Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Стимулирование развития и совершенствование туристской инфраструктуры
В последнее время, благодаря проведению активной политики развития туризма в Российской Федерации и вниманию к отрасли всех уровней власти, а также организации крупных международных спортивных и культурных мероприятий состояние туристской инфраструктуры значительно изменилось в лучшую сторону.
В рамках данной Стратегии развитие туристской инфраструктуры и формирование доступной и комфортной туристской среды целесообразно осуществлять посредством кластерного подхода и формирования туристско-рекреационных кластеров.
Целесообразность использования кластерного подхода на территории Свердловской области определена особенностями территориального развития туризма, сложившейся определенной туристской направленностью ряда территорий, необходимостью и возможностью формирования комплексного туристского продукта.
При этом под "туристским кластером" понимается сконцентрированная на определенной территории группа взаимосвязанных предприятий туристской индустрии, взаимодействующих и взаимодополняющих друг друга при создании комплексного туристского продукта.
Применение кластерного подхода в развитии туризма на территории Свердловской области представляется наиболее оптимальным, так как позволяет решать ряд актуальных для Свердловской области задач:
концентрация ресурсов, инвестиций и организационных усилий;
обеспечение разнообразия совокупного туристского продукта Свердловской области - в результате территории не конкурируют между собой, а развивают собственную туристскую специализацию;
решение проблемы позиционирования, что очень важно в условиях возрастающей конкуренции на рынке туристских дестинаций.
Проведенный анализ существующих туристских потоков на территории региона, имеющихся туристских объектов и наличия потенциала развития туриндустрии позволяет сформировать 12 туристско-рекреационных кластеров. В приложении N 4 представлена карта туристско-рекреационных кластеров с описанием каждого кластера в соответствии с ключевыми критериями.
Туристские кластеры предлагается формировать с учетом наличия следующих структурных единиц:
базовые объекты - 1 - 3 базовых предприятия туристской сферы, привлекающие наибольшее количество туристов (ежегодное количество посетителей от 40 тысяч и более человек);
дополнительные объекты - малые туристские объекты показа с ежегодным количеством посетителей от 5 до 40 тысяч человек;
инфраструктурные объекты - КСР, объекты общественного питания, предприятия, оказывающие дополнительные услуги. Успешное развитие туристского кластера напрямую зависит именно от наличия инфраструктурных объектов. На территории Свердловской области по наиболее популярным из числа базовых и дополнительных объектов сложилась ситуация насыщения, дополнительное увеличение туристского потока возможно только при создании средств размещения и общественного питания;
объекты сопутствующей инфраструктуры - предприятия, обеспечивающие деятельность туристских и инфраструктурных объектов (туристские фирмы, транспортные организации, образовательные учреждения, консалтинговые и рекламные агентства). Особенностью развития сопутствующей инфраструктуры в Свердловской области является недостаток либо полное отсутствие на территориях местных предприятий, занимающихся туризмом.
Туристские, транспортные, рекламные и иные услуги в подавляющем большинстве случаев оказывают екатеринбургские компании, что не соответствует одной из ключевых целей формирования туристских кластеров - создание новых хозяйствующих субъектов на местах. Кроме того, отсутствие конкуренции ведет к снижению качества услуг и повышению цен.
Все объекты кластера должны быть связаны внутренними коммуникациями, единой маркетинговой и рекламной политикой, включены в единые туристские маршруты. Объединение нескольких туристских объектов позволит увеличить общий туристский поток, а также сделать туристскую отрасль на конкретной территории более привлекательной для бизнеса. Формируемый в рамках туристского кластера продукт учитывает не только возможности одного предприятия, но и возможности партнеров. В связи с этим ключевой фактор успешности кластера - это возможность создания условий для включения в процесс более широкого круга организаций.
Основным фактором успеха проекта туристского кластера является наличие подготовленной и инициативной управляющей компании. На первом этапе (2014 - 2020 годы) ввиду высоких организационных рисков, связанных с созданием дополнительных институтов, функции управляющей компании может выполнять руководство ключевого базового объекта или муниципальная организация поддержки туризма. На втором этапе, с учетом результатов работы кластера до 2016 года, а также в целях институционального оформления туристского кластера целесообразно создание единой управляющей компании или туристского консорциума в форме юридического лица. Роль подобной организации может выполнять межмуниципальный центр развития туризма в форме некоммерческого партнерства или бюджетного учреждения, который возьмет на себя функции по дальнейшему развитию и продвижению туристского продукта.
Поскольку объекты туристского кластера зачастую пространственно отделены друг от друга и удалены от основного рынка сбыта, существенное значение имеет качество дорожно-транспортной инфраструктуры. Рекомендуется создание новых объектов придорожного сервиса по маршрутам прохождения существующих и перспективных туристских потоков.
Важнейшим условием реализации кластерных инициатив является интенсивность инвестиционного процесса, который напрямую зависит от инвестиционной политики администрации региона, направленной на создание благоприятного инвестиционного климата.
При этом, учитывая недостаточную рентабельность отрасли на текущий момент, на первом этапе реализации Стратегии ключевую роль должны сыграть бюджетные инвестиции в базовые объекты. По факту, на территории большей части туристских кластеров базовыми объектами являются государственные организации, подведомственные Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области (природные парки), Министерству культуры Свердловской области (государственные музеи) и Министерству физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области (спортивные комплексы). Дальнейшее развитие данных объектов с учетом кластерного подхода на начальном этапе реализации Стратегии позволит увеличить туристский поток, сделав отрасль привлекательной для частного бизнеса.
Поскольку проекты в сфере туризма имеют межотраслевой характер, необходимо создание на территориях кластеров постоянно действующих неформальных институтов (в форме экспертных или рабочих групп, муниципальных советов по развитию туризма) по анализу государственных и частных инициатив в сфере туризма. В работе групп должны принимать участие представители профильных органов исполнительной власти, администрации территорий, на которых планируется реализация проектов, представители туристских компаний. Данные группы должны на начальной стадии определить реалистичность проекта, его значение для развития туризма на территории, оказывать содействие инициаторам в проработке, прохождении согласительных процедур, продвижении проекта.
Реализация предложенного подхода в Свердловской области в долгосрочной перспективе (до 2030 года) на основе развития и объединения отдельных кластеров приведет к формированию следующих брендированных инфраструктурно обустроенных и продуктово-связанных маршрутов:
кольцевой маршрут "Самоцветное кольцо Урала": Екатеринбург - Невьянск - Висим - Нижний Тагил - Мурзинка - Алапаевск - Ирбит - Артемовский - Реж - Березовский - Екатеринбург; учитывая высокий потенциал развития данных территорий с социальной, транспортной, туристской и экономической точек зрения, можно предположить, что данный маршрут уже к концу первого этапа реализации Стратегии (2014 - 2020 годы) может составить серьезную конкуренцию действующему федеральному маршруту "Золотое кольцо России";
широтный маршрут "Пояс Рифея": Красноуфимск - Арти - Нижние Серьги (парк "Оленьи ручьи") - Екатеринбург - пос. Малышевский - Каменск - Уральский - Камышлов - Талица, проходящий с запада на восток Уральского Хребта вдоль федеральных автомобильных дорог Пермь - Екатеринбург и Екатеринбург - Тюмень; развитие этого маршрута сдерживается ограниченной пропускной способностью существующих федеральных дорог;
меридиональный маршрут "Уральский меридиан": Екатеринбург - Невьянск - Висим - Нижний Тагил - Качканар - Верхотурье - Карпинск - Краснотурьинск - Североуральск; маршрут является северным продолжением маршрута "Самоцветное кольцо Урала" и в первую очередь должен быть ориентирован на активный туризм. Формирование этого маршрута требует значительных капитальных вложений в строительство горнолыжных объектов, дорожной инфраструктуры.
С 2013 года в Свердловской области начата работа по реализации проекта автотуристского кластера "Самоцветное кольцо Урала".
"Самоцветное кольцо Урала" - это комплексный проект, основу которого составляют 8 опорных точек, каждая из которых - самостоятельный туристско-рекреационный комплекс. Объединение туристско-рекреационных комплексов в единый проект позволит создать конкурентный туристский продукт.
Проект развития автотуристского кластера "Самоцветное кольцо Урала" предполагает реализацию комплекса взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий:
1) развитие транспортной инфраструктуры;
2) туристско-рекреационный комплекс "Алапаевская узкоколейная дорога";
3) санаторно-курортный комплекс "Самоцвет";
4) рекреационно-туристская зона "Набережная "Тагильская Лагуна";
5) тематический парк-музей "Малахит-парк";
6) многофункциональный бальнеологический комплекс;
7) минералогический парк в с. Мурзинка;
8) центр сельского (аграрного) туризма "Агропарк";
9) центр мотоциклетной культуры;
10) туристский комплекс "Парк Уральских Сказов".
Все объекты кластера будут связаны внутренними коммуникациями, единой маркетинговой и рекламной политикой, включены в единые туристские маршруты, что позволит увеличить общий туристский поток и повысить доходность туристского бизнеса в пределах всего кластера.
Подобная схема позволит повысить туристскую привлекательность региона, охватить практически все целевые аудитории, а также увеличить длительность пребывания туристов в Свердловской области.
В 2014 году проект развития автотуристского кластера "Самоцветное кольцо Урала" прошел отбор на включение в мероприятия федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма" и был включен в Реестр инвестиционных проектов субъектов Российской Федерации на 2015 - 2018 годы.
Исходя из этого, принципиально важно закрепить в Стратегии необходимость мер по стимулированию частных инвестиций в сферу туризма. На сегодняшний день объемы финансирования по источникам в отрасли определены в следующих пропорциях: федеральный бюджет - 25 - 30 процентов, региональный и муниципальный бюджеты - 5 - 10 процентов, частные инвестиции - 65 - 70 процентов. Данное распределение представлено по проектам, реализуемым на основе принципов государственно-частного партнерства с участием федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.