Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Физическая культура и спорт в Серовском городском округе
Серовский городской округ по основным показателям развития физической культуры и спорта является одним из ведущих муниципальных образований Свердловской области. Сохранились традиции по проведению массовых спортивных мероприятий среди различных категорий населения. Спортсмены Серовского городского округа продолжают удерживать достаточно высокий авторитет на областном, всероссийском и международном уровнях. Серьезное внимание уделяется подготовке спортивного резерва.
Развитие массового спорта в городе предусматривает, прежде всего, проведение городских спортивных соревнований с привлечением широких слоев населения. За 2016 год было проведено 995 спортивно-массовых мероприятий, из них 32 российского, 55 областного, 30 окружного и 878 городского уровней. В соревнованиях приняло участие около 72 500 человек.
Самые массовые мероприятия по-прежнему остаются и проводятся на высоком спортивном уровне такие как: Всероссийские массовые соревнования по лыжным гонкам "Лыжня России-2016" (2015 г. - 20 343 чел., 2016 г. - 21 337 чел.), соревнования по легкой атлетике Всероссийский День бега "Кросс нации 2016" (2015 г. - 24 231 чел., 2016 г. - 24 830 чел.).
Традиционно в Серовском городском округе проводятся: областной детско-юношеский турнир по настольному теннису "Кубок главы Серовского городского округа"; региональный турнир по боксу класса "Б" "Кубок Константина Цзю"; окружные соревнования среди туристов лыжников и соревнования по технике и тактике водного туризма; региональный детско-юношеский турнир по Киокусинкай карате "Юный Кибальчиш"; спортивный праздник, посвященный Дню защиты детей; традиционная городская Спартакиада среди предприятий, организаций и учреждений Серовского городского округа, посвященная Дню рождения города Серова; окружные этапы соревнований по лыжным гонкам "Кубок Северных городов", на призы В.Т. Мелентьева и памяти В.И. Силенко; соревнования по хоккею с шайбой: Первенство России среди хоккейных школ Урала и Западной Сибири, Первенство Свердловской области среди детских и юношеских команд ("Золотая шайба") и любительских команд, Первенство Северного управленческого округа среди любительских команд; городские Спартакиады среди предприятий и организаций Серовского городского округа, учащихся профессиональных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и воспитанников дошкольных общеобразовательных организаций.
Серовские спортсмены принимают участие в соревнованиях областного, российского и международного уровня. В 2016 году приняли участие в 374 соревнованиях за пределами Серовского городского округа, из них 195 областного масштаба, 85 российского и 94 окружного.
Вовлечение людей с ограниченными возможностями здоровья в занятия спортом является мощным реабилитационным фактором. В Серовском городском округе организацией физкультурно-массовой работы среди инвалидов занимаются Муниципальное бюджетное учреждение "Центр спортивных сооружений", отраслевой орган администрации Серовского городского округа "Комитет по физической культуре, спорту и туризму", Управление социальной политики по городу Серову и Серовскому району, Серовское отделение Всероссийского общества слепых и Всероссийского общества глухих. В 2016 году Муниципальным бюджетным учреждением "Центр спортивных сооружений" проведено 13 физкультурных и спортивных мероприятия для лиц с ограниченными физическими возможностями здоровья.
Вместе с тем существуют негативные тенденции, обусловленные следующими проблемами в области физической культуры и спорта:
1) недостаточное привлечение жителей Серовского городского округа к регулярным занятиям физической культурой и спортом и, как следствие, ухудшение здоровья, физического развития и физической подготовленности населения.
Министерством спорта Российской Федерации установлена первоочередная задача развития физической культуры и спорта в нашей стране - привлечение к 2030 году к систематическим (3 раза в неделю) занятиям физической культурой и спортом всего трудоспособного населения (в возрасте до 79 лет) и детей (в возрасте с 3 лет).
На территории Серовского городского округа по состоянию на 01.01.2016 г. проживает 106 572 человек, из них в возрасте от 3-х до 79-ти лет - 99 355 человек. По состоянию на 31.12.2016 г. регулярно, физической культурой и спортом, занимаются 33 924 человека, что составляет 34,14% от населения городского округа в возрасте от 3-х до 79-ти лет. По сравнению с итоговыми показателями 2015 года число лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом, увеличилось на 1 038 человек или 1,15% (2015 год число занимающихся 32 886 человек или 32,99%).
Темпы роста населения регулярно занимающегося физической культурой и спортом на территории Серовского городского округа представлены в таблице 1.
