Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Постановлению
Администрации
города Екатеринбурга
от 31 октября 2014 г. N 3358
Прогноз
социально-экономического развития муниципального образования "город Екатеринбург" на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов
Введение
Прогноз социально-экономического развития муниципального образования "город Екатеринбург" на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов (далее - Прогноз социально-экономического развития Екатеринбурга) составляется в целях:
создания основы для формирования проекта бюджета муниципального образования "город Екатеринбург" (далее - бюджет муниципального образования);
выработки экономической политики, разработки и корректировки: муниципальных программ, ведомственных целевых программ, основных направлений деятельности Администрации города Екатеринбурга по социально-экономическому развитию муниципального образования "город Екатеринбург" на 2015 год и приоритетных направлений на 2016 - 2017 годы;
соотнесения со Стратегическим планом развития Екатеринбурга и мероприятиями утвержденных стратегических проектов среднесрочных и текущих планов деятельности отраслевых (функциональных) и территориальных органов Администрации города Екатеринбурга.
Прогноз социально-экономического развития Екатеринбурга составлен с учетом сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации*(1), итогов социально-экономического развития муниципального образования "город Екатеринбург" (далее - Екатеринбург) в 2013 году и ожидаемых итогов 2014 года.
Основные тенденции социально-экономического развития Екатеринбурга определяются на основе данных, полученных методами:
опроса руководителей организаций Екатеринбурга о перспективах их деятельности на 2015 - 2017 годы;
анализа прогнозных оценок деятельности отраслевых (функциональных) органов Администрации города Екатеринбурга;
экспертных оценок тенденций развития Екатеринбурга в 2015 - 2017 годах с учетом итогов его социально-экономического развития в текущем году и динамики показателей в предшествующие годы;
математического моделирования экономических процессов на основе факторов, определяющих направление развития Екатеринбурга в прогнозируемом периоде.
Исходными условиями (гипотезами) для формирования прогноза развития экономики Екатеринбурга в 2015 - 2017 годах являются внешние факторы, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации*(1).
*(1) Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 - 2017 годов (http://www./economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/2014092 61), 26.09.2014.
Прогноз сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на период 2015 - 2017 годов разработан на вариантной основе. Основные варианты прогноза - первый вариант (базовый) и второй вариант (умеренно-оптимистичный) - разработаны на основе единой гипотезы внешних условий и различаются моделями поведения частного бизнеса, перспективами повышения его конкурентоспособности и эффективностью реализации государственной политики развития и перспективами структурного и бюджетного маневров. Дополнительный вариант А ориентирует развитие отечественной экономики на ухудшение ситуации в мировой экономике, который приводит к существенному снижению цен на нефть.
В основных вариантах прогноза (первый и второй варианты) предполагается рост мировой экономики на 3,7 - 4,0 процента в год. Уровень цены на нефть марки Urals в 2014 году ожидается на уровне 104 долларов США за баррель. В 2015 - 2017 годах цена на нефть продолжит умеренно снижаться и стабилизируется на уровне 100 долларов США за баррель. Кроме того, предусматривается опережающее по отношению к ценам на нефть снижение стоимости экспортируемого газа в связи с усилением конкуренции на европейских газовых рынках.
Первый вариант (базовый) предполагает сохранение инерционных трендов, сложившихся в последний период, консервативную инвестиционную политику частных компаний, ограниченные расходы на развитие компаний инфраструктурного сектора при стагнации государственного спроса.
В 2014 году усиление ограничений привлечения капитала и рост премий за риск, связанные с ростом геополитической напряженности, не могут быть компенсированы фискальными или монетарными стимулами. Динамика экономических показателей в текущем году сохраняет негативные тенденции начала года, прирост валового внутреннего продукта по итогам года составит 0, 5 процента.
В 2015 году рост экономики прогнозируется на уровне до 1,2 процента, прежде всего в результате возобновления роста инвестиционного спроса за счет компаний инфраструктурного сектора и государственных инвестиций.
В 2016 - 2017 годах на фоне сокращения оттока капитала и по мере снижения геополитического напряжения и восстановления интереса бизнеса к инвестированию в расширение производства годовые темпы прироста экономики могут повыситься до 2,3 - 3,0 процента.
