Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства
Свердловской области
от 30 декабря 2014 г. N 1266-ПП
Раздел 1. Характеристика и анализ текущего состояния сферы социально-экономического развития Свердловской области
Социальная поддержка граждан представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством отдельным категориям граждан. Категории граждан-получателей социальной поддержки, меры социальной поддержки и условия их предоставления определены федеральным и областным законодательством.
Министерство социальной политики Свердловской области организует работу по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан:
1) предоставление мер социальной поддержки в денежной форме - в виде ежемесячных денежных выплат, областного материнского (семейного) капитала, социальной доплаты к пенсии, субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, единовременных выплат, выплат, приуроченных к знаменательным датам;
2) предоставление мер социальной поддержки в форме услуг - путем организации отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, лицам без определенного места жительства и занятий, освободившимся из мест лишения свободы;
3) предоставление мер социальной поддержки в натуральной форме - обеспечение продуктами питания, средствами санитарии и гигиены, средствами ухода за детьми, одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости, топливом;
4) предоставление мер социальной поддержки в форме льгот - прием вне конкурса для обучения в образовательные учреждения начального профессионального образования, средние специальные и высшие учебные заведения; внеочередной прием в организации социального обслуживания; преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан.
Реализуются меры государственной поддержки семей с детьми: предоставление областного материнского (семейного) капитала, выплата пособий семьям с детьми, в том числе выплата единовременного пособия женщине, родившей третьего и последующего ребенка, и женщине, родившей одновременно двух и более детей, установление ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ими возраста трех лет и другие.
Развиваются семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Особое внимание уделяется вопросам повышения качества подбора и подготовки граждан, выразивших желание принять детей на воспитание в свои семьи.
На территории Свердловской области действует многопрофильная сеть организаций социального обслуживания Свердловской области, проводятся мероприятия по оптимизации сети и обеспечению комплексной безопасности клиентов в организациях, внедряются новые социальные технологии.
Совершенствуются правовые условия привлечения некоммерческих организаций к оказанию социальных услуг. Предусмотрено оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям и ведение реестра социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей государственной поддержки.
Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, предоставляемые в денежной форме, являются одним из источников обеспечения населения денежными доходами. Использование этого инструмента, как следует из данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области, способствовало снижению численности населения Свердловской области с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума с 10,5 процента в 2011 году до 8,4 процента в 2013 году*(1).
Мероприятия, способствующие повышению качества и эффективности системы мер социальной поддержки населения, развитие социального обслуживания, расширение участия социально ориентированных некоммерческих организаций к предоставлению социальных услуг отдельным категориям граждан, повышение эффективности деятельности органов в сфере социальной защиты населения, предполагается реализовать в рамках государственной программы "Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Свердловской области до 2020 года".
Численность граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, включенных в федеральный и областной регистры, составила на 01 января 2014 года 805,2 тыс. человек, в том числе в федеральном регистре - 385,4 тыс. человек, в областном - 419,8 тыс. человек. Кроме категорий граждан, включенных в вышеуказанные регистры, право на получение мер социальной поддержки имеют около 600 тыс. человек, это - многодетные и приемные семьи, дети, оставшиеся без попечения родителей, граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации, и другие категории граждан.
Суммарное число граждан, которым в 2013 году были предоставлены различные меры социальной поддержки в денежной форме, составило порядка 2 млн. человек.
Социальная поддержка граждан обеспечивается также в форме социального обслуживания - путем предоставления широкого спектра социальных услуг лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, - гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям с детьми, лицам без определенного жительства и занятий, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей.
В стационарных условиях социальные услуги предоставляются ежегодно более 7,5 тыс. человек, в том числе:
в домах-интернатах (пансионатах) для престарелых и инвалидов - 2,8 тыс. человек;
в психоневрологических интернатах - 4,0 тыс. человек;
в детских домах-интернатах - 0,7 тыс. человек.
В 2013 году в нестационарных условиях и на дому социальные услуги предоставлены 1 112,9 тыс. человек, в том числе:
отделениями срочного социального обслуживания - 250,27 тыс. человек;
отделениями социального обслуживания на дому - 46,5 тыс. человек;
социально-реабилитационными отделениями - 20,33 тыс. человек;
отделениями временного проживания - 2,28 тыс. человек;
отделениями дневного пребывания - 5,0 тыс. человек;
прочими отделениями (консультационными, участковыми службами) -350,24 тыс. человек;
центрами социального обслуживания семьи и детей - 438,29 тыс. человек.
Меры социальной поддержки граждан в форме социальных услуг предоставляются также путем организации отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В 2013 году на отдых и оздоровление было направлено 3 322 ребенка, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Расходы областного бюджета на предоставление мер социальной поддержки ежегодно возрастают.
