществлении полномочий по организации отдыха и оздоровления детей, а также при разработке и реализации муниципальных программ развития системы отдыха и оздоровления детей.
5. Министерству общего и профессионального образования Свердловской области (Биктуганов Ю.И.) разработать План мероприятий по реализации Концепции развития отдыха и оздоровления детей в Свердловской области до 2020 года, а также ежегодно информировать Правительство Свердловской области о достижении целевых показателей Концепции развития отдыха и оздоровления детей в Свердловской области до 2020 года, утвержденных настоящим постановлением.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Первого Заместителя Председателя Правительства Свердловской области В.А. Власова.
7. Настоящее постановление вступает в силу на следующий день после его официального опубликования в "Областной газете".
Председатель Правительства |
Д.В. Паслер |
К постановлению
Правительства
Свердловской области
от 21 декабря 2012 г. N 1484-ПП
Концепция
развития отдыха и оздоровления детей в Свердловской области до 2020 года
Введение
Развитие системы отдыха и оздоровления детей является одним из основных направлений государственной социальной политики и рассматривается как непременный атрибут социальной политики в отношении детей в Свердловской области. Современная ситуация требует более глубокого и структурированного подхода к организации отдыха и оздоровления детей, так как претерпел качественные изменения образовательный, культурный и нравственный уровень развития детей; остается высоким количество социально не защищенных категорий детей; социально-экономическое положение многих семей не позволяет самостоятельно организовать их отдых и оздоровление.
Изменения в федеральном законодательстве создают условия для совершенствования системы детского отдыха и оздоровления. Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" впервые дал правовое определение таких понятий, как "отдых и оздоровление детей" и "организация отдыха и оздоровления детей". Данный закон поставил в один ряд и увязал друг с другом вопросы детского отдыха и укрепления здоровья детей и подростков, образования, воспитания и развития детей, которые являются системообразующими в реализации государственной политики в отношении подрастающего поколения. Одним из основополагающих принципов, указанных в данном законе, является защита прав детей на отдых и оздоровление.
Обязанность по обеспечению этих законных прав детей, а также по сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей, возлагается на органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области.
Виды услуг в учреждениях отдыха и оздоровления детей, их состав, формы, порядок и условия предоставления закреплены в Национальном стандарте услуг детям в учреждениях отдыха и оздоровления, утвержденном приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2007 г. N 565-ст.
Разработка системы мер по поддержке и развитию инфраструктуры отдыха и оздоровления детей предусмотрена в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 года N 761.
В Свердловской области в 2008 году была одобрена Концепция развития отдыха и оздоровления детей в Свердловской области, принят Закон Свердловской области от 15 июня 2011 года N 38-ОЗ "Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Свердловской области". На улучшение качества и развитие загородного отдыха детей направлена реализация мероприятий, предусмотренных в областной целевой программе "Развитие образования в Свердловской области ("Наша новая школа")" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 г. N 1472-ПП "Об утверждении областной целевой программы "Развитие образования в Свердловской области ("Наша новая школа")" на 2011-2015 годы".
Глава 1. Актуальность проблемы
Отдых и оздоровление детей определяются Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка" как совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований.
Организация отдыха и оздоровления детей является неотъемлемой частью региональной социально-демографической политики.
Настоящая Концепция развития отдыха и оздоровления детей в Свердловской области до 2020 года (далее - Концепция) является продолжением комплексных мероприятий исполнительных органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области, направленных на создание правовых, экономических и организационных условий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья, профилактику заболеваний, санитарно-гигиеническое обслуживание, режим питания, закаливание организма, занятия физической культурой, спортом и туризмом, формирование навыков здорового образа жизни в период оздоровительной кампании.
С 2010 по 2012 год наметилась тенденция к ежегодному увеличению количества оздоравливаемых детей, расширению форм отдыха (2010 год - 312731 человек, 2011 год - 318853 человека, 2012 год - 323954 человека).
В качестве положительных моментов при подготовке и проведении детских оздоровительных кампаний 2010-2012 годов необходимо отметить:
1) создание условий по предупреждению правонарушений среди детей, особенно в каникулярный период, и снижение преступности среди подростков;
2) приоритетная организация отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
3) проведение капитальных ремонтов в загородных оздоровительных лагерях и открытие после капитального ремонта ранее закрытых загородных оздоровительных лагерей;
4) изменение правовой формы детских оздоровительных учреждений;
5) создание ассоциации оздоровительных учреждений для детей и подростков Свердловской области;
6) ежегодное увеличение средств, выделяемых из бюджетов муниципальных образований, на организацию отдыха и оздоровления детей;
7) смена уполномоченного органа по организации отдыха и оздоровления детей в Свердловской области.
Организация работы по обеспечению отдыха и оздоровления детей характеризовалась стремлением определить оптимальные формы в условиях противоречия между ограниченностью возможностей и необходимостью удовлетворить потребности максимального количества нуждающихся.
За период 2010-2012 годов возросло число детей и подростков, охваченных летней оздоровительной кампанией. Это происходило благодаря развитию таких малозатратных форм организации отдыха и оздоровления детей как палаточные лагеря, туристические походы, многодневные мероприятия для детей. Развитие указанных форм было необходимо для компенсирования дефицита финансовых возможностей.
В 2012 году наметилась тенденция к сокращению количества детей в лагерях с дневным пребыванием и увеличению количества отдохнувших детей в загородных и санаторно-оздоровительных лагерях.
Процесс организации отдыха и оздоровления детей и подростков начал рассматриваться как целостное социальное явление, единый непрерывный процесс, как в каникулярное время, так и в течение всего года. Закрепилось представление о сфере отдыха и оздоровления как о неотъемлемой, хотя и специфической по содержанию, части учебно-воспитательного процесса детей и подростков. В то же время по-прежнему остаются актуальными вопросы сохранения и укрепления здоровья детей и подростков в летний период времени.
В 2010-2012 годах в Свердловской области стабильно число детей и подростков, имеющих хронические заболевания и отклонения в состоянии здоровья. Данные профилактических осмотров по-прежнему свидетельствуют о том, что наиболее часто выявляемой патологией у детей (0-17 лет) остаются понижение остроты зрения (10,6 процента) и нарушения осанки (9,9 процента).
В структуре хронических заболеваний у учащихся общеобразовательных учреждений на первом месте болезни костно-мышечной системы (23,3 процента), на втором - болезни глаза и его придаточного аппарата (17 процентов), на третьем - болезни органов пищеварения (12,9 процента).
За время воспитания и обучения в различных типах образовательных учреждений у детей с 3 до 17 лет возрастает уровень заболеваемости гастритом - в 9,9 раза, сколиозом - в 19,8 раза, миопией - в 9,7 раза, вегетососудистой дистонией - в 14,8 раза, что связано с ухудшением санитарно-гигиенических условий и режимов воспитания, обучения и питания.
Отклонения в состоянии здоровья детей обусловлены комплексом причин, среди которых:
1) неблагоприятная экологическая обстановка, особенно в промышленно развитых городах;
2) проблемы рационального питания детей и подростков;
3) недостаточная мотивация на здоровый образ жизни, распространение среди значительной части подростков вредных привычек;
4) низкая двигательная активность и недостаточная вовлеченность в занятия физкультурой и спортом детей и подростков; неконтролируемое увлечение компьютерными играми; недостаточное формирование здоровьесберегающего поведения среди детей и подростков в образовательных учреждениях;
5) неполное использование возможностей средств массовой информации для пропаганды здорового образа жизни и формирования ответственности за свое здоровье.
Осуществлять профилактику заболеваний экономичнее, чем лечить хронический патологический процесс. С учетом климатической зоны Урала медико-психолого-педагогическая помощь ребенку оптимально эффективна в период летней оздоровительной кампании, а также в условиях круглогодичных учреждений отдыха и оздоровления детей, с организацией оздоровительных и профилактических мероприятий. За период отдыха возможно с максимальным эффектом оздоровить большое число детей.
В эффективном отдыхе и оздоровлении с использованием базы загородных учреждений отдыха и оздоровления детей в Свердловской области нуждаются 389593 учащихся в возрасте от 6,5 до 18 лет включительно.
Ежегодно в Свердловской области в летний период в целях укрепления здоровья детей функционируют более 1000 учреждений отдыха и оздоровления детей различного вида с охватом около 200 тысяч человек. Так, в 2012 году общая численность детей и подростков, охваченных организованными формами отдыха, составила 323954 человека, при этом в 72 загородных оздоровительных лагерях отдохнули 47957 человек, в 38 санаторно-оздоровительных учреждениях, а также по проекту "Поезд здоровья" - 18694 человека, в 1109 лагерях дневного пребывания отдохнули 121647 детей и иными формами отдыха и оздоровления (туристические лагеря, оборонно-спортивные лагеря, походы, базы отдыха) были охвачены 135638 детей.
Хорошо зарекомендовала себя в период летней оздоровительной кампании практика проведения спортивно-туристских и культурно-массовых мероприятий для детей и подростков. Активное участие в работе учреждений дополнительного образования для детей обогащает досуг школьников, снижает вероятность девиантного поведения подростков и оказывает значительный развивающий и оздоровительно-восстановительный эффект.
Рост числа детей, охваченных организованными формами отдыха, по сравнению с 2011 годом произошел за счет увеличения численности детей, оздоровленных в условиях лечебно-оздоровительных учреждений, открытия в загородных лагерях четвертой смены, организации малозатратных форм отдыха детей.
При этом загородные оздоровительные лагеря отдыха и оздоровления детей имеются лишь в 25 муниципальных образованиях. Кроме того, отмечается тенденция к сокращению количества данных учреждений (в 2007 году - 109 учреждений, в 2012 году - 72 учреждения).
Сокращение численности загородных лагерей отдыха и оздоровления детей с 86 учреждений в 2011 году до 72 учреждений в 2012 году произошло вследствие перераспределения данных учреждений по типам. Так, численность санаторно-оздоровительных учреждений увеличилась по сравнению с 2011 годом с 33 до 38 учреждений.
Основными причинами закрытия загородных лагерей отдыха и оздоровления детей являются:
1) неудовлетворительная, не отвечающая современным требованиям материальная база загородных лагерей отдыха и оздоровления детей. Большинство загородных лагерей отдыха и оздоровления детей требует капитального ремонта, многие из них не приспособлены для круглогодичного функционирования, не развивается их материальная база. Большинство естественных водоемов Свердловской области, вблизи которых располагаются загородные лагеря отдыха и оздоровления детей, имеют неудовлетворительное качество воды, при этом в большей части загородных оздоровительных учреждений отсутствуют бассейны. Из 72 загородных лагерей отдыха и оздоровления детей, в которых в 2012 году организован отдых детей, 2 построены в 30-е годы прошлого столетия, 3 - в 40-е годы, 15 - в 50-е годы, 22 - в 60-е годы, 17 - в 70-е годы, 5 - в 80-е годы и лишь 8 - после 1990 года;
2) отсутствие перспективных инвестиционных программ в сфере отдыха и оздоровления детей;
3) недостаточность необходимой правовой регламентации и защищенности загородных лагерей отдыха и оздоровления детей;
4) отсутствие стимулов у собственников организаций на содержание загородных лагерей отдыха и оздоровления детей;
5) недостаточное финансирование детского отдыха и оздоровления из бюджетов всех уровней.
Целевые программы по улучшению материально-технической базы муниципальных учреждений отдыха и оздоровления детей приняты в 34 муниципальных образованиях.
Несмотря на это, строительство новых загородных лагерей отдыха и оздоровления детей не ведется. За последние пять лет капитально отремонтированы и восстановлены лишь 14 загородных лагерей отдыха и оздоровления детей, на проведение ежегодного косметического ремонта и выполнение предписаний надзорных органов ежегодно затрачиваются значительные средства; часть загородных оздоровительных лагерей функционирует неэффективно, организуя отдых детей в одну-две смены.
Продолжает сохраняться угроза ликвидации или перепрофилирования для других нужд ряда лагерей отдыха и оздоровления детей, пансионатов, баз отдыха, туристических баз, не приносящих учредителям материальной финансовой прибыли.
Проблема сохранения и развития сферы отдыха и оздоровления детей в настоящее время весьма актуальна и требует решения как на федеральном, так и региональном уровнях.
Полномочия субъектов Российской Федерации в организации отдыха и оздоровления детей уточнены Федеральным законом от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации". К полномочиям субъектов относятся:
1) реализация государственной политики в интересах детей;
2) решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также семей, имеющих детей;
3) осуществление региональных и межмуниципальных программ и мероприятий по работе с детьми и молодежью;
4) организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время).
В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация отдыха детей в каникулярное время отнесена к вопросам местного значения.
Однако из-за неодинаковых финансовых возможностей муниципальных образований в Свердловской области дети, нуждающиеся в отдыхе и оздоровлении, поставлены в неравные условия. Очевидно, что без помощи Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области решение задач по организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время в муниципальных образованиях в Свердловской области невозможно.
В Свердловской области продолжается процесс дифференциации загородных лагерей отдыха и оздоровления детей по формам собственности:
1) преобладает число лагерей, находящихся в муниципальной собственности;
2) уменьшается число лагерей, находящихся на балансе организаций и предприятий;
3) увеличивается число лагерей, находящихся в частной собственности;
4) действует и развивается сеть областных загородных лагерей отдыха и оздоровления детей, нуждающихся в особой защите государства.
Несмотря на ежегодный рост областного и муниципального финансирования сферы отдыха и оздоровления детей, ее уровень остается недостаточным.
Одновременно имеют место объективные факторы, обуславливающие увеличение расходов на мероприятия по организации детской оздоровительной кампании:
1) рост цен на продукты питания, коммунальные услуги;
2) повышение требований родителей (законных представителей) и детей к условиям проживания, качеству предоставляемых услуг;
3) увеличение расходов на содержание и заработную плату персонала загородных лагерей отдыха и оздоровления детей.
Загородные лагеря отдыха и оздоровления детей функционируют лишь в 25 муниципальных образованиях в Свердловской области, в то время как потребность в загородном отдыхе и оздоровлении у родителей (законных представителей) и детей, проживающих во всех муниципальных образованиях в Свердловской области, достаточно высока и решается путем проведения конкурсных торгов на организацию загородного отдыха и оздоровления детей.
В соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" опекуны (попечители), а также руководители учреждений как государственные опекуны должны обеспечить должное оздоровление подопечных, в том числе и в каникулярный период. Дети, нуждающиеся в защите государства, могли бы проходить оздоровление круглогодично на базе областных центров, осуществляющих организацию отдыха и оздоровления детей. Таким образом, представляется целесообразной разумная централизация управления и координация отдыха и оздоровления детей, а также расширение сети оздоровительных круглогодичных организаций с профильными сменами, позволяющих обеспечить реализацию прав на отдых и оздоровление основной массы детей, в том числе детей, нуждающихся в защите государства.
Одной из проблем сферы отдыха и оздоровления детей и подростков остается несовершенство системы управления детской оздоровительной кампанией. Практически во всех муниципальных образованиях в Свердловской области вся нагрузка в связи с организацией отдыха детей возлагается на городские, районные оздоровительные комиссии и в первую очередь - на председателей и секретарей данных комиссий, осуществляющих работу по организации отдыха и оздоровления детей как дополнение к основной деятельности. Представляется эффективным опыт развития форм централизованного отдыха Министерства общего и профессионального образования Свердловской области в виде единого управляющего центра, а также муниципальных центров в городах Нижний Тагил, Каменске-Уральском. Актуальной становится задача создания регионального центра, координирующего деятельность всех организаторов детского отдыха и аккумулирующего финансовые средства.
До 2020 года приоритетами в сфере отдыха и оздоровления детей в Свердловской области должны стать:
1) развитие сети детских загородных оздоровительных учреждений, ориентированных на круглогодичное оздоровление, отдых и занятость детей и подростков;
2) организация летних каникул как продолжение учебно-воспитательного процесса;
3) разработка моделей систем подготовки и повышения квалификации директоров (начальников), педагогов, воспитателей, вожатых лагерей отдыха и оздоровления детей;
4) разработка и внедрение новых образовательных программ, в том числе по формированию здорового образа жизни, профилактике рискованного поведения у детей и подростков;
5) обеспечение максимальной занятости детей и подростков в каникулярный период;
6) обеспечение комплексной безопасности детей в период пребывания в учреждениях отдыха и оздоровления детей и подростков, в том числе во время купания в открытых водоемах и бассейнах, организации питания, охраны общественного порядка и безопасности групп детей в период проведения отдыха и оздоровления детей.
Настоящая Концепция разработана в соответствии с нормативными правовыми актами:
федеральные законы:
от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы";
приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.04.2012 г. N 363-н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдыха";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного приказа следует читать как "363н"
Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52887-2007 "Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления" (утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2007 г. N 565-ст.);
Закон Свердловской области от 15 июня 2011 года N 38-ОЗ "Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Свердловской области";
Концепция сбережения населения Свердловской области на период до 2015 года, утвержденная постановлением Правительства Свердловской области от 06.06.2001 г. N 393-ПП "О Концепции сбережения населения Свердловской области";
постановление Правительства Свердловской области от 07.03.2012 г. N 220-ПП "О мерах по обеспечению отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в 2012-2014 годах".
Кроме того, основные направления развития системы отдыха и оздоровления детей, содержащиеся в настоящей Концепции, основываются на следующих документах:
Перечень поручений Президента Российской Федерации по вопросам организации детского оздоровительного отдыха детей и подростков от 24.11.2010 г. N ПР-3418;
Комплекс мер, направленных на развитие системы отдыха и оздоровление детей и подростков, разработанный Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17.11.2010 г. N 18-1\10\1-5686.
Настоящая Концепция определяет стратегию и основные направления развития сферы отдыха и оздоровления детей, является базовым документом для разработки краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных программ, а также текущих планов и мероприятий.
Глава 2. Цель, задачи, перспективы реализации Концепции развития отдыха и оздоровления детей в Свердловской области до 2020 года
Стратегической целью развития отдыха и оздоровления детей Свердловской области на период до 2020 года является оптимальное удовлетворение потребностей детей и их родителей (законных представителей) в качественных и социально значимых услугах оздоровления и отдыха для улучшения состояния здоровья детского населения.
Целью реализации настоящей Концепции является организация устойчивой, саморазвивающейся, безопасной, ориентированной на развитие личности ребенка в современных социально-экономических условиях сферы круглогодичного оздоровления, отдыха и занятости детей в Свердловской области.
