Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика и анализ текущего состояния сферы культуры города Нижний Тагил
В соответствии со статьей 44 Конституции Российской Федерации каждый человек, находящийся на территории России, имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, а также на доступ к культурным ценностям. Право граждан на качественное удовлетворение культурно-информационных потребностей должно подкрепляться соответствующим финансовым обеспечением, поэтому разработка и реализация государственной и муниципальной политики финансирования культуры и искусства имеет чрезвычайно важное значение на всех уровнях власти. Политика в сфере культуры может быть эффективной только в том случае, если она осуществляется в едином комплексе с текущей социально-экономической политикой.
Деятельность учреждений культуры и искусства является одной из важнейших составляющих современной культурной жизни. Библиотеки, музеи, театры, культурно-досуговые учреждения выполняют образовательные, воспитательные, досуговые функции в обществе, способствуют формированию его нравственно-эстетических основ, духовных потребностей и ценностных ориентаций его членов. Учреждения культуры являются также одной из основных форм информационного обеспечения общества. Собранные и сохраняемые ими фонды, коллекции, в свою очередь, представляют собой часть культурного наследия и информационного ресурса государства. Неотъемлемым компонентом культурной среды города выступают театральные и музыкальные творческие коллективы, творческие союзы, система дополнительного художественно-эстетического воспитания детей и подростков.
Гордостью города по праву можно назвать муниципальные музеи: Нижнетагильский музей-заповедник "Горнозаводской Урал" и "Нижнетагильский музей изобразительных искусств". В настоящее время в состав музея-заповедника входят девять структурных подразделений, расположенных в Нижнем Тагиле и за его пределами, в том числе Нижнетагильский историко-краеведческий музей, Музей природы и охраны окружающей среды, Музей быта и ремесел горнозаводского населения (Господский дом), Музей истории подносного промысла (Дом Худояровых), Музей-завод истории развития техники черной металлургии, Историко-технический музей (Дом Черепановых), Мемориально-литературный музей А.П. Бондина, Литературно-мемориальный музей Д.Н. Мамина-Сибиряка (поселок Висим), музей "Демидовская дача".
Коллекции муниципальных тагильских музеев насчитывают около 130 000 уникальных экспонатов. Музеи используют разные возможности для пополнения фондов - при существующем финансовом дефиците важной составной частью музейной деятельности в области собирания является увеличение коллекции за счет поступлений из музейного фонда Министерства культуры Российской Федерации, а также получение в дар произведений от художников и их наследников, жителей города и организаций. Однако помещения музеев не достаточно приспособлены для хранения фондов и не имеют требуемого количества выставочных площадей. Состояние зданий и устаревшее музейное оборудование не позволяют эффективно использовать существующие площади, в том числе фондохранилищ. В силу объективных причин значительная часть коллекций музеев недоступна посетителям, но достаточно широко востребована. Обеспечить доступность к музейным фондам позволяют электронные каталоги и информационные системы.
Привлечь посетителей разного возраста, сделать экспозиции более наглядными и захватывающими - одна из задач, стоящая на сегодня перед музеями. Для решения этой задачи необходим постоянный поиск путей оптимизации системы управления и организации музейной работы.
Музейные сотрудники строят занятия, опираясь на принцип интерактивности посетителей в музейной среде, когда они активно принимают участие в мероприятии, включают в богатый спектр форм, методов приемов, видов деятельности и форм организации детей инновационные технологии, мультимедийные средства.
С целью дальнейшего развития инновационных проектов музеев необходимо определить такие приоритетные направления в информационном обслуживании, как:
- поддержание и расширение банков и баз данных по объектам культурного наследия, музейным коллекциям;
- представление культурных ценностей в печатных изданиях, кино- и видеопродукции;
- создание электронных выставок, виртуального музея;
- разработка и запись электронных каталогов;
- представительство и реклама инновационных проектов в сетях Интернет.
Во всем мире оптимальной, научно обоснованной формой сохранения и музейного использования памятников индустриального наследия является форма индустриально-ландшафтного парка, которая органична с окружающей средой и предусматривает создание музейно-парковых зон культурно-развлекательного отдыха, способствующего реализации музейного принципа "Познавая - отдыхай". Как правило, музейные комплексы такого типа становятся не только местными достопримечательностями активно-познавательного отдыха, но и заметными центрами туризма. В целях реновации территории металлургического завода XVIII - XX вв. (единственного в России Музея-завода) предполагается создание эко-индустриального технопарка "Старый Демидовский завод", как Всероссийского центра металлургических инноваций, использующий и демонстрирующий передовые процессы в металлургии и машиностроении XVIII - XXI вв. Сохранение, адаптация и использование выведенной из оборота бывшей производственной территории делают ее востребованной в структуре города, региона, России. Наличие в городе уникальных историко-культурных ценностей создает предпосылки для развития туризма. Развитие туризма позволит активизировать поток инвестиций в экономику нашего города.
Приобщение к информационно-культурному потенциалу общества жители осуществляют через общедоступные библиотеки. В городе в целом созданы условия для создания единой библиотечной информационной среды, которая открывает населению возможность свободного получения информации. В состав Муниципального бюджетного учреждения культуры "Центральная городская библиотека" входит центральная библиотека и 23 филиала, 5 из которых располагаются в сельских населенных пунктах. Повысить качество услуг и более рационально использовать имеющиеся ресурсы позволит переход на внестационарное библиотечное обслуживание жителей сельских территорий. Приобретение библиобуса - первой передвижной библиотеки на колесах могла бы предоставлять фонды Централизованной городской библиотечной системы жителям малонаселенных окраин, где открытие стационарной библиотеки нецелесообразно.
К настоящему времени на уровне муниципальной власти сформировалось определенное понимание, что информатизация библиотек является обязательным условием для обеспечения населения современными библиотечными услугами. Библиотека предоставляет электронный доступ к справочно-поисковому аппарату библиотеки, электронным базам данных. Центральная библиотека и филиалы, находящиеся в черте города подключены к сети Интернет, объединены в единую компьютерную сеть. Это дает возможность управлять удаленными компьютерами (филиалы расположены в разных концах города), использовать общие информационные ресурсы библиотеки в удаленных филиалах (например, доступ к СПС "КонсультантПлюс", доступ в библиотеке к сайту по локальной сети). Пользователи библиотек имеют доступ к электронному каталогу книг ЦГБ через сайт библиотеки и к электронным каталогам СОУНБ им. В.Г. Белинского.
Одним из основных препятствий увеличения числа читателей в библиотеках является сокращение и моральное старение библиотечных фондов, сокращение наименований выписываемых периодических изданий по экономике, политике, праву, поскольку не позволяет в полной мере удовлетворять запросы читателей. Сокращение фондов составляет в среднем 4,5% в год от общего библиотечного фонда, поскольку, несмотря на ежегодное увеличение бюджетных ассигнований, библиотеки получают недостаточное количество денежных средств на комплектование книжными и периодическими изданиями.
В соответствии с запросами времени происходит модернизация библиотечного обслуживания населения за счет оптимизации ресурсов, повышения качества услуг и создания привлекательного библиотечного пространства. В рамках празднования 100-летия с создания Центральной городской библиотеки в 2018 году планируется капитальный ремонт и реконструкция публичных библиотек, однотипные массовые библиотеки необходимо преобразовать в информационные и культурно-просветительские центры с разнообразными направлениями деятельности в соответствии с запросами пользователей.
Нижний Тагил уникален тем, что обладает сильным потенциалом театрально-зрелищных учреждений. В нашем городе функционируют четыре муниципальных учреждения данного типа: Нижнетагильская филармония и три муниципальных театра: Нижнетагильский драматический театр имени Д.Н. Мамина-Сибиряка, Нижнетагильский театр кукол и Молодежный театр. Каждое учреждение несет свою функциональную нагрузку, обеспечивая адресное удовлетворение потребностей различных слоев зрительской аудитории.
Ежегодно проходит более 500 спектаклей на сценах театров города, свыше 360 концертных программ филармонии, которые посещают более 153 тысяч зрителей. Театр кукол дает возможность детям получить первые впечатления о театре. Нижнетагильский драматический театр имени Д.Н. Мамина-Сибиряка - центральная сценическая площадка города, в котором наряду со спектаклями проходят официальные городские мероприятия. Репертуар Молодежного театра разнообразен и рассчитан на зрителя разных возрастов и вкусов. Нижнетагильская муниципальная филармония со своими творческими коллективами - поистине уникальное явление для города. За время существования филармонии в Нижнем Тагиле состоялись тысячи концертов. Появилась возможность регулярных встреч с мастерами академического музыкального исполнительского искусства, лучшими образцами мирового музыкального наследия разных направлений. Филармонией ведется активная просветительская деятельность: со дня основания действует музыкальный лекторий для школьников, студентов и молодых мам города, большое внимание уделяется детскому творчеству, организации программ с участием детей, являющимися противовесом отрицательному влиянию массовой культуры на формирование мировоззрения подрастающего поколения.
К сожалению, отсутствие оснащенного современным оборудованием концертного зала препятствует работе и воплощению в жизнь интересных творческих проектов Нижнетагильской филармонии.
Исходя из современных стандартов, с каждым днем все более остро чувствуется необходимость модернизации сценического оборудования театрально-зрелищных учреждений, отсутствие высокого уровня комфорта при предоставлении данного вида услуг, что препятствует раскрыть всю многогранность данного направления и становится необходимым, так как за последние годы интерес горожан к театральному искусству колоссально возрос и этому подтверждение полные залы театров.
По-прежнему в числе приоритетных направлений деятельности остается создание условий для организации досуга жителей города, которое осуществляют культурно-досуговые учреждения. Сеть муниципальных учреждений культуры в сфере организации досуга состоит из 14 культурно-досуговых учреждений (Дворцы, Дома культуры, досуговый и киновидеодосуговый центры), в том числе 5 учреждений находятся в сельской местности.
Ежегодно муниципальные культурно-досуговые учреждения проводят более 4 тысяч культурно-массовых мероприятий, которые посещают более 250 тысяч человек. Из них более 50% составляют мероприятия для детей. На платной основе проводятся 39% от общего количества мероприятий. Значительную часть культурно-массовых, досуговых и информационных мероприятий составляют социально значимые мероприятия, реализуемые в рамках муниципальных целевых программ, направленных на пропаганду здорового образа жизни, воспитанию толерантности, патриотизма, уважения к старшему поколению.
В целях приобщения тагильчан к творчеству, любительскому искусству и ремеслам в муниципальных учреждениях действует 129 клубных формирований (коллективы любительского художественного творчества, любительские объединения и клубы по интересам), в которых занимается более 2,5 тысяч человек. Творческие коллективы для детей и молодежи составляют 66% от общего количества клубных формирований. За высокий художественный уровень исполнительского мастерства, своеобразие и самобытность 15 коллективам присвоено почетное звание "Народный, образцовый коллектив любительского художественного творчества и одному - "Заслуженный коллектив народного творчества". Коллективы любительского художественного творчества в муниципальных учреждениях культуры действуют на бесплатной основе, занятия в коллективах на платной основе составляют 17%. Творческие коллективы ежегодно достойно представляют город Нижний Тагил на Международных, российских и областных фестивалях, конкурсах и выставках.
В современных меняющихся обстоятельствах важно как сохранение традиций, так и поиск новых форм работы для удовлетворения потребностей и интересов горожан. Все муниципальные учреждения культуры участвуют в реализации муниципальных целевых программ, межведомственных планов мероприятий, некоторые из них являются участниками федеральных и областных целевых программ. Многие учреждения принимают участие и становятся победителями различных грантов, объявляемых российскими организациями. Традиционно учреждения культуры организуют и проводят мероприятия, посвященные социально значимым и государственным праздникам, оказывают поддержку и содействуют развитию самобытных национальных культур и местных культурных традиций.
Народные художественные промыслы занимают в современном социально-культурном и экономическом пространстве совершенно особое место. Это часть отечественной культуры, являющаяся одновременно и отраслью промышленности, и областью народного творчества. В связи с принятием Областного закона "О народных художественных промыслах в Свердловской области" определены полномочия местного самоуправления: создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участия в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов. Среди народных художественных промыслов, традиционно бытовавших на территории Нижнего Тагила, до сегодняшнего дня сохранились и развиваются лаковая роспись по металлу, камнерезное и ювелирное производство и берестяное дело. Кроме народных художественных промыслов на территории города активно развиваются декоративно-прикладное искусство и художественные ремесла. Среди муниципальных учреждений культуры действуют две художественных школы и две школы искусств, при дворцах и домах культуры работают любительские объединения, клубы по интересам и кружки декоративно-прикладного творчества. Проводятся городские фестивали, выставки и конкурсы: "Тагильское подворье", "Тагильская мастерица", "Уральский хоровод", "Мастер города" и другие, однако, необходимо расширять формы поддержки субъектам народных художественных промыслов и ремесел, которые предусмотрены данной Программой.
Нижнетагильский городской парк культуры и отдыха им. А.П. Бондина является любимейшим местом отдыха тагильчан. В парке расположено 39 аттракционов, из них 22 находится в муниципальной собственности. С целью улучшения качества предоставляемых услуг необходимо формирование комплексной программы развития учреждения с учетом содержания деятельности и работ по дальнейшему благоустройству территории.
Сеть муниципальных бюджетных учреждений дополнительного образования, подведомственных управлению культуры Администрации города Нижний Тагил, предоставляющих услуги по художественному образованию и эстетическому воспитанию граждан посредством реализации дополнительных образовательных программ в области искусств, состоит из 4-х музыкальных школ, 4-х школ искусств и 2-х художественных школ. Доля охвата детей в возрасте от 7 до 17 лет, обучающихся в детских школах искусств города, составляет 9,6% (3181 человек) от общего количества детей данного возраста, проживающих в Нижнем Тагиле. Доля охвата детей услугами детских школ искусств в Нижнем Тагиле чуть ниже аналогичных показателей по Свердловской области (12%) и по России (10,5%).
Сложилась система выявления и поддержки одаренных детей, которая включает комплекс мероприятий: проведение и участие в фестивалях, конкурсах, выставках. Учащиеся школ регулярно становятся лауреатами конкурсов и выставок различного уровня: Международных конкурсов юных исполнителей в Чехии, США, Польше, Италии, Греции; Международных и Всероссийских конкурсов в городах Санкт-Петербург, Тобольск, Казань, Рязань, всероссийских и областных мероприятий в Екатеринбурге, городах Свердловской области.
На базе детских школ искусств города ежегодно проводятся, став традиционными, до 18-ти кустовых и городских фестивалей и конкурсов по различным видам исполнительского творчества. В 2012 году в конкурсах различного уровня участвовало 1115 учащихся, что составляет 35,1% от общего числа контингента и 3,4% от общего числа детей Нижнего Тагила в возрасте от 7 до 17 лет. В 2013 году из 1517 учащихся, участвовавших в конкурсах, 903 человека, или 60% стали победителями и призерами.
Таким образом, можно сделать вывод, что существующая система художественно-эстетического образования детей в Нижнем Тагиле востребована населением, широко развита и стабильно функционирует. Однако, существует ряд острых проблем, которые требуют комплексного решения.
Основным содержанием культурной деятельности учреждений в последнее время были поиски путей и форм выживания, развития культуры в условиях перехода общества к рыночным отношениям и коррекция сложившейся реалии в этой сфере в соответствии с новыми нормативно-правовыми документами.
В течение последних пяти лет наблюдается отток квалифицированных кадров из отрасли культуры в иные сферы жизнедеятельности человека: торговлю, производство, предпринимательскую деятельности и так далее. Данная тенденция обусловлена невысоким средним уровнем заработной платы работников муниципальных учреждений культуры, моральным и физическим старением материально-технической базы, недостатком финансирования творческих проектов и системы повышения квалификации.
Одним из основных ресурсов повышения качества предоставляемых культурно-досуговыми учреждениями услуг данная Программа рассматривает модернизацию материально-технической базы, являющейся главной проблемой отрасли.
Необходимость решения указанных в настоящей Программе задач вытекает из закрепленной Конституцией и действующим законодательством обязанности создания условий органами местного самоуправления для предоставления услуг населению в сфере культуры. При этом решение указанных задач возможно с использованием программно-целевого метода, то есть путем реализации отдельной, специализированной Программы, координирующей деятельность всех ее исполнителей, что обеспечит больший уровень эффективности использования бюджетных ресурсов и лучшую связь их объемов с достижением планируемых результатов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.