Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программно-целевым методом
Содействие развитию малого и среднего предпринимательства определено областной государственной целевой программой "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области" на 2011-2015 годы.
В современных условиях одним из важнейших элементов социально-экономического развития муниципального образования является малое и среднее предпринимательство, как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Малый и средний бизнес создает новые рабочие места, наиболее динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса, способствует увеличению налоговых поступлений в бюджет.
Малое и среднее предпринимательство в связи с отсутствием серьезных финансовых резервов является наиболее незащищенным от внешних воздействий сектором экономики. В то же время оно должно быть доступно для всех социальных слоев населения, безопасно и относительно просто при осуществлении хозяйственной деятельности. Достижение такой доступности требует системной государственной и муниципальной поддержки.
Исходя из социальной значимости МСП, муниципальная политика в отношении данного сектора экономики должна быть направлена на решение следующих задач:
- формирование благоприятных условий для обеспечения занятости и самозанятости населения на основе личной творческой и финансовой инициативы как средства повышения материального благосостояния и возможности самореализации граждан;
- включение максимально широкого круга экономически активной части населения из различных социальных слоев общества в процесс социально-экономических реформ на основе приобретения практического опыта в бизнесе, развития правовой культуры и этики деловых отношений;
- увеличение числа мелких и средних собственников недвижимого имущества среди представителей малого и среднего бизнеса за счет приватизации государственного и муниципального имущества;
- насыщение отдельных, неперспективных для крупного бизнеса сегментов рынка товарами и услугами. Поиск новых сегментов рынка, развитие инфраструктуры рынка товаров и услуг на основе потенциальной способности субъектов МСП гибко реагировать на изменения рыночной конъюнктуры;
- привлечение частных инвестиций и личных накоплений граждан в реальный сектор экономики;
- увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от малых v средних предприятий за счет роста деловой активности и обеспечения прозрачности бизнеса.
В практической деятельности настоящая Программа подразумевает два основных направления: защита интересов МСП и создание общих благоприятных условий для его развития.
Система комплексной поддержки МСП должна включать следующие обязательные элементы:
- необходимую нормативно-правовую базу, в том числе Программу развития МСП;
- развитую инфраструктуру поддержки МСП, обеспечивающую научно-методическое, информационное, образовательное и консультационное сопровождение начинающих и действующих предпринимателей;
- обеспечение предпринимателям доступа к материальным и финансовым ресурсам, необходимым для создания и развития бизнеса;
- содействие в расширении рынков сбыта производимых товаров и услуг;
- надежную защиту прав и законных интересов предпринимателей;
- взаимодействие между бизнесом в лице объединений предпринимателей и властью.
Основным источником финансирования текущей деятельности предприятий и средствами на развитие по-прежнему остаются личные сбережения предпринимателей. Привлечение заемных и кредитных ресурсов остается для предпринимателей достаточно проблематичным, в основном по причине отсутствия положительной кредитной истории и гарантийной поддержки.
Барьеры, существующие в сфере развития предпринимательства в городе можно условно разделить на две группы: проблемы, обусловленные состоянием внешней среды, и внутренние проблемы предприятий, связанные с неэффективным использованием ресурсов. Среди внешних проблем, в свою очередь, необходимо выделить проблемы общие, то есть препятствующие развитию предпринимательства в России в целом и в Свердловской области, и специфические, характерные только для Артемовского городского округа
Внешние проблемы:
Общие:
- административные барьеры, усложненность системы согласований и контроля за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства;
- недостаточно сформированный положительный имидж предпринимательства;
- ограниченность доступа к финансовым ресурсам, особенно на этапе старта: у начинающих предпринимателей практически нет возможности взять банковский кредит. В связи с этим, как правило, начинающие предприниматели используют так называемый сетевой ресурс, то есть занимают средства на открытие и развитие предприятия у друзей и родственников "под честное слово";
- недостаток статистических данных о структуре и динамике малого бизнеса. Полное отсутствие статистического наблюдения за средним бизнесом, развитие которого рассматривается в экспертных кругах в качестве агента основы дальнейшего экономического роста. Отсутствие данных ведет к неправильному пониманию ситуации в данном секторе, принятию неэффективных решений для развития предпринимательства.
Специфические:
- неразвитость производственной кооперации крупного, среднего и малого бизнеса в городе;
- ограниченность доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к производственным мощностям, аренде и приобретению помещений и оборудования;
- недостаточно развитая выставочно-ярмарочная деятельность;
- недостаточность доступных и качественных информационных, консультационных, маркетинговых, юридических и других услуг;
- неурегулированность социально-трудовых отношений в сфере малого и среднего предпринимательства;
Внутренние проблемы;
- недостаточность навыков ведения бизнеса, опыта управления, юридических и экономических знаний;
- слабая общественная активность большинства предпринимателей, их разобщенность, неразвитость общественных объединений предпринимателей.
Необходимость разработки настоящей Программы и решения задач по развитию предпринимательства обусловлена рядом объективных факторов:
- масштабностью, сложностью и многообразием проблем МСП и необходимостью их интеграции с целью разработки и осуществления комплекса программных мероприятий, взаимоувязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям;
- потребностью в координации усилий органов власти различных уровней и негосударственных организаций, в том числе общественных объединений предпринимателей, для решения проблем предпринимателей
Малый и средний бизнес стал существенным фактором экономического развития Артемовского городского округа. В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа, в том числе относится - создание условий для развития малого и среднего предпринимательства. В рамках реализации указанного полномочия Администрация Артемовского городского округа в течение ряда лет создавала условия для развития предпринимательской активности в городском округе, что подтверждает положительная динамика развития предпринимательства в Артемовском городском округе (таблица N 1, таблица N 2).
Таблица 1
Показатели развития
малого и среднего предпринимательства Артемовского городского округа за 2008-2010 годы
Наименование показателей |
2008 |
2009 |
2010 |
2010 г. к 2008 г., % |
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), единиц. |
1221 |
1222 |
1385 |
113,4 |
в том числе индивидуальных предпринимателей |
1162 |
1146 |
1309 |
112,7 |
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства на 1000 жителей, единиц |
20,4 |
20,5 |
23,3 |
114,2 |
Доля МП в экономике муниципального образования по: |
|
|
|
|
- объему розничной торговли и общественного питания, % |
97,1 |
95,4 |
89,2 |
91,9 |
- поступлению средств в доходную часть бюджета города, % |
7,3 |
7,1 |
7,7 |
105,5 |
За последние три года число субъектов малого и среднего предпринимательства возросло на 13,4 процентов с 1221 в 2008 году до 1385 по состоянию на 01.01.2011; в том числе без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей) на 12,7 процентов с 1162 в 2008 году до 1309 по состоянию на 01.01.2011. Малое предпринимательство представлено в различных видах экономической деятельности: обрабатывающих производствах и строительстве, ремонте автотранспортных средств и бытовых изделий, в транспорте и связи. Особенно динамично развивается потребительский рынок.
В настоящее время на долю субъектов малого предпринимательства приходится 89,2% объема оборота розничной торговли и общественного питания. Доля субъектов малого предпринимательства в доходной части бюджета города - 7,7%.
Анализ основных индикаторов положения малого бизнеса позволяет сделать выводы о преобладании положительных тенденций в области развития малого и среднего предпринимательства. Положительную динамику в последние годы демонстрируют практически все значимые показатели развития данного сектора экономики.
Таблица 2
Оборот розничной торговли
и общественного питания Артемовского городского округа (млн. руб.)
Наименование показателя |
2008 |
2009 |
2010 |
2009 г. к 2008 г., % |
Оборот розничной торговли |
2256,1 |
2326,3 |
2532,8 |
103,1 |
в том числе субъекты МП |
2140,3 |
2229,3 |
2182,8 |
104,2 |
Оборот общественного питания |
124,3 |
102,1 |
102,7 |
82,1 |
в том числе субъекты МП |
101,0 |
87,7 |
89,0 |
86,8 |
По данным государственной статистики, оборот розничной торговли и общественного питания за три последних года возрос на 14 процентов и составил в 2010 году 2635,5 млн. рублей против 2308,4 млн. рублей в 2008 году, у субъектов малого предпринимательства рост составил 1,3 процентов: 2271,8 млн. рублей в 2010 году против 2241,3 в 2008 году. Среднемесячный объем розничного товарооборота за 2008 год на душу населения составил 3141 рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.