Второй вариант (умеренно-оптимистичный) предполагает реализацию более активной политики, направленной на снижение негативных последствий, связанных с ростом геополитической напряженности, и создание условий для более устойчивого долгосрочного роста. Данный сценарий характеризует развитие экономики в условиях повышения доверия частного бизнеса, применения дополнительных мер стимулирующего характера, связанных с расходами бюджета на финансирование новых инфраструктурных проектов, поддержание кредитования наиболее уязвимых секторов экономики, увеличение финансирования развития человеческого капитала. Умеренно-оптимистичный вариант предполагает проведение более мягкой бюджетной
политики за счет модификации действующего бюджетного правила и полного использования ресурсов Фонда национального благосостояния, направляемых на финансирование новых проектов и докапитализацию банковской системы.
Второй вариант предусматривает увеличение в 2015 - 2017 годах среднегодовые темпы прироста кредитов нефинансовым организациям до 15 - 17 процентов, а также более быстрое снижение оттока капитала, который может быть полностью исчерпан к 2017 году.
Данный сценарий также предусматривает успешную реализацию запланированных мер по поддержке экспорта, что позволит к 2018 году достичь существенного наращивания объемов экспорта промышленной продукции высокой степени обработки (в два раза по отношению к 2011 году). Показатели динамики экспорта нефти и газа также прогнозируются на более высоком уровне, чем в базовом сценарии.
В условиях второго варианта с 2015 года прирост валового внутреннего продукта начнет увеличиваться и в целом за год составит 3,3 процента. В 2016 - 2017 годах прирост должен увеличиться до 3,3 - 4,3 процента. В среднем за период 2015 - 2017 годов ежегодный прирост валового внутреннего продукта составит более чем на 1,4 процентного пункта выше, чем в базовом варианте.
Дополнительный вариант прогноза (вариант А) предусматривает ухудшение ситуации в мировой экономике, которое приведет к существенному снижению цен на нефть и замедлению спроса на экспортируемую Россией продукцию. Среднегодовая цена на нефть марки Urals в 2015 году прогнозируется на уровне 91 доллара США за баррель, в 2016 - 2017 годах предполагается стабилизация цены на уровне 90 долларов США за баррель. Учитывая сильную зависимость российской экономики от мировой конъюнктуры, в случае развития экономики по указанному варианту в наибольшей степени обострятся риски устойчивости банковской системы, платежного баланса и общего уровня уверенности экономических агентов. В этом случае снижение в 2015 - 2017 годах цен на нефть станет причиной резкого ослабления обменного курса и приведет к ускорению темпов инфляции и замедлению роста внутреннего спроса. В 2015 году темп роста валового внутреннего продукта составит 100,6 процента. В 2016 - 2017 годах будет происходить увеличение темпов роста валового внутреннего продукта до 101,7 - 102,8 процента в год.
Для разработки параметров федерального бюджета на 2015 - 2017 годы используется базовый вариант (первый вариант).
Первым вариантом прогноза предусмотрено постепенное замедление темпов инфляции на уровне 103,5 - 104,5 процента к концу 2017 года (таблица 1).
Ослабление курса рубля, произошедшее в течение девяти месяцев 2014 года, и снижение конкуренции на рынке потребительских товаров оказывают негативное влияние на уровень потребительских цен и по итогам текущего года могут дополнительно увеличить инфляцию на 0,8 - 1,0 процентного пункта. Кроме того, в первом полугодии 2014 года действовали дополнительные инфляционные факторы, связанные с низким уровнем запасов картофеля и овощей, а также вводом Россией санкций на импорт продовольственных продуктов из ряда государств. Инфляционное давление в четвертом квартале будет оставаться высоким в результате сокращения предложения (учитывая высокую долю попавшего под санкции импорта) и будет усиливаться сезонными факторами.
В 2015 году ожидается замедление потребительской инфляции до 106,7 процента, которое продолжится в 2016 - 2017 годах (по базовому варианту среднегодовой темп роста - 104,4 и 104,3 процента соответственно).
Таблица 1
Динамика инфляции в Российской Федерации
В процентах
Показатели |
2013 год факт |
2014 год оценка |
Прогноз |
||
2015 год |
2016 год |
2017 год |
|||
Индекс потребительских цен (декабрь текущего года к декабрю предыдущего года) |
106,5 |
107,0 - 107,5 |
105,0 - 106,0 |
104,0 - 105,0 |
103,5 - 104,5 |
Индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году) |
106,8 |
107,4 |
106,7 |
104,4 |
104,3 |
В 2015 году основной вклад в инфляцию будет продолжать вносить превышающий инфляцию рост цен на продукты питания. Во втором полугодии 2015 года рост цен замедлится в случае завершения режима санкций в отношении продовольственного импорта при значительном росте предложения товаров. При этом ожидается увеличение производства товаров отечественных производителей в новом сельскохозяйственном году (2015 - 2016 годы) на фоне ослабления конкуренции импорта, в том числе ценовой, и за счет этого улучшения финансовых результатов деятельности производителей сельскохозяйственных товаров.
Снижению инфляции в среднесрочной перспективе будут способствовать умеренное повышение доходов населения, относительная стабилизация номинального курса рубля, контроль Банка России за инфляцией мерами кредитно-денежной политики при сохранении ограничений роста коммунальных тарифов в пределах прогнозируемых значений.
На 2015 - 2017 годы предусмотрена индексация тарифов на товары (услуги) инфраструктурных компаний на уровень прогнозного роста потребительских цен предшествующего года (таблица 2), за исключением тарифов на электроэнергию для населения в 2015 - 2017 годах, тепловую энергию, железнодорожные грузовые и пассажирские перевозки в 2015 году.
В целях сокращения перекрестного субсидирования тарифы на газ для потребителей, исключая население, в 2017 году предполагается индексировать с понижающим коэффициентом 0,8 от инфляции предыдущего года.
Таблица 2
Рост тарифов и оптовых цен на услуги естественных монополий в 2014 - 2017 годах в Российской Федерации
В процентах, в среднем за год к предыдущему году
Показатели |
2014 год оценка |
Прогноз |
||
2015 год |
2016 год |
2017 год |
||
Газ природный (оптовые цены) | ||||
Рост регулируемых цен в среднем для всех категорий потребителей |
107,9 |
103,8 |
106,6 |
104,6 |
Рост регулируемых цен для населения |
110,2 |
105,8 |
106,6 |
105,0 |
Индексация регулируемых тарифов для населения |
104,2 (с июля) |
107,5 (с июля) |
105,5 (с июля) |
104,5 (с июля) |
Электрическая энергия | ||||
Рост цен (на розничном рынке) для всех категорий потребителей |
107,0 - 107,2 |
108,2 - 108,4 |
109,0 - 109,2 |
108,0 - 108,3 |
Рост регулируемых тарифов для населения*(1) |
108,1 |
106,4 |
107,5 |
106,0 |
Индексация регулируемых тарифов для населения |
104,2 (с июля) |
108,5 (с июля) |
106,5 (с июля) |
105,5 (с июля) |
Тепловая энергия | ||||
Рост регулируемых цен на тепловую энергию |
107,6*(2) |
106,4 |
107,0 |
105,0 |
Индексация регулируемых тарифов |
104,2 (с июля) |
108,5 (с июля) |
105,5 (с июля) |
104,2 (с июля) |
Железнодорожные перевозки | ||||
Рост тарифов на железнодорожные перевозки грузов в регулируемом секторе |
100,0 |
110,0 |
105,5 |
104,5 |
Рост тарифов на пассажирские перевозки железнодорожным транспортом в регулируемом секторе |
104,2 |
110,0 |
105,5 |
104,5 |
*(1) Кроме электроэнергии, отпускаемой сверх социальной нормы потребления с 2014 года.
*(2) С учетом ежемесячной динамики отпуска тепловой энергии и оплаты по показаниям приборов учета в многоквартирных домах.
Прогноз инфляции в городе Екатеринбурге составлен на основе прогноза Министерства экономического развития Российской Федерации (таблица 3).
В целом Прогноз социально-экономического развития Екатеринбурга основан на данных анализа сложившейся структуры экономики, итогов реализации Стратегического плана Екатеринбурга, сложившихся тенденций роста экономики Российской Федерации, Свердловской области и Екатеринбурга.
Т
Таблица 3
Динамика инфляции
Показатель |
Единица измерения |
Отчетный период |
Плановый период |
||||
2012 г. факт |
2013 г. факт |
2014 г. оценка |
2015 г. прогноз |
2016 г. прогноз |
2017 г. прогноз |
||
Индекс потребительских цен в среднем за год |
Процент |
105,3 |
107,5 |
108,0 |
106,7 |
104,4 |
104,3 |
Индекс-дефлятор инвестиций в основной капитал |
Процент |
107,6 |
103,3 |
105,2 |
104,6 |
104,4 |
104,3 |
На развитие экономики и социальной сферы Екатеринбурга значительное влияние окажут мероприятия по реализации Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 07.05.2012 N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", от 07.05.2012 N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", от 07.05.2012 N 602 "Об обеспечении межнационального согласия", от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации".
Принятие в качестве базового сдержанного варианта прогноза предполагает: существенные ограничения в планировании как текущих, так и инвестиционных расходов; снижение потребительской активности и ограничение доступности кредитных ресурсов, проведение политики, позволяющей частично компенсировать негативные тенденции в экономике.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.