Уставный Суд Свердловской области в составе заместителя председателя Суда А.О. Казанцева, судей Н.А. Жилина, Н.Г. Крисько, В.Д. Мостовщикова,
с участием представителя Региональной энергетической комиссии Свердловской области С.Г. Нагибина,
руководствуясь пунктом 4 статьи 56 Устава Свердловской области, статьями 4, 37, 72, 83, 84, 85 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу Свердловской области Постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 18 сентября 2012 года N 150-ПК "Об утверждении предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, сообщении муниципального образования "город Екатеринбург".
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение гражданина Н.В. Новикова. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Уставу Свердловской области оспариваемые заявителем нормы.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Н.А. Жилина, объяснения представителя органа, принявшего оспариваемый акт, мнение В.А. Алферова - представителя приглашенного в судебное заседание Уполномоченного по правам человека в Свердловской области, исследовав материалы дела, Уставный Суд Свердловской области установил:
1. В Уставный Суд Свердловской области обратился гражданин Новиков Николай Витальевич с запросом о соответствии Уставу Свердловской области Постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 18 сентября 2012 года N 150-ПК "Об утверждении предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, сообщении муниципального образования "город Екатеринбург" (далее - Постановление РЭК N 150).
Постановлением РЭК N 150 утвержден новый предельный тариф на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, сообщении муниципального образования "город Екатеринбург" в размере двадцати трех рублей за поездку и за место багажа (пункт 1); распространено действие ранее принятых Разъяснений на новый тариф (пункт 2); признаны утратившими силу нормы, устанавливавшие прежние предельные тарифы (пункт 3).
Заявитель полагает, что Постановлением РЭК N 150 нарушены его права, поскольку оно принято в отсутствие федеральных законов и законов Свердловской области, определяющих основы установления предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, сообщении, что, по его мнению, обязательно. В связи с этим принятие оспариваемого нормативного акта произведено с нарушением Устава Свердловской области. Обоснованность предельного тарифа заявителем не оспаривается. Уставный Суд принимает постановление только по предмету, указанному в обращении (пункт 2 статьи 72 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области").
Таким образом, предметом рассмотрения Уставным Судом в данном деле является Постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 18 сентября 2012 года N 150-ПК "Об утверждении предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, сообщении муниципального образования "город Екатеринбург" за исключением обоснованности размера предельного тарифа, который может быть предметом отдельного запроса.
2. Вопрос о регулировании стоимости проезда в городском пассажирском транспорте уже был предметом рассмотрения Уставного Суда Свердловской области. Из правовых позиций Уставного Суда Свердловской области, выраженных в Постановлении от 3 октября 2002 года по делу "О соответствии Уставу Свердловской области пункта 23 Положения "О муниципальном унитарном предприятии города Екатеринбурга... и постановления Главы муниципального образования "город Екатеринбург" от 23 января 2002 года N 74 "О повышении стоимости проезда в городском пассажирском транспорте" (далее - Постановление от 3 октября 2002 года) следует, что регулирование порядка установления цен (тарифов) на перевозку пассажиров городским общественным транспортом производится на основании Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" и принятым в его исполнение Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)". Указанным Постановлением Правительства утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Согласно части 5 данного Перечня, государственное регулирование цен (тарифов) на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта) закреплено за органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Вышеназванные Указ Президента Российской Федерации и Постановление Правительства Российской Федерации в силу статей 90 (пункт 2) и 115 (пункт 2) Конституции Российской Федерации являются обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации.
Соответственно, регулирование цен (тарифов) на перевозки пассажиров и багажа всеми видами городского общественного транспорта, независимо от его ведомственной принадлежности и формы собственности, в том числе и предприятиями пассажирского транспорта общего пользования, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Эти правовые позиции Уставного Суда Свердловской области сохраняют свою силу и являются обязательными для применения в данном деле.
3. Уставом Свердловской области предусмотрено, что Правительство Свердловской области формирует областные исполнительные органы государственной власти Свердловской области, которые осуществляют государственное управление в одной из отраслей экономики, либо социальной сферы, или межотраслевое государственное управление на всей территории Свердловской области (пункты 1 и 2 статьи 54). Региональная энергетическая комиссия Свердловской области входит в систему областных исполнительных органов государственной власти Свердловской области (Указ Губернатора Свердловской области от 22 июня 2012 года N 427-УГ).
В соответствии с пунктом 2 Положения о Региональной энергетической комиссии Свердловской области, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 13 ноября 2010 года N 1067-УГ, Региональная энергетическая комиссия является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов, расценок, наценок, надбавок, индексов, ставок, размеров платы). Одним из возложенных на Комиссию полномочий является установление тарифов на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении, за исключением железнодорожного транспорта (подпункт 5 пункта 10 Положения о РЭК Свердловской области). Оспариваемое заявителем Постановление РЭК N 150-ПК принято в пределах полномочий, предоставленных ей Положением о Региональной энергетической комиссии Свердловской области. Данные нормы заявителем не оспариваются. Таким образом, Региональная энергетическая комиссия Свердловской области, являясь областным исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномочена осуществлять регулирование тарифов на перевозки пассажиров и багажа.
Следовательно, с учетом правовых позиций Уставного Суда Свердловской области, изложенных в Постановлении от 3 октября 2002 года, и полномочий Региональной энергетической комиссии по регулированию тарифов, Постановление РЭК N 150 "Об утверждении предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, сообщении муниципального образования "город Екатеринбург" не нарушает прав заявителя и не противоречит Уставу Свердловской области.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", пунктом 4 статьи 56 Устава Свердловской области, статьями 76, 77, 86 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области", Уставный Суд постановил:
1. Признать Постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 18 сентября 2012 года N 150-ПК "Об утверждении предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, сообщении муниципального образования "город Екатеринбург" соответствующим Уставу Свердловской области.
2. Настоящее Постановление обжалованию не подлежит, вступает в законную силу немедленно после его провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.
3. Настоящее Постановление подлежит обязательному опубликованию в семидневный срок в "Областной газете", а также должно быть опубликовано в "Собрании законодательства Свердловской области" и в "Вестнике Уставного Суда Свердловской области".
Уставный Суд Свердловской области
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Уставного Суда Свердловской области от 8 ноября 2013 г. "По делу о соответствии Уставу Свердловской области Постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 18 сентября 2012 года N 150-ПК "Об утверждении предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, сообщении муниципального образования "город Екатеринбург" в связи с запросом гражданина Н.В. Новикова"
Настоящее постановление вступает в силу после его провозглашения
Текст постановления опубликован в "Областной газете" от 14 ноября 2013 г. N 546-548 стр. 9; в "Собрании законодательства Свердловской области" от 20 декабря 2013 г., N 11-1 (2013), ст. 2137