Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 4. Оформление реквизитов документов
4.1. Реквизит - обязательный элемент, присущий определенному виду документа. Состав реквизитов определяется видом и назначением документа.
ГОСТом Р 6.30-2003 установлены единые правила оформления служебных документов, выполнение которых обеспечивает юридическую силу, оперативное и качественное составление и исполнение, организацию быстрого поиска документов.
4.2. Для Администрации города устанавливается следующий состав реквизитов:
изображение герба города (01);
наименование органа местного самоуправления, муниципальной должности (02);
код организации (03);
основной государственный регистрационный номер (ОГРН) юридического лица (04);
идентификационный номер налогоплательщика/код причины постановки на учет (ИНН/КПП) (05);
код формы документа (06);
наименование органа Администрации города (07);
справочные данные об органе Администрации города (08);
вид документа (09);
дата документа (10);
регистрационный номер документа (11);
ссылка на исходящий номер и дату документа адресанта (12);
место составления (принятия) документа (13);
адресат (14);
гриф утверждения (15);
указание по исполнению документа (16);
наименование (заголовок) документа (17);
отметка о контроле документа (18);
текст документа (19);
отметка о наличии приложений (20);
подпись должностного лица (21);
гриф согласования (22);
виза (23);
оттиск печати (24);
отметка о заверении копии (25);
отметка об исполнителе (26);
отметка об исполнении документа (27);
отметка о поступлении документа (28);
идентификатор электронной копии документа (29);
отметка о конфиденциальности (30).
4.3. Правила оформления реквизитов:
4.3.1. Изображение герба города (реквизит 01) помещается на бланках документов в соответствии с Решением Нижнетагильской городской Думы от 27.06.2006 N 112 "О положении о гербе города Нижний Тагил" и пункта 3.6. настоящей Инструкции.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области реквизиты: Государственный герб Российской Федерации, Герб Свердловской области, - в делопроизводстве Администрации города не используются.
4.3.2. Наименование органа местного самоуправления города (реквизит 02) (Администрация города Нижний Тагил), муниципальной должности (Глава города Нижний Тагил), помещаемое на бланках документов, должно полностью соответствовать наименованию, установленному Уставом города.
4.3.3. Код организации (реквизит 03) проставляют по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО).
Код организации служит для ускорения передачи документированной информации по каналам электронной связи и сокращения количества возможных ошибок, возникающих при передаче длинных и сложно воспринимаемых названий организаций. Код является элементом электронной идентификации документа.
ОКПО проставляется в бланках документов в составе справочных данных.
4.3.4. Основной государственный регистрационный номер (ОГРН) юридического лица (реквизит 04) проставляют на основании документов, выдаваемых налоговыми органами в соответствии со Свидетельством о государственной регистрации юридических лиц.
ОГРН проставляется в бланках документов в составе справочных данных.
4.3.5. Идентификационный номер налогоплательщика/код причины постановки на учет (ИНН/КПП) (реквизит 05) проставляют в соответствии с документами, выдаваемыми налоговыми органами. Идентификационный номер входит в состав справочных данных об организации наряду с кодом по ОКПО и ОГРН.
4.3.6. Код формы документа (реквизит 06) проставляют по Общероссийскому классификатору управленческой документации (ОКУД).
Код формы документа служит для ускорения передачи документированной информации по каналам электронной связи и сокращения количества возможных ошибок и является элементом идентификации документа, а также одним из средств достижения информационной совместимости документационных систем.
Код формы документа проставляется при использовании в организации унифицированных форм документов, включенных в ОКУД (например: акт, справка, записка, сводка, отзыв, протокол, список, извещение).
На бланках писем, инструкций, заявлений код формы не проставляется.
4.3.7. Наименование органа Администрации города (реквизит 07), помещаемое на бланках, должно полностью соответствовать наименованию, закрепленному в учредительных документах. Орган Администрации города должен иметь полное и может иметь сокращенное наименование.
Сокращенное наименование приводят в тех случаях, если оно закреплено в учредительных документах. Сокращенное наименование (в скобках) на бланке помещают ниже полного или за ним, например:
Муниципальное казенное учреждение
управление образования
Администрации города Нижний Тагил
(управление образования Администрации города Нижний Тагил)
Если документ подготавливается совместно двумя и более органами Администрации города, то наименования организаций печатается на чистом листе бумаги. При систематической подготовке совместных документов для них может изготавливаться бланк. Наименования органов одного уровня располагают на одном уровне. Наименования организаций разного уровня располагают друг над другом.
4.3.8. Справочные данные (реквизит 08) указываются на бланках (шаблонах) служебных писем и включают в себя: почтовый адрес (указывается в следующем порядке: наименование улицы, номер дома, наименование населенного пункта, почтовый индекс), номер телефона, номер факса, официальный адрес электронной почты, Интернет-адрес органа Администрации города.
