Апелляционное определение Свердловского областного суда
от 25 марта 2015 г. N 33-4116/2015
Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Соболевой Т. Е.,
судей Старкова М.В.,
Белеванцевой О.А.,
при секретаре Ким Р.Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 25 марта 2015 года гражданское дело по заявлению прокурора ЗАТО город Новоуральск о признании недействующим в части пункта 5 Перечня категорий граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения муниципального жилищного фонда Новоуральского городского округа, утвержденного постановлением Администрации Новоуральского городского округа от 30 января 2010 года N 11-а (в редакции постановления Администрации Новоуральского городского округа от 30 июля 2012 года N 1618-а)
по апелляционной жалобе заинтересованного лица Администрации Новоуральского городского округа
на решение Новоуральского городского суда Свердловской области от 24 декабря 2014 года.
Заслушав доклад судьи Соболевой Т.Е., объяснения представителя заявителя прокурора В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия установила:
постановлением Администрации Новоуральского городского округа от 13 января 2010 года N 11-а утвержден Перечень категорий граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения муниципального жилищного фонда Новоуральского городского округа (далее - Перечень), которое опубликовано в официальном издании "Нейва" N 2, 20 января 2010 года.
Постановлением Администрации Новоуральского городского округа от 30 июля 2012 года N 1618-а "О внесении изменений в Перечень категорий граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения муниципального жилищного фонда Новоуральского городского округа" пункт 5 Перечня изложен в следующей редакции: лицам, замещающим должности начальника управления, заместителя начальника управления в Межмуниципальном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новоуральскому городскому округу и муниципальному образованию "поселок Уральский" (на основании письменного ходатайства начальника Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новоуральскому городскому округу и муниципальному образованию "поселок Уральский"), а также сотрудникам полиции, замещающим должности участкового уполномоченного полиции в Межмуниципальном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новоуральскому городскому округу и муниципальному образованию "поселок Уральский" (в соответствии с требованиями и условиями, установленными Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Указанное постановление опубликовано в официальном издании "Нейва" N 60, 03 августа 2012 года.
Прокурор ЗАТО город Новоуральск обратился в суд с заявлением о признании недействующим со дня принятия пункта 5 Перечня, утвержденного постановлением Администрации Новоуральского городского округа от 30 января 2010 года N 11-а (в редакции постановления Администрации Новоуральского городского округа N 1618-а от 30 июля 2012 года) в части предоставления служебных жилых помещений лицам, замещающим должности начальника управления, заместителя начальника управления в Межмуниципальном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новоуральскому городскому округу и муниципальному образованию "поселок Уральский" (на основании письменного ходатайства начальника Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новоуральскому городскому округу и муниципальному образованию "поселок Уральский"), как противоречащего федеральному законодательству.
В обоснование заявления прокурор указал, что оспариваемый в части пункт 5 Перечня противоречит требованиям статьи 44 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", статьям 8, 9 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", части 7 статьи 5, статье 104 Жилищного кодекса Российской Федерации, которыми не предусмотрено предоставление муниципального жилья сотрудникам полиции, за исключением участкового уполномоченного полиции.
В судебном заседании представитель заявителя настаивал на удовлетворении заявления.
Представитель заинтересованного лица Администрации Новоуральского городского округа в судебном заседании заявленные требования не признал.
Решением Новоуральского городского суда Свердловской области от 24 декабря 2014 года заявление прокурора ЗАТО город Новоуральск удовлетворено.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо Администрация Новоуральского городского округа просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований, указывая, что оспариваемый акт, принятый 13 января 2010 года, не может противоречить Федеральному закону "О полиции" до его вступления в силу 01 марта 2011 года. Решение суда противоречит Закону "О милиции" и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 15.02.2005 N 58-О. Суд не принял во внимание, что на основании оспариваемого нормативного правового акта были реализованы права сотрудников полиции на жилищное обеспечение после вступления в силу Федерального закона "О полиции" до вынесения обжалуемого решения. Включение в обжалуемый перечень лиц, замещающих должности начальника управления, заместителя начальника управления в Межмуниципальном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новоуральскому городскому округу и муниципальному образованию "поселок Уральский", является правомерным, поскольку Жилищным кодексом Российской Федерации императивно закреплено право органа местного самоуправления самостоятельно устанавливать категории граждан, которым в связи с характером их трудовых отношений предоставляются служебные жилые помещения. Оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Прокурором ЗАТО город Новоуральск принесены возражения на апелляционную жалобу заинтересованного лица с указанием о законности и обоснованности решения суда.
Представитель заинтересованного лица Администрации Новоуральского городского округа, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, не просил об отложении рассмотрения дела, с учетом изложенного судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в его отсутствие на основании части 3 статьи 167 и части 2 статьи 252 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Право сотрудника полиции на жилищное обеспечение регулируется статьей 44 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ), согласно которой обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1). Полиция имеет специализированный жилищный фонд, формируемый федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2). Сотрудник полиции, замещающий должность участкового уполномоченного полиции, не имеющий жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в должность обеспечивается служебным жилым помещением (часть 3).
