Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3. Основные понятия и термины
В настоящей Концепции используются следующие термины и понятия:
1) ведомственные и корпоративные музеи - группа музеев различного профиля, созданные собственниками (министерствами и ведомствами, образовательными учреждениями, корпорациями, промышленными предприятиями) для хранения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций;
2) виртуальный музей - специально созданный веб-сайт, представляющий собой модель музея (в том числе с представлением фондов, экспозиций, научно-методических публикаций, библиотек, тематических экскурсий), не существующего в реальности, либо электронные публикации объединенных по тематическому, региональному, проблемному или иному принципу подборок артефактов, в действительности находящихся в разных местах и не составляющих коллекций;
3) Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации - учетный документ, содержащий основные сведения о каждом музейном предмете и каждой музейной коллекции, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации;
4) детский музей - учреждение музейного типа, для которого характерны ориентация на определенную целевую аудиторию (дети); представляет собой синтетическую форму, являясь одновременно музеем, школой, игровой площадкой, творческой мастерской и клубом; может существовать как самостоятельная структура, входить в состав традиционного музея на правах отдела или филиала, быть частью иных учреждений культуры и образования;
5) единица хранения - предмет или группа предметов, входящих в состав фондов музея, принятый (принятая) в качестве единицы учёта в музейном деле;
6) единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации - государственная информационная система, подключаемая к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме и включающей в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечивается за счет общих принципов формирования реестра, методов и формы ведения реестра;
7) завод-музей - музей, созданный на основе музеефикации промышленного предприятия с целью сохранения и развития его историко-культурной ценности как памятника истории промышленности, науки и техники;
8) комплектование музейных фондов - одно из направлений музейной деятельности по выявлению, сбору, учету и научному описанию музейных предметов, реализующее основную социальную функцию музея, - документирование процессов и явлений, происходящих в природе и обществе;
9) культурное наследие Российской Федерации - материальные и нематериальные объекты культуры, созданные в прошлом и представляющие ценность с эстетической, социально-культурной, исторической, археологической, архитектурной и иных точек зрения, значимые для сохранения и развития культурной самобытности Российской Федерации, этнических и иных культурных сообществ, их вклада в мировую цивилизацию;
10) культурное пространство - сфера распространения определенных устойчивых ценностей, традиций и верований, обеспечивающих существование и развитие культуры и обладающих преемственностью;
11) культурное разнообразие - неповторимость и многообразие форм культуры, проявляющихся в особенностях, присущих различным социально-демографическим группам, этническим, территориальным и иным культурным сообществам, в особенности коренным народам и национальным меньшинствам, являющихся общим достоянием и источником развития человечества;
12) культурные блага - условия и услуги, предоставляемые юридическими и физическими лицами для удовлетворения культурных потребностей граждан, культурных сообществ и общества в целом;
13) культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты, а также предметы религиозного или светского характера, имеющие значение для истории и культуры и относящиеся к категориям, определенным статьей 7 Федерального закона от 15 апреля 1993 года N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей";
14) миссия музея - предназначение (сверхзадача) музея, определяемая как генерирование культуры настоящего и будущего на основе сохранения и актуализации наиболее ценной части всех видов наследия, либо элемент стратегического планирования деятельности конкретного музея, программное заявление, в котором сформулированы главная цель музея, его роль и общественная сущность, принципы его функционирования;
15) музейная аудитория - совокупность всех посетителей музея, включая потенциальных посетителей, классификация которой проводится на основе социально-демографических характеристик и социально-психологических особенностей;
16) музейная коллекция - совокупность культурных ценностей, которые приобретают свойства музейного предмета, только будучи соединенными вместе в силу характера своего происхождения, либо видового родства, либо по иным признакам;
17) музейная коммуникация - процесс передачи и осмысления информации, происходящий между музеем и обществом, базовой формой которой является музейная экспозиция;
18) музейная педагогика - интеграционная научная дисциплина, которая исследует образовательные аспекты музейной коммуникации и методически обеспечивает культурно-образовательную деятельность музея;
19) музейная сеть - целенаправленно формируемая совокупность музеев либо совокупность конкретных групп музеев (определенного профиля, типа), действующих на определенной территории;
20) музейная экспозиция - основная форма презентации музеем историко-культурного наследия в виде искусственно созданной предметно-пространственной структуры, которая является особым синтетическим научно-художественным произведением;
21) музейное дело - область культурной деятельности, нацеленной на обеспечение функционирования музея как учреждения и выполнения им социальных функций музея;
22) музейное собрание - совокупность музейных предметов и их коллекций, научно-вспомогательных материалов (фондов) и средств научно-информационного обеспечения музея (библиотека и архив);
23) музей - некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций;
24) музей-заповедник - разновидность музея, в состав которого помимо экспозиций входят архитектурные, исторические и природные памятники, важные для сохранения историко-культурного и природного наследия региона;
25) музейный предмет - культурная ценность, качество либо особые признаки которой делают необходимым для общества её сохранение, изучение и публичное представление;
26) музейный фонд - совокупность постоянно находящихся на территории Российской Федерации музейных предметов и музейных коллекций, гражданский оборот которых допускается только с соблюдением ограничений, установленных федеральным законодательством;
27) научная концепция экспозиции - теоретическое обоснование музейной экспозиции, документ, содержащий изложение основ экспозиционного замысла и научную трактовку темы экспозиции;
28) нематериальное культурное наследие (нематериальные объекты культуры) - обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия;
29) объект культурного наследия - относящийся к культурному наследию объект культуры, представляющий собой единый комплекс, сочетающий материальные (здания, сооружения, памятники и другие объекты) и нематериальные (наименование, традиции, знания и навыки, историю, культурное пространство и другие нематериальные объекты культуры) компоненты, а также связанное с ними культурное сообщество;
30) общество друзей музея - общественная организация, создаваемая при музее с целью его общественной поддержки (финансовой и организационной);
31) реставрация - комплекс научно-обоснованных проектных разработок и практических мероприятий, обеспечивающих сохранение историко-культурного или природного объекта и выявление его общественной ценности;
32) социокультурная система - культурное наследие, а также общественные институты, посредством которых это наследие в процессе социализации и профессионализации получает нормативную силу;
33) субъекты культурной деятельности - Российская Федерация и субъекты Российской Федерации в лице органов государственной власти, муниципальные образования, физические лица, юридические лица, участвующие в создании и (или) продвижении культурного продукта, сохранении культурных ценностей;
34) уникальные историко-культурные и природные территории - сложившаяся в Российской Федерации форма сохранения и актуализации наследия на основе выделения территорий со значительным количеством памятников, представляющих важный фактор развития и самоидентификации местного социума и рассматриваемых как значимый экономический ресурс;
35) фондохранилище - помещение в музее или отдельное здание, оборудованное для хранения фондов музея;
36) хранение - один из основных видов деятельности музея, предполагающий создание материальных и юридических условий, при которых обеспечивается сохранность музейного предмета и музейной коллекции;
37) экологический музей - тип музея, ориентированный на решение социальных, экономических и культурных проблем местного сообщества, представляющий собой презентацию аутентичных объектов, природно-культурных ресурсов, а также традиционных промыслов и ремесел, бытующих на данной территории.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.