Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Мировые тренды развития туристской отрасли, тенденции развития туризма в Российской Федерации
В мировой экономике на долю туризма в 2012 году приходилось 9 процентов внутреннего валового продукта (далее - ВВП) (более 6 трлн. долларов США) и более 255 миллионов рабочих мест. Поступления от международного туризма по всему миру в 2012 году достигли 1,075 млрд. долларов США по сравнению с 1,042 млрд. долларов США в 2011 году.
Основными мировыми трендами, определяющими развитие туризма в долгосрочной перспективе, признаются следующие.
1. Ускоренный, по сравнению с другими отраслями, рост сферы туризма - на уровне 4 процентов в год, что позволит к 2022 году выйти на уровень 10 процентов ВВП (10,0 трлн. долларов США) и 328 миллионов рабочих мест, обеспечивая таким образом каждое десятое рабочее место в мире.
Основными факторами, способствующими ускоренному росту туризма как отрасли мировой экономики, являются следующие:
устранение границ между отдельными государствами, развитие международных отношений, упрощающих визовые режимы между отдельными странами;
глобализация экономических процессов и превращение туризма в обязательный атрибут большинства видов экономической деятельности;
рост расходов туристов, несмотря на нестабильную экономическую ситуацию в ряде стран;
повышение интереса населения к культурно-познавательному и природно-ориентированному туризму;
упрощение процедуры бронирования и приобретения туров и авиабилетов (в результате развития интернет-технологий).
Для Российской Федерации эксперты Всемирного совета по путешествиям и туризму прогнозируют аналогичные темпы роста, рассчитывая, что в ближайшие десять лет объем валового регионального продукта, обеспечиваемого туристскими отраслями, возрастет более чем в 1,5 раза (приложение N 1, рис. 1):
с 752 млрд. рублей в 2011 году до 1,16 трлн. рублей к 2022 году в базовых ценах 2011 года (2,1 трлн. рублей в текущих ценах) для туристской отрасли (гостиницы, туристские агентства, пассажирский транспорт, ориентированный на перевозку туристов);
с 3,1 трлн. рублей в 2011 году до 4,7 трлн. рублей к 2022 году в базовых ценах 2011 года (8,45 трлн. рублей в текущих ценах) для комплекса отраслей, связанных с туризмом (туристская сфера, а также отрасли, ориентированные на ее обеспечение (сфера питания, обслуживания, информационных технологий, страхования).
Объем инвестиций в туризм за этот же период возрастет в 1,7 раза и составит к 2022 году 532,7 млрд. рублей в базовых ценах 2011 года (954,1 млрд. рублей в текущих ценах).
В результате доля туризма и связанных с ним отраслей в общем объеме валового регионального продукта Российской Федерации возрастет до 6 процентов, в общей занятости - до 5,9 процента, в общем объеме инвестиций - до 2,6 процента (приложение N 1, рис. 2).
2. Устойчивый рост числа путешествующих.
На протяжении последних трех лет, согласно данным Международной туристской информационной системы путешествий, стабильно положительной остается среднегодовая динамика количества путешествий, ночевок и объема расходов на путешествия. В 2012 году общее число путешествий превысило 6,8 млрд. поездок, что на 2,5 процента больше, чем в 2011 году. Количество внутренних поездок в мире в 2012 году увеличилось на 2 процента и достигло 5,77 млрд. единиц, число международных поездок возросло на 4 процента и составило 1,03 млрд. единиц (приложение N 1, рис. 3).
Основу мирового международного туристского потока составляют туристы из числа представителей среднего класса быстро растущих экономик Индии, Китая, Юго-Восточной Азии, Восточной Европы (включая Россию). Самый быстрый рост туристских прибытий (7 процентов) был зарегистрирован в Азиатско-Тихоокеанском регионе, далее следуют Африка (6 процентов), Южная Америка и Северная Америка (5 процентов). Число международных туристских прибытий в Европе, наиболее посещаемом регионе мира, увеличилось на 3 процента. Ближний Восток, число международных туристских прибытий которого уменьшилось на 5 процентов, до сих пор не смог преодолеть негативные тенденции, связанные с политической и военной нестабильностью в регионе.
Туристская отрасль за последние три года практически полностью преодолела последствия кризиса 2009 - 2010 годов. Общий объем затрат на путешествия в 2012 году более чем в 1,3 раза превысил аналогичные показатели 2010 года и составил 2,3 трлн. рублей, в том числе затраты на въездные путешествия - 497,6 млрд. рублей, затраты на внутренние поездки - 1,8 трлн. рублей - на 7,8 процента больше уровня 2010 года, что свидетельствует о росте доходов и изменении жизненных ценностей населения (приложение N 1, рис. 4).
Прогнозируется, что в течение ближайших десяти лет рост затрат на путешествия продолжится: для международных прибытий - на уровне 1,9 процента в год, для внутренних путешествий - на уровне 4,6 процента в год (приложение N 1, рис. 5). В результате суммарный объем затрат на путешествия в 2022 году может достигнуть почти 6,0 трлн. рублей в текущих ценах, в том числе (приложение N 1, рис. 4):
на въездные путешествия - 1,0 трлн. рублей, что в 2,1 раза выше достигнутого уровня 2012 года;
на внутренние путешествия - 4,9 трлн. рублей, что в 2,7 раза выше достигнутого уровня 2012 года.
На международном туристском рынке увеличивается популярность Российской Федерации как туристской дестинации. В 2012 году международная популярность Российской Федерации достигла максимального уровня. На долю Российской Федерации в 2012 году приходилось 4,8 процента всего туристского потока в мире, а число международных прибытий в 2012 году на 12 процентов превысило аналогичный показатель 2011 года. По темпам роста международной популярности Российская Федерация обогнала Швейцарию, Норвегию, Австрию и другие европейские страны - традиционные центры въездного туризма (приложение N 1, рис. 6).
По данным Всемирной туристской организации при Организации объединенных наций, в Российской Федерации рост числа прибытий иностранных граждан в 2011 году составил 11,9 процента, в 2012 году - 13 процентов. При этом объем поступлений от туризма соответственно в 2011 году - 11,328 млрд. долларов США и в 2012 году - 10,759 млрд. долларов США.
Несмотря на рост международной популярности Российской Федерации, более 3/4 генерируемого отраслью объема ВВП обеспечивается внутренним туризмом (приложение N 1, рис. 7), что соответствует международной практике. В частности, в 2012 году на долю внутренних путешествий пришлось 78,6 процента общих затрат туристов (1,8 трлн. рублей), на долю въездных путешествий - лишь 21,4 процента (497,6 млрд. рублей). Прогнозируется, что эта тенденция будет сохраняться и к 2022 году, вклад внутреннего туризма в объем ВВП, генерируемый отраслью, увеличится до 82,7 процента и превысит 4,9 трлн. рублей, в то время как международными путешественниками будет обеспечиваться лишь 17,3 процента, генерируемого отраслью ВВП (1,0 трлн. рублей).
3. Дифференциация туристского спроса и, как следствие, дифференциация туристского продукта, поиск новых туристских направлений, выбор альтернативных средств размещения и транспорта.
Отдых становится интегрированным в работу, а потому более частым, но более коротким. Данное явление обозначилось уже в 2012 году, когда более чем на 10 процентов возросло количество поездок продолжительностью 1 - 3 ночи, при этом другие, более длительные поездки, сократились более чем на 2 процента. В среднем общая продолжительность поездок за 2012 год сократилась на 3 процента к уровню 2011 года*(1).
Такая тенденция будет сохраняться и в дальнейшем. Согласно прогнозу Всемирной туристской организации к 2020 году жители развитых стран будут отдыхать 4 раза в год при сохранении суммарной продолжительности отпуска.
Отражением этой тенденции становится повсеместное сокращение крупнейшего туристского сегмента - пляжного отдыха. В Европе, в частности, сегмент пляжного отдыха в 2012 году сократился на 1 процент, в то время как городские туры увеличились на 14 процентов, а бизнес-поездки - на 8 процентов.
В противоположность пассивному (пляжному) отдыху формируется направление активного отдыха, так называемый "приключенческий" туризм, который наряду с турами, требующими специальной подготовки, включает в себя туры в сфере экологического, культурного, сельского туризма, предполагающий пешеходные (велосипедные) прогулки и не требующий специальной подготовки. Согласно экспертным оценкам емкость этого сегмента в 2012 году превысила 89 млрд. долларов США (без учета затрат на авиаперелеты), что на 17 процентов выше уровня 2009 года*(2).
Ориентация туристского продукта на активные виды туризма отражена в федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации" (на 2011 - 2018 годы), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 N 644 "О федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", согласно которой в Российской Федерации к 2016 году более чем на 1,5 млн. человек сократится туристский поток, ориентированный на пляжный отдых. К 2016 году должны сформироваться самостоятельные туристские потоки в сфере следующих видов туризма: делового (5 млн. человек), автомобильного (4,0 млн. человек), активного (2,5 млн. человек), экологического (1,6 млн. человек) (приложение N 1, рис. 8).
Интерпретация отдыха как смена вида деятельности обуславливает требование насыщенности отдыха разнообразными впечатлениями, рост спроса на так называемые "комплексные" туристские продукты, предлагающие физический и ментальный отдых в сжатые сроки, как правило в аутентичной среде, в результате чего усилится тенденция к путешествиям в менее известные и малодоступные места (рост популярности экологического, сельского туризма, активных видов туризма).
Туры выходного дня
Одним из очевидных трендов последних 5 - 7 лет в Российской Федерации стал бурный рост внутреннего туризма в формате туров выходного дня, поездок на праздники и выходные. Данный процесс связан со значительным ростом численности представителей среднего класса в крупных российских городах и общим повышением "транспортной мобильности" населения. Туристские поездки в формате туров выходного дня совершаются как организованно (с помощью туристских фирм), так и самостоятельно, на основе отзывов, рекомендаций, с помощью путеводителей, информационных интернет-ресурсов, спутниковой системы навигации. При этом доля самостоятельных путешествий преобладает и будет увеличиваться в будущем.
С учетом российских реалий и фактора транспортной доступности подавляющее большинство поездок в формате туров выходного дня совершается внутри одного или нескольких ближайших регионов. Крупные российские города становятся привлекательными объектами для шопинг-туризма и проведения культурного семейного досуга среди жителей соседних малых городов и сельских территорий. В свою очередь, сельские территории привлекают городской средний класс в качестве объектов культурно-познавательного, экологического и сельского туризма.
Рекреационно-оздоровительный туризм
Демографические изменения, растущая популярность туристских продуктов как формы восстановления сил формируют новую тенденцию. Все большую популярность набирает "медицинский туризм", который включает весь спектр рекреационных и профилактических услуг - спорт, фитнесс, косметологические и СПА-процедуры, расслабляющий, восстановительный отдых и лечение.
Согласно экспертным оценкам емкость этого сегмента в мире оценивается в 40-60 млрд. долларов США с темпом роста до 20 процентов в год. Согласно данным Международной туристской информационной системы путешествий с оздоровительными целями в 2011 году в мире было совершено более 9,4 млн. поездок, или 2,4 процента всех выездных туров в Европе. За последние пять лет сегмент оздоровительного отдыха в Европе вырос на 38 процентов*(3).
В настоящее время статистика указывает на постоянный рост доли населения пожилого возраста в странах с развитой экономикой, которые обеспечивают основную массу туристов, в то время как численность населения трудоспособного возраста переживает стагнацию. Аналогичная ситуация складывается и в Российской Федерации. Результатом этого является растущий спрос на туристский продукт, предназначенный для так называемого "зрелого" сегмента туристского рынка.
Одновременное повышение уровня благосостояния старшего поколения позволяет прогнозировать рост популярности многовозрастных туристских предложений, в результате чего стандартное предложение на туристский продукт "2 родителя + 1-2 ребенка" изменится на предложение "1-2 родителя + 1-2 ребенка + 1-2 бабушка-дедушка", что потребует формирования туристского продукта, учитывающего интересы и особенности потребления всех поколений.
Экологический туризм
В последние годы отчетливо прослеживается тенденция к усилению мер по охране окружающей среды, что диктует необходимость организации отдыха в контексте "бережного отношения к природе", а также создает условия для появления новых туристских продуктов, связанных с экологическими интересами.
4. Повышение требований к безопасности отдыха. В современном быстроменяющемся информационном мире туристы незамедлительно реагируют на опасность и отказываются от путешествий в страны, охваченные военными конфликтами, актами террора, уличными протестами и иными социальными потрясениями. Не меньшее негативное влияние на туристские потоки оказывают природные и техногенные катастрофы, эпидемии. При выборе маршрута туристы также учитывают общую криминогенную ситуацию в стране и регионе, уровень загрязнения окружающей среды, иные потенциальные риски.
5. Усиление конкуренции на туристском рынке в результате появления все большего числа стран с амбициозными экспансивными планами привлечения туристов, достижение пика насыщения некоторых форм и видов туризма, предлагаемых туристскими центрами и странами, что определяет необходимость формирования и продвижения яркого, уникального и узнаваемого туристского бренда. Сегодня наиболее востребован туристский продукт, вызывающий ясные, четкие и положительные ассоциации у потенциального потребителя.
Другим фактором, стимулирующим развитие конкуренции на рынке туристских услуг, выступают информационные технологии. В мире около 54 процентов всех бронирований происходит через сеть Интернет. Тенденция увеличения количества интернет-бронирования сохранится в ближайшие годы.
Информация, размещенная в сети Интернет и в первую очередь в социальных сетях, блогах (Facebook и Twitter), определяет выбор места отдыха. Согласно исследованию компании Google в 2011 году 40 процентов путешественников планировали свой отдых на основе фотографий, видео, мнениях о гостиницах и местах показа, выложенных в социальных сетях.
Для России сегодня эта тенденция имеет несколько меньшую актуальность, что в первую очередь связано с лингвистическими ограничениями перевода. Однако уже в среднесрочной перспективе можно прогнозировать снижение роли туристских агентств и увеличение доли самостоятельных путешествий.
6. Повышение требований к качеству туристского продукта за умеренную цену. В большинстве случаев предпочтения туристов связаны с высоким уровнем сервиса и разумным соотношением цены и качества. Эти условия в настоящее время и в ближайшем будущем будут являться определяющими при выборе туристских поездок, что требует обращения особого внимания на вопросы сертификации качества туристских услуг и продуктов, категорирования средств размещения и питания, соответствующей подготовки линейного и управленческого персонала организаций социально-культурного сервиса и туризма.
Конкурентоспособность туристской индустрии Свердловской области на мировом и российском рынках туристских услуг, а также соответствие перечисленным выше мировым тенденциям будут обеспечены за счет формирования:
яркого, узнаваемого туристского бренда региона, отражающего культурно-исторические, природные, географические особенности Свердловской области;
развитой системы транспортных коммуникаций (автомобильный, железнодорожный, воздушный, речной транспорт), обеспечивающих доступность всех видов туристских ресурсов (объектов показа, рекреации, средств размещения) с эффективной, понятной, надежной, комфортной системой сопровождения и обеспечения безопасности пребывания туристов (в том числе из других регионов и стран) на территории области;
разнообразия туристских продуктов, наличия туров в сфере познавательного, активного, сельского, экологического и рекреационного туризма, комплексных туристских продуктов, ориентированных на различные возрастные группы и целевые аудитории;
разнообразия условий проживания - от кемпингов в составе объектов придорожного сервиса и "зеленых" маршрутов до отелей стандарта 2 - 5 звезд, оснащенных конференц-залами, крытыми бассейнами, СПА-центрами, аквапарками;
готовности персонала, занятого в сфере социально-культурного сервиса и туризма, предоставлять качественные услуги, соответствующие международным и российским стандартам;
эффективной системы профессионального образования в сфере социально-культурного сервиса и туризма, способной оперативно и качественно реагировать на меняющиеся запросы туристского рынка;
институциональной системы управления качеством услуг в сфере социально-культурного сервиса и туризма, включающей деятельность саморегулируемых организаций, систем сертификации и аккредитации;
эффективной системы продвижения туристского бренда, продуктов и услуг Свердловской области на российском и международном рынках.
Соответственно реализацию мероприятий Стратегии предполагается осуществлять в два этапа, соответствующих правилам бюджетного процесса и долгосрочного прогнозирования:
I этап - 2014 - 2020 годы - соответствует периоду реализации принимаемых государственных программ Свердловской области;
II этап - 2021 - 2030 годы - соответствует периоду реализации основных стратегических документов, принимаемых в масштабах Российской Федерации и Свердловской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.