Указанным положениям Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ корреспондируют нормы Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 19.07.2011 N 247-ФЗ), которые регулируют предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда, выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений (статья 8), а также предоставление жилых помещений сотрудникам, замещающим должность участкового уполномоченного полиции (статья 9).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ сотруднику, не имеющему жилого помещения в населенном пункте по месту службы, и совместно проживающим с ним членам его семьи может предоставляться служебное жилое помещение (при переводе сотрудника на новое место службы в другой населенный пункт) или жилое помещение в общежитии, относящиеся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, формируемого федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1).
В случае отсутствия жилых помещений специализированного жилищного фонда соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иной федеральный орган исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, ежемесячно выплачивает сотруднику, не имеющему жилого помещения по месту службы, денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации (часть 4).
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел предоставляет сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, не имеющему жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, и совместно проживающим с ним членам его семьи жилое помещение специализированного жилищного фонда в течение шести месяцев со дня вступления в указанную должность (часть 1).
В случае отсутствия на территории муниципального образования жилого помещения, указанного в части 1 настоящей статьи, сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и совместно проживающим с ним членам его семьи орган местного самоуправления предоставляет жилое помещение муниципального жилищного фонда (часть 2).
Таким образом, вышеуказанные положения федерального законодательства предусматривают возможность предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда только сотрудникам полиции, замещающим должность участкового уполномоченного полиции, которое сотрудник и совместно проживающие с ним члены его семьи обязаны освободить в случае его перевода на должность, не связанную с выполнением обязанностей участкового уполномоченного полиции на территории соответствующего муниципального образования.
Данная норма обусловлена тем, что участковые уполномоченные полиции по роду своей служебной деятельности, заключающейся в охране общественного порядка на территории соответствующего муниципального образования, должны проживать в непосредственной близости от обслуживаемого населения. Указанная категория граждан обоснованно предусмотрена в пункте 5 оспариваемого Перечня.
Администрацией Новоуральского городского округа в оспариваемом прокурором пункте 5 Перечня был расширен перечень категорий граждан, обладающих правом на предоставление специализированных жилых помещений на территории Новоуральского городского округа, по сравнению с вышеуказанным федеральным законодательством, с указанием лиц, замещающих должности начальника, заместителя начальника управления органа внутренних дел, что является недопустимым.
При этом ссылка представителя заинтересованного лица на пункт 3 части 2 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому органом местного самоуправления устанавливаются категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения в муниципальном жилищном фонде, не свидетельствует о законности оспариваемой нормы, поскольку полномочия органа местного самоуправления в данном случае не оспариваются, вместе с тем, указанная норма подлежит применению в совокупности с другими положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и федеральных законов.
В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Таким образом, установление категорий граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения в муниципальном жилищном фонде, не может быть произвольным и противоречить положениям федерального законодательства, и не свидетельствует о праве органов местного самоуправления предоставлять жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда в данном случае иным сотрудникам полиции, кроме участковых уполномоченных полиции, которым предоставляется служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, относящиеся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, формируемого федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел ежемесячно выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения
В соответствии с частью 7 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Разрешая дело, суд первой инстанции, проанализировав вышеуказанные нормы федерального законодательства, сделал правильный вывод о том, что оспариваемый пункт Перечня противоречит требованиям статьи 44 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", статьям 8, 9 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", части 7 статьи 5, статье 104 Жилищного кодекса Российской Федерации, которыми не предусмотрено предоставление муниципального жилья сотрудникам полиции, за исключением участкового уполномоченного полиции.
Довод апелляционной жалобы о том, что оспариваемый нормативный правовой акт, принятый 13 января 2010 года, не может противоречить Федеральному закону "О полиции" до его вступления в силу 01 марта 2011 года, является необоснованным, поскольку судом признан недействующим в части со дня его принятия пункт 5 Перечня в редакции постановления Администрации Новоуральского городского округа от 30 июля 2012 года N 1618-а, т.е. принятого в период действия Федерального закона "О полиции". Ранее действующие редакции оспариваемого пункта не могут быть признаны судом недействующими, поскольку они являются фактически недействующими в силу издания более позднего акта.
Судебная коллегия также не может согласиться с доводами апелляционной жалобы о том, что Администрация Новоуральского городского округа вправе самостоятельно решать вопрос предоставления служебных жилых помещений определенным ею категориям лиц в связи с характером их трудовых отношений на территории Новоуральского городского округа, поскольку согласно статье 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом, но только в соответствии с федеральными законами.
Довод апелляционной жалобы о необоснованном применении судом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.03.2012 N 9-П является несостоятельным, поскольку указанный судебный акт применен судом в контексте с подтверждением соответствующей обязанности органов местного самоуправления по предоставлению служебных жилых помещений, предусмотренной на законодательном уровне в отношении определенных категорий работников, к которым в частности относится сотрудник, замещающий должность участкового уполномоченного полиции, на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что судом постановлено законное и обоснованное решение, иные доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права, повторяют возражения, данные в суде первой инстанции.
Апелляционная жалоба заинтересованного лица не содержит указаний о допущенных судом нарушениях норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены решения суда, и судебной коллегией указанные основания установлены не были.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила:
решение Новоуральского городского суда Свердловской области от 24 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заинтересованного лица Администрации Новоуральского городского округа - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.Е. Соболева |
Судьи |
М.В. Старков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 25 марта 2015 г. N 33-4116/2015
Текст определения опубликован на сайте Свердловского областного суда (http://oblsud.svd.sudrf.ru)