Создавая каждому ребенку гарантированные, необходимые и достаточные условия целенаправленного полноценного оздоровления, отдыха и занятости в системе эффективной работы организаций различных типов и организационно-правовых форм, настоящая Концепция решает следующие задачи:
1) совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей организацию сферы круглогодичного оздоровления, отдыха и занятости детей;
2) создание современной системы управления и научно-методической поддержки отдыха и оздоровления детей и подростков;
3) обеспечение предоставления безопасных и качественных услуг в сфере круглогодичного оздоровления, отдыха и занятости детей с возможностью внедрения новых технологий немедикаментозного лечения и профилактики заболеваний и использования медико-психологического сопровождения;
4) разработка системы мер по поддержке и развитию инфраструктуры отдыха и оздоровления детей, в том числе по нормативному финансированию программ в данной сфере, обеспечение сохранения и развития инфраструктуры детского отдыха и оздоровления в Свердловской области с акцентом на увеличение числа лагерей круглогодичного пребывания с организацией профильных смен;
5) обеспечение взаимодействия всех субъектов в организации сферы круглогодичного оздоровления, отдыха, занятости детей, включая организацию учебного процесса;
6) содействие развитию различных организаций детского отдыха и оздоровления независимо от их формы собственности;
7) создание системы информационно-методической поддержки сферы круглогодичного оздоровления, отдыха и занятости детей.
Основными принципами развития отдыха и оздоровления детей в Свердловской области являются:
1) соблюдение прав ребенка на отдых и досуг;
2) обеспечение оздоровления всех категорий детей, обеспечение развивающего досуга и отдыха детей;
3) ответственность организаторов массовых досуговых мероприятий за сохранение жизни и здоровья детей, участвующих в мероприятиях;
4) доступность различных форм отдыха и оздоровления;
5) межведомственное взаимодействие организации отдыха и оздоровления детей.
Глава 3. Совершенствование сферы отдыха и оздоровления детей Свердловской области
Совершенствование политики в сфере оздоровления и отдыха детей предполагает выполнение обязательных условий:
1) обеспечение гарантий государства в соблюдении и защите прав ребенка на оздоровление, развитие, отдых и занятость в круглогодичном режиме;
2) признание отдыха и оздоровления детей обязательным условием творческого, физического, интеллектуального, психического, духовного и нравственного развития, а также средством профилактики безнадзорности детей;
3) общедоступность различных форм эффективного отдыха и оздоровления для детей всех слоев и групп населения;
4) соответствие потребностей и интересов детей, семей, общества в отдыхе и оздоровлении, сохранение права выбора на услуги в этой сфере;
5) создание максимально благоприятных условий для деятельности организаций детского оздоровления и отдыха; сохранение и развитие их материально-технической базы;
6) развитие социального партнерства;
7) повышение ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области, институтов гражданского общества, коммерческих организаций, должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов детей на оздоровление и отдых.
Параграф 1. Задачи управления в сфере отдыха и оздоровления детей
Управление сферой отдыха и оздоровления детей должно обеспечивать эффективную деятельность системы для обеспечения прав ребенка на отдых и оздоровление.
Основные задачи на областном уровне управления сферой отдыха и оздоровления детей заключаются в следующем:
1) определение (в соответствии с федеральной) стратегии и тактики развития сферы отдыха и оздоровления детей в Свердловской области на основе анализа состояния данной сферы и с учетом местных особенностей;
2) реализация федеральной и совершенствование областной нормативной правовой базы организации отдыха и оздоровления детей и подростков, внесение изменений в законодательные и нормативные правовые акты Свердловской области, регулирующие вопросы оздоровления детей и подростков в части необходимого совершенствования механизма организации, финансирования и проведения детской оздоровительной кампании;
3) совершенствование и повышение эффективности управления на областном и муниципальном уровнях организации отдыха и оздоровления детей;
4) мониторинг проведения организованного отдыха и оздоровления детей, включая вопросы определения потребности в организованных формах отдыха и оздоровления детей и подростков, а также удовлетворенности населения предоставлением услуг по отдыху и оздоровлению детей в деятельности учреждений отдыха и оздоровления детей;
5) повышение роли негосударственных некоммерческих организаций, осуществляющих отдых и оздоровление детей;
6) разработка муниципальных программ по развитию учреждений отдыха и оздоровления детей;
7) совершенствование инфраструктуры отдыха детей и подростков;
8) поддержка новых эффективных форм организации отдыха и оздоровления детей;
9) внедрение единых принципов планирования работы детских оздоровительных учреждений, стандартизации медицинских услуг и организации питания в них;
10) повышение уровня квалификации руководителей, педагогических и медицинских работников, работников пищеблоков учреждений отдыха и оздоровления детей по организации отдыха и оздоровления подростков;
11) повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности персонала учреждений отдыха и оздоровления детей;
12) совершенствование деятельности межведомственных оздоровительных комиссий разного уровня как координаторов организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков;
13) развитие информационного обеспечения деятельности учреждений отдыха и оздоровления детей;
14) проведение ежегодных конкурсов среди лагерей отдыха, оздоровления детей и областных круглогодичных центров (лагерей) отдыха и оздоровления детей на лучшую организацию отдыха и оздоровления детей в каникулярное время, проведение конкурсов профессионального мастерства, других мероприятий;
15) создание регионального центра координации деятельности по организации отдыха и оздоровления детей.
