Решение Свердловского областного суда от 16 мая 2011 г. N 3-77/2011
Свердловский областной суд в составе:
судьи Дмитриева В.А.,
с участием прокурора Масаловой К.А.
при секретаре У.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С. о признании частично недействующим Положения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия родителю (лицу, его заменяющему), воспитывающему ребенка-инвалида, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 07 декабря 2000 года N 1004-ПП "О порядке назначения и выплаты социальных пособий и компенсаций некоторым категориям граждан Свердловской области в соответствии с Областным законом "О защите прав ребенка",
установил:
постановлением Правительства Свердловской области 07 декабря 2000 года N 1004-ПП (с последующими изменениями и дополнениями) утверждено Положение о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия родителю (лицу, его заменяющему), воспитывающему ребенка-инвалида (далее Положение).
Указанное постановление Правительства Свердловской области от 07 декабря 2000 года N 1004-ПП было опубликовано в официальном средстве массовой информации - "Областной газете" N 248 от 13 декабря 2000 года.
Пунктом 5 статьи 2 вышеуказанного Положения предусмотрено, что ежемесячное пособие родителю (лицу, его заменяющему), воспитывающему ребенка-инвалида, назначается и выплачивается с месяца подачи заявления с документами, указанными в пункте 6 настоящего Положения, по месяц достижения ребенком-инвалидом возраста 18 лет, наступления обстоятельств, указанных в пункте 2 статьи 2 настоящего Положения.
Пунктом 6 статьи 2 Положения закреплено, что для назначения ежемесячного пособия родителю (лицу, его заменяющему), воспитывающему ребенка-инвалида, предоставляются следующие документы: заявление лица, воспитывающего ребенка-инвалида, о назначении пособия; паспорт гражданина Российской Федерации, воспитывающего ребенка-инвалида, или временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, воспитывающего ребенка-инвалида, для иностранных граждан и лица без гражданства в качестве документа, удостоверяющего личность, - разрешение на временное проживание либо вид на жительство; свидетельство о рождении ребенка-инвалида; копия серийной справки медико-социальной экспертизы или копия медицинского заключения (выданного до 01.10.97 органами здравоохранения) о признании ребенка инвалидом, заверенная нотариально или руководителем территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области.
Для назначения пособия опекуну (попечителю), приемному родителю ребенка-инвалида дополнительно предоставляется соответственно документ об установлении над ребенком-инвалидом опеки или попечительства либо копия договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, заверенная руководителем территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области.
С. обратилась в суд с заявлением о признании недействующим пункта 5 статьи 2 Положения в части, устанавливающей, что ежемесячное пособие родителю (лицу, его заменяющему), воспитывающему ребенка-инвалида, назначается и выплачивается с месяца подачи заявления с документами, указанными в пункте 6 Положения.
В обоснование заявитель указала, что является родителем, воспитывающим ребенка-инвалида, в связи с чем, имеет право по получение ежемесячного пособия, предусмотренного частью 2 статьи 23 Областного закона от 23 октября 1995 года N 28-ОЗ "О защите прав ребенка". В настоящее время инвалидность ребенку повторно установлена с 01 января 2011 года. Ранее инвалидность была установлена с 01 января 2010 года по 01 января 2011 года с датой очередного переосвидетельствования 01 декабря 2010 года. Из-за необходимости проведения дополнительных обследований справка о повторном установлении инвалидности получена только в марте 2011 года и тогда же представлена в территориальный орган социальной защиты населения с заявлением о повторном назначении пособия. Несмотря на повторное установление инвалидности ребенку с 01 января 2011 года, выплата пособия была назначена только с 01 марта 2011 года.
Таким образом, до момента получения справки медико-социальной экспертизы о признании ребенка инвалидом в силу пункта 5 статьи 2 Положения она была лишена возможности подать заявление о назначении пособия.
По мнению заявителя, пункт 5 статьи 2 Положения в части назначения выплаты пособия с месяца подачи заявления с документами, указанными в пункте 6 данного Положения, противоречит части 2 статьи 23 Областного закона "О защите прав ребенка" и нарушает ее право на получение установленной в законе выплаты родителю, воспитывающему ребенка-инвалида.