Сохраняется спрос граждан на услуги стационарного социального обслуживания (по состоянию на 01 января 2014 года очередность составляла 99 человек, в том числе 40 человек - в специализированный дом-интернат, 59 человек - в психоневрологические интернаты) и социального обслуживания на дому (по состоянию на 01 января 2014 года очередность составляла 25 человек). Порядка 40 процентов государственных стационарных организаций социального обслуживания населения удовлетворяют современным требованиям по условиям размещения и бытовому устройству.
Проведение реконструкции и приспособления зданий в остальных государственных организациях стационарного социального обслуживания представляется нецелесообразным с экономической и технологической точки зрения. Необходимо создание дополнительных мест, отвечающих современным требованиям, путем строительства новых объектов.
В Свердловской области 7,37 процента населения (318 393 человека) имеют статус инвалида, из них инвалиды I - II группы составляют 58,2 процента от общей численности инвалидов. В настоящее время по результатам проведенного мониторинга доля объектов, частично либо полностью оборудованных элементами доступности, увеличилась за 5 лет на 31 процент, в то же время 89,8 процента инвалидов-колясочников продолжают нуждаться в адаптации и создании доступности в жилых домах.
Семейное неблагополучие является одной из главных причин роста детской безнадзорности и беспризорности, а также социального сиротства. Большая часть выявляемых социальных сирот - не старше 7 лет. Впоследствии такие дети долгое время находятся в интернатных учреждениях, подыскать им замещающую семью с каждым годом становится все труднее. Значительное количество социальных сирот свидетельствует о том, что процесс реабилитации семьи является достаточно сложным и малое количество детей возвращаются в биологические семьи после восстановления родителей в родительских правах. В 2013 году численность родителей, в отношении которых отменено ограничение в родительских правах, составила 46 человек, увеличившись на 77 процентов по сравнению с 2012 годом. Снизилась численность детей, отобранных у родителей при непосредственной угрозе жизни и здоровью детей, на 42 процента по сравнению с 2012 годом (2012 год - 62 ребенка, 2013 год - 36 детей). На 70,5 процента снизилось количество выявленных случаев жестокого обращения с детьми (2012 год - 122 случая, 2013 год - 36 случаев).
Необходимо расширение форм участия некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг и реализации социальных проектов.
С учетом вышеприведенных данных в прогнозируемом периоде (2014 - 2020 годы) потребность граждан в мерах социальной поддержки будет возрастать.
На территории Свердловской области проживает 1 045 301 гражданин старше трудоспособного возраста, что составляет 24,2 процента от населения региона (в Российской Федерации - 23,1 процента). По сравнению с 1990 годом (когда этот показатель составлял 18,7 процента) численность пожилых людей выросла на 17,3 процента (таблица 1).
Таблица 1
Наименование показателя |
На 01.01.1990 |
На 01.01.2011 |
На 01.01.2012 |
На 01.01.2013 |
На 01.01.2014 |
Численность старше трудоспособного возраста, человек |
891 126 |
987 694 |
1 005 998 |
1 025 364 |
1 045 301 |
Доля в общей численности населения, процентов |
18,7 |
23,0 |
23,4 |
23,8 |
24,2 |
Устойчивую тенденцию роста имеет и показатель продолжительности жизни:
2007 год - 67,5 года;
2011 год - 70,3 года;
2018 год - 74 года.
По-прежнему остается стабильно высоким процент доли впервые выявляемых социальных сирот от общего числа выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2012 год - 83,8 процента, 2013 год - 81,3 процента).
Количество получателей государственной социальной помощи составляет на 31 декабря 2013 года 151,2 тыс. человек. Количество пенсионеров, получающих федеральную социальную доплату к пенсии до прожиточного минимума пенсионера, - 80 тыс. человек.
Преодоление последствий этих социальных явлений потребует:
предоставления гражданам и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, установленных законодательством мер социальной поддержки в денежной и натуральной формах, а также путем оказания социальных услуг;
реализации комплекса мероприятий, направленных на профилактику материального и социального неблагополучия граждан.
В то же время потребность граждан в мерах социальной поддержки будет снижаться вследствие сокращения численности граждан, меры социальной поддержки которых определены федеральным и областным законодательством (таблица 2).
Таблица 2
Численность граждан в регистрах |
На 01.01.2010 |
На 01.01.2011 |
На 01.01.2012 |
На 01.01.2013 |
На 01.01.2014 |
Федеральном |
410 069 |
405 971 |
400 042 |
393 602 |
385 386 |
Областном |
445 556 |
437 916 |
430 888 |
426 980 |
419 856 |
В сложившихся условиях прогнозируется, что развитие системы социальной поддержки населения на период до 2020 года будет осуществляться по следующим основным задачам:
1) социальная поддержка населения Свердловской области;
2) повышение качества оказания государственных услуг;
3) расширение форм участия некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг и реализации социальных проектов, развитие волонтерства и добровольчества;
4) повышение качества жизни граждан пожилого возраста, ветеранов, инвалидов Великой Отечественной войны, детей защитников Отечества, погибших в годы Великой Отечественной войны, лиц, пострадавших от радиационного воздействия, бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны;
5) совершенствование системы профилактики безнадзорности и "социального сиротства" на территории Свердловской области, профилактика семейного неблагополучия, обеспечение отдыха и оздоровления детей в Свердловской области, находящихся в трудной жизненной ситуации;
6) создание условий эффективной интеграции в общество граждан, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц без определенного места жительства и занятий и адаптации граждан, проживающих на территории Свердловской области, ставших инвалидами вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения ими военной службы, и членов их семей;
7) обеспечение исполнения полномочий Министерства социальной политики Свердловской области и его территориальных органов.
При прогнозировании основных параметров развития системы социальной поддержки граждан на период 2020 года в рамках государственной программы "Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Свердловской области до 2020 года" учитывалось, что Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р), Стратегией социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 N 1757-р), указами Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 07 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", от 01 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", государственной программой Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" (постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 296 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан"), государственной программой Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы (постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы"), Законом Свердловской области от 15 июня 2011 года N 36-ОЗ "О Программе социально-экономического развития Свердловской области на 2011 - 2015 годы", Стратегией социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года (постановление Правительства Свердловской области от 27.08.2008 N 873-ПП "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года"), Стратегией действий в интересах детей на 2013 - 2017 годы в Свердловской области (постановление Правительства Свердловской области от 16.01.2013 N 3-ПП "Об утверждении Стратегии действий в интересах детей на 2013 - 2017 годы в Свердловской области") определен ряд направлений и соответствующие целевые показатели в сфере социальной поддержки граждан, в том числе:
1) решение к 2020 году проблемы полного удовлетворения потребности пожилого населения в постоянном постороннем уходе;
2) преобладание к 2020 году семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
3) повышение к 2017 году средней заработной платы социальных работников, младшего и среднего медицинского персонала, педагогических работников образовательных, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, - до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе; врачей - до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе;
4) улучшение доступа населения к социальной инфраструктуре, в том числе повышение мобильности системы социальных услуг, а также обеспечение доступности социальных услуг для граждан с ограниченными возможностями;
5) усиление адресности и дифференциации предоставления социальных выплат и социальных услуг населению, внедрение социального контракта;
6) формирование безбарьерной среды для лиц с ограниченными возможностями, привлечение внимания общества к проблемам инвалидов и маломобильных групп населения;
7) совершенствование правового и технического обеспечения деятельности территориальных органов в сфере социальной защиты населения; модернизация материально-технической базы организаций социального обслуживания;
8) формирование механизмов привлечения социально ориентированных некоммерческих организаций для оказания социальных услуг населению;
9) содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространению добровольчества (волонтерства).
На основе анализа мероприятий, предлагаемых для реализации в рамках государственной программы, выделены следующие риски ее реализации:
1) финансовые риски связаны с возможными кризисными явлениями в экономике, которые могут привести к снижению объемов финансирования программных мероприятий из средств областного и федерального бюджетов. Возникновение данных рисков может привести к недофинансированию запланированных мероприятий государственной программы, в том числе публичных нормативных обязательств.
Минимизация данных рисков предусматривается мероприятиями государственной программы исходя из принципа адресности предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе в форме услуг социального обслуживания с учетом нуждаемости; использования инновационных социальных технологий, предусматривающих в том числе заключение с гражданами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, социальных контрактов при оказании государственной социальной помощи; расширения сферы применения стационарозамещающих технологий социального обслуживания населения как менее затратных; проведения комплекса мероприятий по оптимизации сети учреждений; перераспределения объемов финансирования мероприятий государственной программы в зависимости от их исполнения;
2) информационные риски определяются отсутствием или частичной недостаточностью исходной отчетной и прогнозной информации, используемой в процессе разработки и реализации государственной программы.
С целью управления информационными рисками в ходе реализации государственной программы будет проводиться работа, направленная на:
1) использование статистических показателей, обеспечивающих объективность оценки хода и результатов реализации государственной программы;
2) выявление и идентификацию потенциальных рисков путем мониторинга основных параметров реализации социальной политики (социально-экономических и финансовых показателей);
3) мониторинг и оценку исполнения целевых показателей государственной программы, выявление факторов риска, оценку их значимости.
<< Приложение Приложение |
Приложение >> Приложение |
|
Содержание Постановление Правительства Свердловской области от 30 декабря 2014 г. N 1266-ПП "О внесении изменений в государственную... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.