Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации города
от 28 июня 2013 г. N 1499
Муниципальная целевая программа
"Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Нижний Тагил на 2013-2015 годы"
Паспорт Программы
Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития муниципального образования "город Нижний Тагил" до 2020 года, одобренной Решением Нижнетагильской городской Думы от 22.11.2011 N 53-П (далее - Стратегия), развитие малого и среднего предпринимательства является инструментом по достижению одной из основных целей Стратегии - диверсификации экономики города.
Малый и средний бизнес - это один из важнейших элементов социально-экономического развития города, как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Малое и среднее предпринимательство создает новые рабочие места, наиболее динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса, способствует увеличению налоговых поступлений в бюджет.
В городе Нижний Тагил на 1 января 2012 года число субъектов малого и среднего предпринимательства составляет 12043 единиц, из них 3161 малых и средних предприятий и 8882 индивидуальных предпринимателей.
Численность занятых в малом и среднем бизнесе увеличилась за 2011 год на 7% и составляет 45,2 тыс. человек, или 24,2% общей численности занятых в экономике города.
Из общего объема оборота розничной торговли (с учетом розничных рынков и ярмарок) и общественного питания на долю субъектов малого предпринимательства приходится 58,0% всего оборота.
Доля малых и средних предприятий в общегородском объеме отгруженных товаров, работ и услуг собственного производства организаций составила за 2011 год 5,29%.
Отраслевая структура малого и среднего предпринимательства города носит ярко выраженный коммерческий характер. Наиболее привлекательной для малого и среднего бизнеса является сфера оптовой и розничной торговли, так как здесь не требуется вложения долгосрочных инвестиций, оборудования, производственной базы, значительно ниже уровень риска. К ней относится 48,8% общего числа субъектов малого и среднего бизнеса и занято 36,0% общего числа работающих в малом и среднем предпринимательстве.
Второе место по количеству субъектов занимают субъекты, осуществляющие операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг - 14,6% (занято 21,3% работающих).
Существенна роль малого и среднего предпринимательства в отраслях транспорта и связи - 11,2% (занято 7,1% работающих) и строительства - 11,1% (занято 11,0% работающих).
Производственную деятельность осуществляют 6,4% от общего количества субъектов малого и среднего бизнеса, и занято 13,5% работающих.
Предоставлением прочих коммунальных, социальных и персональных услуг занимаются 5,5% субъектов, и занято 3,4% работающих в малом и среднем предпринимательстве.
Результаты маркетинговых исследований в сфере малого и среднего предпринимательства, анализ статистических показателей, результаты опросов, совещаний, круглых столов, заседаний Совета по развитию малого и среднего предпринимательства, итоги реализации муниципальных программ позволяют выделить как положительные факторы, способствующие развитию малого и среднего предпринимательства в городе, так и проблемы, препятствующие становлению данного сектора экономики.
Положительные факторы:
- в целом высокая инвестиционная привлекательность города, как второго по величине города Свердловской области, крупного промышленного центра с высоким экспортным потенциалом;
- выгодное транспортно-логистическое положение города: Нижний Тагил находится на расстоянии 133 км от города Екатеринбурга, хорошо развита инфраструктура автомобильного и железнодорожного транспорта;
- наличие уникального туристско-рекреационного ресурса обуславливает дополнительные возможности развития сферы услуг в городе;
- активная позиция Администрации города в поддержке малого и среднего бизнеса:
- за 2001-2009 годы реализованы четыре муниципальные целевые программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Нижний Тагил;
- на протяжении более 7 лет функционирует первый в области Центр консультаций и согласований для субъектов малого и среднего предпринимательства;
- с 2002 года действует Совет по малому предпринимательству при Главе города, который в 2008 году преобразован в Совет по развитию малого и среднего предпринимательства в городе Нижний Тагил;
- в настоящее время выполняется долгосрочная муниципальная программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Нижний Тагил на 2010-2012 годы" с привлечением средств федерального и областного бюджетов на условиях софинансирования. Выделение финансовых средств из федерального и областного бюджетов позволило внедрить действенные механизмы, в первую очередь финансовой поддержки, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства;
- в 2011 году проведены масштабные маркетинговые исследования в сфере малого и среднего предпринимательства. В рамках исследований проведена оценка состояния предпринимательской среды, оценена инвестиционная привлекательность отраслей малого и среднего бизнеса, разработаны отраслевые стратегии развития малого и среднего предпринимательства. Проведен анализ развития системы поддержки малого и среднего бизнеса. Результаты исследований лягут в основу разработки стратегии развития малого и среднего предпринимательства в городе и мер по совершенствованию муниципальной системы поддержки малого и среднего бизнеса;
- действие на территории организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса. Основным элементом инфраструктуры поддержки является Нижнетагильский муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства (НТМФПП), учрежденный Администрацией города Нижний Тагил и Центром содействия предпринимательству Свердловской области в декабре 1999 года. В городе осуществляют деятельность некоммерческие организации и общественные объединения предпринимателей: Торгово-промышленная палата города Нижний Тагил, некоммерческие партнерства "Дом предпринимателя", "Объединение "Союз - НТ", "Нижнетагильская гильдия риэлтеров", "Правовое содействие", "Союз малого и среднего бизнеса Горнозаводского округа", Совет директоров предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности города, Нижнетагильское местное отделение ОО "Опора России" и др.;
- наличие на территории города собственной образовательной базы. В городе расположены учреждения всех уровней образования, выпускающие специалистов по широкому кругу профессий;
- включение в состав муниципального образования 22 сельских территорий открывает дополнительные возможности для развития малого бизнеса в сельском хозяйстве;
- развитая финансовая инфраструктура: на 1 января 2012 года в городе действуют 1 городской банк и 33 банка регионального и федерального значения, включая филиалы, отделения, представительства и дополнительные офисы; 31 страховая компания.
Основными проблемами, препятствующими развитию малого и среднего предпринимательства в городе, являются:
1) недостаток собственных финансовых средств у субъектов малого и среднего предпринимательства, трудности в привлечении финансовых ресурсов на развитие бизнеса, особенно на стадии становления бизнеса:
2) недостаточное развитие механизмов финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства на ранних стадиях развития;
3) недостаток доступных производственных и офисных площадей;
4) административные барьеры, усложненность системы согласований и контроля за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства;
5) недостаточное развитие организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
6) недостаточность навыков ведения бизнеса, опыта управления, юридических и экономических знаний;
7) неурегулированность социально-трудовых отношений в сфере малого и среднего предпринимательства;
8) недостаточное развитие выставочно-ярмарочной деятельности;
9) слабая общественная активность большинства предпринимателей, их разобщенность, недостаточная развитость общественных объединений предпринимателей.
Программно-целевой подход позволяет переориентировать политику органов государственной власти и органов местного самоуправления на создание и реализацию адресных программ развития инфраструктурных объектов поддержки малого и среднего предпринимательства, развития востребованных механизмов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, что позволит целенаправленно и эффективно использовать бюджетные средства.
Возможные риски (негативные факторы) в ходе реализации Программы и способы их минимизации приведены в таблице:
Целесообразность разработки Программы, реализующей программно-целевой подход к решению проблем развития малого и среднего предпринимательства, определяется следующими факторами:
1) необходимость системного подхода к предоставлению государственной и муниципальной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
2) наличие сложно решаемых и разнообразных по характеру проблем, с которыми сталкиваются субъекты малого и среднего предпринимательства, что определяет необходимость системного подхода к их решению, согласования отдельных направлений государственной и муниципальной политики по содержанию, технологиям реализации и по времени осуществления;
3) необходимость определения целей, задач, состава и структуры мероприятий и запланированных результатов;
4) важность концентрации ресурсов по реализации мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам в сфере развития малого и среднего предпринимательства;
5) необходимость реализации комплекса взаимоувязанных мероприятий по повышению результативности государственных и муниципальных финансовых и материальных вложений.
Системный подход к разработке Программы предусматривает использование всех возможных способов развития малого и среднего предпринимательства, в том числе организационных, методических и технических.
Комплексность мероприятий Программы предусматривает:
1) выбор и реализацию мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства на основе прогнозирования рисков социально-экономической ситуации в городе;
2) социальное, экологическое и экономическое обоснование предлагаемых мероприятий Программы;
3) концентрацию финансовых средств и организационных усилий Программы на значимых направлениях деятельности.
Программа будет способствовать реализации единой государственной и муниципальной политики в области поддержки и развития малых и средних форм предпринимательства.
Таким образом, в рамках решения задач, определенных Стратегией социально-экономического развития города Нижний Тагил до 2020 года, актуальной становится необходимость выработки и реализации системного подхода к предоставлению государственной и муниципальной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и существенному расширению механизмов государственной и муниципальной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Проведение эффективной последовательной политики в вопросе развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, решение его проблем позволит провести диверсификацию экономики, создать новую движущую силу экономического роста города Нижний Тагил.
Раздел 2. Цели и задачи Программы
Цель Программы:
Создание благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства и повышения их конкурентоспособности, увеличения вклада малого и среднего предпринимательства в социально-экономическое развитие города.
Задачи Программы:
1. Развитие механизмов финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
2. Развитие имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
3. Совершенствование информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, содействие повышению престижа предпринимательской деятельности.
4. Развитие консультационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
5. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
Целевые показатели Программы
N |
Наименование целевого показателя Программы |
Един. измер. |
Значения целевых показателей |
Базовое значение целевого показателя, 2011 год |
||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
||||
1. |
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства |
един. |
12300 |
12400 |
12500 |
12043 |
2. |
Количество малых и средних предприятий в расчете на 1 тысячу человек населения города |
един. |
34,07 |
34,41 |
34,74 |
33,22 |
3. |
Среднесписочная численность работников, занятых в сфере малого и среднего предпринимательства |
чел. |
47240 |
48280 |
49340 |
45220 |
4. |
Доля среднесписочной численности работников, занятых в сфере малого и среднего предпринимательства в общей численности занятых в экономике города |
% |
25,3 |
25,9 |
26,5 |
24,4 |
5. |
Прирост оборота организаций малого и среднего предпринимательства к базовому уровню 2011 года (11579,0 млн. рублей) |
% |
32,4 |
43,5 |
50,8 |
- |
6. |
Предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства микрозаемов, не менее |
един. |
120 |
120 |
120 |
110 |
7. |
Предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства консультационных услуг, не менее: - за счет средств местного и областного бюджетов - за счет средств федерального бюджета |
един. |
3500
0 |
3500
1000 |
3500
1000 |
3349
0 |
8. |
Предоставление образовательных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства, не менее: - за счет средств местного и областного бюджетов - за счет средств федерального бюджета |
един. |
30
0 |
42
70 |
50
85 |
0
0 |
9. |
Прирост объема уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов к базовому уровню 2011 года (205855,0 тыс. рублей) |
% |
13,4 |
20,9 |
29,4 |
- |
Раздел 3. Ресурсное обеспечение Программы
На реализацию мероприятий Программы планируется направить 249626,895 тыс. рублей. Финансирование мероприятий программы обеспечивается за счет средств федерального, областного, местного бюджетов, внебюджетных источников. Объемы и источники финансирования Программы приведены в таблице:
Расходы на реализацию Программы
(тыс. рублей)
N строки |
Источники финансирования |
Всего |
в том числе |
||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
|||
1. |
Всего, в том числе за счет средств: |
249626,895 |
75503,200 |
86645,540 |
87478,155 |
2. |
Федерального бюджета (плановый объем)* |
21521,195 |
0,000 |
10498,040 |
11023,155 |
3. |
Областного бюджета (плановый объем)** |
10619,700 |
3058,200 |
3688,500 |
3873,000 |
4. |
Местного бюджета (плановый объем) |
7486,000 |
2445,000 |
2459,000 |
2582,000 |
5. |
Внебюджетных источников (плановый объем) |
210000,000 |
70000,000 |
70000,000 |
70000,000 |
* по результатам конкурсного отбора субъектов РФ, бюджетам которых предоставляются субсидии на оказание государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
** по результатам отбора муниципальных образований в Свердловской области для предоставления субсидии из областного бюджета на софинансирование муниципальных программ.
Раздел 4. Механизм реализации Программы
Координация работ по выполнению Программы осуществляется Администрацией города Нижний Тагил с участием Совета по развитию малого и среднего предпринимательства в городе Нижний Тагил.
Реализация настоящей Программы осуществляется посредством взаимодействия органов Администрации города, организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций и общественных объединений предпринимателей. Привлечение организаций, не являющихся органами Администрации города, для реализации мероприятий настоящей Программы, осуществляется на договорной основе.
Программа реализуется путем проведения мероприятий в соответствии с основными направлениями. Исполнители Программы несут ответственность за своевременное и полное выполнение мероприятий.
Финансирование мероприятий Программы из местного бюджета осуществляется в соответствии с Порядком определения объема и условий предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, на реализацию мероприятий Программы, утверждаемым постановлением Администрации города Нижний Тагил.
Финансирование мероприятий Программы из федерального и областного бюджетов будет осуществляться в порядке, определяемом соглашениями, заключаемыми Министерством экономического развития Российской Федерации с субъектами Российской Федерации - победителями Конкурса по отбору субъектов РФ, бюджетам которых будут предоставляться субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, нормативными правовыми актами Свердловской области, принятыми в сфере оказания государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также соглашениями, заключаемыми Министерством экономики Свердловской области с Администрацией города Нижний Тагил о предоставлении и использовании субсидии из областного бюджета в местный бюджет на софинансирование Программы по результатам конкурсного отбора.
Главным распорядителем средств бюджета города на выполнение Программы является Администрация города Нижний Тагил.
Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления города Нижний Тагил.
Раздел 5. Система контроля за исполнением Программы
Текущий контроль:
- представление исполнителями Программы отчетов о реализации и финансировании мероприятий Программы в управление промышленной политики и развития предпринимательства Администрации города - ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Промежуточный контроль:
- представление сводной информации об итогах реализации Программы в экономическое управление Администрации города - ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом;
- представление информации о выполнении целевых показателей Программы в экономическое управление Администрации города - до 15 февраля 2014-2016 годов;
- годовой доклад о ходе исполнения Программы на заседаниях Совета по развитию малого и среднего предпринимательства в городе Нижний Тагил - до 15 марта 2014-2016 годов;
- представление информации о ходе исполнения Программы в управление по организационно-массовой работе Администрации города - до 1 апреля 2014-2015 годов.
Итоговый контроль:
- отчет об итогах реализации Программы на заседании коллегии при Главе города - март 2016 года.
Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством экономики Свердловской области устанавливаются дополнительные формы и сроки отчетности по исполнению мероприятий Программы.
Раздел 6. Оценка социально-экономической эффективности и экологические последствия реализации Программы
Выполнение мероприятий Программы обеспечит получение синергетического эффекта от реализации разных направлений и форм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Нижний Тагил.
Программой предусмотрены мероприятия по увеличению количества субъектов малого и среднего предпринимательства в городе к 2015 году до 12500 единиц, что в расчете на 1000 жителей составит не менее 34,74 единиц. Создание субъектов малого и среднего предпринимательства в городе предусматривается с учетом действующих экологических требований и норм.
Среднесписочная численность работников, занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, возрастет на 9,1% и составит в 2015 году 49,34 тыс. человек.
Доля среднесписочной численности работников, занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, в общей численности занятых в экономике города должна составить в 2015 году не менее 26,5%.
Программа имеет целью содействие приросту оборота организаций малого и среднего предпринимательства к уровню 2011 года не менее чем в 1,5 раза.
Программа способствует увеличению количества инфраструктурных объектов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (создание бизнес-инкубатора).
Программа обеспечивает повышение доступности услуг инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Сумма уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в местный бюджет возрастет к 2015 году на 29,4% от уровня 2011 года.
Реализация цели и задач Программы позволит достичь концентрации ресурсов на самых важных направлениях развития малого и среднего предпринимательства в городе.
Программа социально ориентирована и влечет за собой существенные социальные последствия (увеличение налоговых отчислений, создание новых рабочих мест, выплату заработной платы), что позволяет говорить о бюджетной эффективности от государственной и муниципальной поддержки в сфере малого и среднего предпринимательства.
Реализация Программы позволит усилить роль малого и среднего предпринимательства в экономике города. Субъекты малого и среднего предпринимательства должны активизировать структурную перестройку отраслей экономики в соответствии с задачами Стратегии социально-экономического развития города до 2020 года.
Раздел 7. План мероприятий по реализации муниципальной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Нижний Тагил на 2013-2015 годы"
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации города Нижний Тагил Свердловской области от 28 июня 2013 г. N 1499 "О внесении изменений в муниципальную... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.