Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 8
к совместному приказу
Министерства здравоохранения
Свердловской области,
Территориального фонда
обязательного медицинского
страхования Свердловской области
от 10 июля 2009 г. N 685-п/211
Положение
о порядке подготовки зданий (помещений) для фельдшерско-акушерского пункта
I. Общие положения
1. Офис фельдшерско-акушерского пункта (ФАП) может располагаться в отдельно стоящем здании или в части здания. Размещение помещений ФАП в строящихся жилых и существующих общественных зданиях допускается при соответствии требованиям санитарного законодательства.
N.B. Запрещается размещать ФАП в дошкольных и школьных образовательных учреждениях:
- согласно требованиям санитарных правил 2.4.1.1249-03 "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений" не допускается расположение на участке дошкольно-образовательных учреждений (ДОУ) посторонних учреждений, построек и сооружений, функционально не связанных с ДОУ п. 2.1.7. (СанПиН);
- согласно требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях" п. 2.2.1. для общеобразовательного учреждения предусматривается самостоятельный земельный участок.
2. Офис фельдшерско-акушерского пункта рекомендуется располагать максимально близко к месту проживания закрепленного населения.
3. Для размещения офиса ФАП могут быть использованы здания, отвечающие требованиям СанПиН.
4. Фельдшерско-акушерские пункты (ФАП) должны соответствовать требованиям действующих нормативных документов, иметь в своем составе набор обязательных технологических и хозяйственных помещений, обеспеченных коммунально-бытовыми службами и инженерным оборудованием.
5. Проекты должны иметь достаточную гибкость в среднесрочной и долгосрочной перспективе с тем, чтобы учесть ожидаемые изменения в численности пациентов и методах работы ФАП.
6. Вводимые в эксплуатацию построенные или реконструируемые учреждения, подвергавшиеся перепланировке, перепрофилированию и переоборудованию, а также при временном использовании зданий и помещений под фельдшерско-акушерские пункты должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологических правил.
II. Подготовка проектного задания
При подготовке проектного задания и оценке проектных предложений необходимо учитывать следующие аспекты помещений фельдшерско-акушерского пункта:
1. Местоположение определяет доступность для пациентов и условия функционирования ФАП. Необходима максимальная приближенность ФАП к обслуживаемому населению. Доступность для пешеходов, близость к общественному транспорту, наличие автомобильной стоянки или совместная парковка с другими пользователями являются важными элементами проекта. Наличие места для автостоянки, коммуникаций, число этажей и другие планировочные требования следует уточнить на начальном этапе. Возможны творческие решения, в рамках которых возможно объединение помещений ФАП с другими структурами. Примером может служить стоматологический кабинет, который не входит в структуру фельдшерско-акушерского пункта и требует наличия дополнительных площадей (не менее 14 кв.м), а также отдельного финансирования.
2. Внешний вид (имидж) определяется некоторыми факторами:
- размер и форма здания должны обеспечить доступ для обслуживания и ремонтных работ, требующих привлечения подрядных организаций, использования лесов или специального оборудования;
- следует использовать износостойкие материалы и учесть возможную необходимость замены материалов в зонах интенсивного использования.
3. Доступ к зданию должен быть удобным и непосредственным. Внутри здания следует обеспечить хорошее освещение проходов и коридоров. Автомобильная стоянка должна иметь ясное указание мест для инвалидов ближе к главному входу, при этом стоянка для персонала фельдшерско-акушерского пункта должна быть зарезервирована ближе к служебному входу или главному входу в зависимости от плана участка. На стадии проектирования следует рассмотреть маршрут движения обслуживающего транспорта, в том числе вывозящего мусор и доставляющего материалы, а также машин скорой помощи.
4. Организация
Помещения ФАП имеют 3 главные зоны, а именно:
- клинические службы;
- административные помещения;
- зона для пациентов.
Именно группировка этих зон является основой для организации эффективной работы, обеспечения безопасности и качества проекта помещений ФАП.
5. Вопрос безопасности в проектировании выхода и входа следует рассмотреть на начальной стадии. Необходимо хорошее освещение главного входа и выхода для персонала, открывающего и закрывающего здание ФАП и включающего и выключающего системы сигнализации. Вход, выход и автостоянка должны открываться на общественные зоны, чтобы максимально обеспечить внешнюю безопасность. Необходимость и возможность установки сигнализации оцениваются согласно индивидуальным условиям.
6. Потоки движения в здании
Схема передвижений должна позволить пациентам, фельдшеру фельдшерско-акушерского пункта и штату передвигаться в соответствующих зонах и между ними, не мешая работе соседних зон. Поэтому важно обеспечить логичность расположения маршрутов и, где возможно, предусмотреть только один маршрут движения. Таким образом, маршруты для полных инвалидов, мобильных инвалидов и полностью мобильных людей должны совпасть в максимально возможной степени. Схемы передвижения в здании должны быть прямыми и легко узнаваемыми.
Желательно иметь следующую схему передвижения: от входа к зоне ожидания, а далее - к клинической зоне.
III. Состав помещений фельдшерско-акушерского пункта
Архитектурные и планировочные решения помещений фельдшерско-акушерского пункта должны обеспечивать: оптимальные санитарно-гигиенические и противоэпидемические режимы, оптимальные условия труда для медицинского персонала и оказания медицинской помощи населению.
Структура и планировка помещений должны исключать возможность перекрещивания или соприкосновения "чистых" и "грязных" технологических потоков (при оказании медицинской помощи, проведении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий), а также в соответствии с требованиями раздела III СанПиН 2.1.3.1375-03.
Помещения фельдшерско-акушерского пункта группируются в три главные зоны:
зона для пациентов, включающая: зону ожидания приема или процедур, аптечный пункт, кабинет восстановительного лечения, совмещенный с кабинетом пропаганды здорового образа жизни;
клиническая зона: кабинет фельдшера, процедурный/перевязочный кабинет;
административная зона: комната медицинского персонала, хозяйственный блок;
При планировке помещений разных зон рекомендуется учитывать ряд факторов:
1. Конфиденциальность заключается в звуковом и визуальном уединении пациентов при контакте с медицинским персоналом фельдшерско-акушерского пункта, что помогает снизить тревожность пациентов. Максимально обеспечить конфиденциальность помогают следующие условия:
- Разделение зоны администрации и зоны пациентов, что исключает возможность для пациентов слышать из зоны ожидания разговор погремушкой для определения слуха у детей; аппаратом для измерения артериального давления у детей;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
3) для оказания помощи пациентам акушерского-гинекологического профиля: в кабинете фельдшера устанавливается многофункциональная медицинская кушетка или гинекологическое кресло; на манипуляционном столике размещаются одноразовые гинекологические зеркала и шпатели, предметные стекла, тазомер и акушерский стетоскоп, анализатор сердцебиения плода. Гинекологическое кресло должно быть отгорожено ширмой. Если в здании, где размещается офис фельдшерско-акушерского пункта, был смотровой кабинет, то помощь акушерского-гинекологического профиля может оказываться в этом кабинете. Документация приема больных гинекологического профиля включает: журнал регистрации взятия мазков, журнал регистрации забора материала на RW, ВИЧ-инфекцию, журнал диспансерных больных, контрольная карта диспансерного наблюдения, индивидуальная и обменно-уведомительная карты беременной и родильницы, журнал учета беременных, журнал патронажа беременных и родильниц, журнал участка, журнал генеральных уборок, журнал учета времени, отработанного бактерицидным облучателем.
Отделочные материалы. Отделка должна обеспечить комфорт для пациентов и врача. Материалы мебели, стен, потолка и пола должны легко поддаваться чистке.
Окружающая среда. Следует обеспечить хорошую вентиляцию, но избегать сквозняков. Требуется хороший уровень освещения, особенно в зоне кушетки. Типовой размер 18 кв.м.
Хранение амбулаторных карт. Карты больных должны быть доступны фельдшеру для приема пациентов, а также другим членам административного персонала. Однако карты представляют собой документы строгой конфиденциальности, поэтому они должны находиться в помещениях с ограниченным доступом.
Оснащение. Амбулаторные карты могут храниться на карусельных стойках, в картотечных шкафах, ящиках или полках. Наиболее эффективным вариантом в отношении занимаемого пространства является последний, но в проекте следует отказаться от слишком высокого или слишком низкого расположения карт для удобства и безопасности персонала. Следует предусмотреть место для откладывания карт для текущего приема и обработки. Необходимо предусмотреть достаточную рабочую поверхность и/или столы для письменной работы.
3. Процедурный/перевязочный кабинет
Функции. Клинический осмотр, процедуры, перевязки, оказание помощи пациентам хирургического профиля, сопутствующая административная работа.
Доступ. Процедурный/перевязочный кабинет должен быть доступен из главных коридоров.
Оснащение кабинета должно включать: медицинскую кушетку, стол перевязочный, шкаф для хранения медикаментов, бинтов, флаконов с рабочими растворами, набора транспортных шин, биксов; стол для приготовления препаратов к применению; бактерицидный облучатель; биксы со стерильным материалом; столик для емкостей для обработки инструментария и перчаток; суховоздушный стерилизатор, одноразовый непрокалываемый контейнер для медицинских отходов класса Б.
Зона кушетки, где пациенты могут раздеться и где могут быть выполнены процедуры, должна быть закрыта ширмой или сдвигающейся шторой. Подготовленные материалы и инструментарий должны находиться вне занавешиваемой зоны. Стулья должны иметься и для пациентов, и для среднего медицинского персонала. Вне занавешиваемой зоны можно иметь дополнительные стулья для сопровождающих пациента лиц.
Должен накрываться стерильный стол с малым хирургическим набором. Для проведения перевязок готовится стерильный стол, который накрывается стерильной простыней (пеленкой) в один слой так, чтобы она свисала на 15-20 см ниже поверхности стола. Вторая простыня (пеленка) складывается вдвое и укладывается поверх первой. После выкладывания инструментов (материала) стол накрывается простыней (сложенной в два слоя), которая должна полностью закрывать все инструменты, находящиеся на столе и плотно скрепляться зажимами с нижней простыней. Стерильный стол накрывается на 6 часов. В тех случаях, когда инструментарий стерилизуется в индивидуальной упаковке, необходимость в стерильном столе отпадает.
Гнойные перевязки необходимо назначать на конец рабочей смены, для чего должен быть вывешен график работы.
Документация процедурного/перевязочного кабинета включает в себя:
- журнал учета выполненных процедур и манипуляций,
- журнал генеральных уборок,
- журнал учета работы по стерилизации инструментария,
- журнал учета времени работы бактерицидного облучателя,
- журнал регистрации температурного режима и размораживания холодильника.
Отделка. Все поверхности должны легко поддаваться дезинфекции.
Окружающая среда. Необходима хорошая приточно-вытяжная вентиляция и хороший уровень освещения с регулируемыми смотровыми лампами.
Типовой размер 22 кв.м.
4. Прививочный кабинет
Функции. Для проведения мероприятий по вакцинопрофилактике детей и взрослых должны быть предусмотрены определенные часы работы кабинета с учетом требуемого объема прививочной работы.
Оснащение кабинета должно включать: медицинскую кушетку, пеленальный столик, стол для приготовления препаратов к применению, холодильник для хранения вакцин, инструкции по применению вакцин, одноразовый непрокалываемый контейнер и промаркированные герметизирующиеся одноразовые пакеты для медицинских отходов класса Б.
Отделка. Все поверхности должны легко поддаваться дезинфекции.
Окружающая среда. Необходима приточно-вытяжная вентиляция и хороший уровень освещения с регулируемыми смотровыми лампами. Типовой размер 12 кв.м.
Забор образцов биологических сред и проведения исследований методом сухой химии
Предполагается проведение лабораторных методик с помощью методов "сухой химии": анализ мочи тест-полосками, тест на беременность, и уровня глюкозы в крови. Остальные лабораторные методы проводятся в лаборатории вышестоящего ЛПУ, однако забор биологических сред может осуществляться в ФАП.
Отделка. Все отделочные материалы должны быть прочными, легко поддаваться чистке.
5. Комната для хранения медицинских материалов и лекарственных препаратов
Получение, хранение и вывоз медицинских материалов должны осуществляться при прямом контроле со стороны фельдшера - вне контакта с зоной передвижения пациентов. Стерильные материалы могут храниться в кабинетах фельдшера, процедурном/перевязочном кабинете в количестве, предусмотренном нормативными документами. Лекарственные средства и термолабильные препараты хранятся в соответствии с требованиями, изложенными в Приложении 12. Транспортировка термолабильных препаратов, в том числе медицинских иммунобиологических препаратов, производится с помощью термоконтейнера. Часть лекарственных средств согласно перечню хранится в чемодане-укладке фельдшера (Приложение 13) и в чемодане-укладке медицинской сестры (Приложение 14) для оказания неотложной помощи.
6. Кабинет восстановительного лечения/кабинет лечебной физкультуры для занятий малых групп ("кабинет реабилитации"), совмещенный с кабинетом пропаганды здорового образа жизни (ЗОЖ)
Функции и оснащение кабинета восстановительного лечения/кабинет лечебной физкультуры для занятий малых групп
Функции. Предназначен для проведения лечебной гимнастики, занятий по восстановлению функций мелкой моторики и речевого аппарата, медицинского массажа в соответствии с имеющимися лицензионными условиями.
Оснащение. Для проведения занятий по лечебной физкультуре требуются полумягкие коврики, палки гимнастические деревянные и мячи резиновые, гимнастическая стенка, стулья, легко подвергающиеся обработке в соответствии с количеством мест для пациентов. Для создания благоприятной в эпидемическом плане атмосферы требуется бактерицидный облучатель.
Функции и оснащение кабинета здорового образа жизни
Функции. Повышение квалификации персонала и вопросы обучения пациентов являются важными направлениями работы ФАП. Данное помещение играет роль кабинета для проведения образовательных программ (школ здоровья) для пациентов и повышения квалификации персонала.
Оснащение. Требуется обеспечить пространство для учебы и занятий (стол, достаточное количество стульев), а также предоставить справочный материал для использования фельдшером и медперсоналом, и печатную информацию для пациентов (функция библиотеки). Технические возможности обеспечиваются теле-видео-БУО-оснащением.
Окружающая среда. Общий уровень освещения, позволяющий читать и заниматься.
Типовой размер. 20 кв.м.
7. Комната для медицинского персонала
Функции. Используется для обедов и перерывов и как место неформальных встреч. Данное помещение также может быть местом проведения учебных мероприятий и совещаний.
Доступ. Используется персоналом ФАП. Доступ в помещение должен быть изолирован от основных зон передвижения пациентов.
Оснащение. Неофициальная мебель с раковиной, холодильником, микроволновой печью. Оптимально расположение информационных досок.
Отделка. Легко поддающиеся чистке рабочие поверхности и твердое покрытие пола в зоне кухни и с мягким ковровым покрытием и обоями в зоне отдыха.
Окружающая среда. Общий уровень освещения, позволяющий читать и заниматься.
Типовой размер. Комнаты отдыха и кухня могут иметь размеры не менее 8 кв.м.
8. Технический блок, включающий в себя: помещение для хранения предметов уборки, помещение для приготовления дезинфицирующих растворов; комната временного хранения и сортировки грязного белья; помещение для сбора и временного хранения отходов, хозяйственную комнату
Доступ. Данные помещения должны располагаться в зонах для персонала или администрации и не иметь непосредственного доступа в зоны для пациентов.
Типовой размер технического блока составляет 12 кв.м, при этом площадь каждого из помещений определяется его функциональной нагрузкой.
Отделка. Легко поддающиеся чистке прочные поверхности: пол выкладывается керамической плиткой. Стены помещения для сбора и хранения отходов выкладываются глазурованной плиткой по всей высоте, помещение оборудуется умывальником, поливочным краном, стоком воды, бактерицидным облучателем. Стены остальных помещений должны иметь прочное и легко обрабатываемое покрытие. Перегородки между помещениями внутри хозяйственного блока могут быть из алюминиевого профиля или панелей типа ПВХ. Покрытие потолка - влагостойкая краска. Обязательна система приточно-вытяжной вентиляции. В каждой комнате следует предусмотреть раковину.
Помещение для хранения предметов уборки: должны быть предусмотрены шкафы для хранения материалов и оборудования, а также раковина.
Уборочный инвентарь (ведра, тазы, ветошь, швабры и др.) должен иметь четкую маркировку с указанием помещений и видов уборочных работ, использоваться строго по назначению и своевременно обрабатываться.
Где возможно, следует также предусмотреть кладовые для основных материалов и инструментов, необходимых для содержания здания и территории.
В помещении для сбора отходов класса Б устанавливается тележка с баком для отходов, сбор и временное хранение которых организуется в соответствии с "Правилами сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений. Санитарные правила и нормы. СанПиН 2.1.7.728-99".
Помещение для приготовления дезинфицирующих растворов предполагает установку душевого поддона и емкостей для разведения дезинфицирующих растворов.
В комнате временного хранения и сортировки грязного белья располагается емкость, используемая для сбора грязного белья, отправляемого на дальнейшую обработку.
Хозяйственная комната предполагает возможность глажения и хранения чистого белья.
При наличии технических установок (котел, пульт управления и т.д.) обычно требуется отдельное помещение в зоне администрации или персонала. Следует предусмотреть адекватное пространство для обслуживания, хорошую вентиляцию и противопожарную защиту.
9. Туалеты для сотрудников и пациентов
Функции. Туалеты для пациентов необходимы для общего пользования, и они должны предусматривать их использование инвалидами и обычно лицами обоего пола. Следует также предусмотреть место для ухода за ребенком. От пациентов также может потребоваться материал для анализа. Следует предусмотреть вспомогательные средства для людей с ограниченной мобильностью и инвалидов, чтобы они могли передвигаться и опираться.
Отделка. Все отделочные материалы должны быть прочными, легко поддаваться чистке.
Окружающая среда. Необходима хорошая приточно-вытяжная вентиляция для всех туалетных зон.
Типовой размер 3 кв.м.
Таблица N 2
Набор и минимальная площадь помещений фельдшерско-акушерского пункта
Нумерация столбцов таблицы приводится в соответствии с источником
Наименование помещений |
Размер помещении |
ФАП с прикрепленным населением от 700 до 1200 человек |
ФАП прикрепленным населением от 300 до 700 человек |
ФАП прикрепленным населением до 300 человек |
1 |
|
2 |
3 |
4 |
Кабинет фельдшера |
18 кв.м |
1 |
1 |
1 |
Процедурный/перевязочный кабинет |
22 кв.м |
1 |
1 |
1 |
Прививочный кабинет |
12 кв.м |
1 |
1 |
1 |
Комната медицинского персонала |
Не менее 8 кв.м |
1 |
1 |
0 |
Технический блок: - комната для хранения предметов уборки, комната для приготовления дез. растворов, комната временного хранения и сортировки грязного белья, комната для временного хранения отходов, - хозяйственная комната (стирка, глажение, хранение чистого белья) |
12 кв.м |
1 |
1 |
1 |
Туалет для персонала |
3 кв.м |
1 |
1 |
1 |
Туалет для посетителей |
3 кв.м |
1 |
1 |
1 |
Аптечный пункт |
6 кв.м |
1 |
1 |
0 |
Зона ожидания для пациентов - холл (вешалка для одежды) |
Не менее 10 кв.м |
1 |
1 |
1 |
Кабинет восстановительного лечения, совмещенный с кабинетом пропаганды здорового образа жизни (ЗОЖ) |
20 кв.м |
1 |
1 |
0 |
Комната для хранения лекарственных средств и изделий медицинского назначения, инструментария, расходного материала |
6 кв.м |
1 |
1 |
1 |
Итого минимальная площадь ФАП |
|
120 кв.м |
120 кв.м |
86 кв.м |
* Примечание:
Минимальная площадь кабинетов - без учета коридоров, холлов, тамбуров - для размещения фельдшерско-акушерского пункта должна составлять не менее 120 м с учетом коридоров, холлов, тамбуров, перегородок и стен - для размещения фельдшерско-акушерского пункта должна составлять не менее 160 кв.м.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
V. Примерный план помещений фельдшерско-акушерского пункта
План фельдшерско-акушерского пункта
VI. Требования к внутренней отделке помещений офиса фельдшерско-акушерского пункта
1. Для внутренней отделки помещений фельдшерско-акушерского пункта (ФАП) с учетом их функционального назначения используются материалы, разрешенные к применению в лечебных учреждениях в соответствии с разделом IV СанПиН 2.1.3.1375-03.
2. Поверхность стен, полов и потолков должна быть гладкой, легко доступной для влажной уборки и устойчивой при использовании моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к применению.
3. Стены холлов, зон ожидания, реабилитационных и других лечебно-диагностических кабинетов с сухим режимом работы рекомендуется окрашивать акриловыми красками (при необходимости в сочетании с масляными красками). Допускается для покрытия стен указанных помещений применение стеновых панелей типов ПХВ и МДФ. Для окраски потолков может применяться известковая или водоэмульсионная побелка. Допускается применение подвесных потолков типа "Армстронг".
Полы должны обладать теплоизоляционными свойствами (паркет, паркетная доска, деревянные полы, окрашенные масляной краской, линолеум, и др.). В вестибюлях, холлах, коридорах и тамбурах полы должны быть устойчивы к механическому воздействию (мраморная крошка, мрамор, мозаичные полы, метлахская плитка, напольная керамическая плитка, керамогранит, линолеум) в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами 2.1.3.1375-03 "Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров" (Раздел 4, п. 4.3, абзац 2).
4. Стены помещений, подвергающихся влажной текущей дезинфекции (перевязочный/процедурный и прививочный кабинеты, санитарные узлы, комнаты хозяйственного блока), следует облицовывать глазурованной плиткой или другими влагостойкими материалами на высоту помещения (за исключением пластиковых панелей). Для покрытия пола следует применять водонепроницаемые материалы. Потолки в помещениях с влажным режимом работы должны окрашиваться водостойкими красками или выполняться другими водостойкими материалами.
5. В местах установки раковин и других санитарных приборов, а также оборудования, эксплуатация которого связана с возможностью увлажнения стен и перегородок, следует предусматривать отделку глазурованной плиткой, пластиковым экраном или другими влагостойкими материалами на высоту 1,8 м от уровня пола и на ширину не менее 20 см от оборудования и приборов с каждой стороны. Используемое оборудование и материалы должны иметь санитарно-эпидемиологические заключения.
6. Применение подвесных потолков различных конструкций разрешается в помещениях с влажным режимом работы, если конструкции и материалы подвесных потолков обеспечат герметичность, гладкость поверхности и возможность проведения их влажной очистки и дезинфекции.
7. Наружная и внутренняя поверхность медицинской мебели должна быть гладкой и выполнена из материалов, устойчивых к воздействию моющих, дезинфицирующих и медикаментозных средств.
VII. Требования к водоснабжению и канализации в офисе фельдшерско-акушерского пункта
1. Офис фельдшерско-акушерского пункта должен быть оборудован централизованным водоснабжением, канализацией и горячим водоснабжением в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами 2.1.3.1375-03 "Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров". При наличии собственного источника водоснабжения последний должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение.
2. Подвод холодной и горячей воды осуществляется в следующие помещения ФАП:
кабинет фельдшера, процедурный/перевязочный и прививочный кабинеты, комнату медицинского персонала, хозяйственную комнату, туалеты для персонала и посетителей.
3. Кабинет фельдшера, процедурный/перевязочный и прививочный кабинеты, следует оборудовать 2-секционными мойками с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями с установкой локтевых кранов, а также дозаторами локтевыми с жидким (антисептическим) мылом и растворами антисептиков. В остальных помещениях должны быть установлены умывальники, оборудованные смесителями.
4. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения в офисе фельдшерско-акушерского пункта устанавливают электроводонагревательные установки непрерывного действия с накопительным объемом V=120 л на один ФАП.
5. Для монтажа систем холодного и горячего водоснабжения используют водогазопроводные трубы по ГОСТ 3262-75. Допускается использование металлопластиковых труб с рабочей температурой носителя не выше 90°С. Для устройства системы канализации используют чугунные и пластмассовые трубы и фасонные части, соответствующих диаметров.
Все используемое оборудование и материалы должны иметь санитарно-эпидемиологические заключения.
6. Очистка и обеззараживание сточных вод ФАП осуществляется на общегородских или других канализационных сооружениях. При отсутствии городских или других очистных сооружений сточные воды должны подвергаться очистке и обеззараживанию на локальных сооружениях со сбросом в водонепроницаемую емкость и вывозом на очистные сооружения.
7. Обеспечить нижний подвод воды для санитарных нужд в туалетной комнате медицинского персонала.
VIII. Требования к отоплению и вентиляции в офисе фельдшерско-акушерского пункта
1. Системы отопления и вентиляции должны обеспечивать оптимальные условия микроклимата помещений фельдшерско-акушерского пункта.
2. Расчетная температура и кратность воздухообмена в помещениях ФАП следует принимать в соответствии с таблицей N 7.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "таблицей N 7" имеется в виду "таблицей N 3"
3. Нагревательные приборы должны иметь гладкую поверхность, допускающую очистку, их следует размещать у наружных стен, под окнами, без ограждений. С целью улучшения интерьера допускается установка декоративных легкосъемных жалюзийных панелей, экранов и кожухов.
4. В кабинете фельдшера, процедурном/перевязочном следует применять нагревательные приборы с гладкой поверхностью, устойчивой к ежедневному воздействию моющих и дезинфицирующих средств и исключающей скопление пыли и микроорганизмов.
5. В кабинете реабилитации приборы отопления и трубы отопительной системы должны быть закрыты деревянными или гипсокартонными кожухами, окрашенными масляной краской, на всем протяжении и до высоты недоступной прикосновению персонала и пациентов.
6. В качестве теплоносителя в системе отопления используется вода с предельной температурой в нагревательных приборах не выше 85°С.
7. В случае отсутствия в офисе фельдшерско-акушерского пункта централизованной отопительной системы предусмотреть оборудование автономной отопительной системой с использованием отопительных котлов, соответствующей мощности, обеспечивающей, требуемый температурный режим помещений ФАП.
8. Помещения ФАП должны быть оборудованы системами приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением и естественной вытяжкой без механического побуждения, а также иметь форточки и фрамуги.
Таблица N 3
Расчетная температура
и кратность воздухообмена в помещениях офиса фельдшерско-акушерского пункта
NN пп |
Наименование помещения |
Рекомендуемая температура (°С) |
Кратность воздухообмена |
Кратность вытяжки при естественном воздухообмене |
|
приток |
вытяжка |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Кабинет фельдшера, комната медицинского персонала |
20 |
из коридора |
1 |
1 |
2. |
Процедурный/Перевязочный, прививочный кабинеты |
22 |
2 |
2 |
2 |
3. |
Кабинет восстановительного лечения, совмещенный с кабинетом пропаганды здорового образа жизни (ЗОЖ) |
20 |
2 |
3 |
2 |
4. |
Хозяйственная комната |
18 |
из коридора |
1 |
1 |
5. |
Санузлы |
20 |
из коридора |
50 кв.м на 1 унитаз |
3 |
9. Офис фельдшерско-акушерского пункта допускается оборудовать автономными системами приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением с использованием реверсивных канальных вентиляторов. В качестве воздуховодов вентиляционных систем использовать алюминиевые или пластмассовые воздуховоды.
10. Для обеззараживания воздуха и поверхности помещений ФАП должно применяться ультрафиолетовое бактерицидное излучение с использованием бактерицидных облучателей, разрешенных к применению в установленном порядке.
IX. Требования к естественному и искусственному освещению в офисе фельдшерско-акушерского пункта
1. Помещения ФАП должны иметь естественное и искусственное освещение в соответствии с разделом II и III санитарно-эпидемиологических норм и правил 2.1.3.1375-03 "Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров". Освещение вторым светом или только искусственное освещение допускается в помещениях кладовых, санитарных узлов, хозяйственных комнатах и некоторых других помещениях, технология и правила эксплуатации которых не требуют естественного освещения. Уровень естественного и искусственного освещения должен соответствовать нормам для общественных зданий.
2. Искусственная освещенность (общая и местная), источник света, тип лампы принимается в соответствии с действующими нормативами.
3. Светильники общего освещения, размещаемые на потолках в помещениях кабинета фельдшера, процедурном/перевязочном кабинете, должны быть со сплошными (закрытыми) рассеивателями.
4. В процедурном/перевязочном кабинете для осмотра пациента необходимо применять передвижные медицинские светильники.
5. Отражение следует минимизировать для обеспечения комфорта пациентов и особенно для пользователей компьютеров. Для этой цели имеются специальные рассеиватели. Где возможно, следует использовать низкоэнергетические устройства, например компактные флуоресцентные лампы.
6. Освещение в целом должно соответствовать следующему стандарту.
Общие зоны передвижений 200 люкс на уровне пола.
Зоны администрации и работы с документами 400/500 люкс на уровне стола
Зоны ожидания 300 люкс на уровне стола
Общие клинические зоны 400-500 люкс на уровне стола
Смотровые комнаты, процедурные кабинеты 1000 люкс на уровне кушетки.
X. Требования к утилизации медицинских отходов
Правила сбора, хранения, переработки, обезвреживания и удаления всех видов отходов должны определяться в соответствии с санитарными правилами и нормами "Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений". СанПиН 2.1.7.728-99". В отношении неопасных (класс А) и потенциально инфицированных отходов (класс Б) имеются различные требования по сбору, временному хранению и транспортированию. Руководителем ЛПУ назначается прошедший инструктаж сотрудник ФАП, ответственный за сбор отходов. Данный сотрудник осуществляет контроль за обращением с отходами в ФАП и производит герметизацию одноразовых емкостей (пакетов, баков). Сбор отходов класса А осуществляется в многоразовые емкости или одноразовые пакеты. Многоразовая тара после сбора и опорожнения подлежит мытью и дезинфекции. Отходы класса Б, образующиеся в результате функционирования процедурного, прививочного, манипуляционного кабинетов, проведения диагностических процедур и лабораторных исследований методом "сухой химии", после дезинфекции собираются в одноразовую герметичную упаковку. Сбор острого инструментария (иглы, перья), прошедшего дезинфекцию, осуществляется без предварительной сортировки отдельно от других видов отходов в одноразовую непрокалываемую тару. При работе с отходами не допускается:
- пересыпать отходы классов Б из одной емкости в другую;
- устанавливать одноразовые и многоразовые емкости около электронагревательных приборов;
- утрамбовывать любые отходы руками;
- осуществлять сбор отходов без перчаток.
Отходы класса Б в соответствии с действующими нормативными документами должны быть подвергнуты обязательной дезинфекции перед сбором в одноразовую упаковку непосредственно на месте первичного сбора отходов методом погружения в дезинфицирующий раствор, подготовленный в специально выделенной для этой цели емкости. Для дезинфекции следует использовать зарегистрированные Минздравом России и рекомендованные к применению в медицинских учреждениях дезинфицирующие средства в концентрациях и времени экспозиции, указанных в соответствующих рекомендациях по их использованию.
Конструкция одноразовых пакетов для сбора отходов классов Б (маркировка желтого цвета) должна обеспечивать их герметизацию в процессе сбора и временного хранения и невозможность их вскрытия при транспортировке отходов вне пределов ФАП. Конструкция тележек (стоек) для транспортирования одноразовых пакетов должна обеспечивать возможность их закрепления и быть удобной в эксплуатации. Контейнеры для сбора и временного хранения отходов класса Б располагаются в изолированном помещении технического блока.
Транспортировка и утилизация отходов класса Б фельдшерско-акушерского пункта производится совместно с другими подразделениями (отделениями) лечебно-профилактического учреждения (ЦРБ/ЦГБ).
На рабочем месте персонала, занимающегося сбором и транспортированием отходов, должна быть аптечка первой медицинской помощи (5%-я спиртовая настойка йода, 70° спирт, навески перманганата калия и вода для растворения, стерильные салфетки, бинты, пластырь и бактерицидный пластырь). Работники, занимающиеся сбором и транспортированием медицинских отходов, должны проходить предварительный при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в соответствии с действующими нормативными документами. Персонал, занимающийся обеззараживанием, сбором и транспортированием отходов, должен быть обеспечен спецодеждой (халат, шапочка, обувь) и средствами индивидуальной защиты (резиновыми перчатками, герметичными очками, непромокаемыми фартуками, которые применяют в соответствии с инструкциями). В случае получения работником травмы при обращении с медицинскими отходами в отношении его должны быть приняты меры экстренной профилактики в соответствии с действующими инструктивно-методическими документами. Все подобные случаи фиксируют в актах о получении травм с указанием даты, времени, места, характера травмы, подробно описывают ситуацию, использование средств индивидуальной защиты, соблюдение правил техники безопасности, указывают лиц, находившихся на месте травмы, а также примененный метод обработки кожных покровов, слизистых оболочек. В случае аварии при использовании, обеззараживании, сборе и транспортировании медицинских отходов необходимы следующие действия:
- медицинский работник немедленно информирует руководителя организации;
- при попадании инъекционного материала на слизистые оболочки глаз их промывают большим количеством воды;
- при попадании инъекционного материала кожные покровы дважды протирают 70° этиловым спиртом, а в случае повреждения кожных покровов рану промывают водой, обрабатывают настойкой йода и устанавливают медицинское наблюдение за пострадавшим;
- загрязненные поверхности и медицинскую одежду обрабатывают дезинфицирующими растворами;
- по завершении действий по ликвидации аварии ответственное лицо составляет акт, в котором отражает место, время, причины аварии, меры по ее ликвидации;
- акт утверждает руководитель организации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.