В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 06 февраля 2009 года N 145-ПП "О введении новых систем оплаты труда работников государственных бюджетных учреждений Свердловской области" и постановлением Правительства Свердловской области от 04 августа 2010 г. N 1165-ПП "О введении новой системы оплаты труда работников государственных бюджетных учреждений культуры и искусства Свердловской области" приказываю:
1. Утвердить методические рекомендации для государственных бюджетных учреждений культуры и искусства Свердловской области по переводу работников на новую систему оплаты труда в соответствии с приложением (прилагается).
2. Начальнику отдела обеспечения бюджетного процесса, экономического планирования и прогнозирования, финансового контроля, инвестиционных программ и государственного заказа (И.В. Рудакова) обеспечить организационно-информационное и методическое сопровождение перехода с 1 декабря 2010 года государственных бюджетных учреждений культуры и искусства и муниципальных бюджетных учреждений культуры и искусства Свердловской области на новую систему оплаты труда.
3. Рекомендовать муниципальным образованиям в Свердловской области использовать методические рекомендации по введению новой системы оплаты труда при введении новой системы оплаты труда работников муниципальных бюджетных учреждений культуры.
4. Рекомендовать руководителям государственных автономных учреждений культуры использовать, методические рекомендации, утвержденные для государственных бюджетных учреждений культуры и искусства Свердловской области, для разработки внутренних положений по оплате труда работников.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра культуры и туризма Свердловской области В.Г. Мантурова.
Министр |
А.Ф. Бадаев |
Методические рекомендации
по введению новой системы оплаты труда работников государственных бюджетных учреждений культуры и искусства
(утв. приказом Министерства культуры и туризма Свердловской области
от 31 августа 2010 г. N 163)
Принципы формирования новой системы оплаты труда
1. Система оплаты труда работников государственных бюджетных учреждений культуры и искусства формируется на основе следующих единых принципов:
- размеры и условия оплаты труда работников бюджетных учреждений, финансируемых из областного бюджета, не могут быть ниже (хуже) размеров и условий оплаты труда, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Свердловской области;
- установление бюджетными учреждениями системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, должностных окладов, ставок заработной платы, доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, доплат и надбавок стимулирующего характера и премирования в коллективных договорах, соглашениях и локальных нормативных актах в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
- обеспечение зависимости заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда без ограничения ее максимальным размером;
- обеспечение работодателем равной оплаты за труд равной ценности при установлении размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также недопущение какой бы то ни было дискриминации - различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работников;
- обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы работников бюджетных учреждений и других гарантий по оплате труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
2. Новая система оплаты труда разработана с учетом норм и положений нормативных правовых актов:
- Трудового кодекса Российской Федерации;
- Федерального закона от 24 июня 2008 г. N 91-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда";
- Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений";
- Приказа Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г. N 823 "Об утверждении разъяснения о реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2007 г. N 605 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" в части использования централизованных бюджетных ассигнований в размере до 5 процентов на выплаты стимулирующего характера руководителям федеральных бюджетных учреждений";
- Приказа Минздравсоцразвития России от 2 апреля 2008 г. N 158н "Об утверждении разъяснения по отдельным вопросам установления должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения";
- Приказа Минздравсоцразвития России от 8 апреля 2008 г. N 167н "Об утверждении порядка исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения";
- Приказа Минздравсоцразвития России от 6 августа 2007 г. N 525 "О профессиональных квалификационных группах и утверждении критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам";
- Приказа Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. N 570 "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников культуры, искусства и кинематографии";
- Приказа Минздравсоцразвития России от 14 марта 2008 г. N 121н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп профессий рабочих культуры, искусства и кинематографии";
- Приказа Минздравсоцразвития России от 29 мая 2008 г. N 247н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих";
- Приказа Минздравсоцразвития России от 29 мая 2008 г. N 248н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих";
- Приказа Минздравсоцразвития России от 18 июля 2008 г. N 342н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп работников печатных средств массовой информации";
- Приказа Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г. N 818 "Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях";
- Приказа Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г. N 822 "Об утверждении перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях",
- Приказа Минздравсоцразвития России от 14 августа 2008 г. N 425н "Об утверждении рекомендаций по разработке федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений";
- Приказа Министерства культуры России от 28 августа 2008 г. N 64 "Об утверждении Примерных положений по оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений культуры и искусства, образования, науки, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации";
- Постановления Правительства Свердловской области от 6 февраля 2009 года N 145-ПП "О введении новых систем оплаты труда работников государственных бюджетных учреждений Свердловской области";
- Распоряжения Правительства Свердловской области от 9 февраля 2009 года N 82-РП "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке условий оплаты труда работников общеотраслевых должностей служащих и профессий рабочих государственных бюджетных учреждений Свердловской области".
Перечень норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
3. Обязательными для применения являются следующие нормы и условия оплаты труда, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации:
- минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, минимальная заработная плата, установленная региональным соглашением между Правительством Свердловской области, Федерацией профсоюзов Свердловской области, Свердловским областным Союзом промышленников и предпринимателей на 2009 - 2010 годы в соответствии со статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации;
- включение в трудовой договор условий оплаты труда, в том числе размеров окладов, должностных окладов, ставок заработной платы, устанавливаемых работодателем по занимаемой работником должности в зависимости от квалификации работников и сложности выполняемых работ, а также доплат, надбавок и поощрительных выплат;
- размеры районных коэффициентов и порядок их применения для расчета заработной платы работников учреждений бюджетной сферы, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаемые Правительством Российской Федерации.
До принятия соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации к заработной плате работников учреждений бюджетной сферы, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с особыми климатическими условиями, применяются районные коэффициенты (коэффициенты), установленные Правительством Российской Федерации или органами государственной власти бывшего Союза ССР;
- размеры и условия установления повышенной оплаты труда работников, занятых для тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
- профессиональные квалификационные группы (группы профессий рабочих и должностей служащих), сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности и критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам, утвержденные Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации с учетом видов экономической деятельности;
- Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, состоящий из тарифно-квалификационных характеристик, содержащих характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности и соответствующие им тарифные разряды, требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих, а также примеры работ.
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, состоящий из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих.
Применение указанных справочников направлено на сохранение единства тарификации работ, установление единых подходов в определении должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним квалификационных требований, правильный подбор и расстановку кадров, повышение деловой квалификации работников, рациональное разделение труда, создание действенного механизма разграничения функций, полномочий и ответственности между различными категориями работников.
До утверждения в установленном порядке Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащего квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и служащих учреждений бюджетной сферы, включая учреждения образования, здравоохранения и культуры, применяются тарифно-квалификационные (квалификационные) характеристики, в соответствии с которыми работникам учреждений бюджетной сферы по состоянию на 31 декабря 2004 г. устанавливались разряды оплаты труда в части разделов, содержащих должностные обязанности работников, требования к знаниям, профессиональной подготовке и уровню квалификации, необходимые для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.
Установление новой системы оплаты труда работников
4. Системы оплаты труда работников государственных бюджетных учреждений культуры и искусства устанавливаются в государственных бюджетных учреждениях Свердловской области - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Основные подходы к формированию систем оплаты труда работников
5. Формирование системы оплаты труда работников, включающих размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, устанавливаемых по профессиональным квалификационным группам на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, с учетом сложности и объема выполняемой работы, а также размеры выплат компенсационного и стимулирующего характера, осуществляется с учетом:
- повышения достигнутого уровня оплаты труда;
- государственных гарантий по оплате труда;
- размеров повышения оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
- размеров выплат за выполнение сверхурочных работ, работ в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и за выполнение работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
- порядка аттестации работников бюджетных учреждений, устанавливаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов);
- создания условий для оплаты труда работников в зависимости от их личного участия в эффективном функционировании учреждения;
- типовых норм труда для однородных работ (межотраслевые, отраслевые и иные нормы труда, включая нормы времени, утверждаемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации).
Порядок формирования систем оплаты труда работников
6. Система оплаты труда работников государственных бюджетных учреждений культуры и искусства Свердловской области, которая включает в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы и выплат компенсационного и стимулирующего характера, устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Свердловской области, содержащими нормы трудового права.
7. Система оплаты труда работников устанавливается с учетом:
- Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;
- Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;
- государственных гарантий по оплате труда;
- перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемого Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
- перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемого Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
- примерных положений об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых областными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств областного бюджета;
- настоящих рекомендаций;
- мнения представительного органа работников.
8. Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы.
Определение размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников осуществляется на основе профессиональных квалификационных групп профессий рабочих и должностей служащих, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
9. Виды выплат стимулирующего характера, входящие в систему оплаты труда работников, устанавливаются в соответствии с перечнями видов выплат стимулирующего характера в учреждениях, утвержденных Примерным положением об оплате труда работников государственных бюджетных учреждений культуры и искусства Свердловской области.
10. Виды выплат компенсационного характера, входящие в систему оплаты труда работников, устанавливаются в соответствии с перечнями видов выплат компенсационного характера в учреждениях, утвержденными Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников по соответствующим профессиональным квалификационным группам в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента Российской Федерации.
Размеры выплат компенсационного характера не могут быть ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
11. Заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Должностной оклад руководителя учреждения определяется трудовым договором и устанавливается до 5 размеров средней заработной платы работников, включенных в перечни должностей и профессий работников учреждений, относящихся к основному персоналу по видам экономической деятельности, утвержденных Примерным положением об оплате труда работников государственных бюджетных учреждений культуры и искусства Свердловской области.
Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений устанавливаются на 10, 20, 30 процентов ниже должностных окладов руководителей этих учреждений.
Выплаты компенсационного характера устанавливаются для руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров в процентах к должностным окладам или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента Российской Федерации.
Министерство культуры и туризма Свердловской области вправе централизовать до 5 процентов лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на оплату труда работников соответствующих учреждений.
Использование централизованных лимитов бюджетных обязательств осуществляется учреждением с учетом исполнения им целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых Министерством культуры и туризма Свердловской области.
12. Штатное расписание учреждения утверждается руководителем учреждения и включает в себя все должности служащих (профессии рабочих) этого учреждения.
Для выполнения работ, связанных с временным расширением объема оказываемых учреждением услуг, учреждение вправе осуществлять привлечение помимо работников, занимающих должности (профессии), предусмотренные штатным расписанием, других работников на условиях срочного трудового договора за счет средств, поступающих от приносящей доход деятельности.
13. Фонд оплаты труда работников учреждения формируется на календарный год исходя из объема лимитов бюджетных обязательств областного бюджета и средств, полученных от оказания платных услуг, в виде безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований, а так же от иной приносящей доход деятельности.
Средства на оплату труда, формируемые за счет бюджетных ассигнований областного бюджета, могут направляться учреждением на выплаты стимулирующего характера.
При этом на 1 января 2011 г. объем средств на выплаты стимулирующего характера должен составлять не менее 10 процентов средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований областного бюджета.
Средства на оплату труда, поступающие от приносящей доход деятельности, направляются учреждениями на выплаты стимулирующего характера, если иное не установлено федеральным или областным законодательством.
14. Заработная плата работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с новой системой оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных бюджетных учреждений Свердловской области, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.
При этом рекомендуется обеспечивать установление размеров заработной платы работников не ниже уровня, достигнутого при его повышении в рамках реализации соответствующих мер по увеличению реального содержания заработной платы работников.
15. Установление новой системы оплаты труда в государственных бюджетных учреждениях Свердловской области осуществляется с учетом данных методических рекомендаций.
Новые системы оплаты труда работников муниципальных учреждений Свердловской области
16. Системы оплаты труда работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами - в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, законами и иными нормативными правовыми актами Свердловской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и с учетом настоящих рекомендаций.
17. При разработке нормативных правовых актов по вопросам оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы муниципального подчинения органам местного самоуправления наряду с применением принципов формирования систем оплаты труда, а также норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами российской Федерации и Свердловской области, содержащими нормы трудового права, рекомендуется использовать порядок формирования систем оплаты труда, предусмотренный настоящими Рекомендациями для государственных бюджетных учреждений культуры и искусства Свердловской области. Основными из них являются:
- определение размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, необходимых для осуществления соответствующей профессиональной деятельности по профессиональным квалификационным группам, утвержденным Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Примерным положением об оплате труда работников государственных бюджетных учреждений культуры и искусства Свердловской области, с учетом их дифференциации в зависимости от сложности и объема выполняемой работы;
- применение видов выплат стимулирующего характера, входящих в систему оплаты труда работников, в соответствии с перечнями видов выплат стимулирующего характера в государственных бюджетных учреждениях, утвержденными Примерным положением об оплате труда работников государственных бюджетных учреждений культуры и искусства Свердловской области;
- применение видов выплат компенсационного характера, входящих в систему оплаты труда работников, в соответствии с перечнями видов выплат компенсационного характера в государственных бюджетных учреждениях Свердловской области, утвержденными Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
- установление выплат компенсационного характера в процентах к окладам (должностные окладам), ставкам заработной платы или в абсолютных размерах, не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
- определение размеров и условий осуществления выплат стимулирующего характера коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами;
- установление размеров должностных окладов руководителей учреждений до 5 размеров к средней заработной плате работников основного персонала, а их заместителей и главных бухгалтеров - в размере на 10, 20, 30 процентов ниже должностных окладов руководителей этих учреждений;
- применение механизма централизации лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на оплату труда работников соответствующих учреждений, для использования их на поощрение руководителей учреждений;
- использование в качестве ориентиров при установлении систем оплаты труда, включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы и иных выплат, примерных положений, утвержденных для государственных бюджетных учреждений культуры и искусства Свердловской области;
- утверждение штатного расписания руководителем учреждения;
- недопущение снижения заработной платы работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат) при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства культуры и туризма Свердловской области от 31 августа 2010 г. N 163 "Об утверждении методических рекомендаций по введению новой системы оплаты труда работников государственных бюджетных и казенных учреждений культуры и искусства"
Текст приказа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области (www.pravo.gov66.ru) опубликование N 2484 от 30 сентября 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства культуры Свердловской области от 3 февраля 2015 г. N 22