4.3.9. Виды документов (реквизит 9) устанавливаются Уставом города, положениями об органах Администрации города, иными муниципальными правовыми актами и должны соответствовать ОКУД. Например, распорядительными документами Администрации города, в соответствии с Уставом города, являются постановления, распоряжения и приказы.
Вид документа не указывается в служебных письмах.
4.3.10. Датой документа (реквизит 10) преимущественно является дата его подписания или утверждения, для протокола - дата принятия решения, для акта - дата события.
Все служебные отметки на документе, связанные с его прохождением и исполнением, должны датироваться и подписываться. Дата документа проставляется должностным лицом, подписывающим, утверждающим или визирующим документ.
При подготовке проекта документа печатается только обозначение месяца и года.
Документы, изданные совместно двумя или более организациями, должны иметь одну (единую) дату - дату наиболее позднего подписания (регистрации).
Способ написания даты зависит от характера документа: в документах, определяющих права граждан и организаций, а также содержащих сведения финансового характера, используется словесно-цифровой способ оформления даты, например: 26 апреля 2015 года.
В постановлениях, распоряжениях и остальных случаях - цифровой: день, месяц, год. День месяца и месяц оформляют двумя парами арабских цифр, разделенными точкой, год - четырьмя арабскими цифрами (без точки и буквы "г" в конце даты), например: 29.04.2015.
4.3.11. Регистрационный номер документа (реквизит 11) состоит из его порядкового номера, который может дополняться буквенным обозначением наименования документа, должности (или фамилии) подписавшего, индексом дела по номенклатуре дел, информацией о корреспонденте, исполнителях и др.
Регистрации подлежат все создающиеся в организации документы и поступающие от других организаций и физических лиц.
Регистрационный номер является обязательным реквизитом каждого документа.
Регистрация документа заключается в записи необходимых сведений о документе в регистрационные формы, присвоении документу соответствующего регистрационного номера и проставлении его непосредственно на документе.
Регистрационный номер документа, изданного двумя и более авторами (органами), состоит из разделенных косой чертой регистрационных номеров, присвоенных авторами документа и расположенных в последовательности, соответствующей обозначению наименований органов в заголовочной части документа
4.3.12. Ссылка на исходящий номер и дату документа адресанта (реквизит 12) включает в себя исходящий номер и дату документа, на который должен быть дан ответ.
Ссылка на исходящий номер используется преимущественно при оформлении писем, которые являются ответами на поступивший запрос (письмо, заключение и т.п.). Сведения в реквизит переносятся с поступившего документа и соответствуют исходящему номеру и дате поступившего документа адресанта.
Наличие этого реквизита исключает необходимость упоминания номера и даты поступившего документа в тексте письма, что освобождает текст от чисто вспомогательной, справочной информации.
4.3.13. Место составления (принятия) документа (реквизит 13) указывают в том случае, если затруднено его определение по реквизитам "Наименование организации" и "Справочные данные об организации". Данный реквизит указывается при составлении протокола выездного совещания, выездного заседания консультативно-совещательного органа.
Место составления (например, название населенного пункта) указывают с учетом принятого административно-территориального деления, оно включает в себя только общепринятые сокращения.
В письме место издания помещается в реквизите "Справочные данные об организации".
4.3.14. В качестве адресата (реквизит 14) могут быть организации, их структурные подразделения, должностные или физические лица.
Документы адресуют в государственные органы, органы местного самоуправления, организации, их структурные подразделения, должностным лицам, гражданам.
Реквизит "Адресат" размещается в правом верхнем углу первой страницы документа, начинается с прописной буквы. Строки реквизита выравниваются по левой границе, отведенной для данного реквизита, установленной на расстоянии 80 мм от правой границы текстового поля документа. При написании реквизита "Адресат" не используются курсив и выделение текста полужирным шрифтом.
При направлении документов в организацию, ее структурному подразделению без указания должностного лица их наименования пишутся в именительном падеже, например:
Администрация города Нижний Тагил
Отдел муниципальной службы
При направлении документа руководителю наименование государственного органа, органа местного самоуправления, организации входит в наименование должности адресата; наименование должности и фамилия указываются в дательном падеже и отделяются друг от друга дополнительным межстрочным интервалом, например:
Министру общего и
профессионального образования
Свердловской области
И.О. Фамилия
При направлении документа должностному лицу инициалы ставятся перед фамилией и отделяются от фамилии пробелом, при направлении документа гражданину его инициалы ставятся после фамилии.
При направлении документа в несколько однородных организаций их следует указывать обобщенно, например:
Руководителям органов
Администрации города Нижний Тагил
(по списку)
Документ не должен иметь больше трех адресатов. Слово "копия" перед вторым и третьим адресом не указывается. Каждый из трех экземпляров должен быть подписан. При направлении документа более чем в три адреса составляется указатель рассылки, а на каждом экземпляре документа указывается только один адрес.
К экземпляру документа, остающегося в Администрации города, прилагается указатель рассылки.
При направлении служебного письма в организацию указываются ее наименование через одинарный межстрочный интервал, затем почтовый адрес, который отделяется от наименования организации одним дополнительным межстрочным интервалом, например:
Государственное учреждение
"Всероссийский
научно-исследовательский институт
документоведения и архивного дела"
ул. Профсоюзная, д. 82, Москва, 173999
При направлении служебного письма гражданину указываются фамилия и инициалы получателя, затем почтовый адрес через одинарный межстрочный интервал, например:
Иванову И.И.
Уральский проспект, д. 82, кв. 15,
Нижний Тагил, 622049
Почтовый адрес в составе реквизита "Адресат" указывается в последовательности, установленной Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 221 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи" и указанной в пункте 4.3.8 настоящей Инструкции.
Почтовый адрес не указывается в документах, направляемых в высшие органы государственной власти, государственные органы Свердловской области, постоянным корреспондентам.
4.3.15. Гриф утверждения документа (реквизит 15) печатается в правом верхнем углу проекта документа от границы верхнего поля через одинарный межстрочный интервал с применением флагового расположения строк. Строки грифа выравниваются по левой границе, отведенной для данного реквизита, установленной на расстоянии 80 мм от правой границы текстового поля.
При утверждении проекта документа должностным лицом гриф утверждения состоит из слова "УТВЕРЖДАЮ" (прописными буквами без кавычек и двоеточия), наименования должности лица, утверждающего документ, его подписи, инициалов, фамилии и даты утверждения (оформляется цифровым способом), например:
УТВЕРЖДАЮ
Глава города Нижний Тагил
Подпись И.О. Фамилия
ДД.ММ.ГГГГ
Допускается в реквизите "Гриф утверждения документа" центрировать элементы относительно самой длинной строки, например:
УТВЕРЖДАЮ
Глава города Нижний Тагил
Подпись И.О. Фамилия ДД.ММ.ГГГГ
При утверждении проекта документа несколькими должностными лицами их подписи располагаются на одном уровне.
При утверждении документа постановлением, распоряжением, решением, приказом, протоколом гриф утверждения состоит из слова "Утвержден" ("Утверждена", "Утверждены" или "Утверждено" - в зависимости от вида утверждаемого документа), наименования вида утверждающего документа в творительном падеже, его даты и номера, например:
УТВЕРЖДЕН
постановлением
Администрации города
от 25.04.2015 N 453-ПА
Перечень документов, подлежащих утверждению, изложен в Приложении N 6 к настоящей Инструкции.
4.3.16. Указание по исполнению документа (реквизит 16), может оформляться непосредственно на документе (в заголовочной части документа) или на отдельном листе бумаги и в электронном виде в СЭД.
Указание по исполнению (резолюция) включает: инициалы и фамилию исполнителя, содержание поручения, срок его исполнения, подпись руководителя и дату подписания указания (оформляется цифровым способом). Срок исполнения поручения указывается в форме даты, инициалы исполнителей могут проставляться перед фамилией, например:
Н.В. Морозову
А.А. Федосеевой
Прошу подготовить проект договора
к 05.12.2015
Подпись
ДД.ММ.ГГГГ
На документах, не требующих указаний по исполнению и имеющих типовые сроки исполнения, или в которых срок указан в тексте самого документа, в резолюции указывается только исполнитель, порядок подготовки вопроса, подпись автора резолюции, дата.
В случаях, когда указание по исполнению дается двум или нескольким лицам, равным по должности, ответственным исполнителем является лицо, указанное в поручении первым. Ему предоставляется право созыва соисполнителей и координации их работы.
Ответственный исполнитель и соисполнители вправе давать поручения в виде резолюции лицам, непосредственно им подчиненным.
Указание по исполнению документа может быть оформлено на специальном бланке поручения руководителя формата А6 в соответствии с пунктом 7.11. настоящей Инструкции. В этом случае на резолюции ставится номер и дата документа, к которому относится указание.
4.3.17. Наименование (заголовок) документа (реквизит 17) отражает его краткое содержание. Заголовок должен быть согласован с наименованием вида документа. Заголовок может отвечать на вопросы: о чем? (о ком?), например:
Об оказании финансовой помощи,
О создании аттестационной комиссии
Заголовок к тексту документа составляется автором проекта документа. Заголовок проекта документа оформляется под реквизитами бланка, печатается через одинарный межстрочный интервал. Точка в конце заголовка не ставится.
В проектах правовых актов наименование правового акта оформляется полужирным шрифтом Times New Roman размером 14 через одинарный межстрочный интервал, печатается по ширине страницы над содержательной частью правового акта центрованным способом.
К документам, оформленным на бланках форматов А5, А6 с текстом не более семи строк (телеграммы, извещения) заголовок не составляется.
4.3.18. Отметка о контроле документа (реквизит 18) обозначает, что документ поставлен на контроль.
Контролю подлежат все зарегистрированные документы, требующие исполнения.
Сроки исполнения документа устанавливаются в соответствии со сроками, обозначенными законодательством, организацией, направившей поручение или просьбу, распорядительным документом или резолюцией руководителя организации.
Срок проставляется в форме даты завершения исполнения.
Отметку о контроле за исполнением документа обозначают буквой "К", словом или штампом "Контроль" на наиболее важных документах, а также проставлением знака в установленном месте в карточке при подготовке документа с использованием системы электронного документооборота.
4.3.19. Текст документа (реквизит 19) отражает основное смысловое содержание документа - управленческое действие, решение.
В соответствии с видом документа выбираются композиционная структура, стиль изложения и языковые средства.
Текст документа составляют на русском языке.
Тексты документов, направляемых зарубежным партнерам, могут составляться на языке страны адресата, на государственном (русском) или английском языке.
Текст документа может быть представлен в форме связного текста, анкетной формы, таблицы или сочетания этих форм.
Сплошной связный текст документа содержит грамматически и логически согласованную информацию об управленческих действиях.
Текст может подразделяться на разделы, подразделы, пункты и подпункты. Разделы и подразделы могут иметь заголовки (подзаголовки).
Заголовки разделов пишутся с прописной буквы или допускается их написание прописными буквами, подзаголовки - с прописной буквы. Точка в конце заголовков и подзаголовков не проставляется.
Пункты и подпункты нумеруются арабскими цифрами, разделенными точками с точкой на конце.
Текст, как правило, состоит из двух частей. В первой, констатирующей части, указываются причины, основания, цели составления документа. В этой части при необходимости могут быть названы изданные нормативные правовые акты или другие документы по данному вопросу, указываются их реквизиты по следующей схеме: название вида документа, автор, дата, регистрационный индекс, заголовок.
Например:
В соответствии с Федеральный законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для
обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением
Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 N 555 "Об установлении
порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования"...
Во второй части излагаются решения, поручения, распоряжения, выводы, просьбы, предложения, рекомендации.
Если содержание документа не нуждается в пояснении или обосновании, то текст может содержать только заключительную часть. Например: приказы, распоряжения содержат распорядительную часть без констатирующей; письма - просьбу без пояснения.
При подготовке документов, составленных по однотипным, повторяющимся ситуациям (приказы по личному составу, договоры о передаче документов на государственное хранение, акты об уничтожении документов), рекомендуется разрабатывать унифицированные формы с трафаретным текстом. Возможно использование базы данных "текстовых шаблонов".
Тексты документов, регулирующих деятельность в Администрации города (положение, должностная инструкция и т.д.), состоят из разделов, пунктов и подпунктов. Каждый раздел должен иметь соответствующий номер и заголовок.
Каждый абзац текста начинается с абзацного отступа, расстояние которого составляет 1,25 см от левой границы текстового поля.
В случаях, когда абзацы следуют в тексте после двоеточия, их начало оформляется без тире и иных символов, их отделяют друг от друга с помощью точки с запятой.
При необходимости применения в тексте документа сноски ее располагают в конце страницы. При этом сноску отделяют от текста короткой сплошной тонкой горизонтальной линией с левой стороны текстового поля. Сноску выделяют уменьшенным размером шрифта, печатают с абзацного отступа, после символа сноски ее текст печатается с прописной буквы, в конце текста ставится точка.
Знак сноски (звездочка или цифра) ставят непосредственно после того слова или числа, к которому дается пояснение, а также перед поясняющим текстом.
При изложении текста могут быть использованы таблицы, например:
Таблица 1
Головка таблицы | ||||
Заголовок строк |
Заголовок граф |
Заголовок граф |
||
подзаголовки граф |
подзаголовки граф |
подзаголовки граф |
подзаголовки граф |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Подзаголовки строк |
Строка |
Строка |
Строка |
Строка |
-"- |
-"- |
-"- |
-"- |
-"- |
-"- |
-"- |
-"- |
-"- |
-"- |
Боковик (графа для заголовков) |
Графы (колонки) |
Таблица - форма представления информации (текста), характеризующей несколько объектов по ряду признаков.
К таблицам, имеющим книжную ориентацию, применяются те же параметры страницы, что и к тексту документа.
К таблицам, имеющим альбомную ориентацию - следующие:
верхнее поле - 30 мм, для правовых актов - 35 мм;
нижнее поле - 10 мм;
левое и правое поля - от 10 см;
при наличии колонтитулов: верхний и нижний - 1,25 см.
В таблицах применяются следующие размеры шрифта: текста - Times New Roman от 14 до 12, цифровых значений - Times New Roman от 14 до 12.
Слово "Таблица" печатают строчными буквами, за исключением первой буквы. При размещении в тексте документа нескольких таблиц над каждой таблицей у правой границы текстового поля указывается слово "Таблица" с порядковым номером (без знака "N"). В пределах одного документа должна быть сквозная нумерация таблиц. Если в тексте документа приводится одна таблица, то ее не нумеруют и слово "Таблица" не указывают.
Таблицы имеют два уровня членения текста: вертикальный - графы и горизонтальный - строки. Обобщенные наименования признаков в таблице составляют заголовки и подзаголовки граф (головка таблицы), а наименования объектов - заголовок и подзаголовки строк таблицы, расположенных в крайней левой графе (боковик таблицы).
В многостраничных таблицах на первой странице обязательно проставляется нумерация граф, которая переносится на последующие страницы, а если таблица содержит большое число граф, то целесообразно переносить наименование граф на каждую последующую страницу.
Заголовки граф пишутся с прописных букв, а подзаголовки - со строчных, если они составляют одно целое с заголовком, то есть поясняют его. Если подзаголовок имеет самостоятельное значение, то он пишется с прописной буквы.
Точки в заголовках и подзаголовках граф не ставятся.
Заголовки и подзаголовки граф и строк таблиц выражаются именем существительным в именительном падеже единственного числа. В заголовках строк и граф таблицы употребляются только общепринятые условные обозначения. Заголовки и подзаголовки граф печатаются центрованным способом.
Заголовок к таблице пишется над таблицей центрованным способом. В конце заголовка точка не ставится.
Сокращение слов в заголовке таблицы и заголовках граф допускается в исключительных случаях.
В боковой графе таблицы текст каждой позиции должен начинаться с прописной буквы, точка и другие знаки препинания в конце текста не ставятся.
Единицы измерения в таблицах всегда пишутся в именительном падеже, во множественном числе. Единицы измерения следует писать над таблицей справа в скобках в том случае, когда все данные таблицы приводятся в одних единицах измерения. Если в графах таблицы используются различные единицы измерения, то их следует указывать после заголовка каждой графы после запятой. Если каждая позиция в боковой графе таблицы имеет свои единицы измерения, то их следует вынести в отдельную графу.
Цифровые и словесные показатели в таблице набирают на уровне первой строки боковика.
Цифры в графах таблиц должны проставляться так, чтобы классы чисел во всей графе были расположены один под другим.
В одной графе должно быть соблюдено одинаковое количество десятичных знаков для всех значений величин.
В распорядительных документах органов Администрации города, должностных лиц используется форма изложения текста от первого лица единственного числа (постановляю, приказываю).
В распорядительных документах коллегиальных органов (постановлениях, решениях) используется форма изложения текста от третьего лица единственного числа (ПОСТАНОВЛЯЕТ, РЕШИЛ).
В совместных постановлениях или решениях двух и более организаций текст излагается от первого лица множественного числа (ПОСТАНОВИЛИ, РЕШИЛИ).
В протоколах (документах, фиксирующих ход обсуждения вопросов и принятия решений) постоянно действующих консультативных и совещательных органов используется форма изложения текста от третьего лица множественного числа (СЛУШАЛИ, ВЫСТУПИЛИ, РЕШИЛИ). Содержание выступлений излагается от третьего лица единственного числа.
Особенности подготовки и оформления текстов распорядительных и организационных документов, справочно-информационной и справочно-аналитической документации изложены в главах 5, 6, 7 настоящей Инструкции.
4.3.20. Отметка о наличии приложений (реквизит 20) используется при оформлении сопроводительных служебных писем, внутренних документов.
Отметка о наличии приложений оформляется под текстом от левой границы текстового поля, печатается с одинарным межстрочным интервалом и отделяется от текста одним дополнительным межстрочным интервалом. Если приложение названо в тексте документа, в отметке о наличии приложений указывается только количество листов и количество экземпляров приложения, например:
Приложение: на 3 л. в 1 экз.
Если документ имеет приложение, не названное в тексте, то указывается наименование приложения, количество листов и количество экземпляров приложения. При наличии нескольких приложений они нумеруются, например:
Приложение: 1. Заключение на проект ... на 3 л. в 2 экз.
2. Справка о доработке ... на 2 л. в 1 экз.
Если к документу прилагается документ, также имеющий приложение, то в отметке о наличии приложения указывается соответствующая информация и общее количество листов в приложении без количества экземпляров, например:
Приложение: письмо Росархива от 05.05.2012 N 02-6/172 и приложение к
нему, всего на 3 л.
Если приложение сброшюровано, то в отметке о наличии приложений количество листов не указывается. Если название брошюры указано в тексте документа, то в отметке о наличии приложений указывается только количество экземпляров приложения, например:
Приложение: в 1 экз.
Если в тексте документа нет ссылки на сброшюрованное приложение, то отметка о наличии приложения оформляется с указанием его наименования, например:
Приложение: техническое задание на разработку... в 2 экз.
Если приложение рассылают не во все указанные в документе адреса, то в отметке о наличии приложений дополнительно указывается, в какой адрес оно направляется, например:
Приложение: на 3 л. в 1 экз. только в первый адрес.
Если приложениями к сопроводительному письму являются документы, содержащие информацию конфиденциального характера, отметка о наличии приложения дополняется информацией о грифе документа, например:
Приложение: Справка о неплатежеспособных предприятиях, для служебного
пользования, рег. N 26-ДСП, на 2 л. в 1 экз.
Порядок оформления наличия приложений к распорядительным документам изложен в пункте 5.12 настоящей Инструкции.
4.3.21. Подпись должностного лица (реквизит 21) включает полное наименование должности, личную подпись (в документах, которые оформляются только в электронном виде, личная подпись не проставляется), инициалы и фамилию лица, подписывающего документ. Наименование должности указывается от левой границы текстового поля без абзацного отступа, инициалы и фамилия располагаются на уровне последней строки наименования должности с пробелом между инициалами и фамилией, последняя буква в фамилии ограничивается правым полем. Если наименование должности состоит из нескольких строк, то печатается через один межстрочный интервал, например:
Заместитель Главы
Администрации города
по социальной политике Подпись И.О. Фамилия
При указании воинского (специального звания) или классного чина адресата необходимо указать классный чин должностного лица, подписавшего документ, например:
Руководитель аппарата
Администрации города,
действительный муниципальный
советник 3 класса Подпись И.О. Фамилия
Во внутренних документах (докладные записки, заявления и т.п.) классные чины не указываются.
Подпись отделяется от предыдущего реквизита 3 межстрочными интервалами.
На бланке поручения руководителя наименование должности в подписи должностного лица не указывается, например:
Подпись И.О. Фамилия
или указывается сокращенное наименование должности, например:
Начальник управления Подпись И.О. Фамилия
При подготовке писем на бланках Главы города расшифровка должности оформляется следующим образом:
Глава города Подпись И.О. Фамилия
Право подписи документов, выполненных на гербовых бланках, имеют:
- на бланке Главы города (персональном бланке) - Глава города;
- на бланке Администрации города - Глава города, первый заместитель Главы Администрации города, заместители Главы Администрации города, руководитель аппарата Администрации города, начальник кадровой службы Администрации города;
- на бланке органа Администрации города - руководитель, заместитель руководителя органа Администрации города.
Если руководитель, подпись которого оформлена на проекте документа, отсутствует, документ подписывается заместителем этого руководителя, имеющим право подписывать документы за руководителя, или иным должностным лицом, имеющим право подписи на основании соответствующего правового акта, при этом указывается фактическая должность лица, подписавшего документ, его инициалы и фамилия. Не допускается подписывать документы с предлогом "За" или проставлением косой черты перед наименованием должности. Исправления в подготовленный документ могут быть внесены от руки лицом, подписывающим документ.
При подписании документа лицом, исполняющим обязанности временно отсутствующего руководителя (отпуск, болезнь, командировка), подпись должностного лица оформляется следующим образом (здесь и далее в примерах наименования организаций и их справочные данные являются условными):
И. о. начальника управления образования,
заместитель начальника управления
Администрации города Подпись И.О. Фамилия
В период временного отсутствия Главы города подпись оформляется следующим образом:
Исполняющий полномочия Главы города,
первый заместитель Главы Администрации
города Подпись И.О. Фамилия
При подписании документа несколькими лицами, равными по должности, но представляющими разные органы, подписи располагают на одном уровне, например:
Глава города Каменск-Уральский Глава города Нижний Тагил
И.О. Фамилия И.О. Фамилия
В документах комиссий указывают не должности лиц, подписывающих документ, а их обязанности в составе комиссии в соответствии с распределением обязанностей, например:
Председатель комиссии Подпись И.О. Фамилия
Члены комиссии Подпись И.О. Фамилия
Подпись И.О. Фамилия
На документах, принимаемых коллегиальными органами, ставятся две подписи: председателя этого органа и секретаря. Так же подписывается протокол заседания коллегиального органа, например:
Председатель Подпись И.О. Фамилия
Секретарь Подпись И.О. Фамилия
4.3.22. Гриф согласования (реквизит 22).
При необходимости согласования проекта документа с другими органами местного самоуправления, государственными органами или иными организациями оформляется гриф согласования. Согласование проекта может осуществляться в случаях, предусмотренных действующим законодательством, с органами, осуществляющими государственный контроль (надзор), а также организациями, интересы которых затрагивает содержание проекта документа.
Проект документа может быть согласован непосредственно должностным лицом, протоколом коллегиального органа или служебным письмом.
Гриф согласования включает в себя слово "СОГЛАСОВАНО" (прописными буквами без кавычек и двоеточия), а также наименование должности лица, с которым согласовывается проект документа (включая наименование органа, организации), его личную подпись, инициалы, фамилию и дату согласования или наименование вида документа, подтверждающего согласование, его дату и регистрационный номер, например:
СОГЛАСОВАНО
Руководитель Управления
Федеральной антимонопольной службы
по Свердловской области
Подпись И.О. Фамилия
21.05.2015
или
СОГЛАСОВАНО
Письмо Министерства финансов
Свердловской области
От 26.04.2015 N 04-01-80/115
Гриф согласования оформляется под реквизитом "Подпись должностного лица" ближе к нижнему полю документа в левой его части с применением флагового расположения строк с выравниванием по левому краю текстового поля документа и печатается через одинарный межстрочный интервал. Слово "СОГЛАСОВАНО" печатается прописными буквами без кавычек, дата согласования оформляется цифровым способом.
Если содержание документа затрагивает интересы нескольких органов, организаций, грифы согласования могут располагаться на отдельном листе согласования. На проекте документа в месте, предусмотренном для расположения грифа согласования, делается отметка "Лист согласования прилагается".
Например:
Лист согласования
к проекту Положения об общих принципах сотрудничества
СОГЛАСОВАНО Генеральный директор ООО "Вымпел" Подпись И.О. Фамилия 21.01.2015 |
СОГЛАСОВАНО Председатель правления банка "Капитал" Подпись И.О. Фамилия 20.01.2015 |
СОГЛАСОВАНО Президент ООО "Перспектива" личная подпись И.О. Фамилия 23.01.2015 |
СОГЛАСОВАНО Генеральный директор ООО "Шанс" Подпись И.О. Фамилия 20.01.2015 |
4.3.23. Виза согласования (реквизит 23) - реквизит документа, указывающий на согласие или несогласие должностного лица с содержанием документа.
Визирование проекта документа проводится при необходимости оценки обоснованности документа, соответствия его правовым актам и ранее принятым решениям.
Документ визируется руководителем подразделения, где готовится проект документа, заинтересованными в документе должностными лицами, ответственными лицами юридической, финансовой и экономической служб; заместителем Главы Администрации города, курирующим данный вопрос.
Визы включают в себя: должность визирующего документ, его личную подпись, расшифровку подписи (инициалы и фамилию) и дату, например:
Начальник юридического управления
Подпись И.О. Фамилия
28.03.2015
Не допускается отказ от визирования или внесение каких-либо исправлений. Замечания, особые мнения и дополнения к проекту документа оформляются на отдельном листе. В этом случае виза оформляется следующим образом:
Замечания прилагаются
Начальник юридического управления
Подпись И.О. Фамилия
15.06.2015
Замечания докладываются руководителю, подписывающему документ.
Виза проставляется в проектах распорядительных документов на оборотной стороне последнего листа подлинника, а на копии отправляемого документа визы проставляются на лицевой стороне документа (служебное письмо).
В отдельных случаях исполнитель визирует каждый лист документа и его приложения.
Если в процессе визирования в проект документа вносятся существенные изменения, он подлежит повторному визированию.
Повторного визирования не проводится в случаях, если в проект документа внесены уточнения, не меняющие его сути.
Визирование проектов правовых актов проводится в соответствии с Положением об организации контроля исполнения правовых актов в Администрации города Нижний Тагил, утвержденным распоряжением Администрации города Нижний Тагил от 16.10.2015 N 192-РА.
Виза ознакомления - подтверждение факта ознакомления работника с документом. Ее оформляют следующим образом:
С приказом (распоряжением) ознакомлен
Подпись И.О. Фамилия
ДД.ММ.ГГГГ
Виза ознакомления ставится на лицевой стороне последнего листа подлинного документа после реквизита "Подпись". Допускается проставление визы ознакомления на оборотной стороне последнего листа подлинника, либо на отдельном листе.
4.3.24. Оттиск печати (реквизит 24) заверяет подлинность подписи должностного лица на документах, удостоверяющих права лиц, фиксирующих факты, связанные с финансовыми средствами, а также на иных документах, предусматривающих заверение подлинной подписи (Приложение N 7).
Оттиск печати проставляется таким образом, чтобы он захватывал часть наименования должности лица, подписавшего документ, и подпись.
На документах финансового характера, договорах (соглашениях) печать проставляется на специально отведенном месте. Как правило, это место нанесения печати обозначается символом "М.П." без захвата наименования должности и подписи.
Оттиски гербовых печатей не ставятся на копиях документов.
4.3.25. Отметка о заверении копии (выписки из документа) (реквизит 25).
Для свидетельствования верности копии (выписки из документа) подлиннику документа на последней странице копии (выписки из документа) на свободном месте под текстом ниже реквизита "Подпись должностного лица" оформляется реквизит "Отметка о заверении копии" ("Отметка о заверении выписки"), включающий слово "Верно", наименование должности лица, заверившего копию (выписку), его личную подпись, инициалы, фамилию, дату заверения (оформляется цифровым способом), печать (при представлении копии или выписки из документа в другой государственный орган, орган местного самоуправления, организацию), например:
ВЕРНО
Начальник отдела по организации работы
с обращениями граждан Подпись И.О. Фамилия
ДД.ММ.ГГГГ печать
Выписки из правовых актов Главы города, Администрации города оформляются в соответствии с Приложением N 8 к настоящей Инструкции
Листы многостраничных копий (выписок из документа) нумеруются, отметка о заверении копии дополняется указанием количества листов копии (выписки из документа): "Всего в копии 30 л.". Допускается заверять отметкой "Верно" каждый лист многостраничной копии документа.
Копии документов, выдаваемых органами Администрации города, удостоверяются оттиском печати этих органов.
4.3.26. Отметка об исполнителе (реквизит 26) проставляется в левом нижнем углу лицевой стороны последнего листа проекта документа, печатается шрифтом Times New Roman размером 10 (допускается использование шрифта размером 8, если отметку об исполнителе необходимо разместить с текстом документа на одной странице) через одинарный межстрочный интервал. Отметка об исполнителе включает полные имя, отчество, фамилию исполнителя (допускается написание перед фамилией инициалов, которые отделяются от фамилии пробелом) и номер его телефона с указанием кода города, например:
Иван Петрович Николаев
(3435) 34-56-78
или
И.П. Николаев
(3435) 34-56-78
На документе, подготовленном по поручению руководителя группой исполнителей, в отметке об исполнителе указывается фамилия основного исполнителя.
В документах, имеющих отметку о конфиденциальности, отметка об исполнителе проставляется на обороте последнего листа каждого экземпляра документа и включает в себя указание количества отпечатанных экземпляров, фамилию работника, подготовившего документ, дату распечатки документа, например:
Отпечатано 3 экз.
Исполнитель - Н.И. Созонов
Отпечатала - В.В. Маркова
12.12.2015
4.3.27. Отметка об исполнении документа и направлении его в дело (реквизит 27) включает следующие данные: краткие сведения об исполнении, если отсутствует документ, свидетельствующий об исполнении, или, при наличии такого документа, ссылку на его дату и номер; отметку "В дело", номер дела по номенклатуре, в котором будет храниться документ; дату, подпись исполнителя или руководителя структурного подразделения, в котором исполнен документ.
Отметка об исполнении проставляется сразу же после решения вопроса, поставленного в документе, или направления ответа. Этот реквизит помещается на нижнем поле документа, в левой его части, например:
Ответ направлен
17.03.2015 N 01-13/184
В дело 06-18
Подпись И.О. Фамилия ДД.ММ.ГГГГ
или:
Рассмотрено на заседании
административной комиссии
Протокол от 16.02.2015 N 3
В дело 08-17
Подпись И. О. Фамилия ДД.ММ.ГГГГ
4.3.28. Отметка о поступлении документа (реквизит 28) в Администрацию города, в органы Администрации города, имеющие статус юридического лица, содержит очередной порядковый номер и дату поступления документа (при необходимости - часы и минуты).
Допускается отметку о поступлении документа проставлять с использованием штампа, например:
|
Наименование организации 00.00.0000 N _________ 00 ч. 00 мин. |
4.3.29. Идентификатором электронной копии документа (реквизит 29) является отметка (колонтитул), проставляемая в левом нижнем углу каждой страницы документа.
Колонтитул содержит наименование файла на машинном носителе, дату и другие поисковые данные.
4.3.30. Отметка о конфиденциальности (реквизит 30).
На документах, содержащих сведения ограниченного распространения, в правом верхнем углу первой страницы документа проставляется отметка о конфиденциальности, состоящая из слов "Для служебного пользования" и номера экземпляра документа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.