Параграф 2. Совершенствование финансового обеспечения сферы отдыха и оздоровления детей
Финансовое обеспечение сферы отдыха и оздоровления детей осуществляется из различных источников (бюджетное финансирование различных уровней, привлеченные средства фондов, организаций, средства родителей и спонсорская помощь).
Механизмами совершенствования финансового обеспечения, направленного на оптимальное и рациональное использование средств на мероприятия по организации отдыха и оздоровления детей и подростков в каникулярное время, являются:
1) предоставление субсидий из областного бюджета местным бюджетам на организацию отдыха детей в каникулярное время;
2) выделение субсидий из областного бюджета организациям (за исключением государственных и муниципальных), содержащим загородные учреждения отдыха и оздоровления детей, расположенные на территории Свердловской области;
3) выделение средств областного бюджета на содержание и укрепление материально-технической базы областных загородных учреждений отдыха и оздоровления детей;
4) выделение средств на частичное или полное возмещение стоимости детских оздоровительных путевок из средств областного бюджета, а также в рамках коллективно-договорных отношений между работниками и работодателями организаций;
5) выделение средств областного бюджета учреждениям отдыха и оздоровления детей независимо от их организационно-правовой формы - победителям областного смотра-конкурса на лучший оздоровительный лагерь Свердловской области;
6) привлечение средств спонсоров на организацию оздоровления и отдыха детей;
7) выделение грантов на поддержку проектов в целях развития перспективных и инновационных форм организации круглогодичного оздоровления и отдыха детей;
8) программно-целевое финансирование, обеспечивающее реализацию инновационных программ и технологий в сфере отдыха и оздоровления детей;
9) формирование и размещение государственного (муниципального) заказа на предоставление услуг в сфере отдыха и оздоровления детей;
10) формирование государственного (муниципального) задания на предоставление услуг в сфере отдыха и оздоровления детей;
11) разработка норматива для определения стоимости путевки в учреждения отдыха и оздоровления детей в соответствии с категорией (классностью) учреждения отдыха и оздоровления детей.
Параграф 3. Совершенствование материально-технического обеспечения сферы отдыха и оздоровления детей
В целях сохранения, совершенствования и развития материально-технической базы организаций детского отдыха и оздоровления необходимо предусмотреть:
1) учет, паспортизацию и ведение реестра учреждений оздоровления и отдыха детей независимо от их организационно-правовой формы;
2) принятие мер по недопущению перепрофилирования действующих учреждений отдыха и оздоровления детей и подростков всех организационно-правовых форм собственности;
3) сохранение и укрепление материально-технической базы государственных областных и муниципальных учреждений отдыха и оздоровления детей и подростков, в том числе совершенствование материально-технической базы пищеблоков, развитие технологий оздоровления (строительство капитальных бассейнов, устройство бассейнов из сборно-разборных конструкций);
4) оснащение медицинских кабинетов учреждений отдыха и оздоровления детей и подростков необходимым медицинским оборудованием и лекарственными препаратами;
5) разработку и внедрение системы категорирования (классности) в зависимости от материально-технического состояния организаций, предоставляющих услуги в сфере отдыха и оздоровления детей.
Параграф 4. Совершенствование кадрового обеспечения сферы отдыха и оздоровления детей
В целях повышения качества и эффективности системы отдыха и оздоровления детей, развития научно-методического и кадрового потенциала сферы оздоровления и отдыха детей необходимо предусмотреть:
1) на основе федеральных программ повышения квалификации педагогического и учебно-вспомогательного персонала учреждений отдыха и оздоровления детей разработку областной программы повышения квалификации;
2) создание системы по подготовке, отбору и переподготовке кадров для сферы отдыха и оздоровления детей;
3) организацию практики студентов педагогических образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования в загородных учреждениях отдыха и оздоровления детей;
4) анализ кадрового состава, системы подготовки и переподготовки кадров учреждений отдыха и оздоровления детей;
5) формирование государственного заказа на региональном и муниципальном уровнях по подготовке и переподготовке кадров учреждений отдыха и оздоровления детей;
6) создание базы данных соискателей на вакансии педагогических работников в учреждения отдыха и оздоровления детей.
Параграф 5. Совершенствование системы оздоровления детей
В целях укрепления здоровья детей в каникулярный период необходимо предусмотреть:
1) развитие существующих и создание новых областных и муниципальных центров (учреждений, предприятий, автономных некоммерческих организаций) по содержанию и развитию сети загородных оздоровительных лагерей, санаториев и баз отдыха;
2) расширение сети загородных оздоровительных лагерей круглогодичного действия и организацию на их базе профильных смен;
3) создание государственной областной сети загородных оздоровительных лагерей круглогодичного действия для оздоровления и отдыха, в том числе детей, нуждающихся в особой защите государства, детей, находящихся под опекой и попечительством, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении (не менее одного в каждом управленческом округе Свердловской области);
4) расширение сети детских лагерей труда и отдыха в Свердловской области;
5) обеспечение доступности отдыха и оздоровления для всех категорий детей с учетом их индивидуальных потребностей, обеспечение отдыха и оздоровления детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
6) организацию оздоровления детей, страдающих хроническими заболеваниями, на базе санаториев, санаториев-профилакториев, загородных отделений областных больниц;
7) организацию оздоровления детей, проживающих в экологически неблагополучных территориях Свердловской области;
8) проведение в учреждениях отдыха и оздоровления детей профилактических и оздоровительных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни;
9) стандартизацию медицинских услуг в условиях загородных учреждений отдыха и оздоровления детей.
Параграф 6. Совершенствование методического обеспечения сферы отдыха и оздоровления детей
Совершенствование методического обеспечения сферы отдыха и оздоровления детей включает в себя:
1) выпуск методических пособий, информационно-методических материалов в помощь организаторам воспитательного процесса в учреждениях отдыха и оздоровления детей;
2) подготовку регионального сборника нормативных правовых и информационно-методических материалов по организации отдыха и оздоровления детей;
3) создание механизмов сотрудничества с высшими и средними профессиональными образовательными учреждениями Свердловской области в целях научного сопровождения, проведения исследований, проведения конкурса исследовательских работ студентов по проблемам развития отдыха и оздоровления детей;
4) организацию методической помощи педагогическим коллективам учреждений отдыха и оздоровления детей;
5) проведение конференций, семинаров, конкурсов, ориентированных на выявление опыта и новых технологий организации круглогодичного отдыха, оздоровления и занятости детей;
6) разработку в организации, предоставляющей услуги в сфере отдыха и оздоровления детей, оздоровительно-образовательной программы, не противоречащей действующему законодательству в области образования в Российской Федерации;
7) создание регионального центра координации деятельности по организации отдыха и оздоровления детей.
Параграф 7. Совершенствование информационного обеспечения сферы отдыха и оздоровления детей
Формирование и развитие системы информационного взаимодействия субъектов сферы отдыха и оздоровления детей, создание каналов информационной связи и регулирование информационного обмена должно осуществляться посредством:
1) разработки и реализации уполномоченным органом исполнительной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области программ информирования населения об осуществлении проектов, направленных на организацию отдыха и оздоровления детей;
2) проведения мероприятий по пропаганде инновационных форм оздоровления, отдыха, развития и занятости детей в каникулярное время в средствах массовой информации;
3) организации систематического диалога региональной и муниципальных властей с обществом по вопросам развития рынка услуг в сфере отдыха и оздоровления детей и повышения их качества;
4) издания специализированных информационных сборников, справочников, буклетов и другой печатной продукции, адресованной организаторам отдыха и оздоровления детей;
5) подготовки и трансляции в электронных средствах массовой информации серии сюжетов, пропагандирующих преимущества организованного отдыха и оздоровления, временной трудовой занятости в каникулярный период;
6) создания специализированного областного Интернет-ресурса, содержащего нормативно-правовую, справочную, методическую, педагогическую информацию для организаторов отдыха, оздоровления, развития и занятости детей в каникулярное время.
Параграф 8. Совершенствование нормативно-правового обеспечения сферы отдыха и оздоровления детей
В целях нормативно-правового регулирования отношений в сфере оздоровления и отдыха детей, повышения ее эффективности в Свердловской области формируется нормативно-правовая база, регулирующая вопросы:
1) распределения полномочий, обязанностей и ответственности субъектов организации отдыха и оздоровления детей;
2) разработки региональной и муниципальных программ по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков;
3) разработки нормативных правовых документов, регламентирующих расширение сети загородных оздоровительных лагерей круглогодичного действия областной формы собственности и совершенствование управления системой отдыха и оздоровления детей;
4) разработки и уточнения понятийного аппарата в сфере отдыха и оздоровления детей;
5) создания условий для развития организаций иных форм собственности в сфере отдыха и оздоровления детей.
В соответствии с изменениями федерального законодательства предполагается дальнейшее развитие областного законодательства по совершенствованию сферы отдыха и оздоровления детей.
Глава 4. Ожидаемые результаты реализации Концепции развития отдыха и оздоровления детей в Свердловской области до 2020 года
Реализация Концепции развития отдыха и оздоровления детей в Свердловской области до 2020 года позволит:
1) в части совершенствования сферы круглогодичного оздоровления, отдыха и занятости детей:
заложить основы саморазвивающейся государственно-общественной региональной системы круглогодичного оздоровления, отдыха и занятости детей, ориентированной на развитие личности ребенка;
сформировать развитый рынок услуг в сфере системы отдыха и оздоровления детей;
создать условия для сохранения и развития инфраструктуры детского оздоровления и отдыха;
обеспечить удовлетворение потребности основной части населения Свердловской области в услугах по круглогодичному отдыху и оздоровлению детей;
обеспечить постоянное повышение качества круглогодичного оздоровления и отдыха детей и подростков;
обеспечить качество реализации оздоровительно-образовательных программ в части оздоровления, отдыха и занятости детей;
развить различные организационно-правовые формы собственности учреждений отдыха и оздоровления детей;
совершенствовать нормативно-правовую базу, информационно-методическое сопровождение и кадровое обеспечение сферы отдыха и оздоровления детей;
повысить качество подготовки кадрового потенциала, работающего в сфере отдыха и оздоровления детей;
повысить эффективность координации деятельности субъектов организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время;
создать систему информирования населения о предоставлении услуг оздоровления, отдыха и занятости детей Свердловской области;
создать систему обратной связи между всеми субъектами круглогодичного оздоровления, отдыха и занятости детей;
2) в части оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков:
обеспечить в среднем снижение общей заболеваемости среди детей и подростков накануне учебного года;
обеспечить максимальный охват детей различными организованными формами оздоровления, отдыха и занятости в каникулярное и межканикулярное время;
обеспечить высокую эффективность оздоровления детей (не ниже средних значений по Российской Федерации);
3) в части развития личности ребенка:
сформировать основы здорового образа и спортивного образа жизни; сформировать экологическую культуру, развитие интереса к природе родного края; привлекать детей и подростков в систему дополнительного образования; создать условия для социализации детей.
Целевые показатели
Концепции развития отдыха и оздоровления детей в Свердловской области до 2020 года
(утв. постановлением Правительства Свердловской области от 21 декабря 2012 г. N 1484-ПП)
N строки |
Наименование целевого показателя Концепции |
Единица измерения |
Значения целевых показателей |
Справочно: базовое значение целевого показателя (на начало реализации Концепции) |
|||||||
по итогам 2013 года |
по итогам 2014 года |
по итогам 2015 года |
по итогам 2016 года |
по итогам 2017 годя |
по итогам 2018 года |
по итогам 2019 года |
по итогам 2020 года |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
1 |
Увеличение сети загородных оздоровительных лагерей круглогодичного действия |
единиц |
13 |
13 |
14 |
14 |
16 |
16 |
17 |
18 |
12 |
2 |
Увеличение количества автономных учреждений отдыха и оздоровления детей |
единиц |
2 |
4 |
6 |
8 |
10 |
12 |
14 |
15 |
1 |
3 |
Доля учреждений отдыха и оздоровления детей, получивших категорию (классность) |
процентов |
0 |
10 |
20 |
30 |
50 |
60 |
80 |
100 |
0 |
4. |
Доля педагогических работников и вожатых учреждений отдыха в оздоровления детей, прошедших специальную подготовку и повышение квалификации |
процентов |
10 |
20 |
40 |
60 |
80 |
100 |
100 |
100 |
10 |
5 |
Доля детей в Свердловской области, охваченных загородным оздоровительным отдыхом |
процентов |
12,5 |
13 |
13,5 |
14 |
14,5 |
15 |
15,5 |
16 |
12 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Концепция определяет стратегию и основные направления развития сферы отдыха и оздоровления детей, является базовым документом для разработки краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных программ, а также текущих планов и мероприятий.
Целью реализации концепции является организация устойчивой, саморазвивающейся, безопасной, ориентированной на развитие личности ребенка в современных социально-экономических условиях сферы круглогодичного оздоровления, отдыха и занятости детей в Свердловской области.
Постановление вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.
Постановление Правительства Свердловской области от 21 декабря 2012 г. N 1484-ПП "О Концепции развития отдыха и оздоровления детей в Свердловской области до 2020 года"
Настоящее постановление вступает в силу на следующий день после его официального опубликования
Текст постановления опубликован в "Областной газете" от 28 декабря 2012 г. N 590-593 стр. 6, в "Собрании законодательства Свердловской области" от 28 февраля 2013 г., N 12-6 (2012), ст. 2317