Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства
Свердловской области
от 23 июня 2015 г. N 506-ПП
Об организации и обеспечении
отдыха и оздоровления детей в Свердловской области по итогам 2014 года
Введение
Ежегодный доклад "Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Свердловской области" (далее - доклад) по итогам 2014 года подготовлен Министерством общего и профессионального образования Свердловской области в соответствии с распоряжением Правительства Свердловской области от 13.05.2013 N 605-РП "Об утверждении порядка подготовки, структуры и содержания ежегодного доклада "Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Свердловской области".
В ежегодном докладе представлен анализ состояния системы отдыха и оздоровления детей в Свердловской области, который включает в себя анализ эффективности реализации нормативных правовых актов Правительства Свердловской области по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей; анализ результативности деятельности исполнительных органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и иных органов и организаций, деятельность которых направлена, в том числе на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей в Свердловской области, отражены существующие проблемы и перспективы развития.
Доклад подготовлен в целях обеспечения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, а также организаций и граждан объективной систематизированной аналитической информацией об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Свердловской области. Доклад не только представляет информацию, востребованную различными категориями населения, но и является средством привлечения внимания общественности, различных социальных групп к проблемам отдыха и оздоровления детей, к участию в управлении системой отдыха и оздоровления детей. Новое качество диалога общества и системы отдыха и оздоровления детей на всех ее уровнях возможно лишь при условии ежегодной подготовки, публикации и распространения информации о состоянии и результатах деятельности системы отдыха и оздоровления детей.
Подготовка ежегодного доклада осуществлена на основе статистических и информационно-аналитических материалов, представленных Министерством общего и профессионального образования Свердловской области, Министерством социальной политики Свердловской области, Министерством здравоохранения Свердловской области, Министерством культуры Свердловской области, Министерством физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области, Министерством транспорта и связи Свердловской области, Министерством агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области, Департаментом по труду и занятости населения Свердловской области, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Свердловской области), Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области (далее - ГУ МЧС России по Свердловской области), Главным управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области (далее - ГУ МВД России по Свердловской области), Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области, Федерацией профсоюзов Свердловской области, а также администрациями управленческих округов Свердловской области и органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области. Подобный подход к отбору информационных источников обусловлен комплексным характером процессов, происходящих в системе отдыха и оздоровления детей, необходимостью решения ряда вопросов в рамках многостороннего сотрудничества.
В докладе представлены показатели демографического и социально-экономического контекста развития системы отдыха и оздоровления детей Свердловской области; раскрыт спектр услуг, предоставляемых детям в организациях отдыха и оздоровления; освещены вопросы организации питания детей в организациях отдыха и оздоровления детей, обеспечения безопасности детей во время их отдыха и оздоровления, социального партнерства и межведомственного взаимодействия в сфере отдыха и оздоровления детей; систематизированы сведения о финансировании организаций отдыха и оздоровления детей. В документе дается характеристика финансовых, материально-технических, информационных, кадровых ресурсов системы отдыха и оздоровления детей. При подготовке доклада оценка состояния системы отдыха и оздоровления детей Свердловской области и результатов ее функционирования осуществляется в разрезе муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области.
Основными задачами развития системы отдыха и оздоровления детей Свердловской области в 2014 году являлись:
1) обеспечение сохранения сети организаций отдыха и оздоровления детей и недопущение их перепрофилирования;
2) развитие сети детских загородных оздоровительных организаций, ориентированных на круглогодичное оздоровление, отдых и занятость детей и подростков;
3) увеличение средств на детскую оздоровительную кампанию 2014 года (по сравнению с объемом средств, направленных на данные цели в 2013 году);
4) увеличение численности детей, охваченных отдыхом, оздоровлением и занятостью, в сравнении с предшествующим годом;
5) недопущение к работе оздоровительных организаций, не соответствующих требованиям пожарного и санитарного законодательства;
6) полное комплектование оздоровительных организаций квалифицированным педагогическим и медицинским персоналом;
7) эффективное использование ресурсов и укрепление материально-технической базы лагерей для качественной организации отдыха и оздоровления детей и подростков;
8) организация летних каникул как продолжение учебно-воспитательного процесса;
9) организация системы круглогодичного оздоровления, отдыха и занятости детей, включая организацию учебного процесса;
10) разработка и внедрение новых образовательных программ, в том числе по формированию здорового образа жизни, профилактике рискованного поведения у детей и подростков;
11) обеспечение максимальной занятости детей и подростков в каникулярный период;
12) обеспечение комплексной безопасности детей в период пребывания в организациях отдыха и оздоровления детей и подростков, в том числе во время купания в открытых водоемах и бассейнах, организации питания, охраны общественного порядка и безопасности групп детей в период проведения отдыха и оздоровления детей;
13) разработка моделей систем подготовки и повышения квалификации директоров (начальников), педагогов, воспитателей, вожатых лагерей отдыха и оздоровления детей;
14) своевременная организация проведения информационной кампании по вопросам отдыха и оздоровления детей, развитие системы информационно-методической поддержки сферы круглогодичного оздоровления, отдыха и занятости детей;
15) проведение ежегодных областных конкурсов на звание лучших загородных организаций отдыха и оздоровления детей, областных творческих фестивалей, конкурсов профессионального мастерства.
Доклад адресован органам государственной власти Свердловской области, органам местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, образовательным и общественным организациям, организациям отдыха и оздоровления детей, населению Свердловской области.
В приложениях к докладу приведен перечень основных нормативных правовых актов, принятых в Свердловской области, по вопросам организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Свердловской области (приложение N 1), отражена информация о достижении целевых показателей, утвержденных постановлением Правительства Свердловской области от 21.12.2012 N 1484-ПП "О Концепции развития отдыха и оздоровления детей в Свердловской области до 2020 года" (приложение N 2), информация о достижении целевых показателей охвата отдыхом и оздоровления детей и подростков по муниципальным образованиям, расположенным на территории Свердловской области, ежегодно устанавливаемых Правительством Свердловской области (приложения N 3 - 6), данные Министерства социальной политики Свердловской области об отдыхе и оздоровлении детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (приложения N 7 - 10), а также данные Министерства культуры Свердловской области по культурно-досуговой организации отдыха и оздоровления (приложения N 11 - 15).
Заключение
Детская оздоровительная кампания является составной частью социальной политики Свердловской области. В целях повышения качества организации отдыха и оздоровления детей реализуется комплекс межведомственных мероприятий. Комплекс мер включает в себя совершенствование нормативно-правового пространства, координацию деятельности, реализацию функций государственного контроля, а также мероприятий, направленных на укрепление и развитие инфраструктуры детского отдыха и кадрового обеспечения организаций отдыха и оздоровления. В ходе проведения детской оздоровительной кампании областная оздоровительная комиссия решает широкий спектр задач по обеспечению отдыха и оздоровления детей.
Несмотря на то, что организация отдыха и оздоровления детей в Свердловской области носит круглогодичный характер, наибольший процент охвата детей отдыхом приходится на период проведения детской оздоровительной кампании. Организация детской оздоровительной кампании в Свердловской области является продолжением образовательно-воспитательного процесса и направлена на обеспечение отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков через создание условий для укрепления их здоровья, безопасности и творческого развития.
Свердловская область обладает самой крупной сетью загородных лагерей в Уральском федеральном округе. Инфраструктура отдыха и оздоровления детей в Свердловской области представлена в 2014 году 1 240 детскими оздоровительными учреждениями. В 2014 году не произошло сокращения количества загородных оздоровительных лагерей. После капитального ремонта открылся загородный оздоровительный лагерь "Бригантина" (муниципальное образование "город Екатеринбург").
Несмотря на наличие загородных оздоровительных лагерей в 11 муниципальных образованиях Северного управленческого округа Свердловской области, потребность в загородном отдыхе и оздоровлении у родителей и детей достаточно высока. Проведение заявочной кампании на приобретение путевок в 2014 году показывает, что количество желающих оздоровить детей значительно превышает количество мест в учреждениях отдыха и оздоровления детей.
Общее количество детей, охваченных всеми формами отдыха, оздоровления и занятости с января 2014 года, составляет 397 192 ребенка. План реализован на 102 процента. Планируемые целевые показатели охвата отдыхом и оздоровлением детей Свердловской области были перевыполнены.
Одной из приоритетных задач является организация отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Всего в 2014 году на отдых и оздоровление было направлено 95 387 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Показатели эффективности оздоровления детей в лагерях Свердловской области в 2014 году составили:
выраженный оздоровительный эффект отмечен у 84,6 процента детей (2013 год - 83,5 процента);
слабый оздоровительный эффект - у 12,8 процента детей (2013 год - 13,3 процента);
отсутствовал оздоровительный эффект у 2,6 процента детей (2013 год - 3,2 процента).
По данным Управления Роспотребнадзора по Свердловской области, наиболее низкая эффективность оздоровления зарегистрирована в летних оздоровительных учреждениях дневного пребывания. Наибольшая эффективность оздоровления зарегистрирована в загородных летних оздоровительных учреждениях санаторного типа и санаториях, профилакториях для детей и взрослых. Эффективность оздоровления детей в загородных оздоровительных лагерях имеет положительную тенденцию к увеличению выраженного оздоровительного эффекта (2014 год - 88,8 процента, 2013 год - 88,4 процента, 2012 год - 87,2 процента).
В 2014 году проведена модернизация материально-технической базы в 32 загородных оздоровительных лагерях.
Санитарно-эпидемиологическая ситуация в 2014 году в оздоровительных учреждениях не была стабильной. В сравнении с 2013 годом улучшились показатели качества готовой пищи по микробиологическим показателям, калорийности и витаминизации, состояния объектов окружающей среды (смывов), в то же время отмечено некоторое ухудшение качества питьевой воды по микробиологическим и санитарно-химическим показателям, воды бассейнов по микробиологическим показателям. Все показатели состояния среды оздоровительных учреждений и качества питания хуже среднероссийских.
В ходе детской оздоровительной кампании 2014 года в местах организованного пребывания несовершеннолетних на территории Свердловской области чрезвычайных происшествий, повлекших гибель детей, не зарегистрировано. Нештатных ситуаций, чрезвычайных происшествий или случаев срывов перевозки детей не зафиксировано.
Основные задачи детской оздоровительной кампании 2014 года в Свердловской области выполнены, а именно:
эффективно использованы финансовые средства, предусмотренные на проведение детской оздоровительной кампании;
обеспечен межведомственный подход в ходе организации отдыха и оздоровления детей;
обеспечена комплексная безопасность детей в период пребывания в учреждениях отдыха и оздоровления детей и подростков, в том числе во время купания в открытых водоемах и бассейнах;
обеспечено достижение высокого оздоровительного эффекта от пребывания детей в детских оздоровительных лагерях;
обеспечено выполнение целевых показателей охвата отдыхом и оздоровлением детей в Свердловской области;
развитие содержания детского отдыха и организации занятости подростков, реализуемые программы, проекты и мероприятия носили социально-ориентированный характер;
сохранена многопрофильность детского отдыха, труда и занятости для разных категорий детей и подростков, в том числе нуждающихся в особой заботе государства;
созданы условия по предупреждению правонарушений среди детей и подростков.
Организация лагерных смен по различным направлениям деятельности позволила максимально учесть интересы и способности детей и подростков, охваченных организованным летним отдыхом. Важным направлением явилось создание профильных отрядов, функционирующих на базе лагерей с дневным пребыванием.
По итогам проведения детской оздоровительной кампании 2014 года до муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, доведены рекомендации исполнительных органов государственной власти Свердловской области, надзорных органов, а также Федерации профсоюзов Свердловской области. К таким рекомендациям, прежде всего, относятся:
планирование целевых показателей охвата детей отдыхом и оздоровлением не ниже 2014 года;
увеличение софинансирования мероприятий по отдыху и оздоровлению детей из средств местного бюджета;
укрепление материально-технической базы и развитие инфраструктуры муниципальных загородных оздоровительных лагерей;
разработка комплекса мер по обеспечению полного охвата детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, организованными формами отдыха и оздоровления;
увеличение целевых показателей охвата детей отдыхом и оздоровлением в условиях загородных оздоровительных лагерей и санаторно-оздоровительных учреждений;
обеспечение безопасных условий нахождения детей в детских оздоровительных учреждениях (соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и норм, требований пожарной безопасности, организация охраны).
Выполнение данных задач в рамках межведомственного взаимодействия будет способствовать улучшению организации отдыха и оздоровления детей в Свердловской области, определению новых приоритетов, а также позволит преодолеть негативные моменты и повысить качество отдыха и оздоровления детей.
Приоритетными направлениями по организации отдыха и оздоровления детей на 2015 год обозначены:
сохранение количества детских оздоровительных учреждений Свердловской области и недопущение их перепрофилирования;
укрепление материально-технической базы и развитие инфраструктуры детского отдыха;
обеспечение безопасности детей в период проведения детской оздоровительной кампании и при их перевозке до места отдыха и обратно;
увеличение количества детей, охваченных летним отдыхом и оздоровлением в загородных лагерях;
активизация работы по развитию студенческих педагогических отрядов с целью привлечения компетентных и инициативных кадров;
обеспечение разносторонних досуговых мероприятий для раскрытия потенциала у детей и возможности для самореализации и роста.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.