Решение Свердловского областного суда от 3 марта 2011 г. N 3-37/2011
Свердловский областной суд в составе:
судьи Дмитриева В.А.,
при секретаре У.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО "П" о признании недействующим постановления Правительства Свердловской области от 19 декабря 2008 года N 1347-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" в части утверждения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "...", изменении кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость с включением в земельный кадастр,
установил:
19 декабря 2008 года Правительством Свердловской области принято постановление N 1347-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области".
Пунктом 1 вышеуказанного постановления утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области по состоянию на 01 января 2007 года для целей налогообложения и иных целей, установленных законодательством: 1) кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территориях муниципальных районов и городских округов Свердловской области; 2) средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Свердловской области; 3) средний уровень кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Свердловской области. В соответствии с пунктом 4 настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2009 года.
Указанное постановление Правительства Свердловской области от 19 декабря 2008 года N 1347-ПП было опубликовано в официальных средствах массовой информации: "Областной газете" N 407 от 24 декабря 2008 года (без приложений) и в "Собрании законодательства Свердловской области" NN 12-9 - 12-29 2008 год (21 том).
Постановлением Правительства Свердловской области от 27 апреля 2009 года N 458-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Свердловской области от 19 декабря 2008 года N 1347-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" пункт 4 постановления Правительства Свердловской области от 19 декабря 2008 года N 1347-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" признан утратившим силу. Указанное постановление Правительства Свердловской области от 27 апреля 2009 года N 458-ПП было опубликовано в официальном средстве массовой информации - "Областной газете" N 123-124 от 29 апреля 2009 года.
ООО "П" обратилось в суд с заявлением о признании данного постановления недействующим в части утверждения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "...". В обоснование своих требований указало, что является собственником указанного земельного участка, расположенного по адресу: "...", общей площадью 66 137 кв. м с разрешенным использованием под объект промышленности (производственная площадка). Оспариваемым нормативным актом утверждена кадастровая стоимость указанного земельного участка, в размере "..." руб., которая, по мнению заявителя, является завышенной, о чем свидетельствует отчет об определении рыночной стоимости земельного участка N ОУ-10/37 от 27 сентября 2010 года, выполненный ЗАО "О", согласно которому рыночная стоимость земельного участка определена в "..." руб. По мнению ООО "П", при утверждении кадастровой оценки земельного участка не была собрана достаточная и достоверная информация о рыночных ценах на земельные участки, что привело к необоснованному, произвольному завышению кадастровой стоимости спорного земельного участка и свидетельствует о нарушении процедуры проведения кадастровой оценки без учета его рыночной стоимости, что противоречит Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли от 15 февраля 2007 года N 39, нарушает права заявителя на уплату земельного налога в размере, определенном в соответствии с действующим законодательством. Одновременно, ООО "П" просило изменить кадастровую стоимость земельного участка на его рыночную стоимость с включением ее в земельный кадастр.
Представитель ООО "П" в судебном заседании поддержал заявленные требования, просил удовлетворить заявление.
Представители заинтересованных лиц - Правительства Свердловской области и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области возражали против заявленного требования, пояснив, что оспариваемое ООО "П" постановление принято Правительством Свердловской области в пределах своих полномочий и с соблюдением процедуры, установленной Земельным кодексом Российской Федерации и Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель. Прокурор в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен. В соответствии со статьями 45, 252 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом мнения представителей заявителя и заинтересованных лиц суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие прокурора.
Заслушав представителя ООО "П", представителей Правительства Свердловской области, представителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами "к", "в" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования, распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 (с изменениями и дополнениями) были утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с пунктом 10 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В силу статьи 51 Устава Свердловской области и статьи 1 Областного закона от 4 ноября 1995 года N 31-ОЗ "О Правительстве Свердловской области" (с изменениями и дополнениями) Правительство Свердловской области является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Свердловской области.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление Правительством Свердловской области принято в пределах полномочий, предоставленных ему федеральным и областным законодательством.
Согласно пункту 10 указанных Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и ее территориальных органов - Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяет Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 215 (далее - Регламент).
В силу положений Регламента проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков проводится Роснедвижимостью, в компетенцию которой входит проверка соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации, методических и нормативно-технических документов при определении кадастровой стоимости земельных участков, правильности расчетов и полученных результатов (пункты 9.6 - 9.12 Регламента).
Такая проверка осуществляется Роснедвижимостью путем проверки отчета исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации на соответствие Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли от 15 февраля 2007 года N 39 (далее - Методические указания).
По результатам проведенной проверки Роснедвижимость принимает одно из следующих решений, которое оформляется актом проверки:
о соответствии отчета методическим указаниям;
о выявлении нарушений методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков.
В случае принятия решения о соответствии отчета Методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки.
После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.
Таким образом, из приведенных положений действующего законодательства следует, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Законом Свердловской области от 02 декабря 2002 года N 50-ОЗ утверждена Областная государственная целевая программа "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Свердловской области" на 2003 - 2007 годы", подпунктом 5 пункта 1 параграфа 2 которой предусматривалось проведение государственной кадастровой оценки земель для целей налогообложения и иных целей, предусмотренных федеральным законодательством.
Согласно параграфа 5 названной программы ее заказчиком являлось Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, которое организует ее выполнение и осуществляет функции заказчика товаров, работ и услуг, приобретаемых, выполняемых и оказываемых для реализации настоящей Программы.
Как установлено в судебном заседании в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 30 мая 2007 года N 480-ПП "Об организации работ по актуализации государственной кадастровой оценки земель на территории Свердловской области", приказа Роснедвижимости от 06 февраля 2007 года N П/0017 "Об организации работ по государственной кадастровой оценке земель в 2007 году" Управлением Роснедвижимости по Свердловской области в 2007 - 2008 годах была организована работа по актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.
По результатам проведенных открытых конкурсов на основании заключенных государственных контрактов работы по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории Свердловской области проводились ФГУП "Ф" и его Екатеринбургским филиалом.
Результаты актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, по состоянию на 01 января 2007 года, были 23 сентября 2008 года одобрены на заседании Межведомственной областной комиссии по контролю над ходом выполнения работ по актуализации государственной кадастровой оценки земель.
По результатам проведенных работ Екатеринбургским филиалом ФГУП "З" был составлен отчет, который был представлен в Роснедвижимость и прошел проверку на соответствие Методическим указаниям.
По результатам проверки Роснедвижимостью было принято решение о соответствии данного отчета Методическим указаниям, решение оформлено актом проверки N 1 от 17 декабря 2008 года, который письмом от 18 декабря 2008 года N МП/0436 вместе с результатами кадастровой оценки был направлен в Управление Роснедвижимости по Свердловской области.
Управление Роснедвижимости по Свердловской области в соответствии с пунктом 4 раздела II Регламента письмом от 18 декабря 2008 года N 05-10/3687 обратилось в Правительство Свердловской области для утверждения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов с соответствующим проектом постановления Правительства Свердловской области.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов утверждены Правительством Свердловской области 19 декабря 2008 года путем принятия оспариваемого заявителем акта.
Оспаривая постановление утверждения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "...", ООО "П" указывает на нарушение методики проведения государственной кадастровой оценки земель.
Между тем, в силу пункта 1 Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2004 года N 418, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения кадастров объектов недвижимости, государственной кадастровой оценки земель и государственного мониторинга земель.
Таким образом, именно на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости возложены полномочия по осуществлению контроля за ходом проведения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации.
Содержанием такого контроля в силу положений Регламента и является проверка отчета исполнителя работ по кадастровой оценке земель в субъекте Российской Федерации на соответствие Методическим указаниям.
Из представленных материалов следует, что проверка отчета ФГУП "З", составленного по результатам проведенных работ по кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Свердловской области была осуществлена Роснедвижимостью в ноябре - декабре 2008 года, по результатам проверки было принято решение о соответствии отчета Методическим указаниям.
Таким образом, единственный федеральный орган исполнительной власти, компетентный в осуществлении государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", не нашел никаких нарушений Методических указаний при кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Свердловской области.
С учетом изложенного, суд не может согласиться с доводами заявителя о наличии таких нарушений при проведении работ при кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Свердловской области.
То обстоятельство, что кадастровая стоимость принадлежащего ООО "П" земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, само по себе о недостоверности результатов проведенной в отношении земель поселений Свердловской области кадастровой оценки свидетельствовать не может, поскольку действующее законодательство не содержит каких-либо положений, устанавливающих обязательность совпадения значений рыночной и кадастровой стоимости земельного участка. Нормы пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, на которые ссылается заявитель в обоснование своей правовой позиции, также не содержат таких положений.
Каких-либо иных указаний, обосновывающих недостоверность результатов кадастровой оценки принадлежащего заявителю земельного участка, помимо ссылок на значительное различие его рыночной и кадастровой стоимости заявление не содержит.
Более того, проверка доводов заявителя о необоснованности утвержденной кадастровой стоимости земель по мотивам недостоверности источников рыночной информации о стоимости земельных участков, недостаточности факторов стоимости примененных при проведении расчетов, выходит за рамки судебного нормоконтроля, осуществляемого судом в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, учитывая, что результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, утверждены компетентным органом в пределах его полномочий и с соблюдением процедуры, установленной Земельным кодексом Российской Федерации и Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, суд не находит оснований для признания оспариваемого постановления противоречащим закону и недействующим, в связи с чем заявление ООО "П" не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
отказать в удовлетворении заявления заявлению ООО "П" о признании недействующим постановления Правительства Свердловской области от 19 декабря 2008 года N 1347-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" в части утверждения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "...", изменении кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость с включением в земельный кадастр.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации через Свердловский областной суд.
Судья |
В.А. Дмитриев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Свердловского областного суда от 3 марта 2011 г. N 3-37/2011
Текст решения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru