Решение Свердловского областного суда от 17 февраля 2012 г. N 3-19/2012
Свердловский областной суд в составе:
судьи Свердловского областного суда Суханкина А.Н.,
при секретаре С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-19/12 по заявлению прокурора Свердловской области о признании частично недействующим нормативного правового акта,
установил:
Указом Губернатора Свердловской области от 05 июня 2006 года N 458-УГ утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на территории Свердловской области (далее Положение). Первоначальный текст документа опубликован в изданиях: "Областная газета", N 179-180, 09 июня 2006 года; "Собрание законодательства Свердловской области" N 6-1, 04 августа 2006 года.
Указами Губернатора Свердловской области от 20 октября 2006 года N 928-УГ, от 17 мая 2010 года N 443-УГ, от 30 марта 2011 года N 258-УГ, от 09 августа 2011 года N 723-УГ в рассматриваемый нормативный правовой акт вносились изменения.
Согласно пункту 5 Положения к ведомственным знакам отличия в труде, дающим в соответствии с подпунктом 1 части первой пункта 1 настоящего Положения право на присвоение звания "Ветеран труда", относятся учрежденные за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд награды решение о награждении работников которыми принято: 1) Президентом Российской Федерации; 2) Председателем Правительства Российской Федерации; 3) председателями Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; 4) Руководителем Администрации Президента Российской Федерации; 5) руководителями (первыми заместителями руководителей) федеральных органов исполнительной власти; 6) председателями Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; 7) Генеральным прокурором Российской Федерации.
К ведомственным знакам отличия в труде также относятся награды за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд (почетные звания, заслуженные звания работников отрасли (ведомства) народного хозяйства, нагрудные знаки, ведомственные медали, почетные грамоты, почетные дипломы, почетные знаки, нагрудные значки), награждение которыми производилось от имени Президиума Верховного Совета СССР, РСФСР, Совета министров СССР, РСФСР, Верховного Суда СССР, Прокуратуры СССР, министерств и ведомств СССР, РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства, а также ведомственные знаки отличия Министерства обороны СССР или Министерства обороны Российской Федерации, удостоверение к которым подписано министром или заместителем министра, знак "Победитель социалистического соревнования... года" либо знак "Ударник... пятилетки".
Пунктом 6 названного Положения предусмотрено, что при присвоении звания "Ветеран труда" не учитываются награды, учрежденные коммерческими и некоммерческими организациями, корпорациями, войсковыми частями, организационными комитетами всесоюзных и всероссийских выставок, Центросоюзом, Роспотребсоюзом, ВЦСПС, Федерацией независимых профсоюзов России, ЦК КПСС, ЦК ВЛКСМ, а также медали и дипломы Выставки достижений народного хозяйства, почетные грамоты, учрежденные Советом Министров СССР, РСФСР за достижения в социалистическом соревновании в честь 70-летия Великой Октябрьской Социалистической революции, знак "Ударник коммунистического труда", дипломы, подтверждающие ученое звание или ученую степень, звания, свидетельствующие о квалификации работника, медали, грамоты, дипломы и иные поощрения за участие или победу в спортивных и иных конкурсах и соревнованиях, свидетельства, удостоверяющие исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности, именные часы, денежные премии.
Прокурор обратился в суд с заявлением о признании противоречащим Федеральному законодательству и недействующим пункт 5 Положения, а также пункт 6 в части слов "ВЦСПС, Федерацией независимых профсоюзов России".
В обоснование своих требований указал, что оспариваемые нормы Положения регионального акта противоречат статье 7 Федерального закона "О ветеранах", поскольку сужают круг лиц, имеющих право на присвоение звания "Ветеран труда" и получение мер социальной поддержки. Пункт 6 Положения, в той части, в которой установлено не учитывать награды, учрежденные ВЦСПС и Федерацией независимых профсоюзов России, также находится в противоречии с Общероссийским классификатором информации о населении, в соответствии с которым Почетная грамота "За длительную безупречную работу в профсоюзах" ВЦСПС и ФНПР отнесена к ведомственным наградам. Награждение такими грамотами было предусмотрено Уставом Профессиональных союзов СССР и предусматривается Положением о почетной грамоте ФНПР, утвержденным постановлением Генерального Совета ФНПР от 28 ноября 1997 года N 4-5.
В судебном заседании прокурор Курилович И.А. требования заявления поддержал.
Представитель Губернатора Свердловской области Т. требования заявления не признала. Суду пояснила, что оспариваемый нормативный акт принят в пределах полномочий субъекта Российской Федерации в полном соответствии с действующим законодательством.
Заслушав доводы и объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе, в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих актов субъектов Российской Федерации.
Такие акты, согласно статье 76 (часть 5) Конституции Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Федеральным законом "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12 января 1995 года (с последующими изменениями) установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 7 названного Закона определен круг лиц, являющихся ветеранами труда, к числу которых отнесены лица:
1) имеющие удостоверение "Ветеран труда";
2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 указанного Закона порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В рамках реализации полномочий, установленных названной нормой, Указом Губернатора Свердловской области от 05 июня 2006 года N 458-УГ утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на территории Свердловской области.
Согласно пункту 1 названного Положения звание "Ветеран труда" присваивается проживающим на территории Свердловской области:
1) лицам, награжденным орденами или медалями либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;
2) лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин;
3) детям участников Великой Отечественной войны, являвшимся несовершеннолетними на момент гибели (смерти, пропажи без вести) такого участника или родившимся в течение трехсот дней со дня его смерти, и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Сравнительный анализ пункта 1 Положения и пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" позволяет сделать вывод, что оба нормативных правовых акта предусматривают одинаковые условия отнесения гражданина к ветерану труда.
Таким образом, норма пункта 5 Положения не определяет круг лиц, являющихся ветеранами труда, данный вопрос урегулирован пунктом 1, а устанавливает перечень документов, подтверждающих право граждан на присвоение звания "Ветеран труда".
При этом анализ нормы пункта 6 в контексте с пунктом 5 Положения позволяет сделать вывод, что она носит уточняющий характер в целях облегчения определения вида документов, подтверждающих право граждан на присвоение такого звания.
Доводы прокурора о том, что оспариваемые нормы сужают по сравнению с установленным федеральным законом круг лиц, которые могут быть признаны ветеранами труда, поскольку не допускают в качестве ведомственных знаков отличия в труде иные, кроме перечисленных в Положении, не основаны на фактических обстоятельствах.
Отнесение тех или иных наград к ведомственным определяется в соответствии с нормативными актами министерств и ведомств, которые осуществляют награждение этими знаками и их вручение гражданам.
При этом суд также исходит из того, что действующее федеральное законодательство не содержит понятия ведомственного знака отличия. Соответственно определение в оспариваемом прокурором пункте 5 Положения перечня ведомственных знаков отличия, учитываемых при решении вопроса о присвоении звания "Ветеран труда", не может находиться в противоречии с федеральным законодательством, как основание для признания его недействующим на основании статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Что касается доводов прокурора о том, что оспариваемый пункт 6 Положения в той части, в которой он из числа ведомственных наград исключает награды ВЦСПС и Федерации независимых профсоюзов России, противоречит Общероссийскому классификатору информации о населении ОК 018-95, утвержденному Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 31 июля 1995 года N 412, в соответствии с которым Почетная грамота "За длительную безупречную работу в профсоюзах" ВЦСПС и ФНПР находится в разделе ведомственных наград в СССР, то они также не могут быть приняты в качестве оснований для удовлетворения требований.
Вводной частью Общероссийского классификатора информации о населении определено, что он предназначен для использования при сборе, обработке и анализе демографической, социальной и экономической информации о населении, решения задач учета, анализа и подготовки кадров предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, министерствами и ведомствами.
Таким образом, принимая во внимание цели классификатора, то, что в указанном классификаторе поименована среди прочих наград Почетная грамота "За длительную безупречную работу в профсоюзах" не означает, что этим актом данной награде придан статус ведомственной. Притом, что в данном классификаторе, таковой, указанная награда не названа. Не содержится сведений о ведомственном характере такой награды и в актах, которыми она учреждена (учреждалась).
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемым положением субъект Российской Федерации предусмотрел условия присвоения звания "Ветеран труда", а не категорию лиц, которые могут быть признаны таковыми.
При таких обстоятельствах, поскольку данные полномочия субъекта определены пунктом 4 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах", суд приходит к выводу, что нормы названного Положения, в той части в которой они оспариваются прокурором, не находятся в противоречии с федеральным законом или другим нормативным правовым актом.
В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
в удовлетворении заявления прокурора Свердловской области о признании частично недействующим нормативного правового акта - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья |
А.Н. Суханкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Свердловского областного суда от 17 февраля 2012 г. N 3-19/2012
Текст решения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru