Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 6. Основные сценарии, результаты и целевые показатели реализации Стратегии
В постановлении Правительства Свердловской области от 27.08.2008 N 873-ПП "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года" рассматривается три варианта (сценария) развития области в долгосрочной перспективе: стабилизационно-инерционный, индустриально-модернизационный и инновационно-оптимистичный.
Стабилизационно-инерционный сценарий основан на принципах догоняющего технологического развития в условиях благоприятной мировой конъюнктуры на основе имеющихся инвестиционных планов крупных компаний преимущественно традиционного сектора темпами на уровне среднероссийских. Этот сценарий не соответствует целевым установкам опережающего развития Свердловской области, а потому не рассматривается в качестве целевого.
Индустриально-модернизационный сценарий предполагает ускоренное развитие промышленного комплекса как основы экономического роста в условиях благоприятной мировой конъюнктуры. Следуя этому сценарию, к 2020 году Свердловская область выйдет на уровень развития европейских стран докризисного 2007 года - это среднедушевое производство валового регионального продукта 28,5 тыс. долларов США по паритету покупательной способности, объем валового регионального продукта - 2,3 трлн. рублей (рост валового регионального продукта к уровню 2009 года - в 2,7 раза в сопоставимых ценах). В промышленности будет достигнут рост производительности труда в 4 раза к уровню 2009 года, что соответствует уровню 2007 года стран "большой семерки" (1,8 млн. рублей на одного занятого в промышленности).
Инновационно-оптимистичный сценарий предполагает инвестиционно-инновационный прорыв в условиях благоприятной мировой конъюнктуры. Данный сценарий предусматривает достижение в 2020 году основных макроэкономических показателей стран "большой семерки" по минимальному варианту прогноза их развития: среднедушевое производство валового регионального продукта - 46,3 тыс. долларов США по паритету покупательной способности, объем валового регионального продукта - 3,7 трлн. рублей (рост физического объема к уровню 2009 года в 4,5 раза).
Исходя из предложенной терминологии применительно к развитию туризма:
1) инновационно-оптимистичный сценарий означает, что Свердловская область удержится в пятерке регионов - лидеров по объему туристского потока, став одной из ведущих туристских дестинаций Российской Федерации.
Инновационно-оптимистичному сценарию развития экономики будет соответствовать опережающий сценарий развития туристской отрасли, характеризующийся превышением более чем в 1,5 раза среднероссийских темпов роста (на уровне 6 и более процентов в год для развития туристского потока; на уровне 6,9 и более процентов в год для роста объема затрат на туризм и путешествия). Реализация такого сценария возможна в условиях активного позиционирования Свердловской области как региона, благоприятного для туризма и путешествий. В результате существующих на сегодняшний день инфраструктурных ограничений требуется увеличение в 1,5 - 3 раза (по сравнению с 2013 годом) объемов финансирования программы развития туризма до 190 - 250 млн. рублей в год и до 570 - 750 млн. рублей - на развитие инфраструктурных объектов, обеспечивающих развитие туристского потока (в первую очередь - автомобильных дорог).
При существующих российских пропорциях (811 тыс. рублей валового регионального продукта на одно рабочее место в сфере туризма; 3 рабочих места в смежных отраслях на одно рабочее место в сфере туризма (приложение N 1, рис.1) можно прогнозировать активизацию частного инвестирования, в результате чего можно создавать в год до 300 рабочих мест собственно в туризме (до тысячи рабочих мест - в смежных отраслях), что обеспечит прирост валового регионального продукта до 800 млн. рублей в год. Такой мультипликативный эффект имеет определяющее значение для развития проблемных территорий восточной и северной части Свердловской области, для которых туризм и связанные с ним отрасли являются практически единственным действенным инструментом развития;
2) индустриально-модернизационный сценарий применительно к развитию туризма означает преимущественное направление бюджетных средств на продвижение существующих туристских продуктов Свердловской области.
Индустриально-модернизационному сценарию развития экономики будет соответствовать догоняющий сценарий развития туристской отрасли, ориентированный на приток частных инвестиций в уже обеспеченные туристским потоком дестинации. При этом можно прогнозировать соответствие основных темповых показателей среднероссийским прогнозным значениям (4 процента в год для развития туристского потока; на уровне 4,6 процента в год для роста объема затрат на туризм и путешествия). Такой сценарий при минимальных затратах областного бюджета (на уровне 2013 года - около 130 млн. рублей) несет в себе существенные риски, связанные с минимальным социально-экономическим эффектом от развития туризма и потерями в связи с минимальным количеством создаваемых рабочих мест (которые, согласно статистике, можно отнести к "высокопроизводительным" - при уровне 811 тыс. рублей валового регионального продукта в год в ценах 2011 года);
3) стабилизационно-инерционный сценарий означает, что Свердловская область не сможет выдержать конкуренции с другими регионами Российской Федерации за внешний туристский поток. В результате туристский поток области будет обеспечиваться только внутренними ресурсами (жителями области).
Стабилизационно-инерционному сценарию развития экономики будет соответствовать латентный сценарий развития туристской отрасли, характеризующийся темпами развития в два и более раза ниже темпов роста, прогнозируемых в среднем для России (на уровне 2 и менее процентов в год для развития туристского потока; на уровне 2,3 и менее процентов в год для роста объема затрат на туризм и путешествия). Вероятность наступления такого сценария будет достаточно велика в случае непринятия действенных мер по развитию туризма, изложенных в Стратегии.
Основными целевыми индикаторами и прогнозными параметрами реализации Стратегии признаются следующие статистические показатели, отражающие:
1) рост объема туристского потока:
число прибытий в коллективные средства размещения (количество лиц, размещенных в коллективных средствах размещения общего и специального назначения), в том числе российских и иностранных граждан;
число ночевок в коллективных средствах размещения общего и специального назначения, в том числе российских и иностранных граждан;
2) уровень развития туристской индустрии:
количество номеров/мест в коллективных средствах размещения общего назначения;
финансовый объем платных услуг коллективных средств размещения.
Прогнозные значения основных показателей развития туризма на период до 2030 года приведены в таблице 3 и приложении N 5.
Согласно выполненным расчетам в условиях:
опережающего сценария ("о") - к 2030 году число прибытий в коллективных средствах размещения может возрасти в 2,4 раза к уровню 2013 года и превысить 3,2 млн. человек в год, количество мест в коллективных средствах размещения может увеличиться в 1,3 раза к уровню 2013 года (что предполагает ввод в эксплуатацию до 600 новых гостиничных номеров ежегодно), объем платных услуг может увеличиться в 5 раз и превысить 23,1 млрд. рублей;
догоняющего сценария ("д") - строительство новых средств размещения в соответствии с ростом туристского потока будет происходить более медленными темпами - 370 номеров в год, туристский поток увеличится в 2 раза, а объем платных услуг не превысит 15,7 млрд. рублей в год;
латентного сценария ("л") - показатели роста отрасли будут минимальны: число номеров увеличится лишь на 20 процентов к уровню 2030 года, что будет явно недостаточно для полноценного использования туристского потенциала области.
Для индустриальной Свердловской области интенсивное развитие туризма, обеспечивающего создание дополнительных рабочих мест в смежных отраслях (транспорт, связь, общественное питание, сельское хозяйство, ремесленничество, пищевая промышленность, сфера развлечений, отдыха, торговля), выступает одним из основных условий коренного улучшения качества жизни жителей области, особенно жителей малых и средних городов, способствуя росту их доходов. Поэтому в качестве целевого целесообразно принимать опережающий сценарий развития туристской отрасли, соответствующий инновационно-оптимистичному сценарию развития экономики.
Таблица 3
Прогнозные значения основных показателей развития туризма
N строки |
Наименование показателя |
Сценарий |
Темп роста в год |
Прогнозные значения показателей |
2020 год к 2013 году |
2030 год к 2020 году |
2030 год к 2013 году |
||||
2013 год |
2016 год |
2020 год |
2025 год |
2030 год |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
11 |
1 |
Численность КСР, единиц |
л |
1,01 |
500 |
515,2 |
536,1 |
563,4 |
592,2 |
107,2 |
110,5 |
118,4 |
д |
1,02 |
530,6 |
574,3 |
634,1 |
700,1 |
114,9 |
121,9 |
140,0 |
|||
о |
1,03 |
546,4 |
614,9 |
712,9 |
826,4 |
123,0 |
134,4 |
165,3 |
|||
2 |
Количество лиц, работающих в КСР, человек |
л |
1,01 |
5900 |
6078,8 |
6325,6 |
6648,3 |
6987,4 |
107,2 |
110,5 |
118,4 |
д |
1,02 |
6261,1 |
6777,2 |
7482,6 |
8261,4 |
114,9 |
121,9 |
140,0 |
|||
о |
1,03 |
6447,1 |
7256,3 |
8412,0 |
9751,8 |
123,0 |
134,4 |
165,3 |
|||
3 |
Количество лиц, работающих в туристских фирмах, человек |
л |
1,01 |
1220 |
1257,0 |
1308,0 |
1375,0 |
1445,0 |
107,2 |
110,5 |
118,4 |
д |
1,02 |
1295,0 |
1401,0 |
1547,0 |
1708,0 |
114,9 |
121,9 |
140,0 |
|||
о |
1,03 |
1333,0 |
1500,0 |
1739,0 |
2016,0 |
123,0 |
134,0 |
165,0 |
|||
4 |
Число прибытий в КСР (количество лиц, размещенных в КСР общего и специального назначения), тыс. человек |
л |
1,02 |
1325,2 |
1406,4 |
1522,0 |
1680,8 |
1855,7 |
114,9 |
121,9 |
140,0 |
д |
1,04 |
1491,0 |
1744,0 |
2121,8 |
2581,0 |
131,6 |
148,0 |
194,8 |
|||
о |
1,06 |
1578,0 |
1993,0 |
2667,0 |
3568,0 |
150,0 |
179,1 |
269,0 |
|||
5 |
Число ночевок в КСР общего и специального назначения, тыс. единиц |
л |
1,015 |
4427,0 |
4629,2 |
4913,3 |
5293,0 |
5702,1 |
111,0 |
116,1 |
112,6 |
д |
1,025 |
4767,4 |
5262,3 |
5953,8 |
6736,2 |
118,9 |
128,0 |
121,8 |
|||
о |
1,035 |
4908,3 |
5632,4 |
6689,5 |
7945,0 |
127,2 |
141,1 |
131,7 |
|||
6 |
Количество мест в КСР общего назначения, тыс. единиц |
л |
1,01 |
31,8 |
32,8 |
34,1 |
35,8 |
37,7 |
107,2 |
110,5 |
108,3 |
д |
1,02 |
33,7 |
36,5 |
40,3 |
44,5 |
114,9 |
121,9 |
117,2 |
|||
о |
1,03 |
34,7 |
39,1 |
45,3 |
52,6 |
123,0 |
134,4 |
126,7 |
|||
7 |
Объем платных услуг КСР (объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, санаторно-оздоровительные услуги), млн. рублей |
л |
1,023 |
8152,0 |
8728,0 |
9559 |
10710 |
11999 |
117,0 |
126,0 |
147,0 |
д |
1,046 |
9330,0 |
11168 |
13984 |
17511 |
137,0 |
157,0 |
143,0 |
|||
о |
1,069 |
9959,0 |
13005 |
18155 |
25345 |
160,0 |
195,0 |
171,0 |
|||
8 |
Инвестиции в основной капитал крупных и средних организаций (гостиницы и рестораны), млн. рублей |
л |
1,02 |
748,5 |
794,0 |
860,0 |
949,0 |
1048,0 |
115,0 |
122,0 |
140,0 |
д |
1,03 |
818,0 |
921,0 |
1067,0 |
1237,0 |
123,0 |
134,0 |
165,0 |
|||
о |
1,04 |
842,0 |
985,0 |
1198,0 |
1458,0 |
132,0 |
148,0 |
195,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.