Постановлением Законодательного Собрания Свердловской области от 21 марта 2017 г. N 462-ПЗС настоящее постановление снято с контроля
Заслушав информацию Правительства Свердловской области об исполнении Закона Свердловской области от 29 октября 2007 года N 136-ОЗ "Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области" в части соблюдения порядка образования комиссий по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов, а также в части установления органами местного самоуправления должностей муниципальной службы, учреждаемых для обеспечения исполнения полномочий исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, его отраслевых (функциональных) и территориальных органов и для обеспечения исполнения полномочий контрольно-счетного органа муниципального образования, Законодательное Собрание Свердловской области отмечает:
Для обеспечения соблюдения муниципальными служащими общих принципов служебного поведения и урегулирования конфликта интересов в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с федеральным и областным законодательством образованы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов (далее - комиссии).
Муниципальные правовые акты, регламентирующие порядок создания и деятельности комиссий, приняты во всех муниципальных образованиях.
Положения о деятельности комиссий разработаны в соответствии с законом и Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 N 821 (далее - Положение), согласно которым в состав комиссии в обязательном порядке должны включаться уполномоченные представителем нанимателя (работодателем) муниципальные служащие и независимые эксперты. Также закреплено право представителя нанимателя (работодателя) принимать решение о включении в состав комиссии представителей профсоюзной организации в случае, если такая организация образована в органе местного самоуправления. Не менее одной четверти от общего числа членов комиссии должны составлять представители научных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования, приглашаемые представителем нанимателя (работодателем) в качестве независимых экспертов-специалистов по вопросам, связанным с муниципальной и (или) государственной службой.
В соответствии с Положением комиссии могут создаваться в каждом из органов местного самоуправления для рассмотрения вопросов в отношении муниципальных служащих, однако Положение не учитывает специфику комиссий в муниципальных образованиях: в отдельных органах местного самоуправления отсутствуют структурные подразделения, руководители которых должны входить в состав комиссий в обязательном порядке. Кроме того, затруднительно обеспечить включение в каждую комиссию независимых экспертов по вопросам, связанным с муниципальной и (или) государственной службой, ввиду отсутствия в муниципальном образовании таких специалистов. В связи с этим часто не соблюдаются условия о доле независимых экспертов в составе комиссий.
Также существует проблема создания комиссий в органах местного самоуправления с малой штатной численностью. В состав таких комиссий включаются не менее 4-5 членов, при этом в органе местного самоуправления штат служащих составляет всего 7-8 человек. Формально требования к составу комиссий соблюдаются, однако такой подход к формированию комиссий может вызвать сомнения в объективности и независимости решений комиссий.
В целях формирования наиболее качественного состава комиссий в ряде муниципальных образований созданы единые комиссии по соблюдению требований к служебному поведению всех муниципальных служащих данного муниципального образования. По состоянию на 31 декабря 2014 года такие единые комиссии созданы в 26 городских округах, 11 городских и сельских поселениях.
Комиссии во всех органах местного самоуправления созданы в муниципальных образованиях Алапаевское и город Ирбит, Ачитском, Полевском, Тавдинском, Талицком, Туринском и Новоуральском городских округах и в городе Каменске-Уральском. В муниципальном образовании "город Екатеринбург" комиссии созданы в Екатеринбургской городской Думе, администрации города и двух структурных подразделениях администрации, в стадии формирования находится комиссия в контрольном органе. В городе Нижний Тагил комиссии созданы во всех органах местного самоуправления и в муниципальном органе - Избирательной комиссии города Нижний Тагил.
Комиссии в двух органах местного самоуправления (администрации и контрольно-счетном органе) созданы в Новолялинском, Сысертском и Шалинском городских округах. В Белоярском городском округе комиссии созданы в администрации городского округа и финансово-бюджетном управлении администрации. В Верхнесалдинском городском округе комиссии созданы в пяти из семи органов местного самоуправления.
По информации Прокуратуры Свердловской области, положения о комиссиях в ряде муниципальных образований не содержат такого основания для проведения заседаний комиссии, как представление руководителем органа материалов проверки, свидетельствующих о представлении муниципальным служащим недостоверных или неполных сведений, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам". В связи с этим органами Прокуратуры Свердловской области в первом полугодии 2014 года в адрес глав муниципальных образований принесено 30 протестов на положения о комиссиях.
В целях контроля за исполнением закона и в целях совершенствования системы мер по противодействию коррупции Администрацией Губернатора Свердловской области регулярно проводится мониторинг формирования и деятельности комиссий в органах местного самоуправления. В результате анализа муниципальных правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих порядок создания и деятельности комиссий, выявлены следующие нарушения: имеются случаи утверждения руководителя органа местного самоуправления в качестве председателя комиссии; в составе комиссии не определен заместитель председателя комиссии; имеются устаревшие данные о членах комиссии; состав комиссии утвержден без указания персональных данных членов комиссии; в состав комиссии не включены независимые эксперты-специалисты по вопросам, связанным с муниципальной и (или) государственной службой.
В первом полугодии 2014 года комиссиями рассмотрено 253 вопроса, за аналогичный период 2013 года - 138 вопросов. Доля проведенных в 2014 году заседаний комиссий, информация о результатах которых размещена на официальных сайтах органов местного самоуправления, составила 58 процентов от общего количества заседаний комиссий, в 2013 году - 18 процентов.
В ряде муниципальных образований заседания комиссий проводятся нерегулярно, информация о работе комиссий не обновляется или отсутствует.
Практика прокурорского надзора в Свердловской области свидетельствует о недостаточной эффективности деятельности комиссий. Органами Прокуратуры Свердловской области выявлены многочисленные факты, свидетельствующие о нарушении закона муниципальными служащими и подлежащие рассмотрению на заседаниях комиссий, однако заседания комиссий проведены в единичных, выборочных случаях, а также выявлены факты несвоевременного рассмотрения на заседаниях комиссий случаев нарушения муниципальными служащими установленных ограничений и запретов.
Установление органами местного самоуправления должностей муниципальной службы, учреждаемых для обеспечения исполнения полномочий исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, его отраслевых (функциональных) и территориальных органов и для обеспечения исполнения полномочий контрольно-счетного органа муниципального образования, осуществляется в соответствии с реестром должностей муниципальной службы, утвержденным Законом Свердловской области от 14 июня 2005 года N 49-ОЗ "О Реестре должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и в муниципальных органах, не входящих в структуру органов местного самоуправления этих муниципальных образований".
Во всех муниципальных образованиях соответствующие муниципальные правовые акты приняты. Вместе с тем имеются случаи несоответствия реестров должностей муниципальной службы действующей структуре органов местного самоуправления: при введении новой должности муниципальной службы в штатное расписание органа местного самоуправления изменения в реестр должностей вносятся несвоевременно. Кроме того, в ряде муниципальных образований реестрами должностей муниципальной службы не предусмотрены фактически существующие "двойные" должности, например, заместитель начальника управления - начальник отдела.
Законодательное Собрание Свердловской области постановляет:
1. Информацию Правительства Свердловской области об исполнении Закона Свердловской области "Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области" в части соблюдения порядка образования комиссий по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов, а также в части установления органами местного самоуправления должностей муниципальной службы, учреждаемых для обеспечения исполнения полномочий исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, его отраслевых (функциональных) и территориальных органов и для обеспечения исполнения полномочий контрольно-счетного органа муниципального образования, принять к сведению.
2. Предложить Правительству Свердловской области:
1) продолжить работу по методическому обеспечению комиссий по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов;
2) при проведении правовой экспертизы муниципальных правовых актов обратить внимание на положения по формированию указанных комиссий;
3) продолжить мониторинг деятельности органов местного самоуправления по формированию комиссий и ведению реестров должностей муниципальной службы.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области:
1) привести в соответствие с действующим законодательством положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов;
2) актуализировать информацию о деятельности комиссий на официальных сайтах муниципальных образований;
3) привести в соответствие с действующей структурой органов местного самоуправления реестр должностей муниципальной службы.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет Законодательного Собрания по региональной политике и развитию местного самоуправления (Павлов А.И.).
Председатель Законодательного Собрания |
Л.В. Бабушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Свердловской области от 9 июня 2015 г. N 2199-ПЗС "Об исполнении Закона Свердловской области "Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области" в части соблюдения порядка образования комиссий по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов, а также в части установления органами местного самоуправления должностей муниципальной службы, учреждаемых для обеспечения исполнения полномочий исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, его отраслевых (функциональных) и территориальных органов и для обеспечения исполнения полномочий контрольно-счетного органа муниципального образования"
Текст постановления опубликован в "Областной газете" от 17 июня 2015 г. N 104 (7670); на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области (www.pravo.gov66.ru) опубликование N 4922 от 17 июня 2015 г.; в "Собрании законодательства Свердловской области" от 6 августа 2015 г. N 6 (2015)
Настоящий документ снят с контроля