Представители Правительства Свердловской области возражали против удовлетворения заявления, полагая, что оспариваемое заявителем Положение принято Правительством Свердловской области в пределах своих полномочий. Установленный Положением порядок назначения и выплаты пособия родителю (лицу, его заменяющему), воспитывающему ребенка-инвалида, не противоречит части 2 статьи 23 Областного закона "О защите прав ребенка", установившей указанную меру социальной поддержки. Кроме того, права С. оспариваемым Положением не нарушены, поскольку в настоящее время территориальным органом социальной защиты населения выплата пособия заявителю возобновлена с 01.01.2011, даты повторного установления инвалидности, а не с марта 2011 года, когда заявителем была представлена справка медико-социальной экспертизы после переосвидетельствования ребенка.
Заслушав заявителя, его представителя, представителей Правительства Свердловской области, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации принимаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Частью 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
На основании абзаца 5 статьи 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Воспользовавшись данным полномочием, законодателем Свердловской области принят Областной закон от 23 октября 1995 года N 28-ОЗ "О защите прав ребенка", предметом регулирования которого являются отношения в сфере защиты прав и законных интересов ребенка в Свердловской области (статья 2 Областного закона).
Согласно части 2 статьи 23 названного Областного закона воспитание в семье ребенка-инвалида оплачивается одному из родителей (лиц, их заменяющих) за счет средств областного бюджета в порядке, установленном Правительством Свердловской области.
Ежемесячная выплата, предусмотренная в части второй настоящей статьи, устанавливается с 1 января 2011 года в размере 1000 рублей (часть 3 статьи 23 Областного закона).
Таким образом, вышеуказанное пособие выступает одной из мер социальной поддержки детей-инвалидов граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, проживающих или пребывающих на территории Свердловской области, связывая возникновение права на получение данного пособия с фактом воспитания ребенка-инвалида и проживанием (пребыванием) на территории Свердловской области.
Во исполнение указанной нормы Правительством Свердловской области 07 декабря 2000 года принято постановление N 1004-ПП "О порядке назначения и выплаты социальных пособий и компенсаций некоторым категориям граждан Свердловской области в соответствии с Областным законом "О защите прав ребенка", которым утверждено Положение о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия родителю (лицу, его заменяющему), воспитывающему ребенка-инвалида (с последующими изменениями и дополнениями).
В силу статьи 51 Устава Свердловской области и статьи 1 Областного закона от 4 ноября 1995 года N 31-ОЗ "О Правительстве Свердловской области" (с изменениями и дополнениями) Правительство Свердловской области является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Свердловской области.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление Правительством Свердловской области принято в пределах полномочий, предоставленных ему областным законодательством.
Согласно статьи 1 названного Положения ежемесячное пособие родителю (лицу, его заменяющему), воспитывающему ребенка-инвалида, назначается и выплачивается:
1) гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Свердловской области, а также временно прибывшим на территорию Свердловской области;
2) иностранным гражданам и лицам без гражданства, беженцам и вынужденным переселенцам, зарегистрированным на территории Свердловской области.
Ежемесячное пособие родителю (лицу, его заменяющему), воспитывающему ребенка-инвалида, назначается дополнительно к выплатам и льготам семьям, имеющим детей-инвалидов, и оплачивается за счет средств областного бюджета.
В силу пункта 5 статьи 2 Положения ежемесячное пособие родителю (лицу, его заменяющему), воспитывающему ребенка-инвалида, назначается и выплачивается с месяца подачи заявления с документами, указанными в пункте 6 настоящего Положения, по месяц достижения ребенком-инвалидом возраста 18 лет, наступления обстоятельств, указанных в пункте 2 статьи 2 настоящего Положения.
Для назначения ежемесячного пособия родителю (лицу, его заменяющему), воспитывающему ребенка-инвалида, предоставляются следующие документы: заявление лица, воспитывающего ребенка-инвалида, о назначении пособия; паспорт гражданина Российской Федерации, воспитывающего ребенка-инвалида, или временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, воспитывающего ребенка-инвалида, для иностранных граждан и лица без гражданства в качестве документа, удостоверяющего личность, - разрешение на временное проживание либо вид на жительство; копия серийной справки медико-социальной экспертизы или копия медицинского заключения (выданного до 01.10.97 органами здравоохранения) о признании ребенка инвалидом, заверенная нотариально или руководителем территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области (пункт 6 статьи 2 Положения).
Таким образом, оспариваемым Положением установлен заявительный порядок реализации права родителя (лица, его заменяющего), воспитывающего ребенка-инвалида на получение пособия, установленного частью 2 статьи 23 Областного закона "О защите прав ребенка", связывая назначение выплаты с фактом волеизъявления заинтересованного лица при условии представления им указанных в Положении документов, в том числе, справки медико-социальной экспертизы об установлении ребенку инвалидности, что само по себе не противоречит положениям названного Областного закона.
Указанное положение в полной мере согласуется и с федеральным законодательством. Так, аналогичным образом урегулирован порядок назначения компенсационных выплат, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июня 2007 года N 343, которым утверждены Правила осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами.
Согласно пункта 8 данных Правил компенсационная выплата назначается с месяца, в котором лицо, осуществляющее уход, обратилось за ее назначением с заявлениями и всеми необходимыми документами в орган, осуществляющий выплату пенсии, но не ранее дня возникновения права на указанную выплату.
При таких обстоятельствах назначение и выплата пособия родителю (лица, его заменяющего), воспитывающему ребенка-инвалида, с месяца, когда органами социальной защиты населения получены заявление о назначении пособия и все необходимые документы, не противоречит положениям части 2 статьи 23 Областного закона "О защите прав ребенка".
С учетом этого, устанавливая оспариваемый заявителем порядок выплаты ежемесячного пособия на ребенка-инвалида, Правительство Свердловской области действовало в рамках своей компетенции; при этом каких-либо норм, снижающих уровень правовых гарантий, предусмотренных вышеназванным Областным законом для граждан, воспитывающих детей-инвалидов, оспариваемое Положение не содержит.
При этом, как следует из объяснений представителей Правительства Свердловской области, указанный в пункте 6 статьи 2 Положения перечень документов необходим для назначения пособия при первоначальном обращении заинтересованного лица. При возобновлении выплаты ранее назначенного пособия родителю (лицу, его заменяющему), воспитывающему ребенка-инвалида, в связи с переосвидетельствованием ребенка необходимо предоставление только заверенной копии серийной справки медико-социальной экспертизы о признании ребенка инвалидом.
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации. Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, на которые возложены функции, в том числе, по установлению причин, сроков, времени наступления инвалидности (статья 1, 8 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Во исполнение вышеуказанной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95 утверждены Правила признания лица инвалидом. Пунктом 39 Правил предусмотрено, что переосвидетельствование детей-инвалидов производится 1 раз в течение срока, на который ребенку установлена категория "ребенок-инвалид".
Решение учреждения медико-социальной экспертизы согласно статье 8 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
При этом по смыслу вышеприведенных норм, в случае пропуска ребенком-инвалидом срока переосвидетельствования по уважительной причине, определяемой учреждением медико-социальной экспертизы, и установления указанным органом инвалидности за прошлое время выплата пособия возобновляется со дня, с которого соответствующий ребенок-инвалид вновь признан инвалидом, независимо от срока, прошедшего после приостановления выплаты ранее назначенного пособия. При пропуске ребенком-инвалидом срока очередного переосвидетельствования в учреждении медико-социальной экспертизы вопрос о возможности признания уважительной причины пропуска срока переосвидетельствования решается данным учреждением медико-социальной экспертизы.
Ссылки С. на решение территориального органа социальной защиты населения, первоначально возобновившего выплату пособия с 01 марта 2011 года, а не с даты повторного установления инвалидности ребенку, т.е. с 01 января 2011 года, не могут служить основанием для удовлетворения заявленного требования, поскольку заявитель не была лишена возможности обращения в суд с заявлением об оспаривании принятого решения, если считает, что нарушены права ее ребенка.
Кроме того, из объяснений представителей Правительства Свердловской области, представленных суду документов усматривается, что распоряжением территориального органа социальной защиты населения от 03 мая 2011 года С. произведена выплата пособия за январь - февраль 2011 года, т.е. выплата пособия возобновлена с даты повторного установления ее дочери инвалидности, что в судебном заседании не оспаривалось заявителем.
Учитывая, что оспариваемое положение постановления Правительства Свердловской области не противоречит областному законодательству, принято уполномоченным органом и не нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя и ее ребенка, заявление С. не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
отказать в удовлетворении заявления С. о признании частично недействующим Положения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия родителю (лицу, его заменяющему), воспитывающему ребенка-инвалида, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 07 декабря 2000 года N 1004-ПП "О порядке назначения и выплаты социальных пособий и компенсаций некоторым категориям граждан Свердловской области в соответствии с Областным законом "О защите прав ребенка".
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации через Свердловский областной суд.
Судья |
В.А. Дмитриев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Свердловского областного суда от 16 мая 2011 г. N 3-77/2011
Текст решения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru