Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика проблемы и необходимость ее решения программно-целевым методом
В настоящее время деятельность жилищно-коммунального хозяйства в области управления твердыми бытовыми отходами сопровождается большими потерями ресурсов, а также увеличением загрязнения окружающей среды.
Первым этапом системы управления отходами является организация сбора в местах их образования. Сбор производится в металлические контейнеры, устанавливаемые на территории домовладения. Тип и вместимость применяемых контейнеров зависят от количества накапливаемых отходов, типа и этажности застройки, а также от способа погрузки и вывоза ТБО. Изготовленные из металла контейнеры обладают значительной массой, невысокой коррозионной стойкостью и адгезией к влажным отходам, а также большими затратами на их эксплуатацию. Срок службы таких контейнеров не превышает 2 лет, что в 2-2,5 раза ниже нормы.
В связи с ростом городского населения все большее значение приобретает проблема вывоза отходов на дальнее расстояние.
Среднее по городу расстояние вывоза ТБО составляет 20 км.
Основная масса ТБО вывозится из города на свалки и полигоны, занимающие свыше 10 га земли; кроме того, около 5 га составляет площадь закрытых (заполненных) свалок и полигонов.
Из всего количества полигонов только около 8% отвечают санитарным требованиям, большинство полигонов представляют значительную эпидемиологическую опасность, нарушают природный ландшафт и являются источником загрязнения почвы, подземных и грунтовых вод, атмосферного воздуха. Следует отметить, что, несмотря на опасность для окружающей среды, многие из уже переполненных и формально закрытых полигонов продолжают принимать значительные объемы ТБО.
При обращении с ТБО необходимо учитывать, что они содержат ценные утильные компоненты. В табл. 1 представлен ориентировочный морфологический и физико-химический состав ТБО.
Таблица 1
Морфологический и физико-химический состав ТБО, % по массе
Компонент |
Климатическая зона |
Морфологический состав ТБО | |
Пищевые отходы |
35...45 |
Бумага, картон |
32...35 |
Дерево |
1...2 |
Черный металлолом |
3...4 |
Цветной металлолом |
0,5...1,5 |
Текстиль |
3...5 |
Кости |
1...2 |
Стекло |
2...3 |
Кожа, резина |
0,5...1 |
Камни, штукатурка |
0,5...1 |
Пластмасса |
3...4 |
Прочее |
1...2 |
Отсев (менее 15 мм) |
5...7 |
Физико-химический состав ТБО | |
Зольность на раб. массу, % |
10...21 |
Зольность на сух. массу, % |
20...32 |
Органическое вещество на сухую массу, % |
68...80 |
Влажность, % |
35...60 |
Плотность, кг/куб.м |
190...200 |
Теплота сгорания низшая на рабочую массу, кДж/кг |
5000...8000 |
Агрохимические показатели,% на сухую массу | |
Азот общий N |
0,8...1 |
Фосфор P2О5 |
0,7...1,1 |
Калий К2О |
0,5...0,7 |
Кальций СаО |
2,3...3,6 |
Как видно из приведенных данных, ТБО содержат такие ценные компоненты, как бумага, картон, стекло, полимерные материалы, металлы.
При захоронении ТБО на полигонах эти утильные фракции безвозвратно теряются. В частности, теряется 900 т макулатуры, 150 т черных и цветных металлов, 200 т полимерных материалов, 100000 т пищевых отходов, 50 т стекла.
При переработке на заводах из ТБО извлекаются лом черных и цветных металлов и другие утильные фракции, для чего предприятия оснащаются комплектом специального оборудования: сепараторами черного и цветного металла, стекла, пластмассы, а также грохотами, дробилками и другими.
Наряду с полезными компонентами (органика, азот, фосфор, калий, кальций и другие) в компосте присутствуют микроэлементы металлов, поэтому при его внесении в почву необходимо учитывать фоновые концентрации этих элементов в почве с тем, чтобы не превысить значения предельно допустимых концентраций (ПДК) в почве и в сельскохозяйственной продукции.
Целесообразность применения того или иного из перечисленных методов обращения с ТБО зависит от размера города, состава и свойств ТБО данного города или региона, потребности в утильных фракциях, тепловой энергии или удобрении, климатических условий и многих других факторов.
Выбранная технология обезвреживания ТБО должна обосновываться следующими критериальными оценками:
1. Экологическая приемлемость с точки зрения сокращения загрязнения атмосферы, водоисточников, земли.
2. Санитарная и эпидемиологическая безопасность всей системы сбора, транспортирования, обезвреживания и утилизации отходов.
3. Выполнение законодательных норм по выбросу загрязняющих веществ в окружающую среду из комплексов по обезвреживанию отходов (экологическая безопасность), включая системы газоочистки, удаления золы, шлака и очистки сточных вод.
4. Эффективность технологических и конструктивных решений, включающих:
- производительность технологии;
- уровень ее автоматизации;
- степень защищенности от аварийных ситуаций и залповых выбросов;
- коэффициент использования энергоносителей, применяемых в технологии.
5. Капитальные вложения и сроки реализации капитальных вложений, приведенные стоимостные удельные затраты на обезвреживание единицы массы ТБО.
За последние 15 лет стратегия в области управления отходами подвергается существенным изменениям. Главными причинами таких изменений явились увеличение загрязнений природной среды и их негативное влияние на здоровье населения, а также происшедшие изменения в экологической политике и законодательстве.
В 1998 году в России принят Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", определяющий правовые основы обращения с бытовыми и промышленными отходами в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
В настоящее время ведутся работы по восстановлению нормального функционирования всего комплекса предприятий санитарной очистки города. Основными задачами управления отходами в городе Нижний Тагил являются:
1) максимальное использование селективного сбора ТБО с целью получения вторичных ресурсов и сокращения объема обезвреживаемых отходов;
2) оптимальная эксплуатация полигонов ТБО с учетом последующей рекультивации территорий;
3) дальнейшее строительство высокомеханизированных комплексных мусороперерабатывающих предприятий.
Таким образом, политика в сфере управления отходами главным образом ориентирована на снижение количества образующихся отходов и на развитие методов их максимального использования.
При такой постановке задачи одним из важнейших элементов является селективный сбор и сортировка отходов перед их удалением с целью извлечения полезных и опасных для сжигания или компостирования компонентов.
Однако в настоящее время в стране централизованная система учета, сбора и использования вторичных ресурсов отсутствует. При переходе к рыночной системе хозяйствования не были созданы условия, которые стимулировали бы использование вторичных ресурсов. Специализированные предприятия, занимавшиеся переработкой вторичных материалов, при акционировании частично перешли на другие виды деятельности. Разрушение централизованной системы сбора и переработки отходов и общее падение промышленного производства резко снизили объемы сбора и использования вторичного сырья. Поэтому в городе стоит большая задача по созданию системы сбора и использования вторичных ресурсов в новых социально-экономических условиях.
Проблема сбора и сортировки ТБО осложняется отсутствием нормативно-правовой основы для практического внедрения системы. Необходимы разработка и принятие подзаконных актов управления ТБО, которые бы обеспечили выполнение Федерального закона "Об отходах производства и потребления", внедрение системы государственного учета и контроля сбора, транспортировки, обезвреживания и складирования ТБО, оптимизацию тарифов сбора, транспортировки и утилизации ТБО.
Несмотря на то, что отходы из жилого фонда являются существенным источником вторичного сырья, практическая реализация селективного сбора ценных компонентов представляет собой сложную проблему, связанную с организацией сбора и переработки загрязненного материала, а также с уровнем цен на сырье соответствующего качества. С этой точки зрения на первом этапе развития системы обращения с ТБО наибольший интерес представляет сбор вторичного сырья из отходов общественных и коммерческих организаций и учреждений, количество и качество которого выше качества вторсырья, содержащегося в ТБО жилого фонда.
Существующая система учета и контроля за образованием и размещением отходов не позволяет из-за своей децентрализации получить достоверную информацию о фактических объемах образования отходов, а также исключить несанкционированное их размещение. Это привело к образованию многочисленных стихийных, несанкционированных свалок. Сложившаяся ситуация с размещением отходов негативно влияет на состояние природной среды и санитарно-эпидемиологическую обстановку в целом по городу.
От архитектурно-планировочной композиции города зависят протяженность маршрутов по удалению отходов, размещение ремонтных баз, стоянок спецавтотранспорта, мусороперегрузочных станций, предприятий по обезвреживанию и других служб санитарной очистки города.
Значительная часть территории города, занятая жилой застройкой, обусловливается малой и средней этажностью жилищного фонда. Одноэтажной застройкой занята значительная часть селитебной территории города. В настоящее время в городе функционирует мощная индустрия домостроения; резко повысилась доля многоэтажных жилых домов.
Принимаемые организационные и практические меры в городе по стабилизации и оздоровлению среды от отходов потребления не приводят к значительному эффекту главным образом по следующим причинам:
- отсутствие единой идеологии в системе сбора и обезвреживания отходов потребления;
- неудовлетворительная координация работ в сфере обращения с отходами;
- недостаточный объем финансирования;
- отсутствие эффективного экономического механизма с целью:
стимулирования создания производств по переработке отходов;
ресурсосбережения;
внедрения экологически чистых технологий и сокращения отходов.
Анализ состояния с обращением ТБО показал, что в зависимости от конкретной ситуации могут быть приняты различные решения. Так, в 1989 году, в США 80% ТБО направлялось на полигоны и только 9% - сжигалось; напротив, в 1998 году степень утилизации отходов при обращении с ТБО составила 30%. Сравнительные данные о перспективах обращения с ТБО в России позволяют сделать вывод о заметном снижении использования полигонов для захоронения ТБО и росте объемов их вторичного использования и переработки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.