Таблица 1
Показатель |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Доля жителей Серовского городского округа, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения Серовского городского округа в возрасте от 3-х до 79 лет |
10,1 |
11,2 |
13,8 |
15,2 |
17,9 |
23,7 |
29,3 |
32,99 |
34,14 |
Несмотря на то, что в настоящее время в Серовском городском округе наблюдается положительная динамика этого показателя, темпы прироста не достаточны для достижения параметров, поставленных перед муниципальными образованиями Российской Федерации Стратегией развития физической культуры и спорта Российской Федерации на период до 2030 года.
В этой связи одной из основополагающих задач является создание максимально благоприятных условий для занятий физической культурой и спортом среди различных возрастных групп и категорий граждан;
2) недостаточное соответствие уровня инфраструктуры современным задачам развития физической культуры и спорта в Серовском городском округе. Рост количества спортивных сооружений, отвечающих современным требованиям к развитию видов спорта, является наиболее действенным механизмом увеличения численности населения, регулярно занимающегося физической культурой и спортом;
3) отсутствие механизма государственной поддержки общественных организаций спортивной направленности.
Одной из задач государства в сфере физической культуры и спорта является признание широкого самостоятельного статуса физкультурно-спортивного движения и комплексного взаимодействия органов местного самоуправления с общественными организациями физкультурно-спортивной направленности.
Общественные организации физкультурно-спортивной направленности (добровольные спортивные общества, спортивные федерации, клубы и иные организации) реализуют свои задачи на всех уровнях и направлениях физкультурно-спортивной деятельности во взаимодействии с государственными органами, органами местного самоуправления, профсоюзами, другими объединениями граждан, субъектами предпринимательства, соответствующими Всероссийскими организациями. Сферами внедрения физической культуры являются производственная, учебно-воспитательная, социально-бытовая сферы.
В Серовском городском округе отсутствует механизм развития клубной системы и государственной поддержки общественных организаций в области физической культуры и спорта. Недостаточное финансирование таких организаций со стороны органов местного самоуправления Серовского городского округа не позволяет в полной мере проводить углубленную учебно-тренировочную подготовку для повышения мастерства и увеличения результативности ведущих спортсменов города, включая подготовку спортивного резерва, а также обеспечить полноценное проведение массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий на территории городского округа.
Организационно-методическая деятельность по внедрению физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг должна быть направлена, прежде всего, на изучение интересов и потребностей у различных слоев населения в двигательной активности, в том числе путем вовлечения в этот процесс спортивных организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
Без комплексного решения указанных проблем программно-целевым методом, изменения социальных ценностей и образа жизни, создания условий для регулярных занятий физической культурой и спортом негативная ситуация, связанная с состоянием здоровья населения (и в первую очередь детей, подростков, учащейся молодежи) и социальной демографией, еще более усугубится.
Данные проблемы невозможно решить без разработки комплекса мер, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам и результатам. Их реализация возможна только посредством консолидации всех имеющихся ресурсов и их адресного использования.
Целесообразность программного решения проблемы заключается в создании нормативно-правовых, организационных и финансовых условий, способствующих укреплению физического и нравственного здоровья населения, во внедрении здорового образа жизни, развитии массового спорта, совершенствовании системы подготовки спортсменов высокого класса и спорта высших достижений, развитии инфраструктуры отрасли в Серовском городском округе.
Преимущества решения рассматриваемых проблем программно-целевым методом заключаются в следующем:
1) системный (комплексный) подход к решению проблемы. Цели, задачи и основные направления реализации Программы позволяют учесть все аспекты развития физической культуры и спорта на территории Серовского городского округа, а направления финансирования - приоритетность программных мероприятий;
2) распределение полномочий и ответственности. Выполнение программных мероприятий позволяет разделить направления деятельности между исполнительными органами государственной власти Свердловской области и органами местного самоуправления;
3) наблюдение и контроль. Мониторинг реализации Программы позволит ежегодно оценивать результаты реализации отдельных мероприятий и координировать их.
При определении приоритетов в решении имеющихся проблем программно-целевым методом возможно рассмотрение различных вариантов, которые могут быть изменены как на стадии планирования, так и в процессе осуществления мероприятий Программы. Кроме того, могут быть использованы различные комбинации финансового обеспечения Программы в части региональных, муниципальных и внебюджетных источников.
Программа позволит концентрировать усилия на решении ключевых проблем развития физической культуры и спорта, ускорит весь цикл "от идеи до внедрения".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.