Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 12
к совместному приказу
Министерства здравоохранения
Свердловской области,
Территориального фонда обязательного
медицинского страхования
Свердловской области
от 10 июля 2012 г. N 685-п/211
Положение
об организации оказания лекарственной помощи в фельдшерско-акушерском пункте
1. Лекарственная помощь в фельдшерско-акушерском пункте осуществляется в соответствии с действующими нормативными документами и Положением об организации оказания лекарственной помощи в фельдшерско-акушерском пункте (прилагается).
2. Медицинский персонал фельдшерско-акушерского пункта несет ответственность за соблюдение правил организации оказания лекарственной помощи прикрепленному населению в соответствии с должностными обязанностями и в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.
1. Общие положения
Настоящее положение вводится с целью определения порядка оказания лекарственной помощи в фельдшерско-акушерском пункте (далее ФАП). Фельдшерско-акушерские пункты являются структурными подразделениями ЦРБ (ЦГБ).
Снабжение фельдшерско-акушерских пунктов лекарственными средствами осуществляется:
- через аптеку ЦРБ (ЦГБ);
- через аптечные организации разных форм собственности.
Фельдшерско-акушерские пункты осуществляют следующие функции по лекарственному обеспечению:
- получение, хранение, использование и учет лекарственных средств, в том числе отнесенных к сильнодействующим и ядовитым веществам;
По вопросам организации лекарственного обеспечения фельдшерско-акушерские пункты работают совместно с заместителем главного врача по лечебной работе и клиническим фармакологом ЦРБ (ЦГБ), аптекой.
Закупки лекарственных средств для ФАП осуществляются в пределах финансирования в соответствии с требованиями Бюджетного Кодекса Российской Федерации в рамках формулярного перечня лекарственных средств фельдшерско-акушерских пунктов.
2. Помещения, оборудование и оснащение мест хранения лекарственных средств
Запасы лекарственных средств и изделий должны храниться в специальном помещении, площадью не менее 6 кв.м.
Помещение должно иметь электроснабжение, отопление, вентиляцию, противопожарную сигнализацию, автономные технические средства охраны (светозвуковую сигнализацию).
Внутренние поверхности стен, потолков должны быть гладкими, допускать возможность влажной уборки. Полы должны иметь не образующее пыль покрытие, устойчивое к влажной уборке с использованием дезинфицирующих средств. Материалы отделки помещений должны соответствовать требованиям соответствующих нормативных документов.
Входная дверь в помещение должна быть металлической или деревянной, обитой железом с обеих сторон.
При наличии оконных проемов должны быть оборудованы внутренние решетки (или решетки между рамами).
Помещение для хранения лекарственных препаратов должно быть оснащено специальным оборудованием, позволяющим обеспечить их хранение с учетом физико-химических, фармакологических и токсикологических свойств, а также требований стандартов качества лекарственных средств и Государственной фармакопеи Российской Федерации и их надлежащую сохранность:
- сейфом, прикрепленным к полу или к стене для хранения сильнодействующих веществ для оказания экстренной медицинской помощи больным в случаях неотложных состояний;
- металлическим (деревянным) шкафом, запирающимся под замок или промаркированная полка в сейфе для хранения лекарственных препаратов списка "А";
- деревянным шкафом, запирающимся под замок с промаркированными полками для хранения лекарственных препаратов списка "Б" и чемоданов-укладок (сильнодействующие вещества из чемоданов-укладок хранятся в сейфе);
- шкафом для хранения препаратов общего списка, лекарственных средств, изготовленных в аптеке;
- холодильником для хранения термолабильных препаратов;
- холодильником для хранения иммунобиологических препаратов, используемых для иммунопрофилактики инфекционных болезней;
- термометрами, гигрометром психрометрическим, поверенными в установленном порядке.
В кабинете фельдшера должны быть памятки по особенностям приема лекарств, таблицы высших разовых и суточных доз сильнодействующих веществ, препаратов списка "А", а также таблицы противоядий при отравлениях.
3. Порядок получения лекарственных средств из аптечных организаций
Лекарственные средства, в том числе сильнодействующие вещества, отпускаются в фельдшерско-акушерские пункты из аптеки ЦРБ или из аптечных организаций разных форм собственности.
В случае отсутствия аптеки ЦРБ допускается отпуск сильнодействующих веществ в фельдшерско-акушерские пункты главной медицинской сестрой ЦРБ.
Лекарственные средства в фельдшерско-акушерские пункты отпускаются по требованиям-накладным N М-11, утвержденным постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 г. N 71 А.
Требование-накладная на получение лекарственных средств из аптечных организаций разных форм собственности, аптеки ЦРБ должна иметь штамп, печать ФАП, подпись заведующего фельдшерско-акушерским пунктом. Право подписи заведующему фельдшерско-акушерским пунктом должно быть делегировано в установленном порядке.
В требовании-накладной указывается наименование лекарственного средства, дозировка, форма выпуска (таблетки, ампулы, мази, суппозитории и т.д.), единица измерения (коробки, флаконы, тубы и пр.), количество.
Наименования лекарственных средств пишутся на латинском языке.
В требовании-накладной указывается способ применения лекарственного средства (для инъекций, для наружного применения, для приема внутрь, глазные капли и т.д.).
На отдельных бланках требования-накладной для каждой группы лекарственных средств выписываются сильнодействующие и ядовитые вещества, этиловый спирт с указанием концентрации, раствор медицинский антисептический с указанием концентрации, иные лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету.
Требования-накладные выписываются в 3-х экземплярах, на лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету, в 4-х экземплярах.
Сроки хранения требований-накладных в фельдшерско-акушерских пунктах.
- сильнодействующие вещества, этиловый спирт, раствор медицинский антисептический, иные лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету - 3 года;
- на остальные группы лекарственных средств - 1 год.
По истечении указанных сроков хранения требования-накладные уничтожаются по акту в установленном порядке.
Лекарственные средства получает материально ответственное лицо (фельдшер ФАП).
Лекарственные средства из аптечных организаций разных форм собственности материально ответственное лицо (фельдшер ФАП) получает по доверенности ф. М-2, Ц-2а.
Срок действия доверенности:
- на спирт этиловый, раствор медицинский антисептический - 1 месяц;
- на остальные группы лекарственных средств - текущий квартал.
Если фельдшерско-акушерский пункт получает лекарственные средства, включая сильнодействующие вещества, из аптеки ЦРБ или у главной медицинской сестры ЦРБ, оформление доверенности на материально ответственное лицо (заведующего фельдшерско-акушерским пунктом) не требуется. Деятельность, связанная с отпуском и получением лекарственных средств, в том числе сильнодействующих веществ, ведется в соответствии с порядком, установленным приказом руководителя ЦРБ и должностными инструкциями ответственных лиц.
Материально ответственное лицо (заведующий фельдшерско-акушерским пунктом) подтверждает получение лекарственных средств из аптечной организации подписью во всех экземплярах требований-накладных, один экземпляр требования-накладной, протаксированный по каждой лекарственной форме с подписью работника аптеки, получает на руки.
При получении лекарственных средств из аптечных организаций разных форм собственности материально ответственное лицо (заведующий фельдшерско-акушерским пунктом) получает их вместе с документами, подтверждающими качество:
- реестром сертификатов или деклараций соответствия или копиями сертификатов соответствия (оригиналами деклараций соответствия). Копия сертификата должна быть заверена оригинальной печатью держателя подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации, выдавшим сертификат с отметкой Свердловского центра сертификации и контроля качества лекарственных средств о прохождении мониторинга качества государственного контроля при поступлении по месту назначения и регистрации сертификата соответствия в Единой информационно-поисковой системе. Копия декларации не заверяется, к ней должна быть приложена копия паспорта производителя с отметкой Свердловского центра сертификации и контроля качества лекарственных средств о прохождении государственного контроля при поступлении по месту назначения.
При получении лекарственных средств из аптеки ЦРБ контроль документов, подтверждающих качество лекарственных средств, осуществляет аптека ЦРБ.
Лекарственные средства в ФАП отпускаются только в готовом для употребления виде в размере текущей потребности в них:
- сильнодействующие вещества - 35 ампул, 35 таблеток, но не менее одной оригинальной упаковки (для чемоданов-укладок, в соответствии с утвержденным ассортиментом);
- препараты списка "А" - 5-дневной потребности;
- остальные лекарственные средства - 10-дневной потребности.
Стерильные лекарственные средства, изготовленные в аптеке, отпускаются в чистую промаркированную тару.
Не подлежат использованию в фельдшерско-акушерских пунктах лекарственные средства с истекшим сроком годности, не соответствующие требованиям к качеству и без сведений, удостоверяющих их качество.
При доставке лекарственных средств должна быть обеспечена их защита от атмосферных осадков, воздействия низких и высоких температур.
Категорически запрещается получение лекарственных средств из аптек младшим медицинским персоналом (санитарами и т.д.), водителями автотранспорта.
Иммунобиологические медицинские препараты, используемые для иммунопрофилактики инфекционных болезней, транспортируются с помощью термоконтейнера с учетом принципа "холодовой цепи" и хранятся в отдельном холодильнике. Кроме того, ведется "Журнал учета поступления и расхода вакцин". Данные мероприятия проводятся согласно "Санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям транспортировки, хранению и отпуску гражданам медицинских иммунобиологических препаратов, используемых для иммунопрофилактики, аптечными учреждениями и учреждениями здравоохранения. СП 3.3.2.1120-02".
4. Требования к организации хранения лекарственных средств в фельдшерско-акушерских пунктах
Хранение лекарственных средств должно осуществляться с учетом их физико-химических свойств, воздействия на них различных факторов внешней среды и особых требований.
В обязательном порядке обеспечивается хранение лекарственных средств в промаркированных шкафах, полках (по способу применения инъекционные, глазные капли, внутреннее, наружное).
Порошки, таблетки хранятся на верхней полке шкафа, растворы - на нижней.
Лекарственные средства хранятся с соблюдением условий хранения, указанных на упаковке, этикетке, в инструкции по применению.
Лекарственные средства, требующие защиты от воздействия повышенной температуры, хранятся в холодильнике. Иммунобиологические препараты, используемые для иммунопрофилактики инфекционных болезней, хранятся в отдельном холодильнике, ведется "Журнал учета поступления и расхода вакцин".
Лекарственные средства, требующие защиты от света, хранятся в шкафах, окрашенных внутри черной краской, с плотно пригнанными дверцами. Лекарственные средства списка "А" хранятся в металлическом (деревянном шкафу), запирающемся под замок, на внутренней стороне дверок шкафа должны быть надпись "А" и перечни препаратов с указанием высших разовых и суточных доз.
Лекарственные средства списка "Б" хранятся в деревянном шкафу, запирающемся под замок, на внутренней стороне дверок шкафа должны быть надпись "Б" и перечни препаратов с указанием высших разовых и суточных доз.
Техническая укрепленность, оснащение средствами охранно-пожарной и тревожной сигнализации данного помещения не требуется. Срок хранения данного экстренного запаса определяется необходимостью использования и сроком годности лекарственных средств.
Сильнодействующие и ядовитые вещества хранятся в опечатанном или опломбированном сейфе, прикрепленном к полу или к стене в специально отведенном помещении для хранения лекарственных средств, оборудованном решетками на окнах, железной дверью или деревянной дверью, обитой железом. Помещение должно быть оборудовано автономным техническим средством охраны (светозвуковой сигнализацией), техническая укрепленность стен и потолков, тревожная сигнализация не требуется. На внутренней стороне дверок сейфа должны быть перечни препаратов с указанием высших разовых и суточных доз.
Чемоданы-укладки для оказания неотложной медицинской помощи хранятся в отдельном шкафу, закрытом под замок, в опечатанном виде (сильнодействующие вещества для чемоданов-укладок хранятся в сейфе).
В операционной, перевязочной, процедурной допускается хранение лекарственных средств, не требующих особых условий сохранности, в инструментальных стеклянных шкафах или на хирургических столиках, при необходимости в условиях, защищающих от повышенной температуры, света, влажности. Запрещается хранить вместе с лекарственными средствами дезинфицирующие средства.
Приборы для регистрации параметров воздуха (температура, влажность) размещаются вдали от нагревательных приборов, на высоте 1,5-1,7 м от пола, на расстоянии не менее 3 м от дверей. Показания этих приборов ежедневно регистрируются в специальном журнале (карте). Ежедневно также фиксируется температурный режим в холодильниках. Температура хранения иммунобиологических препаратов регистрируется 2 раза в сутки.
Приказом руководителя ЦРБ (ЦГБ) определяется персональная ответственность фельдшера ФАП за обеспечение сохранности лекарственных средств, в том числе сильнодействующих веществ.
5. Порядок назначения и выписывания лекарственных средств в фельдшерско-акушерских пунктах
Назначение и выписывание лекарственных средств фельдшером ФАП амбулаторным больным производится в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.02.2007 г. N 110 (Приложения 12, 13).
Выписывать рецепты на льготных основаниях имеют право фельдшеры ФАП, включенные в Справочник фельдшеров, имеющих право выписки рецепта на льготных основаниях.
Назначение лекарственных средств фельдшером ФАП амбулаторным больным производится в пределах его компетенции.
Фельдшерско-акушерский пункт должен быть обеспечен рецептурными бланками формы:
- 107/у;
- 148-1/у-88;
- 148-1/у-06 (л) (при наличии права выписки лекарственных средств на льготных условиях);
Заведующие фельдшерско-акушерскими пунктами, имеющие право выписывания рецептов, получают в ЦРБ рецептурные бланки в количестве 2-недельной потребности.
Полученные рецептурные бланки медицинские работники должны хранить в помещениях, обеспечивающих их сохранность.
При работе с рецептурными бланками необходимо выполнение требований по соблюдению их запасов, ведению учета, хранению в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.02.2007 г. N 110, приложения 10, 11, 15.
6. Порядок использования лекарственных средств в фельдшерско-акушерских пунктах
В ФАП запрещается изготовление лекарственных средств, расфасовка, развешивание, переливание из одной емкости в другую, замена этикеток.
Во избежание ошибок, перед вскрытием ампулы, упаковки, следует вслух прочесть название лекарственного средства, дозировку, сверить с назначением и после этого отпустить больному. При применении лекарственных средств, изготовленных в аптеках, следует особое внимание обращать на предупредительные надписи на этикетке.
7. Учет и отчетность в фельдшерско-акушерских пунктах
Бухгалтерия ЦРБ (ЦГБ) ведет количественно-суммовой учет движения лекарственных средств по фельдшерско-акушерскому пункту, раздельно по источникам финансирования (бюджет, ОМС, платные услуги) в установленном порядке.
Фельдшер ФАП ведет учет лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету в установленном порядке, в соответствии с Перечнем лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету в аптечных учреждениях (организациях), организациях оптовой торговли лекарственными, лечебно-профилактических учреждениях и частнопрактикующими врачами (приложение 1 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2005 г. N 785).
Допускается дополнительное ведение учета медикаментов с помощью компьютерных технологий.
По истечении каждого месяца фельдшер представляет в бухгалтерию ЦРБ отчет о движении лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету по ф. 2-МЗ, который утверждается руководителем учреждения.
8. Порядок работы с лекарственными средствами, подлежащими предметно-количественному учету
Предметно-количественному учету в ФАП подлежат лекарственные средства, включенные в Перечень лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету в аптечных учреждениях (организациях), организациях оптовой торговли лекарственными, лечебно-профилактических учреждениях и частнопрактикующими врачами (приказ Министерства здравоохранения и социального развития России от 14.12.2005 г. N 785), в том числе психотропные вещества (Список IV), спирт этиловый и т.д.
Приказом главного врача ЦРБ в ФАП назначается ответственное лицо за учет, хранение сильнодействующих веществ, этилового спирта, раствора медицинского антисептического, иных лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету.
Учет лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, ведется в журнале по форме, предложенной письмом Министерства здравоохранения Свердловской области от 25.11.2003 г. N 01-28/1037.
Учет иных лекарственных средств ведется по списку, утвержденному главным врачом ЦРБ в журнале предметно-количественного учета.
Журналы учета должны быть опечатаны, прошнурованы, пронумерованы и скреплены подписью главного врача ЦРБ и печатью ЦРБ.
9. Нормативные документы
На фельдшерско-акушерском пункте должна быть нормативная и справочная литература по вопросам обращения лекарственных средств:
1) приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2005 г. N 785 "О порядке отпуска лекарственных средств" (в редакции приказов от 24.04.2006 г. N 302, от 13.10.2006 г. N 703, от 12.02.2007 г. N 109, от 12.02.2007 г. N 110, от 06.08.2007 г. N 521);
2) приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.02.2007 г. N 110 "О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания" (в ред. приказа от 27.08.2007 г. N 560);
3) приказ Министерства здравоохранения России от 13.11.1996 г. N 377 "Об утверждении инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения";
4) приказ Министерства здравоохранения СССР от 02.06.1987 г. N 747 "Об утверждении "Инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на государственном бюджете СССР";
5) приказ Министерства здравоохранения Свердловской области от 09.08.2007 г. N 744-п "О мерах по реализации на территории Свердловской области приказа Министерства здравоохранения и социального развития России от 12.02.2007 года N 110 "О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания";
6) приказ Министерства здравоохранения Свердловской области от 08.06.1999 г. N 281-п "Об утверждении нормативов запасов наркотических средств и психотропных веществ, разрешенных для хранения в помещениях учреждений здравоохранения";
7) памятка для медицинских специалистов о порядке получения, доставки, хранения, использования лекарственных средств в лечебном учреждении, утвержденная Министерством здравоохранения Свердловской области в редакции от 1999 г.;
8) приказ Министерства здравоохранения Свердловской области от 22.06.2006 г. N 498-п "О порядке проведения контроля качества лекарственных средств на территории Свердловской области".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.