Решение Свердловского областного суда от 22 ноября 2010 г. N 3-152/2010
Свердловский областной суд в составе:
судьи Соболевой Т.Е.,
с участием прокурора Масаловой К.А.,
при секретаре Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Свердловской области об оспаривании пункта 2, подпункта 3 пункта 5 статьи 5 Закона Свердловской области от 29 октября 2007 года N 126-ОЗ "Об оказании в Свердловской области государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан и предоставлении социальных гарантий малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам",
установил:
16 октября 2007 года Областной Думой Законодательного Собрания Свердловской области был принят Закон Свердловской области N 126-ОЗ "Об оказании в Свердловской области государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан и предоставлении социальных гарантий малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам", который 25 октября 2007 года был одобрен Палатой Представителей Законодательного Собрания Свердловской области, 29 октября 2007 года подписан Губернатором Свердловской области, опубликован в официальных средствах массовой информации: "Областной газете" N 370-375 31 октября 2007 года и в "Собрании законодательства Свердловской области" N 10-1 (2007) 11 января 2008 года. Законом Свердловской области от 25 декабря 2009 года N 118-ОЗ в указанный Закон Свердловской области были внесены изменения, вступившие в силу с 01 января 2010 года.
В соответствии со статьей 5 Закона Свердловской области от 16 октября 2007 года N 126-ОЗ социальные пособия малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам назначаются на основании заявления гражданина, его опекуна, попечителя или другого законного представителя о назначении социального пособия. К заявлению о назначении социального пособия, подаваемому от имени малоимущей семьи, прилагаются документы, подтверждающие согласие всех совершеннолетних членов семьи на выплату социального пособия лицу, подавшему заявление (пункт 2).
Территориальный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения отказывает в принятии заявления о назначении социального пособия в следующих случаях: если к заявлению, подаваемому от имени малоимущей семьи, не приложены документы, предусмотренные в пункте 2 настоящей статьи (подпункт 3 пункта 5).
Заместитель прокурора Свердловской области обратился в суд заявлением об оспаривании пункта 2, подпункта 3 пункта 5 статьи 5 Закона Свердловской области от 29 октября 2007 года N 126-ОЗ "Об оказании в Свердловской области государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан и предоставлении социальных гарантий малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам". В ходе рассмотрения дела заявитель уточнил требования в части оспаривания пункта 2 статьи 5 указанного Закона Свердловской области, который просил признать недействующим в части второго предложения.
В обоснование заявления указал, что Закон Свердловской области в оспариваемой части противоречит части 2 статьи 8 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", которым установлен порядок назначения государственной социальной помощи только на основании заявления. Субъект Российской Федерации не наделен правом устанавливать дополнительный перечень документов, возлагая дополнительные обязанности на малоимущие семьи. Используемый в оспариваемом Законе Свердловской области термин "совершеннолетний член семьи" не содержит определения, в значении которого он используется в Законе, что создает условия для возможных нарушений прав несовершеннолетних, объявленных эмансипированными. Кроме того, оспариваемая норма пункта 2 статьи 5 Закона Свердловской области содержит коррупциогенный фактор, поскольку не определяет вид, форму, порядок оформления документов членами семьи.
Представители Областной Думы и Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области, Губернатора Свердловской области в судебном заседании, возражая против удовлетворения заявления, пояснили, что на основании части 1 статьи 5 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по вопросу оказания государственной социальной помощи в части определения размера, условий и порядка назначения и выплаты государственной социальной помощи. В соответствии с пунктом 3 статьи 21 Областного закона от 10.02.1999 N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области" слова и выражения в правовых актах используются в значении, обеспечивающем их точное понимание и единство с терминологией, применяемой в федеральном законодательстве. Использование термин "совершеннолетний член семьи" в оспариваемом Законе Свердловской области не нарушает права эмансипированных несовершеннолетних граждан, поскольку указанным термином охватывается и данная категория лиц. В силу действующего законодательства проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации осуществляется при мониторинге их применения. Соответствующие доказательства нарушения прав граждан отсутствуют. Заявитель не связан какими-либо требованиями по представляемому документу, следовательно, вправе представить подтверждение согласия все совершеннолетних членов семьи на выплату пособия в любой свободной форме.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Закона Свердловской области N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области" следует читать как 10 марта 1999 г.
Суд, заслушав объяснения представителей заявителя, Областной Думы и Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области, Губернатора Свердловской области, исследовав письменные доказательства по делу, находит заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу положений преамбулы настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
Оказание (предоставление) государственной социальной помощи в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, в том числе предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в силу вышеуказанных положений Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правое регулирование по вопросу оказания государственной социальной помощи в части определения размера, условий и порядка назначения и выплаты государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Во исполнение вышеизложенных положений федерального законодательства и в пределах полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации 29 октября 2007 года был принят Закон Свердловской области N 126-ОЗ "Об оказании в Свердловской области государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан и предоставлении социальных гарантий малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам".
Оспариваемый Закон Свердловской области принят в пределах полномочий, предусмотренных подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", по решению вопросов социальной поддержки граждан пожилого возраста, жертв политических репрессий, малоимущих граждан, которые в силу пункта 1 статьи 26.3 осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь назначается на основании заявления гражданина в письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах, сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 настоящего Федерального закона и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, вышеуказанная норма устанавливает правовую основу назначения государственной социальной помощи, которая носит заявительный характер гражданина, действующего от имени своей семьи.
Оспариваемой статьей 5 Закона Свердловской области от 16 октября 2007 года N 126-ОЗ установлен порядок назначения социальных пособий малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, что в силу положений статей 5 и 8 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Оспариваемым положением пункта 2 статьи 5 Закона Свердловской области установлено, что к заявлению о назначении социального пособия, подаваемому от имени малоимущей семьи, прилагаются документы, подтверждающие согласие всех совершеннолетних членов семьи на выплату социального пособия лицу, подавшему заявление. Указанная норма не нарушает права всех членов малоимущей семьи на получение социальной помощи и поддержки, поскольку в любом случае территориальным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения должно быть получено волеизъявление всех совершеннолетних членов семьи на выплату пособия одному заявителю, обратившемуся от имени всей семьи (в том числе как законному представителю несовершеннолетних членов семьи) с целью исключения злоупотребления и пресечении фактов незаконного расходования государственной социальной помощи.
Оспариваемым положением подпункта 3 пункта 5 статьи 5 Закона Свердловской области установлено основание отказа в принятии заявления о назначении социального пособия в случае, если к заявлению, подаваемому от имени малоимущей семьи, не приложены документы, предусмотренные в пункте 2 настоящей статьи, что в данном случае не является основанием для отказа в назначении пособия, как ошибочно полагает заявитель, а регулирует отказ в принятии заявления, что свидетельствует о предоставлении заявителю возможности для устранения указанных недостатков и права на обращение с повторным заявлением с приложением документов, предусмотренных данным законом.
Вместе с тем, основанием для отказа в назначении социальных пособий малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в силу пункта 10 статьи 5 Закона Свердловской области является отсутствие условий оказания государственной социальной помощи, которые в свою очередь предусмотрены пунктом 1 статьи 4 указанного Закона.
Довод заявителя о неопределенности используемого в оспариваемом законе термина "совершеннолетний член семьи" является несостоятельным, поскольку указанное положение закона подлежит применению в значении, обеспечивающем его точное понимание и единство с терминологией, применяемой в федеральном законодательстве, в силу положений пункта 3 статьи 21 Областного закона от 10.03.1999 N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области".
Статьей 21 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.
Вместе с тем, наличие в малоимущей семье несовершеннолетних членов, объявленных эмансипированными в силу положений статьи 27 Гражданского кодекса Российской Федерации, не лишает их права на выражение своего согласия на выплату пособия, предусмотренного пунктом 2 статьи 5 Закона Свердловской области, как полностью дееспособного гражданина, в случае предоставления соответствующего решения органа опеки и попечительства или суда, поскольку ограничение их прав в законе отсутствует.
Также является несостоятельным довод заявителя о наличии в оспариваемом Законе Свердловской области коррупциогенного фактора.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
В пункте 2 статьи 5 оспариваемого Закона Свердловской области указанные факторы отсутствуют, поскольку заявитель не связан какими-либо требованиями по прилагаемым документам, следовательно, представляемые документы могут быть составлены в любой форме и оформлены любым возможным способом. Основанием для отказа в принятии заявления является отсутствие предусмотренных законом документов, а не предоставление указанных документов, выполненных в ненадлежащей форме.
Приказом министра социальной защиты населения Свердловской области от 14.12.2009 N 661 утвержден Административный регламент территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по предоставлению гражданам государственной услуги по осуществлению социальных выплат, которым определена последовательность всех действия (административных процедур) управления социальной защиты населения в ходе предоставления государственной услуги (с прилагаемыми формами заявлений), что исключает широту дискреционных полномочий должностных лиц органа социальной защиты.
Кроме того, в соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" антикоррупционная экспертиза проводится в отношении нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - при мониторинге их применения.
Вместе с тем, представленные заявителем документы по двум установленным фактам вынесенных территориальными органами социальной защиты решений об отказе в назначении социальных пособий не подтверждают наличие в оспариваемом Законе Свердловской области коррупциогенного фактора, поскольку в обоих случаях заявителями не были представлены полные достоверные сведения о составе семьи и доходах ее членов, что также является основанием для отказа в принятии заявления о назначении социального пособия на основании пункта 5 статьи 5 оспариваемого Закона Свердловской области.
Кроме того, как следует из объяснений представителя заявителя в судебном заседании, представленные решения об отказе не были обжалованы заявителями в установленном порядке, указанные недостатки заявителями были устранены, социальные пособия данным малоимущим семьям были назначены, что свидетельствует об отсутствии нарушенных прав граждан.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оснований для признания недействующим пункта 2, подпункта 3 пункта 5 статьи 5 Закона Свердловской области от 29 октября 2007 года N 126-ОЗ "Об оказании в Свердловской области государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан и предоставлении социальных гарантий малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам" не имеется, поскольку оспариваемый закон принят законодательным органом государственной власти Свердловской области в пределах предоставленных полномочий, соответствует требованиям федерального законодательства, не нарушает права и охраняемые законом интересы граждан, имеющих право на получение вышеуказанной государственной социальной помощи.
Руководствуясь статьями 194, 196, 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
отказать в удовлетворении заявления заместителю прокурора Свердловской области об оспаривании пункта 2, подпункта 3 пункта 5 статьи 5 Закона Свердловской области от 29 октября 2007 года N 126-ОЗ "Об оказании в Свердловской области государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан и предоставлении социальных гарантий малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда через Свердловский областной суд.
Судья |
Т.Е. Соболева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Свердловского областного суда от 22 ноября 2010 г. N 3-152/2010
Текст решения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru