Постановлением Законодательного Собрания Свердловской области от 24 июня 2014 г. N 1661-ПЗС настоящее постановление снято с контроля
Заслушав информацию Правительства Свердловской области об исполнении Закона Свердловской области от 27 декабря 2004 года N 221-ОЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Свердловской области", Законодательное Собрание Свердловской области отмечает:
Указанным законом, вступившим в действие с 1 января 2005 года, определены требования по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах территории Свердловской области.
Исполнительным органом государственной власти Свердловской области, участвующим в выработке государственной политики Свердловской области в сфере гражданской обороны, защиты населения и территории Свердловской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является Департамент общественной безопасности Свердловской области.
Между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Правительством Свердловской области заключено соглашение о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, организации осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, осуществления поиска и спасания людей на водных объектах. Соглашение утверждено распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 697-р и действует до 31 декабря 2016 года. В целях его реализации Правительством Свердловской области принято постановление от 11.03.2012 N 222-ПП, устанавливающее распределение полномочий между Департаментом общественной безопасности Свердловской области и Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области (далее - Главное управление МЧС России по Свердловской области).
Органы управления, силы и средства исполнительных органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территории Свердловской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, объединены в Свердловскую областную подсистему единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - областная подсистема ЧС). Положение об областной подсистеме ЧС, определяющее порядок ее организации и функционирования, утверждено постановлением Правительства Свердловской области от 28.02.2005 N 139-ПП.
В соответствии с административно-территориальным и территориально-объектовым делением областная подсистема ЧС имеет три уровня (областной, муниципальный и объектовый) и состоит из 73 территориальных звеньев (городских и районных). Координационными органами областной подсистемы ЧС являются комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности: на областном уровне - комиссия Правительства Свердловской области, на муниципальном уровне - комиссии органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, на объектовом уровне - комиссии организаций.
Постановлением Правительства Свердловской области от 25.03.2004 N 201-ПП утверждены Положение о комиссии Правительства Свердловской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности и состав этой комиссии. В 2012 году состоялось 4 плановых заседания комиссии, на которых рассмотрено 13 вопросов. Соответствующие комиссии также созданы и во всех муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области.
Постоянно действующими органами управления областной подсистемы ЧС являются: Главное управление МЧС России по Свердловской области (на областном уровне); органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области (на муниципальном уровне); структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны (на объектовом уровне). В настоящее время такие уполномоченные органы созданы во всех муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, за исключением Махневского муниципального образования и муниципального образования "поселок Уральский".
К органам повседневного управления областной подсистемы ЧС относятся федеральное казенное учреждение "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Свердловской области", государственное казенное учреждение Свердловской области "Территориальный центр мониторинга и реагирования на чрезвычайные ситуации в Свердловской области", дежурно-диспетчерские службы исполнительных органов государственной власти Свердловской области, единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области (далее - ЕДДС), и дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
Для выполнения постановления Правительства Свердловской области от 07.12.2011 N 1658-ПП "О создании и функционировании единых дежурно-диспетчерских служб и системы оперативно-диспетчерского управления в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области" органами местного самоуправления муниципальных образований создано 68 ЕДДС. В 2013 году планируется создать ЕДДС в Ирбитском муниципальном образовании, Горноуральском, Каменском, Малышевском городских округах, а также в городском округе Рефтинский.
Материально-технические средства для оснащения ЕДДС приобретаются в рамках подпрограммы "Материально-техническое обеспечение единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований в Свердловской области по единому номеру "112" на 2012-2015 годы" областной целевой программы "Безопасность жизнедеятельности населения Свердловской области" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 N 1488-ПП. Так, в 2012 году на реализацию мероприятий подпрограммы из областного бюджета было выделено 10,332 млн. рублей (99,9 процента плана), в 2013 году планируется выделить на эти цели 47,5 млн. рублей.
В состав сил и средств каждого уровня областной подсистемы ЧС входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации. Основу сил и средств постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее трех суток. Перечень сил и средств постоянной готовности областной подсистемы ЧС утвержден постановлением Правительства Свердловской области от 30.10.1996 N 918-п.
Профессиональной аварийно-спасательной службой Свердловской области является государственное казенное учреждение Свердловской области "Служба спасения Свердловской области", состоящее из следующих структурных подразделений: 4 поисково-спасательных отряда (Екатеринбургский, Ивдельский, Каменск-Уральский и Карпинский), 13 поисково-спасательных групп (Алапаевская, Ирбитская, Исетская, Качканарская, Красноуфимская, Нижнесергинская, Нижнетуринская, Серовская, Слободо-Туринская, Сысертская, Тавдинская, Туринская и Сосьвинская), водолазная служба.
Готовность аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации проверяется в ходе аттестации. Положение об аттестационной комиссии Правительства Свердловской области по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, на территории Свердловской области, а также ее состав утверждены постановлением Правительства Свердловской области от 03.10.2012 N 1102-ПП. По состоянию на 31 декабря 2012 года аттестовано 72 аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательных формирования.
Для обеспечения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий в Свердловской области создаются и используются: областные государственные резервы финансовых и материальных ресурсов (за счет средств областного бюджета), резервные фонды органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области (за счет средств местных бюджетов), объектовые резервы (за счет собственных средств организаций).
В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 06.02.2007 N 75-ПП "Об утверждении Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Свердловской области" средства резервного фонда Правительства Свердловской области выделяются на финансирование непредвиденных расходов и мероприятий, не предусмотренных в областном бюджете на текущий финансовый год, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, оказание единовременной помощи жителям Свердловской области, а также финансирование иных непредвиденных расходов областного бюджета на основании решений Правительства Свердловской области. Правила предоставления бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Свердловской области для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера утверждены постановлением Правительства Свердловской области от 19.04.2010 N 630-ПП. Размер резервного фонда Правительства Свердловской области определяется законом Свердловской области об областном бюджете на соответствующий год.
В 2012 году на проведение работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий из резервного фонда Правительства Свердловской области было выделено 41,07 млн. рублей (2,05 процента).
Сформирован областной государственный резерв материальных ресурсов для обеспечения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера. Номенклатура и объем ресурсов в областном государственном резерве, а также порядок его формирования, хранения и использования утверждены постановлением Правительства Свердловской области от 23.03.2011 N 282-ПП. В настоящее время в областном государственном резерве находятся материальные ресурсы на общую сумму 73,277 млн. рублей (70,1 процента плана).
Органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, сформированы материальные резервы для обеспечения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий на общую сумму 390,085 млн. рублей (91 процент плана).
Управление областной подсистемой ЧС осуществляется с использованием систем связи и оповещения, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств областной подсистемы ЧС и населения Свердловской области, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей. Положение об обеспечении своевременного оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера на территории Свердловской области утверждено постановлением Правительства Свердловской области от 21.12.2011 N 1772-ПП.
Региональная система оповещения Свердловской области является основным областным звеном системы оповещения на территории Свердловской области и включает в себя муниципальные системы оповещения и локальные системы оповещения (на объектовом уровне). В настоящее время охват населения Свердловской области различными средствами оповещения, включенными в региональную систему оповещения Свердловской области, составляет 96 процентов. Для оповещения жителей населенных пунктов, не охваченных действием региональной системы оповещения Свердловской области, предусмотрено использование автомобилей, оборудованных сигнальными громкоговорящими устройствами.
Техническое обслуживание и технические проверки аппаратуры региональной системы оповещения Свердловской области осуществляются в соответствии с утвержденными планами. Так, в 2012 году проведена комплексная проверка региональной и муниципальных систем оповещения Свердловской области.
Обучение населения Свердловской области способам защиты от чрезвычайных ситуаций и действиям при чрезвычайных ситуациях организуется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций и осуществляется по соответствующим группам в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, а также по месту жительства. Положение об организации обучения населения Свердловской области в области защиты от чрезвычайных ситуаций утверждено постановлением Правительства Свердловской области от 11.03.2012 N 237-ПП.
Правительством Свердловской области утверждено Положение о проведении эвакуационных мероприятий в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их обеспечении на территории Свердловской области (постановление от 27.03.2007 N 248-ПП), а также структура и состав эвакуационной комиссии Правительства Свердловской области (постановление от 25.10.2010 N 1558-ПП).
Необходимо отметить, что Главным управлением МЧС России по Свердловской области, Правительством Свердловской области и органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, проводится существенная работа по исполнению Закона Свердловской области "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Свердловской области". Надзор за соблюдением законодательства в указанной сфере является одним из приоритетных направлений в работе Прокуратуры Свердловской области. Однако состояние системы защиты населения и территорий в Свердловской области от чрезвычайных ситуаций имеет ряд существенных недостатков: несоответствие региональной системы оповещения Свердловской области современным требованиям автоматизированных систем оповещения; недостаточный охват населения Свердловской области средствами оповещения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, особенно в местах массового пребывания людей и сельской местности; отсутствие локальных систем оповещения на ряде потенциально опасных объектов Свердловской области; выявление фактов нарушения бюджетного законодательства в деятельности государственных казенных учреждений Свердловской области, подведомственных Департаменту общественной безопасности Свердловской области.
В целях совершенствования системы защиты населения и территорий в Свердловской области от чрезвычайных ситуаций Законодательное Собрание Свердловской области постановляет:
1. Информацию Правительства Свердловской области об исполнении Закона Свердловской области "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Свердловской области" принять к сведению.
2. Предложить Правительству Свердловской области:
1) обновить региональную систему оповещения Свердловской области за счет внедрения аппаратуры оповещения нового поколения;
2) увеличить охват населения Свердловской области, подлежащего оповещению при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, до 100 процентов;
3) обеспечить осуществление контроля за деятельностью государственных казенных учреждений Свердловской области, подведомственных Департаменту общественной безопасности Свердловской области;
4) внести изменения в постановление Правительства Свердловской области от 30.10.1996 N 918-п "Об утверждении перечня сил и средств постоянной готовности областной подсистемы РСЧС" в части актуализации перечня сил и средств постоянной готовности Свердловской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
5) рассмотреть вопрос о необходимости внесения изменений в статью 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
6) рассмотреть возможность предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета местным бюджетам на создание и оснащение профессиональных аварийно-спасательных формирований и учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне, на содержание каналов связи, в том числе цифровых, необходимых для работы аппаратно-программного комплекса Системы-112, и на приобретение средств индивидуальной защиты органов дыхания.
3. Рекомендовать Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области:
1) усилить контроль за созданием и поддержанием в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях, а также за созданием, использованием и восполнением объектовых резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на всех потенциально опасных объектах в Свердловской области;
2) активизировать работу по обеспечению организации, методического руководства и контроля обучения населения Свердловской области по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний и информирования населения в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций, в том числе с использованием средств массовой информации.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области:
1) принять меры по созданию и поддержанию в постоянной готовности муниципальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях;
2) обеспечить создание, использование и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
5. Комитету Законодательного Собрания по промышленной, инновационной политике и предпринимательству (Абзалов А.Ф.) подготовить вопрос о выполнении настоящего постановления и внести его на рассмотрение Законодательного Собрания в июне 2014 года.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет Законодательного Собрания по промышленной, инновационной политике и предпринимательству (Абзалов А.Ф.).
Председатель Законодательного Собрания |
Л.В. Бабушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Свердловской области от 19 марта 2013 г. N 821-ПЗС "Об исполнении Закона Свердловской области "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Свердловской области"
Текст постановления опубликован в "Собрании законодательства Свердловской области" от 22 апреля 2013 г., N 3 (2013), ст. 378
Настоящий документ снят с контроля