Решение Свердловского областного суда от 1 марта 2013 г. N 3-10/2013
Свердловский областной суд в составе:
судьи Соболевой Т.Е.,
с участием прокурора Масаловой К.А.,
при секретаре Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Свердловской области о признании недействующими пунктов 5, 6 статьи 4, пункта 1 статьи 5 в части, пунктов 2, 4 статьи 5 Закона Свердловской области от 19 февраля 2001 года N 22-ОЗ "О мировых судьях Свердловской области" (в редакции Закона Свердловской области от 20 декабря 2012 года N 110-ОЗ),
установил:
25 января 2001 года Областной Думой Законодательного Собрания Свердловской области принят Закон Свердловской области N 22-ОЗ "О мировых судьях Свердловской области", который 15 февраля 2001 года одобрен Палатой Представителей Законодательного Собрания Свердловской области, 19 февраля 2001 года подписан Губернатором Свердловской области и был официально опубликован в "Областной газете" N 37 21 февраля 2001 года и в "Собрании законодательства Свердловской области" N 2 (ст. 151) 2001 года, действующий в настоящее время в редакции Закона Свердловской области от 20 декабря 2012 года N 110-ОЗ.
В соответствии со статьей 4 указанного Закона Свердловской области гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, предъявляемым к мировому судье, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей Свердловской области, вправе обратиться в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области по вопросам обеспечения деятельности мировых судей с заявлением о назначении его на должность мирового судьи на конкретный судебный участок. К заявлению гражданина прилагаются рекомендация квалификационной коллегии судей Свердловской области на должность мирового судьи и документы о сдаче квалификационного экзамена (пункт 5).
Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области по вопросам обеспечения деятельности мировых судей в течение 20 дней после получения решений квалификационной коллегии судей Свердловской области о рекомендации кандидатов на должности мировых судей подготавливает проекты представлений Губернатора Свердловской области о назначении кандидатов на должности мировых судей и направляет их Губернатору Свердловской области.
Губернатор Свердловской области в течение десяти дней со дня получения документов из уполномоченного исполнительного органа государственной власти Свердловской области по вопросам обеспечения деятельности мировых судей вносит представление о назначении кандидата на должность мирового судьи на конкретный судебный участок в Законодательное Собрание Свердловской области (пункт 6).
В соответствии со статьей 5 указанного Закона Свердловской области мировые судьи назначаются на должность Законодательным Собранием Свердловской области по представлению Губернатора Свердловской области (пункт 1).
Законодательное Собрание Свердловской области рассматривает представление Губернатора Свердловской области о назначении кандидата на должность мирового судьи на ближайшем заседании после получения представления и принимает решение о назначении кандидата на должность мирового судьи либо об отказе в назначении (пункт 2).
Губернатор Свердловской области после отказа Законодательного Собрания Свердловской области в назначении кандидата на должность мирового судьи вправе вновь представить данную кандидатуру на другую вакантную должность мирового судьи (пункт 4).
Прокурор Свердловской области обратился в суд с заявлением о признании недействующими пунктов 5, 6 статьи 4, пункта 1 статьи 5 в части слов "по представлению Губернатора Свердловской области", пунктов 2, 4 статьи 5 Закона Свердловской области от 19 февраля 2001 года N 22-ОЗ "О мировых судьях Свердловской области" (в редакции Закона Свердловской области от 20 декабря 2012 года N 110-ОЗ).
В обоснование заявления указал, что оспариваемые нормы Закона Свердловской области противоречат статьям 3, 4, 12 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", статьям 2, 5 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", статьям 1, 6 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации". Статьи 5, 6 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" предусматривают гарантии единого статуса судей, в том числе единый порядок отбора кандидатов на должность судьи и порядок наделения судей полномочиями. Обращение кандидата на должность судьи с заявлением в иные исполнительные органы государственной власти федеральным законодателем не предусмотрено, законодатель субъекта не наделен правом вводить дополнительный этап, необходимый для отбора кандидата на должность мирового судьи, устанавливать перечень документов для реализации дополнительного этапа, не предусмотренных федеральным законом. Субъекту Российской Федерации предоставлено право выбрать порядок назначения (избрания) мировых судей законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избрание населением соответствующего судебного участка. Участие высшего должностного лица или иных органов государственной власти субъекта в отборе и наделении мировых судей полномочиями действующим федеральным законодательством не предусмотрено. Включая Губернатора Свердловской области, являющегося высшим исполнительным органом государственной власти субъекта, в процесс отбора кандидатов на должность мировых судей Свердловской области и в процесс их назначения на должность, законодатель субъекта вышел за пределы предоставленных ему федеральным законодательством полномочий и нарушил принцип единства статуса судей.
Представители Законодательного Собрания Свердловской области, Губернатора Свердловской области заявленные требования прокурора Свердловской области не признали. В обоснование возражений указали, что согласно положениям пункта 1 статьи 1 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается законами субъектов Российской Федерации. Из содержания пункта 1 статьи 6 указанного Федерального закона следует, что федеральный законодатель определил только варианты наделения мировых судей полномочиями: назначение (избрание) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избрание на должность населением соответствующего судебного участка. Процедура представления кандидата на должность, которая является обязательным элементом порядка назначения (избрания) на должность мирового судьи, федеральным законодательством не урегулирована, поэтому субъект Российской Федерации вправе определить эту процедуру своим законом. Из положений статьи 5 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" не следует, что установленный порядок внесения представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи распространяется на мировых судей. Положения пунктов 5, 6 статьи 4 Закона Свердловской области "О мировых судьях Свердловской области" не вводят дополнительных этапов отбора кандидатов, поскольку предусматривают порядок представления Губернатором Свердловской области кандидатур для назначения мировыми судьями Свердловской области без участия высшего должностного лица субъекта или иных органов государственной власти субъекта в отборе и наделении мировых судей полномочиями. Оспариваемые нормы не предусматривают процедуру согласования кандидатов с уполномоченными исполнительным органом или Губернатором Свердловской области, не предусматривают его участие в принятии решения о назначении либо об отказе в назначении кандидатов на должности мировых судей.
Суд, заслушав представителей сторон, исследовав письменные доказательства по делу, находит заявленные требования в части обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом "л" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся кадры судебных органов.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые в силу части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно положениям статей 1, 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают свои правовые акты в пределах полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством, и не могут осуществлять собственное правовое регулирование за рамками предоставленной компетенции.
В соответствии с пунктами 2, 4 статьи 4 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" и статьей 1 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации.
Статья 3 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" устанавливает единство судебной системы Российской Федерации путем законодательного закрепления единства статуса судей. Этот конституционный принцип реализован как в статье 12 данного Федерального конституционного закона, так и в статье 2 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", согласно которым все судьи в Российской Федерации, в том числе и мировые судьи, обладают единым статусом.
Положениями статей 5, 6 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" предусмотрены гарантии единого статуса судей, а именно - единый порядок отбора кандидатов на должность судьи и порядок наделения судей полномочиями.
Анализ вышеприведенных норм федерального законодательства свидетельствует о том, что на мировых судей, входящих в единую судебную систему Российской Федерации и обладающих единым с другими судьями статусом, распространяются нормы Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".
Согласно положениям Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 1). К мировым судьям и кандидатам на должность мировых судей предъявляются требования, которые в соответствии с Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" предъявляются к судьям и кандидатам на должность судей, с учетом положений настоящего Федерального закона (статья 5). Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 6).
Таким образом, порядок назначения мировых судей в рамках полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации пунктом 1 статьи 6 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации", является частью единого процесса наделения судей полномочиями и не может противоречить действующему федеральному законодательству о едином статусе судей, которым предусмотрен единый порядок отбора кандидатов на должность судьи и порядок наделения судьи полномочиями. При применении пункта 1 статьи 1 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" также необходимо учитывать требования актов федерального законодательства.
В силу положений статьи 5 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" любой гражданин, достигший установленного настоящим Законом возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена (пункт 3). После сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к кандидату на должность судьи, предусмотренным настоящим Законом, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи (пункт 6).
Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи направляется в течение 10 дней после его принятия председателю соответствующего суда, который в случае согласия с указанным решением в течение 20 дней после получения решения о рекомендации гражданина на должность судьи вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.
В случае несогласия с решением квалификационной коллегии судей председатель суда в течение 20 дней после получения указанного решения возвращает его с мотивированным обоснованием причин своего несогласия для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей. Если при рассмотрении обжалуемого председателем решения квалификационная коллегия судей двумя третями голосов членов коллегии подтверждает свое первоначальное решение, то председатель суда обязан внести представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи в течение 10 дней со дня получения указанного решения (пункт 9).
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемые пункты 5, 6 статьи 4 Закона Свердловской области "О мировых судьях Свердловской области" противоречат вышеуказанным положениям статьи 5 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", регулирующей отбор кандидатов на должность судьи, поскольку по смыслу данной федеральной нормы в ее системной взаимосвязи со статьей 6 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать порядок назначения (избрания) на должность мировых судей, а не порядок отбора кандидатов на должность мирового судьи, как это усматривается из содержания оспариваемых в этой части норм.
Кроме того, дополнительные требования к кандидатам в судьи судов Российской Федерации согласно пункту 3 статьи 4 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" могут быть установлены только федеральным законом.
Как следует из содержания оспариваемых пунктов 1, 2, 4 статьи 5 Закона Свердловской области "О мировых судьях Свердловской области" мировые судьи назначаются на должность Законодательным Собранием Свердловской области по представлению Губернатора Свердловской области, который после отказа Законодательного Собрания Свердловской области в назначении кандидата на должность мирового судьи вправе вновь представить данную кандидатуру на другую вакантную должность мирового судьи.
Вместе с тем из положений статьи 6 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" следует, что правом на назначение (избрание) мировых судей наделяются законодательные (представительные) органы государственной власти субъекта Российской Федерации. Порядок, установленный вышеуказанной нормой, не предусматривает участие в процессе наделения мировых судей полномочиями исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а именно Губернатора Свердловской области, который в силу статьи 42 Устава Свердловской области является высшим должностным лицом Свердловской области и возглавляет систему исполнительных органов государственной власти Свердловской области.
Следовательно, оспариваемые нормы пункта 1 статьи 5 в части слов "по представлению Губернатора Свердловской области", пункта 2 в части слов "Губернатора Свердловской области", пункта 4 статьи 5 Закона Свердловской области "О мировых судьях Свердловской области" противоречат действующему федеральному законодательству, которым предусмотрен порядок избрания мирового судьи, изменять такой порядок, устанавливать дополнительные требования к порядку назначения мировых судей субъект Российской Федерации не вправе, поскольку дополнительные требования к кандидатам на должность судьи могут быть установлены только федеральным законам.
Суд находит несостоятельными возражения представителей заинтересованных лиц, поскольку порядок назначения мировых судей в рамках полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации статьей 6 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации", является частью единого процесса наделения судей полномочиями и не может противоречить действующему федеральному законодательству о едином статусе судей, в частности статьям 5, 6 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", которые предусматривают гарантии единого статуса судей, в том числе и единый порядок отбора кандидатов на должность судьи и порядок наделения судей полномочиями.
Таким образом, установив в оспариваемых нормах Закона Свердловской области "О мировых судьях Свердловской области" вышеуказанный порядок назначения кандидатов на должность мирового судьи, субъект Российской Федерации фактически установил дополнительные требования к порядку назначения мировых судей по сравнению с федеральным законодательством.
Вместе с тем, суд приходит к выводу, что оспариваемая норма пункта 2 статьи 5 Закона Свердловской области "О мировых судьях Свердловской области" за исключением слов "Губернатора Свердловской области", согласно которой Законодательное Собрание Свердловской области рассматривает представление о назначении кандидата на должность мирового судьи на ближайшем заседании после получения представления и принимает решение о назначении кандидата на должность мирового судьи либо об отказе в назначении, не противоречит федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу. Данным пунктом предусмотрен порядок рассмотрения Законодательным Собранием Свердловской области представления о назначении кандидата на должность мирового судьи с указанием принятия им соответствующего решения. Указанная норма в приведенной редакции согласуется с положениями статей 1, 6 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации", не свидетельствует об установлении субъектом Российской Федерации дополнительных требований к назначению на должность мировых судей в сравнении с федеральным законодательством, способствует своевременному рассмотрению представления о назначении кандидата, и, следовательно, не нарушает права кандидатов в мировые судьи.
Таким образом, удовлетворение в части заявления прокурора Свердловской области о признании недействующим пункта 2 статьи 5 Закона Свердловской области "О мировых судьях Свердловской области", по мнению суда, не нарушает смысловую нагрузку указанной нормы и не приводит к ее неоднозначному толкованию с учетом подлежащих применению в совокупности положений статей 5, 6 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что положения пунктов 5, 6 статьи 4, пункта 1 статьи 5 в части слов "по представлению Губернатора Свердловской области", пункта 2 статьи 5 в части слов "Губернатора Свердловской области", пункта 4 статьи 5 Закона Свердловской области от 19 февраля 2001 года N 22-ОЗ "О мировых судьях Свердловской области" (в редакции Закона Свердловской области от 20 декабря 2012 года N 110-ОЗ) противоречат вышеуказанному федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, поэтому их следует признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с частью 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
Руководствуясь статьями 194, 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявление прокурора Свердловской области удовлетворить частично.
Признать пункты 5, 6 статьи 4, пункт 1 статьи 5 в части слов "по представлению Губернатора Свердловской области", пункт 2 статьи 5 в части слов "Губернатора Свердловской области", пункт 4 статьи 5 Закона Свердловской области от 19 февраля 2001 года N 22-ОЗ "О мировых судьях Свердловской области" (в редакции Закона Свердловской области от 20 декабря 2012 года N 110-ОЗ) противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в "Областной газете" в течение десяти дней со дня вступления решения в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Свердловский областной суд.
Судья |
Т.Е. Соболева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Свердловского областного суда от 1 марта 2013 г. N 3-10/2013
Текст решения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru