Решение Свердловского областного суда от 1 ноября 2012 г. по делу N 3-121/2012
Свердловский областной суд в составе:
судьи Свердловского областного суда Суханкина А.Н.,
с участием прокурора Куриловича И.А.,
при секретаре С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <...> по заявлению С.Р. о признании недействующим подпункта 1 пункта 18 Положения о порядке и условиях признания государственного гражданского служащего Свердловской области нуждающимся в улучшении жилищных условий, учета государственных гражданских служащих Свердловской области, имеющих право на получение субсидии для осуществления части расходов на приобретение жилого помещения за счет средств областного бюджета и нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления указанной субсидии и определения ее размера, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 18 июня 2007 года N 592-УГ, в редакции Указа Губернатора Свердловской области от 22 декабря 2009 года N 1157-УГ, установил:
Указом Губернатора Свердловской области от 18 июня 2007 года N 592-УГ утверждено Положение о порядке и условиях признания государственного гражданского служащего Свердловской области нуждающимся в улучшении жилищных условий, учета государственных гражданских служащих Свердловской области, имеющих право на получение субсидии для осуществления части расходов на приобретение жилого помещения за счет средств областного бюджета и нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления указанной субсидии и определения ее размера (далее Положение).
Первоначальный текст документа опубликован в изданиях: "Областная газета", N 212-213, 29 июня 2007 года; "Собрание законодательства Свердловской области", 16 августа 2007 года, N 6 (июнь 2007), ст. 764.
Указами Губернатора Свердловской области от 22 декабря 2009 года N 1157-УГ, от 12 апреля 2011 года N 281-УГ, от 03 июня 2011 года N 485-УГ, от 05 июля 2011 года N 608-УГ в рассматриваемый нормативный правовой акт вносились изменения.
Указом Губернатора Свердловской области от 22 декабря 2009 года N 1157-УГ Положение было изложено в новой редакции.
Текст названного документа был опубликован в изданиях: "Областная газета", N 403-404, 29 декабря 2009 года; "Собрание законодательства Свердловской области", 01 марта 2010 года, N 12 (декабрь 2009), ст. 1913.
В пункте 1 Положения определено, что оно устанавливает условия и порядок предоставления государственным гражданским служащим Свердловской области (далее - служащие) субсидий для осуществления части расходов на приобретение жилого помещения за счет средств областного бюджета (далее - субсидии), в том числе порядок признания служащего нуждающимся в улучшении жилищных условий, учета служащих, имеющих право на получение субсидии и нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - учет служащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий), предоставления указанной субсидии и определения ее размера.
Согласно подпункту 1 пункта 18 Положения служащий снимается с учета служащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в случае прекращения служащим государственной гражданской службы, за исключением прекращения государственной гражданской службы в случаях, указанных в пункте 8 настоящего Положения.
С.Р. обратился в суд с заявлением о признании недействующим подпункта 1 пункта 18 Положения.
В обоснование своих требований указал, что оспариваемая норма регионального акта противоречит пункту 3 статьи 13 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", а также пункту 3 статьи 1 и пунктам 2, 6, 8 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации. Данная норма нарушает его права, поскольку на основании подпункта 1 пункта 18 Положения он в связи с увольнением по сокращению с государственной гражданской службы <...> был снят с учета служащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий (имеющих право на получение субсидии). Вместе с тем, право на получение субсидии должно сохраняться после увольнения с государственной гражданской службы по сокращению, как это предусмотрено названной нормой закона "О занятости населения в Российской Федерации".
В судебном заседании С.Р., его представитель С.С. требования заявления поддержали.
Представитель Губернатора Свердловской области Т. требования заявления не признала. Суду пояснила, что оспариваемый нормативный акт принят в пределах полномочий субъекта Российской Федерации в полном соответствии с действующим законодательством.
Обсудив доводы С.Р., выслушав возражения представителя заинтересованного лица Т., исследовав представленные доказательства, заслушав заключение прокурора Свердловской областной прокуратуры, в котором он указывал о необоснованности требований заявителя, суд не находит оснований для признания нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации является предметом регулирования Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее Федеральный закон).
В статье 4 Федерального закона закреплен принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон наряду с основными гарантиями гражданских служащих (статья 52), в статье 53 предусмотрел возможность предоставления дополнительных государственных гарантий.
В частности, согласно пункту 4 этой статьи гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных этим Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Регулирование вопросов государственной гражданской службы Свердловской области осуществляется Законом Свердловской области от 15 июля 2005 N 84-ОЗ "Об особенностях государственной гражданской службы Свердловской области" (далее Закон Свердловской области).
В пункте 1 статьи 48 названного Закона Свердловской области, также основанной на указанном выше принципе, в качестве дополнительной гарантии установлено, что государственным гражданским служащим Свердловской области при прохождении государственной гражданской службы Свердловской области может быть предоставлено право на получение субсидии для осуществления части расходов на приобретение жилого помещения, предоставляемой за счет средств областного бюджета.
В развитие пункта 3 данной статьи, устанавливающей, что условия и порядок предоставления государственным гражданским служащим Свердловской области субсидий для осуществления части расходов на приобретение жилого помещения устанавливаются нормативными правовыми актами Свердловской области, принимаемыми Губернатором Свердловской области, указом Губернатора Свердловской области было утверждено Положение, отдельная норма которого оспаривается заявителем.
Анализируя оспариваемый пункт Положения, устанавливающий, что прекращение служащим государственной гражданской службы является основанием снятия его с учета служащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий (имеющих право на получение субсидии), суд приходит к выводу о его соответствии требованиям пункта 4 статьи 53 Федерального закона и статьи 48 Закона Свердловской области, по смыслу которых рассматриваемая субсидия является дополнительной государственной гарантией, предоставляемой гражданским служащим в период прохождения ими гражданской службы, а не после увольнения со службы.
Суд не находит оснований согласиться с доводами заявителя о несоответствии оспариваемого нормативного положения требованиям пункта 3 статьи 13 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", согласно которому гражданам, увольняемым из организаций, от индивидуального предпринимателя в связи с сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, в соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями) гарантируются после увольнения сохранение очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы.
Указанная норма содержит гарантию сохранения очереди на получение жилья и не связана с регулированием порядка и условий предоставления субсидии, предусмотренной оспариваемым в части актом.
При этом, указывая о неприменимости названной нормы, суд также исходит из того, что предоставление рассматриваемой субсидии в качестве дополнительной государственной гарантии обусловлено самостоятельным правовым регулированием отношений, связанных с прохождением государственной гражданской службы, а также правовым положением (статусом) государственных гражданских служащих.
Не могут быть приняты и доводы заявителя о противоречии оспариваемой нормы нормам жилищного законодательства, поскольку отношения, связанные с предоставлением рассматриваемой субсидии, не охватываются объемом жилищных правоотношений (статья 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решил:
в удовлетворении заявления С.Р. о признании недействующим подпункта 1 пункта 18 Положения о порядке и условиях признания государственного гражданского служащего Свердловской области нуждающимся в улучшении жилищных условий, учета государственных гражданских служащих Свердловской области, имеющих право на получение субсидии для осуществления части расходов на приобретение жилого помещения за счет средств областного бюджета и нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления указанной субсидии и определения ее размера, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 18 июня 2007 года N 592-УГ, в редакции Указа Губернатора Свердловской области от 22 декабря 2009 года N 1157-УГ - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья |
А.Н. Суханкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Свердловского областного суда от 1 ноября 2012 г. по делу N 3-121/2012
Текст решения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru