Решение Свердловского областного суда от 10 ноября 2011 г. N 3-162/2011
Свердловский областной суд в составе:
судьи Соболевой Т.Е.,
с участием прокурора Куриловича И.А.,
при секретаре Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "П" о признании частично недействующим постановления Правительства Свердловской области от 07 июня 2011 года N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области",
установил:
07 июня 2011 года Правительством Свердловской области было принято постановление N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области".
Указанное постановление Правительства Свердловской области от 07 июня 2011 года N 695-ПП было опубликовано в официальном средстве массовой информации - "Областной газете" N 207-209/СВ 15 июня 2011 года.
Общество с ограниченной ответственностью "П" обратилось в суд с заявлением о признании недействующим со дня принятия постановления Правительства Свердловской области 07 июня 2011 года N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" в части утверждения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "...", собственником которого оно является, по основаниям противоречия пункту 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39, и Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Роснедвижимости Российской Федерации от 29 июня 2007 года N П/0152.
В обоснование заявления представитель заявителя указал, что постановлением Правительства Свердловской области в оспариваемой части были утверждены результаты государственной кадастровой оценки в части кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "...", которые не имеют экономического основания, поскольку не была учтена рыночная стоимость земельного участка, что привело к установлению незаконного завышенного земельного налога, в связи с невозможностью выплаты которого была приостановлена деятельность предприятия, чем нарушены права заявителя.
Представители Правительства Свердловской области в судебном заседании, возражая против удовлетворения заявления, пояснили, что результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, были утверждены компетентным органом в пределах его полномочий и с соблюдением процедуры, установленной Земельным кодексом Российской Федерации, Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель и в соответствии с требованиями Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39, и Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Роснедвижимости Российской Федерации от 29 июня 2007 года N П/0152.
Суд, заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, выслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, находит заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами "в", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования, распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 были утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, установившие, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами (пункт 1). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5). В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков (пункт 8). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10). Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 были утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 215 был утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", определяющий последовательность и сроки осуществления действий Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (далее по тексту - Роснедвижимости) и территориальных органов Роснедвижимости - Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между названными органами власти, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 3 Административного регламента государственная функция по организации проведения государственной кадастровой оценки земель исполняется Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 года N 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, его функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, созданную в результате переименования Федеральной регистрационной службы и возложения на нее функций по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры: подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации; формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков Российской Федерации; выбор исполнителя работ по кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Федерации; контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр, определение кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет, а также земельных участков, в отношении которых прошли государственный кадастровый учет текущие изменения, связанные с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков; разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.
Пунктами 9.4, 9.5, 9.6, 9.8, 9.9 Административного регламента определено, что Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации производит проверку представленного исполнителем работ Отчета на соответствие его состава условиям технического задания. В случае соответствия состава Отчета условиям технического задания Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет один экземпляр Отчета на бумажном и электронном носителях на проверку в Роснедвижимость в срок не более двух рабочих дней с даты окончания его предварительной проверки.
После получения отчета от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации Роснедвижимость проводит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает решение, оформленное актом проверки.
В случае принятия решения о соответствии отчета Методическим указаниям Роснедвижимость направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки.
После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.
В целях разъяснения положений Методических указаний приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29 июня 2007 года N П/0152 были утверждены Технические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
В силу статьи 49 Устава Свердловской области и статьи 1 Областного закона от 04 ноября 1995 N 31-ОЗ "О Правительстве Свердловской области" Правительство Свердловской области является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Свердловской области.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление Правительством Свердловской области принято в пределах полномочий, предоставленных ему федеральным и областным законодательством.
В судебном заседании было установлено, что во исполнение вышеуказанных требований законодательства 13 апреля 2010 года Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области (государственным заказчиком) и ООО "Г" (исполнителем), как победителем открытого конкурса на выполнение работ (оказание услуг) по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по лоту N 2 (протокол N 3 от 24.03.2010 г.), был заключен государственный контракт N ГК-27 на выполнение работ (оказание услуг) по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Свердловской области. Работы должны быть выполнены в соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в соответствии с требованиями Закона Свердловской области от 12 июля 2007 года N 70-ОЗ "Об областной государственной целевой программе "Создание системы кадастра недвижимости в Свердловской области" на 2008-2011 годы".
07 декабря 2010 года Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области направило в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (исходящий N 29-13/410/5704-1) для проведения повторной проверки Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Свердловской области по состоянию на 01.01.2010 с копией протокола проверки соответствия состава Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Свердловской области по состоянию на 01.01.2010 условиям технического задания (приложение N 1 к Государственному контракту от 13.04.2010 N 27).
Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии был проверен Отчет от 01.12.2010 об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Свердловской области по состоянию на 01.01.2010 в период с 13 декабря 2010 года по 21 декабря 2010 года и составлен акт проверки с решением о соответствии отчета Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39, с отсутствием перечня замечаний. Акт проверки отчета с обобщенными показателями результатов расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов 21 декабря 2010 года (исходящий N 15-1100) был направлен в Управление Росреестра по Свердловской области, куда поступил 12 января 2011 года.
25 апреля 2011 года (исходящий N 2920/416/18253) в соответствии с пунктом 9.9 Административного регламента Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области представило на утверждение Правительству Свердловской области результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, по состоянию на 01.01.2010.
В соответствии с пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель 07 июня 2011 года оспариваемым постановлением Правительства Свердловской области на основании представления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области.
Таким образом, суд приходит к выводу, что результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, были утверждены Правительством Свердловской области, как компетентным органом, в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316, и с соблюдением всех административных процедур по исполнению государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, предусмотренных пунктами 4, 9.4, 9.5, 9.6, 9.8, 9.9 Административного регламента.
Указанные обстоятельства не оспаривались представителем заявителя в судебном заседании.
Доводы представителя заявителя о том, что при проведении кадастровой оценки земель населенных пунктов не была учтена рыночная стоимость земельного участка, суд находит несостоятельными. Указанные доводы опровергаются пунктом 2.2 Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по состоянию на 01.01.2010, в соответствии с которым в качестве источников информации о рынке недвижимости выбраны источники, утвержденные протоколом заседания межведомственной комиссии от 14 апреля 2010 года, а также приложением N 7 расчета кадастровой стоимости земельных участков видов разрешенного использования, указанных в п.п. 1.2.1 - 1.2.10 Методических указаний, с таблицами в электронном виде: 06 - источники рыночной информации; 07 - рыночная информация; 13 - рыночная стоимость земельных участков; 16 - статистический анализ рынка, которые обозревались в судебном заседании в электронном виде.
Представленные представителем заявителя в подтверждение своих доводов отчеты N 123/09 от 23 ноября 2009 года и N 144/10 от 01 декабря 2010 года об определении рыночной стоимости зданий производственно-складского назначения, расположенных по адресу: "...", выполненные ЗАО "А", не могут быть приняты судом во внимание и не ставят под сомнение правильность работ по кадастровой оценке земель, выполненных ООО "Г", которое было в установленном порядке уполномочено на проведение этих работ, выполненных с применением специального программного обеспечения при соблюдении установленной процедуры под контролем Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Кроме того, представленные заявителем отчеты выполнены соответственно на даты 13 ноября 2009 года и 01 декабря 2010 года для цели получения кредита под залог имущества.
Доводы заявителя о несоответствии оспариваемого постановления Правительства Свердловской области пункту 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации являются необоснованными, поскольку оспариваемое постановление не является актом, устанавливающим налоги и сборы. Пунктом 2 оспариваемого постановления Правительства Свердловской области рекомендовано органам местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области уточнить ставки земельного налога в целях недопущения резкого колебания земельных платежей в связи с изменением кадастровой стоимости земельных участков. Вместе с тем, уточненные ставки земельного налога должны применяться с 01 января 2012 года в силу пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.
Также являются необоснованными доводы заявителя о нарушении прав ввиду установления незаконного завышенного земельного налога, в связи с невозможностью выплаты которого была приостановлена деятельность предприятия, поскольку представленные заявителем копии требования, решения и инкассовых поручений, выставленных ИФНС России по Чкаловскому району города Екатеринбурга с указанием земельного налога и срока уплаты, свидетельствуют о правоотношениях, возникших в период действия постановления Правительства Свердловской области от 19 декабря 2008 года N 1347-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области", которое признано утратившим силу на основании пункта 3 оспариваемого постановления Правительства Свердловской области. По этим же основаниям является несостоятельной ссылка представителя заявителя на государственный контракт N ГК-42 от 05 июля 2010 года, который был заключен на выполнение работ анализа результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Свердловской области, утвержденных постановлением Правительства Свердловской области было от 19 декабря 2008 года N 1347-ПП.
В данном случае заявитель вправе оспорить в суде в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решения, действия (бездействие), основанные на ранее действующем нормативном правовом акте, либо обратиться в суд в порядке искового производства за защитой субъективного права или за освобождением от юридической обязанности, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора вышеуказанного нормативного правого акта или его части.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании нормативного акта государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оснований для признания частично недействующим со дня принятия постановления Правительства Свердловской области от 07 июня 2011 года N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" не имеется, поскольку оно принято управомоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в пределах предоставленных полномочий, соответствует требованиям федерального и областного законодательства, не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.
Руководствуясь статьями 194, 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
отказать в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "П" о признании частично недействующим постановления Правительства Свердловской области от 07 июня 2011 года N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения через Свердловский областной суд.
Судья |
Т.Е. Соболева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Свердловского областного суда от 10 ноября 2011 г. N 3-162/2011
Текст решения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru