Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития муниципального образования "город Нижний Тагил" до 2020 года, одобренной Решением Нижнетагильской городской Думы от 22.11.2011 N 53-П (далее - Стратегия), развитие малого и среднего предпринимательства является инструментом по достижению одной из основных целей Стратегии - диверсификации экономики города.
Малый и средний бизнес - это один из важнейших элементов социально-экономического развития города, как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Малое и среднее предпринимательство создает новые рабочие места, наиболее динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса, способствует увеличению налоговых поступлений в бюджет.
В городе Нижний Тагил на 1 января 2012 года число субъектов малого и среднего предпринимательства составляет 12043 единиц, из них 3161 малых и средних предприятий и 8882 индивидуальных предпринимателей.
Численность занятых в малом и среднем бизнесе увеличилась за 2011 год на 7% и составляет 45,2 тыс. человек, или 24,2% общей численности занятых в экономике города.
Из общего объема оборота розничной торговли (с учетом розничных рынков и ярмарок) и общественного питания на долю субъектов малого предпринимательства приходится 58,0% всего оборота.
Доля малых и средних предприятий в общегородском объеме отгруженных товаров, работ и услуг собственного производства организаций составила за 2011 год 5,29%.
Отраслевая структура малого и среднего предпринимательства города носит ярко выраженный коммерческий характер. Наиболее привлекательной для малого и среднего бизнеса является сфера оптовой и розничной торговли, так как здесь не требуется вложения долгосрочных инвестиций, оборудования, производственной базы, значительно ниже уровень риска. К ней относится 48,8% общего числа субъектов малого и среднего бизнеса и занято 36,0% общего числа работающих в малом и среднем предпринимательстве.
Второе место по количеству субъектов занимают субъекты, осуществляющие операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг - 14,6% (занято 21,3% работающих).
Существенна роль малого и среднего предпринимательства в отраслях транспорта и связи - 11,2% (занято 7,1% работающих) и строительства - 11,1% (занято 11,0% работающих).
Производственную деятельность осуществляют 6,4% от общего количества субъектов малого и среднего бизнеса, и занято 13,5% работающих.
Предоставлением прочих коммунальных, социальных и персональных услуг занимаются 5,5% субъектов, и занято 3,4% работающих в малом и среднем предпринимательстве.
Результаты маркетинговых исследований в сфере малого и среднего предпринимательства, анализ статистических показателей, результаты опросов, совещаний, круглых столов, заседаний Совета по развитию малого и среднего предпринимательства, итоги реализации муниципальных программ позволяют выделить как положительные факторы, способствующие развитию малого и среднего предпринимательства в городе, так и проблемы, препятствующие становлению данного сектора экономики.
Положительные факторы:
- в целом высокая инвестиционная привлекательность города, как второго по величине города Свердловской области, крупного промышленного центра с высоким экспортным потенциалом;
- выгодное транспортно-логистическое положение города: Нижний Тагил находится на расстоянии 133 км от города Екатеринбурга, хорошо развита инфраструктура автомобильного и железнодорожного транспорта;
- наличие уникального туристско-рекреационного ресурса обуславливает дополнительные возможности развития сферы услуг в городе;
- активная позиция Администрации города в поддержке малого и среднего бизнеса:
- за 2001-2009 годы реализованы четыре муниципальные целевые программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Нижний Тагил;
- на протяжении более 7 лет функционирует первый в области Центр консультаций и согласований для субъектов малого и среднего предпринимательства;
- с 2002 года действует Совет по малому предпринимательству при Главе города, который в 2008 году преобразован в Совет по развитию малого и среднего предпринимательства в городе Нижний Тагил;
- в настоящее время выполняется долгосрочная муниципальная программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Нижний Тагил на 2010-2012 годы" с привлечением средств федерального и областного бюджетов на условиях софинансирования. Выделение финансовых средств из федерального и областного бюджетов позволило внедрить действенные механизмы, в первую очередь финансовой поддержки, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства;
- в 2011 году проведены масштабные маркетинговые исследования в сфере малого и среднего предпринимательства. В рамках исследований проведена оценка состояния предпринимательской среды, оценена инвестиционная привлекательность отраслей малого и среднего бизнеса, разработаны отраслевые стратегии развития малого и среднего предпринимательства. Проведен анализ развития системы поддержки малого и среднего бизнеса. Результаты исследований лягут в основу разработки стратегии развития малого и среднего предпринимательства в городе и мер по совершенствованию муниципальной системы поддержки малого и среднего бизнеса;
- действие на территории организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса. Основным элементом инфраструктуры поддержки является Нижнетагильский муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства (НТМФПП), учрежденный Администрацией города Нижний Тагил и Центром содействия предпринимательству Свердловской области в декабре 1999 года. В городе осуществляют деятельность некоммерческие организации и общественные объединения предпринимателей: Торгово-промышленная палата города Нижний Тагил, некоммерческие партнерства "Дом предпринимателя", "Объединение "Союз - НТ", "Нижнетагильская гильдия риэлтеров", "Правовое содействие", "Союз малого и среднего бизнеса Горнозаводского округа", Совет директоров предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности города, Нижнетагильское местное отделение ОО "Опора России" и др.;
- наличие на территории города собственной образовательной базы. В городе расположены учреждения всех уровней образования, выпускающие специалистов по широкому кругу профессий;
- включение в состав муниципального образования 22 сельских территорий открывает дополнительные возможности для развития малого бизнеса в сельском хозяйстве;
- развитая финансовая инфраструктура: на 1 января 2012 года в городе действуют 1 городской банк и 33 банка регионального и федерального значения, включая филиалы, отделения, представительства и дополнительные офисы; 31 страховая компания.
Основными проблемами, препятствующими развитию малого и среднего предпринимательства в городе, являются:
1) недостаток собственных финансовых средств у субъектов малого и среднего предпринимательства, трудности в привлечении финансовых ресурсов на развитие бизнеса, особенно на стадии становления бизнеса:
2) недостаточное развитие механизмов финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства на ранних стадиях развития;
3) недостаток доступных производственных и офисных площадей;
4) административные барьеры, усложненность системы согласований и контроля за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства;
5) недостаточное развитие организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
6) недостаточность навыков ведения бизнеса, опыта управления, юридических и экономических знаний;
7) неурегулированность социально-трудовых отношений в сфере малого и среднего предпринимательства;
8) недостаточное развитие выставочно-ярмарочной деятельности;
9) слабая общественная активность большинства предпринимателей, их разобщенность, недостаточная развитость общественных объединений предпринимателей.
Программно-целевой подход позволяет переориентировать политику органов государственной власти и органов местного самоуправления на создание и реализацию адресных программ развития инфраструктурных объектов поддержки малого и среднего предпринимательства, развития востребованных механизмов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, что позволит целенаправленно и эффективно использовать бюджетные средства.
Возможные риски (негативные факторы) в ходе реализации Программы и способы их минимизации приведены в таблице:
Возможные риски (негативные факторы) |
Способы минимизации |
Изменения федерального и областного законодательства в части государственной и муниципальной поддержки и развития малого и среднего предпринимательства и предметов ведения органов государственной власти и органов местного самоуправления |
Проведение регулярного мониторинга планируемых изменений в федеральное и областное законодательство и своевременная корректировка муниципальных нормативных правовых актов |
Недостаточность получаемой информации (от органов государственной статистики, по результатам проводимых мониторингов, исследований и др.) о состоянии и проблемах сектора малого и среднего предпринимательства |
Разработка методик и изучение опыта других территорий по оценке развития субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях неопределенности информации. Привлечение общественных объединений предпринимателей, организаций инфраструктуры поддержки для проведения мониторинга состояния малого и среднего предпринимательства |
Недостаток бюджетных средств для обеспечения реализации мероприятий Программы |
Определение приоритетов для первоочередного финансирования. Оценка эффективности бюджетных вложений |
Утеря актуальности мероприятий Программы |
Ежегодный анализ эффективности проводимых мероприятий Программы. Возможно перераспределение средств внутри разделов Программы. Постоянные консультации с субъектами малого и среднего предпринимательства и организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства |
Недоверие субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, к полезности и доступности мероприятий Программы |
Постоянное информирование субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, об осуществляемых мероприятиях с использованием разнообразных каналов коммуникаций передачи информации. Пропаганда успешных проектов Программы |
Целесообразность разработки Программы, реализующей программно-целевой подход к решению проблем развития малого и среднего предпринимательства, определяется следующими факторами:
1) необходимость системного подхода к предоставлению государственной и муниципальной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
2) наличие сложно решаемых и разнообразных по характеру проблем, с которыми сталкиваются субъекты малого и среднего предпринимательства, что определяет необходимость системного подхода к их решению, согласования отдельных направлений государственной и муниципальной политики по содержанию, технологиям реализации и по времени осуществления;
3) необходимость определения целей, задач, состава и структуры мероприятий и запланированных результатов;
4) важность концентрации ресурсов по реализации мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам в сфере развития малого и среднего предпринимательства;
5) необходимость реализации комплекса взаимоувязанных мероприятий по повышению результативности государственных и муниципальных финансовых и материальных вложений.
Системный подход к разработке Программы предусматривает использование всех возможных способов развития малого и среднего предпринимательства, в том числе организационных, методических и технических.
Комплексность мероприятий Программы предусматривает:
1) выбор и реализацию мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства на основе прогнозирования рисков социально-экономической ситуации в городе;
2) социальное, экологическое и экономическое обоснование предлагаемых мероприятий Программы;
3) концентрацию финансовых средств и организационных усилий Программы на значимых направлениях деятельности.
Программа будет способствовать реализации единой государственной и муниципальной политики в области поддержки и развития малых и средних форм предпринимательства.
Таким образом, в рамках решения задач, определенных Стратегией социально-экономического развития города Нижний Тагил до 2020 года, актуальной становится необходимость выработки и реализации системного подхода к предоставлению государственной и муниципальной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и существенному расширению механизмов государственной и муниципальной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Проведение эффективной последовательной политики в вопросе развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, решение его проблем позволит провести диверсификацию экономики, создать новую движущую силу экономического роста города Нижний Тагил.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.