Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика проблем, на решение которых направлена государственная программа
Государственная программа "Развитие здравоохранения Свердловской области на 2013-2015 годы" (далее - Программа) представляет собой комплекс социально-экономических, медицинских, организационных, финансовых и других мероприятий, направленных на реализацию целей и задач, стоящих перед здравоохранением Свердловской области.
Программа разработана в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Свердловской области, регулирующими вопросы охраны здоровья граждан.
Свердловская область является промышленно развитым регионом Российской Федерации. Площадь ее территории составляет 194,8 тыс. кв.км. В область входят 94 муниципальных образования, среди них 68 городских округов, 5 муниципальных районов, 5 городских и 16 сельских поселений. Плотность населения составляет 23 человека на 1 кв.км. В сельской местности проживает 16,5% населения Свердловской области. На большом протяжении территория области характеризуется низкой плотностью расселения, труднодоступностью, слабо развитой транспортной и социальной инфраструктурой. Значительная часть населения области проживает на территориях с высоким уровнем экологической и химической нагрузки, оказывающими существенное влияние на заболеваемость населения. На территории области расположены 3900 промышленных предприятий.
Численность населения Свердловской области на 1 января 2012 года составила 4307,6 тыс. человек. В структуре населения доля детей в возрасте 0-17 лет составляет 18%, лиц трудоспособного возраста - 63,5%, лиц в возрасте старше трудоспособного - 23 процента.
Возрастная структура населения продолжает ухудшаться, удельный вес трудоспособного населения сократился на 5,3% за 10 лет, а удельный вес лиц старше трудоспособного возраста увеличился на 5,7% за 10 лет. Таким образом, в Свердловской области наблюдается устойчивый процесс старения населения, что увеличивает нагрузку на экономику, систему здравоохранения и снижает потенциал воспроизводства населения.
В 2012 году в области зарегистрировано 61,4 тыс. человек, родившихся живыми, что на 3,4 тыс. человек больше в сравнении с предыдущим годом. Показатель рождаемости в 2011 году составил 13,5 на 1000 населения, что на 7,1% выше, чем средний уровень рождаемости по Российской Федерации. Показатель рождаемости в 2012 году составил 14,3 на 1000 населения. В сравнении с 2000 годом в Свердловской области наблюдается прирост показателя рождаемости на 70,2 процента.
В 2012 году в Свердловской области зарегистрировано 59913 умерших, это на 901 человека меньше, чем в 2011 году. Показатель общей смертности составил 13,9 на 1000 населения. С 2000 по 2012 годы в Свердловской области показатель уменьшился на 16,3 процента.
Смертность трудоспособного населения Свердловской области в 2012 году составила 6,1 на 1000 трудоспособного населения. За последние пять лет этот показатель снизился на 10,3 процента. Удельный вес лиц трудоспособного возраста в числе умерших всех возрастов ежегодно уменьшается (с 29,8% в 2007 году до 27% в 2011 году), что свидетельствует о положительных изменениях в общей структуре смертности.
Наблюдаемые в последние годы прирост рождаемости и уменьшение смертности обусловили благоприятную тенденцию уменьшения коэффициента естественной убыли населения Свердловской области. Так, за период с 2000 по 2011 годы показатель естественной убыли уменьшился с (-) 8,2 до (-) 0,6 на 1000 населения. В Российской Федерации естественная убыль населения в 2011 году имела большее значение и составляла (-) 0,9 на 1000 населения. Впервые с 1990 года в 2012 году зафиксирован естественный прирост населения (+) 0,4 на 1000 населения.
Основными причинами смерти населения Свердловской области являются болезни системы кровообращения (53,8%), злокачественные новообразования (16,2%), травмы и отравления (11,98%). На долю всех остальных причин смерти приходится 18 процентов.
В структуре общей смертности показатель смертности жителей Свердловской области от болезней системы кровообращения составил 7,49 случая на 1000 населения (Российская Федерация - 7,29). Показатель смертности от новообразований составил 2,25 случая на 1000 населения (Российская Федерация - 2,01). Смертность населения Свердловской области от травм и отравлений составила 1,67 случая на 1000 населения (Российская Федерация - 1,25). По всем трем основным причинам показатели превышают среднероссийские значения. Таким образом, несмотря на серьезные финансовые и организационные инвестиции и позитивную динамику показателей работы служб, интегральные социально-демографические показатели не улучшились.
Сохраняется благоприятная тенденция уменьшения показателя младенческой смертности. С 2000 года в Свердловской области смертность детей в возрасте до 1 года уменьшилась в 2,1 раза. Показатель материнской смертности за последние пять лет имеет тенденцию к снижению: с 33,0 случаев (на 100000 родившихся живыми) в 2008 году до 12,4 в 2012 году.
Структура зарегистрированных заболеваний не изменяется. У взрослого населения на первом месте регистрируются заболевания органов дыхания - 27%, второе место занимают болезни системы кровообращения - 12%, на третьем месте - болезни костно-мышечной системы - 7%, на четвертом - болезни глаза - 7%, на пятом - травмы и отравления - 7 процентов.
Заболеваемость детей в последние годы остается на высоком уровне и составляет 2279,9 на 1000 детского населения. Чаще у детей регистрируются болезни органов дыхания (в 55,2% случаев), данные свидетельствуют о том, что каждый ребенок в среднем хотя бы один раз в год болеет острым респираторным заболеванием или гриппом. На втором месте - болезни глаза - 5,1%. Травмы у детей занимают третье место в структуре заболеваний - 4,4%, на том же уровне заболевания кожи и подкожной клетчатки.
В Свердловской области значительно выше среднероссийских показателей уровни заболеваемости отдельными социально значимыми болезнями: туберкулезом - 110,3 на 100000 населения (РФ - 73), ВИЧ-инфекцией - 121,2 на 100000 населения (РФ - 45,5), наркоманией - 30,5 на 100000 населения (РФ - 17,8). Заболеваемость злокачественными новообразованиями составила 379,41 на 100000 населения (РФ - 355,9), увеличившись в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 5,2 процента.
Улучшение социально-экономических условий жизни населения Свердловской области, мероприятия приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, деятельность системы здравоохранения и служб, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, а также комплекс мер по стимулированию рождаемости во многом обусловили благоприятные изменения медико-демографической ситуации в Свердловской области. Замедлились темпы естественной убыли населения за счет увеличения рождаемости и снижения смертности, что позволяет прогнозировать дальнейшее улучшение основных показателей здоровья населения Свердловской области.
С 2011 года реализуется программа модернизации здравоохранения Свердловской области, позволившая улучшить материально-техническое состояние учреждений здравоохранения, внедрить федеральные стандарты оказания медицинской помощи и информационные технологии. Внедряются в практику положения новых федеральных законов, принятых в 2010 году и определивших вектор развития здравоохранения на ближайшие годы и среднесрочную перспективу.
В 2012 году в областную собственность принято 117 муниципальных учреждений здравоохранения, что позволило оптимизировать управляемость отраслью. Кроме того, были изменены типы учреждений, часть учреждений реорганизована.
Изменилась схема построения областного здравоохранения: 26 ЛПУ в 10 муниципальных образованиях Свердловской области наделены функциями межмуниципальных центров по профилям заболеваний, которые дают наибольшие значения смертности и летальности. В области начата реализация 3-уровневой этапной схемы организации медицинской помощи, что позволит выстроить вертикаль в оказании специализированной медицинской помощи и определить маршрутизацию пациентов. Проводимые мероприятия позволяют решать проблемы доступности медицинской помощи для жителей отдаленных территорий, оказывать ее на качественно новом уровне и существенно влиять на состояние здоровья населения этих территорий.
С 2011 года существенно увеличились объемы финансовых средств, направляемых на здравоохранение. В основном рост финансовой обеспеченности произошел за счет средств региональной программы модернизации здравоохранения и национального проекта "Здоровье": в сравнении с 2010 годом запланированные объемы финансовых средств в отрасли выросли на 24 процента. Значимо увеличились и расходы на 1 жителя.
За 5 лет уровень заработной платы всех категорий медицинского персонала вырос на 47%, а за последний год - на 11-14 процентов. По уровню заработной платы врачей Свердловская область находится в первой десятке субъектов Российской Федерации. Несмотря на рост заработной платы медицинских работников, в отрасли сохраняется и достаточно остро стоит проблема дефицита врачебных кадров, имеются диспропорции в обеспеченности медицинскими кадрами между отдельными территориями, городом и селом, врачами и средним медицинским персоналом, амбулаторно-поликлиническим звеном и стационарами. С целью преодоления кадрового дефицита Министерством здравоохранения Свердловской области разработана и реализуется Концепция кадровой политики здравоохранения Свердловской области, целью которой является укомплектование учреждений здравоохранения медицинскими кадрами на основе научно обоснованной кадровой потребности в соответствии с уровнем развития современного здравоохранения.
Имеющиеся проблемы в здравоохранении Свердловской области оказывают влияние на качество услуг в сфере здравоохранения, удовлетворенность жителей области услугами здравоохранения остается на низком уровне.
Для дальнейшего улучшения и стабилизации ситуации в области охраны здоровья граждан необходимо проведение целого ряда мероприятий по удовлетворению потребностей населения в профилактической, лечебно-диагностической, медико-социальной и лекарственной помощи в рамках нормативов объемов медицинской помощи по ее видам и профилям, что позволит сохранить и улучшить здоровье жителей области, уменьшить прямые и косвенные потери общества за счет снижения заболеваемости и смертности населения на основе обеспечения доступности медицинской помощи путем создания правовых, экономических и организационных условий ее предоставления.
В соответствии с приоритетными задачами Стратегии социально-экономического развития Свердловской области, Программы социально-экономического развития Свердловской области приоритетными направлениями развития здравоохранения Свердловской области являются:
- развитие первичной медико-санитарной помощи и профилактической направленности здравоохранения, оптимизация работы по диспансеризации и профилактическим осмотрам целевых групп населения, дальнейшее укрепление сети и развитие общих врачебных практик, центров здоровья, применение новых форм работы по формированию у населения культуры здорового образа жизни;
- совершенствование скорой медицинской помощи;
- совершенствование специализированной (стационарной) медицинской помощи, в т.ч.:
- совершенствование специализированной медицинской помощи больным с заболеваниями системы кровообращения;
- реализация мероприятий по совершенствованию онкологической помощи населению;
- реализация мероприятий по совершенствованию специализированной травматологической медицинской помощи;
- совершенствование профилактики и ранней диагностики при социально значимых заболеваниях;
- завершение модернизации наркологической службы Свердловской области и создание отделений реабилитации для наркозависимых лиц;
- развитие противотуберкулезной медицинской помощи населению;
- совершенствование медицинской помощи больным ВИЧ-инфекцией;
- модернизация службы охраны здоровья матери и ребенка в Свердловской области, поддержка материнства и детства;
- оптимизация инфраструктуры системы здравоохранения, дальнейшее развитие сети межмуниципальных центров с отработкой эффективных схем маршрутизации, взаимодействия с первичным звеном, стационарами, службой скорой медицинской помощи;
- совершенствование оказания высокотехнологичных видов медицинской помощи жителям Свердловской области;
- переход к преимущественно одноканальному финансированию, внедрение федеральных стандартов оказания медицинской помощи, преодоление кадрового дефицита, повышение квалификации врачей, средних медицинских работников;
- совершенствование системы управления качеством медицинской помощи, развитие современных информационных технологий;
- улучшение медико-демографических показателей (дальнейший рост рождаемости, снижение смертности, достижение естественного прироста населения к 2015 году, увеличение ожидаемой продолжительности жизни).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.