Решение Свердловского областного суда от 25 апреля 2012 г. по делу N 3-44/2012
Свердловский областной суд в составе: судьи Соболевой Т.Е., с участием прокурора Битюкова Г.А., при секретаре Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Свердловской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления Правительства Свердловской области от 20 января 2012 года N 23-ПП "Об изменении границ особо охраняемой природной территории областного значения "Лесной парк Лесоводов России", установил:
20 января 2012 года Правительством Свердловской области принято постановление N 23-ПП "Об изменении границ особо охраняемой природной территории областного значения "Лесной парк Лесоводов России", которым изменены границы особо охраняемой природной территории областного значения "Лесной парк Лесоводов России" путем уменьшения общей площади на 0,267 гектара, расположенного в кварталах 79, 81 Лесопаркового участкового лесничества лесного парка Лесоводов России, для размещения автозаправочного комплекса общества с ограниченной ответственностью "Л" 5 класса санитарной классификации с санитарной защитной зоной 50 метров (пункт 1), внесены изменения в Перечень лесных парков Свердловской области в части указанной площади (пункт 2).
Указанное постановление Правительства Свердловской области от 20 января 2012 года N 23-ПП было опубликовано в официальном средстве массовой информации в "Областной газете" N 27-28 26 января 2012 года.
Заместитель прокурора Свердловской области обратился в Свердловский областной суд с заявлением об оспаривании постановления Правительства Свердловской области от 20 января 2012 года N 23-ПП "Об изменении границ особо охраняемой природной территории областного значения "Лесной парк Лесоводов России".
В обоснование заявления заявитель указал, что оспариваемое постановление Правительства Свердловской области противоречит подпункту 2 пункта 3 Порядка изменения границ особо охраняемой природной территории областного значения категории "Лесной парк", утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 25 ноября 2010 года N 1692-ПП, поскольку автозаправочный комплекс не входит в перечень социально значимых объектов, строительство которых допускает изменение границ особо охраняемой природной территории областного значения категории "Лесной парк". Кроме того, оспариваемое постановление противоречит части 6 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации, пункту 23 постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 года N 1007 "Об утверждении Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон", в силу которых не допускается изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон и городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади.
Представители Правительства Свердловской области в судебном заседании, возражая против удовлетворения заявления, пояснили, что оспариваемое постановление принято компетентным органом в пределах полномочий, предоставленных Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", Законом Свердловской области "Об особо охраняемых природных территориях в Свердловской области". При принятии оспариваемого постановления была соблюдена процедура, установленная Законом Свердловской области "Об особо охраняемых природных территориях в Свердловской области", по согласованию изменения границы особо охраняемой природной территории областного значения с органом местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург" с учетом заключений утвержденной экспертной комиссии и Государственной экологической экспертизы. Изменение границ особо охраняемой природной территории регионального значения было связано с необходимостью размещения социально значимого объекта и с утратой экологической ценности природных комплексов в пределах территории, исключаемой из особо охраняемой природной территории в Свердловской области, как это предусмотрено Порядком изменения границ особо охраняемой природной территории областного значения категории "Лесной парк". Оспариваемым постановлением лесные отношения не регулируются, изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон и городских лесов не производится, поскольку Правительством Свердловской области был снят статус особо охраняемой природной территории с земельного участка, не нуждающегося в особой охране, не разрешая вопрос о его принадлежности к лесопарковой зоне, зеленой зоне или городским лесам. Кроме того, действующим законодательством не предусмотрена проверка подзаконных нормативных правовых актов равной юридической силы, принимаемых исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации, на соответствие друг другу.
Суд, заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, находит заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры.
В соответствии с частями 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в вышеуказанной области регламентированы Федеральным законом от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
В подпункте 8 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", указано, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения, ведения Красной книги субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать иные категории особо охраняемых природных территорий (территории, на которых находятся памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие) (пункт 2). Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 6). Особо охраняемые природные территории федерального и регионального значения определяются соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 7).
В силу статьи 49 Устава Свердловской области и статьи 1 Областного закона от 04 ноября 1995 года N 31-ОЗ "О Правительстве Свердловской области" (с изменениями и дополнениями) Правительство Свердловской области является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Свердловской области.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона Свердловской области от 21 ноября 2005 года N 105-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях в Свердловской области" (с изменениями и дополнениями) в Свердловской области в соответствии с федеральным законом могут быть организованы следующие категории особо охраняемых природных территорий областного значения:
1) природные парки;
2) государственные природные заказники областного значения;
3) памятники природы областного значения;
4) дендрологические парки и ботанические сады областного значения;
5) лечебно-оздоровительные местности и курорты областного значения;
6) иные категории особо охраняемых природных территорий областного значения, устанавливаемые Правительством Свердловской области.
В силу статьи 28 указанного Закона Свердловской области Правительство Свердловской области в соответствии с федеральным законом вправе устанавливать иные категории особо охраняемых природных территорий областного значения, не предусмотренные в подпунктах 1 - 5 пункта 2 статьи 3 настоящего Закона.
Постановлением Правительства Свердловской области от 17 января 2001 года N 41-ПП "Об установлении категорий, статуса и режима особой охраны особо охраняемых природных территорий областного значения и утверждении перечней особо охраняемых природных территорий, расположенных в Свердловской области" (с изменениями и дополнениями) установлена категория особо охраняемой природной территории областного значения - лесной парк, утвержден перечень лесных парков, в который входит лесной парк Лесоводов России, определены: его площадь - 912,183 га; местонахождение - Центральное лесопарковое участковое лесничество, кварталы 73 - 83; характеристика - зона отдыха населения города Екатеринбурга; предприятие, на которое возложена охрана лесного парка - государственное учреждение Свердловской области "Верх-Исетское лесничество".
Таким образом, Правительством Свердловской области в пределах полномочий, предоставленных федеральным и областным законодательством, установлена иная категория особо охраняемой природной территории областного значения - лесной парк.
В соответствии с пунктом 14 статьи 6 Закона Свердловской области "Об особо охраняемых природных территориях в Свердловской области" Правительство Свердловской области принимает по согласованию с органами местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых располагаются особо охраняемые природные территории областного значения, не предусмотренные в подпунктах 1 - 5 пункта 2 статьи 3 настоящего Закона, решения об изменении границ таких особо охраняемых природных территорий областного значения.
В силу положений пункта 1 статьи 31 указанного Закона Свердловской области решение об изменении границы особо охраняемой природной территории областного значения, указанной в статье 28 настоящего Закона, принимается Правительством Свердловской области по согласованию с органами местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых располагается такая особо охраняемая природная территория областного значения.
В судебном заседании было установлено, что изменение границ особо охраняемой природной территории областного значения "Лесной парк Лесоводов России", в части исключения из его территории земельного участка, площадью 0,267 га, расположенного в 79, 81 кварталах Лесопаркового участкового лесничества лесного парка Лесоводов России, было согласовано с администрацией муниципального образования "город Екатеринбург", которой был проведен опрос общественного мнения через официальное средство массовой информации администрации муниципального образования "город Екатеринбург" - "Вечерний Екатеринбург" от 15 апреля 2011 года. Указанное обстоятельство подтверждается сообщением Комитета по экологии и природопользованию администрации города Екатеринбурга от 30.05.2011 N 26.2-10/532 и постановлением администрации города Екатеринбурга от 19.10.2011 N 4366 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в районе автодороги Екатеринбург-Кольцово", которым утверждена схема расположения земельного участка N <...> из земель населенных пунктов площадью 2665 кв.м для размещения автозаправочной станции.
Постановлением Правительства Свердловской области от 25 ноября 2010 года N 1692-ПП были утверждены: Порядок изменения границ особо охраняемой природной территории областного значения категории "Лесной парк"; Порядок формирования и деятельности экспертной комиссии для рассмотрения вопросов о необходимости изменения границ особо охраняемой природной территории областного значения категории "Лесной парк"; состав экспертной комиссии для рассмотрения вопросов о необходимости изменения границ особо охраняемой природной территории областного значения категории "Лесной парк".
В соответствии с пунктом 3 Порядка изменения границ особо охраняемой природной территории областного значения категории "Лесной парк" случаями, в которых изменяется граница Лесного парка с исключением отдельных участков (квартал, выдел) из его состава, являются: 1) необратимая утрата участками, исключаемыми из состава Лесного парка (кварталом, выделом), своих особых рекреационных, архитектурно-художественных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, познавательных и лесохозяйственных характеристик (далее - качественные характеристики), приведшая к неспособности выполнения данными участками возложенных на них задач; 2) необходимость размещения на территории Лесного парка социально значимых объектов, не связанных с функционированием Лесного парка, соответствующих схеме территориального планирования муниципального образования в Свердловской области, согласованной в установленном порядке, и Правилам землепользования и застройки, и отсутствие иных (за пределами Лесного парка) вариантов их размещения.
Из акта натурного технического обследования лесных площадей ООПТ "Лесной парк" от 27 января 2011 года следует, что участок, площадью 0,267 га в кварталах 79, 81 не покрыт лесом, составляет нарушенные земли.
Из заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов размещения автозаправочного комплекса на автодороге "город Екатеринбург - аэропорт Кольцово" (слева), утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Свердловской области от 14.10.2011 N 457, следует, что земельный участок, включенный в состав ООПТ "Лесной парк Лесоводов России" по результатам межевания (исторически участок не входил в состав лесного парка), не покрыт лесом, представлен нарушенными землями, представленная документация по составу и содержанию в основном отвечает требованиям нормативных документов в области охраны окружающей среды.
Экспертной комиссией для рассмотрения вопросов о необходимости изменения границ особо охраняемой природной территории областного значения категории "Лесной парк", утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 25 ноября 2010 года N 1692-ПП, 03 ноября 2011 года вынесено положительное заключение о необходимости изменения границ особо охраняемой природной территории областного значения "Лесной парк Лесоводов России" путем вывода из его состава земельного участка площадью 0,267 га для размещения АЗС ООО "Л".
При этом для рассмотрения настоящего дела не имеют правового значения период времени и причины, по которым наступили обстоятельства, указанные в подпункте 1 пункта 3 Порядка изменения границ особо охраняемой природной территории областного значения категории "Лесной парк", в том числе утрата качественных характеристик, приведшая к неспособности выполнения данным участком возложенных на него задач.
Доводы заявителя о том, что автозаправочный комплекс не является социально значимым объектом, суд находит необоснованными, поскольку для целей вышеуказанного Порядка под социально значимым объектом понимается объект, используемый для обеспечения деятельности дошкольных образовательных учреждений, других образовательных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, организации доврачебной помощи, скорой и неотложной амбулаторно-поликлинической, стационарной медицинской помощи.
Обеспечение деятельности указанных учреждений, расположенных вблизи указанного земельного участка, относящегося к категории земель поселений, а также непосредственно деятельность указанных учреждений связаны, в том числе с использованием транспорта.
Таким образом, Правительством Свердловской области при принятии оспариваемого постановления был соблюден Порядок изменения границ особо охраняемой природной территории областного значения категории "Лесной парк", Порядок формирования и деятельности экспертной комиссии для рассмотрения вопросов о необходимости изменения границ особо охраняемой природной территории областного значения категории "Лесной парк" и ее состав.
Кроме того, пунктом 3 оспариваемого постановления Правительства Свердловской области на Министерство природных ресурсов Свердловской области возложена обязанность обеспечить посадку крупномерных саженцев сосны на площади не менее 0,267 гектара на незалесенных участках в пределах особо охраняемой природной территории областного значения "Лесной парк Лесоводов России" или других лесных парков города Екатеринбурга.
Таким образом, суд приходит к выводу, что постановление об изменении границ особо охраняемой природной территории областного значения "Лесной парк Лесоводов России" было принято Правительством Свердловской области с соблюдением процедуры, установленной законодательством Свердловской области, и не противоречит нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации, имеющим большую юридическую силу.
Кроме того, являются несостоятельными доводы заявителя о противоречии оспариваемого постановления подпункту 2 пункта 3 Порядка изменения границ особо охраняемой природной территории областного значения категории "Лесной парк", утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 25 ноября 2010 года N 1692-ПП, которое является нормативным правовым актом, не обладающим большей юридической силой, следовательно, не является актом, на предмет соответствия которому в рамках нормоконтроля может быть проверено оспариваемое постановление Правительства Свердловской области.
Доводы заявителя о противоречии оспариваемого постановления части 6 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации, пункту 23 постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 года N 1007 "Об утверждении Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон" суд находит необоснованными, поскольку принятое постановление не регулирует лесные правоотношения.
Положение об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон устанавливает порядок определения функциональных зон в лесопарковых зонах защитных лесов, площади и границ лесопарковых зон и зеленых зон защитных лесов (пункт 1). Лесопарковые и зеленые зоны могут устанавливаться на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, а также в городских и сельских поселениях, в которых расположены леса (за исключением городских лесов) (пункт 4).
Таким образом, указанное Положение не регулирует правоотношения особо охраняемых природных территорий, в том числе по изменению границ особо охраняемой природной территории регионального значения, поэтому оспариваемое постановление Правительства Свердловской области не может ему противоречить.
Также является необоснованной ссылка заявителя на часть 6 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон и городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается, поскольку оспариваемым постановлением Правительства Свердловской области не были изменены границы лесопарковых зон, зеленых зон и городских лесов, а были изменены границы особо охраняемой природной территории регионального значения, правовой статус которой не регулируется указанной статьей Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу преамбулы Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Согласно статье 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд проверяет нормативный правовой акт на предмет его соответствия действующим федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу. Признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оснований для признания противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления Правительства Свердловской области от 20 января 2012 года N 23-ПП "Об изменении границ особо охраняемой природной территории областного значения "Лесной парк Лесоводов России" не имеется, поскольку оно принято управомоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в пределах предоставленных полномочий, соответствует требованиям федерального и областного законодательства.
Руководствуясь статьями 194, 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
отказать в удовлетворении заявления заместителя прокурора Свердловской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления Правительства Свердловской области от 20 января 2012 года N 23-ПП "Об изменении границ особо охраняемой природной территории областного значения "Лесной парк Лесоводов России".
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Свердловский областной суд.
Судья |
Т.Е. Соболева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Свердловского областного суда от 25 апреля 2012 г. по делу N 3-44/2012
Текст решения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru