Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 10. Интеграция музеев в индустрию туризма. Музей как торговая марка территории и фактор ее развития
Особый экономический потенциал культурного наследия, его наиболее выдающихся объектов связан с возможностью привлечения туристов и развитием индустрии туризма. Культурный туризм - та сфера, где происходит капитализация культуры. Музеи являются содержательной доминантой культурного туризма. Они предъявляют комплекс объектов показа, создают культурные программы и событийный ряд для различных целевых групп туристов, формируют притягательные торговые марки.
В последние годы приобретают популярность музейные праздники, включающие такие элементы как театрализованные представления, экскурсии, мастер-классы (например, демонстрация техники изготовления традиционной утвари мастерами народных художественных промыслов), ярмарки, вечера, выставки, объединенные общей тематикой. "Музейным" праздник делает особая роль музея, историко-культурная тематика, проведение на музейной территории, "задействованность" музейных объектов, памятников и предметов. Особый интерес вызывают у туристов фольклорно-этнографические праздники под открытым небом, в которые включены элементы нематериального культурного наследия: обряды, ритуалы. Приобщение к народным истокам отвечает потребности возросшего национального самосознания. В музейных праздниках реализуются интерактивные методики, позволяющие включить в действие музейную аудиторию, сделать туриста - музейного посетителя участником событий, происходящих в пространстве музея.
Настоящими событийными мероприятиями, привлекающими немало туристов в Свердловскую область, стали ежегодные музейные мероприятия, такие как День чествования Невьянской наклонной башни Демидовых в ГАУК СО "Невьянский государственный историко-архитектурный музей", фольклорный праздник в ГБУК СО "Нижнесинячихинский музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства им. И.Д. Самойлова" "Яблочный спас", театрализованный праздник "Смена воеводы" в ГБУК СО "Верхотурский государственный историко-архитектурный музей-заповедник".
Из числа муниципальных музеев Свердловской области также можно выделить ряд учреждений, активно использующих данную форму работы с посетителями:
1) муниципальное бюджетное учреждение культуры "Верхнесинячихинское музейное объединение" (четыре подразделения в Муниципальном образовании Алапаевское - поселок Верхняя Синячиха, сёла Арамашево, Костино и Голубковкое);
2) "Висимский музей быта и ремесел", структурное подразделение муниципального бюджетного учреждения Горноуральского городского округа "Музейно-досуговый комплекс", поселок Висим;
3) муниципальное бюджетное учреждение культуры "Объединенный музей писателей Урала", город Екатеринбург;
4) муниципальное бюджетное учреждение культуры "Музей истории Екатеринбурга";
5) муниципальное бюджетное учреждение культуры "Екатеринбургский музейный центр народного творчества "Гамаюн".
Музеям необходимо активнее использовать свои возможности в направлении культурного туризма. В период до 2020 года музеи должны стать активными субъектами туристического рынка, успешно взаимодействующими с турфирмами в формировании, продвижении и реализации туристического продукта на рынках въездного и внутреннего туризма, предлагающими новые возможности для путешественников.
Используя специфические ресурсы и практики, музеи могут воздействовать на развитие позитивного культурного образа территории Свердловской области, способствовать формированию местных торговых марок, привлекающих туристов, инвесторов и исследователей. Музеи должны стать визитной карточкой и одним из основных ресурсов, определяющих позитивный культурный образ территории Свердловской области, а также активно включиться в разработку программ развития, позиционирования и продвижения территории, конструирования ее образов и торговых марок.
Самыми известными культурными образами Урала, в соответствии с проведенными исследованиями, являются персонажи сказов П.П. Бажова - Хозяйка Медной годы, Данила-мастер, Золотой полоз и другие, сказочные богатства уральских недр - драгоценные металлы (золото и платина), драгоценные и полудрагоценные камни, а также тема особого уральского уклада жизни, прославляющего мастерство и трудолюбие (как развитие темы - индустриальный туризм, Горнозаводская цивилизация, река Чусовая, Демидовы и Турчаниновы), тема героев и бунтарей.
Продвижение торговых марок территории средствами массовой информации муниципального, областного и федерального уровней, должны органично войти в программы развития музеев Свердловской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.