Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Основные мероприятия по повышению качества туристских и сопутствующих услуг до международного уровня
Свердловская область имеет значительный потенциал для роста внутреннего и въездного туризма, однако туристский продукт испытывает сильную конкуренцию со стороны предложений международного рынка. В связи с этим основными мерами по повышению конкурентоспособности и качества туристских услуг являются обеспечение соответствующей подготовки кадров, меры, направленные на повышение безопасности, наличие целостной системы сертификации качества предлагаемых туристских продуктов и услуг.
На рынке труда Свердловской области уже сегодня ощущается острый дефицит профессионально подготовленных кадров для индустрии туризма и гостеприимства, особенно на уровне линейного персонала (работники служб размещения и рецепции гостиниц, горничные, официанты, гиды, переводчики), инженерных и технических служб, на уровне специалистов по созданию туристского продукта и специалистов по туристскому маркетингу.
Реализация инвестиционных проектов, предусмотренных Стратегией, предполагает создание дополнительно от 5 до 10 тысяч рабочих мест в сфере туризма и гостеприимства, что может еще более обострить кадровую проблему.
Необходимы срочные меры системного характера в сфере профессионального туристского образования Свердловской области:
1) проведение мониторинга кадровых потребностей в сфере туризма и гостеприимства, выявление количественных и качественных параметров наиболее дефицитных специальностей;
2) соответствующая мониторингу корректировка учебных планов учебных заведений в сторону увеличения доли практического обучения и выработки профессиональных навыков. При необходимости инициирование процесса изменения действующих государственных стандартов в сфере обучения и подготовки кадров для туристской индустрии;
3) создание центров практического обучения при учебных заведениях и предприятиях сферы туризма и гостеприимства (например, "тренинг-отель", "тренинг-ресторан");
4) дальнейшее развитие системы ресурсных кадровых центров для индустрии туризма и гостеприимства;
5) приоритетное развитие системы профессиональных училищ и техникумов (линейный персонал для индустрии туризма и гостеприимства).
Проблема обеспечения безопасности остается еще одним из серьезных сдерживающих факторов для развития внутреннего и въездного туризма в Свердловской области. Высокий уровень дорожно-транспортных происшествий, сложная криминогенная ситуация, достаточно высокий риск техногенных и экологических аварий, связанный с высокой степенью индустриализации области, негативно сказывается на развитии рынка туризма и гостеприимства.
Безопасность туризма и уменьшение рисков при путешествии касаются широкого круга проблем, в том числе обеспечения медицинского обслуживания, проверки технического и санитарного состояния туристского инвентаря и объектов туристской инфраструктуры, организации работ служб спасения и скорой помощи, страхования, своевременного информирования о существующих угрозах, обеспечения немедленного отклика на жалобы туристов.
На туристских предприятиях должна быть организована работа по информированию туристов о необходимых мерах безопасности. Информация, характеризующая особенности туристского маршрута, должна содержаться в рекламно-информационных материалах и приложении к туристской путевке.
Для обеспечения безопасности туристской деятельности необходима реализация комплексной системы мер:
1) обеспечение безопасности при организации активных, спортивных, экстремальных и иных видов туризма в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации и Свердловской области;
2) обеспечение оперативного взаимодействия туристских предприятий, фирм, общественных организаций, областных и муниципальных структур с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области, службами спасения, силовыми структурами Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности, Федеральной миграционной службой, частными охранными предприятиями;
3) дальнейшее развитие системы специализированного медицинского и имущественного страхования в сфере туризма и гостеприимства;
4) мониторинг экологической ситуации на территории Свердловской области, оперативный учет данных мониторинга при планировании туристской деятельности и проведении туристских мероприятий.
Реализация данных мер на уровне Свердловской области требует разработки комплексной программы повышения качества основных составляющих туристской индустрии: средств размещения (гостиницы, санатории, базы отдыха), средств транспорта, предприятий питания, услуг туристских компаний и экскурсионных бюро.
Определяющее значение здесь будут иметь: внедрение международных и национальных систем добровольной сертификации услуг, разработка и внедрение внутренних отраслевых стандартов обслуживания, формирование конкурентной среды и механизмов саморегулирования туристской отрасли, развитие системы профессионального туристского образования.
Обобщенно мероприятия, необходимые для обеспечения конкурентоспособности туристской индустрии Свердловской области, приведены в таблице 2.
Таблица 2
Мероприятия, необходимые для обеспечения конкурентоспособности туристской индустрии Свердловской области на международном и российском рынках туристских услуг
N строки |
Условия конкурентоспособности |
Необходимые мероприятия |
1 |
2 |
3 |
1 |
Узнаваемый и уникальный туристский образ региона |
1) определение приоритетных целевых рынков / целевой аудитории; 2) формирование и продвижение ассоциативного ряда на основе уникальных брендов: "горнозаводская культура", "наследие советской оборонной промышленности", "уральские самоцветы", "уральские горы", "Граница Европа-Азия", "Романовы на Урале"; 3) формирование эффективной рекламной политики с использованием современных маркетинговых технологий |
2 |
Разнообразие и уникальность туристского продукта |
1) модернизация существующих туристских объектов в соответствии с современными требованиями туристов; 2) формирование уникальных для России и мира туристских предложений (индустриальный и минералогический туризм); 3) формирование объектов туристского показа, предполагающих интерактивное участие туристов |
3 |
Транспортная доступность |
1) наличие понятной туристской навигации; 2) развитие дорожной инфраструктуры и придорожного сервиса; 3) развитие железнодорожного туризма, туров в формате "туристского поезда"; 4) развитие интегрированной сети мультимодальных перевозок; 5) включение в российские и региональные туристские маршруты |
4 |
Безопасность отдыха. Формирование комфортной информационной среды |
1) развитие системы информационных центров для туристов; 2) развитие волонтерского движения; 3) реализация комплекса мер по лингвистической подготовке персонала объектов туристского показа, КСР; 4) повышение уровня толерантности к туристам у местного населения; 5) мониторинг экологической ситуации в регионе для соответствующего планирования туристской деятельности |
5 |
Комплексный характер туристского продукта |
1) формирование тематических туристско-рекреационных кластеров; 2) формирование зон отдыха для жителей крупных городов (Екатеринбург, Нижний Тагил, Каменск-Уральский); 3) развитие дорожной сети и придорожной инфраструктуры в рамках отдельных туристско-рекреационных кластеров; 4) разработка и продвижение комплексных туристских маршрутов (индивидуальных и групповых); 5) проведение обучающих программ по формированию туристских продуктов для руководителей объектов туристского показа |
6 |
Комфортные и разнообразные условия проживания |
1) создание благоприятных условий для инвестирования в сферу туризма (содействие в поиске и оформлении земельных участков, формирование инвестиционных площадок, содействие в привлечении банковских ресурсов, формирование единообразного четкого и понятного алгоритма организации бизнеса в сфере туризма на территории региона); 2) введение процедуры добровольной паспортизации и сертификации объектов туристского показа и иных туристских аттракций; 3) проведение обучающих семинаров для персонала КСР; 4) оказание финансовой поддержки субъектам туриндустрии; 5) формирование системы подготовки "линейного" персонала КСР |
7 |
Современные механизмы и способы донесения информации |
1) оборудование мест туристского показа современными информационными носителями, в том числе с использованием возможностей сети Интернет; 2) создание и продвижение единого туристского портала Свердловской области; 3) развитие устойчивой межрегиональной кооперации (формирование межрегиональных маршрутов, привлечение в Свердловскую область жителей соседних регионов, продвижение уникальных образов Урала на российском и международном рынках) |
8 |
Бережное отношение к природе |
1) развитие волонтерского движения; 2) совершенствование природоохранного законодательства Свердловской области; 3) внедрение программ экологического воспитания граждан, прежде всего детей |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.