Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3. Общее образование
В городском округе Первоуральск обеспечено стабильное функционирование системы общего образования и созданы предпосылки для ее дальнейшего развития, а именно:
1) сохранены и улучшаются материальные и организационные условия для обучения детей;
2) система образования продолжает осуществлять социальные функции обучения, воспитания подрастающих поколений;
3) достигнуты определенные успехи в оптимизации сети общеобразовательных организаций;
4) реализуется система мер по сохранению и укреплению кадрового потенциала системы образования;
5) ежегодно в консолидированном бюджете городского округа Первоуральск предусматриваются средства на повышение заработной платы работников образовательных организаций.
Анализ состояния системы образования относительно требований инновационного и социально-экономического развития городского округа Первоуральск позволяет выделить проблемы, для решения которых целесообразно применение программно-целевого метода:
1) несоответствие ресурсного обеспечения образовательных организаций требованиям, установленным федеральными государственными образовательными стандартами;
2) несоответствие кадрового ресурса требованиям инновационного развития системы образования;
3) низкая динамика кадрового обновления в системе образования;
4) недостаточное использование современных образовательных технологий.
Необходимо отметить, что в течение 5-ти последних лет постоянно увеличивается доля детей, обучающихся в общеобразовательных организациях во 2-ю смену - с 23,4 процента до 26 процентов. Показатель доля детей, занимающихся во 2-ю смену, превышает среднеобластной уровень на 11 процентов. По прогнозу, с 01.09.2016 г. доля детей, обучающихся во вторую смену, составит 30,6 процента. В последующем при сохраняющейся демографической ситуации количество учащихся, занимающихся во вторую смену, будет возрастать.
Решение данного вопроса возможно исключительно путем строительства нового здания школы.
Использование программно-целевого метода при решении указанных проблем образования обеспечивает единство содержательной части подпрограммы 2 "Развитие системы общего образования в городском округе Первоуральск" (далее - подпрограмма 2) с созданием и использованием финансовых и организационных механизмов ее реализации, а также контроль за промежуточными и конечными результатами выполнения подпрограммы 2.
Применение программно-целевого метода позволит избежать таких негативных последствий и рисков, как:
1) нарушение сроков введения федеральных государственных стандартов общего образования;
2) сохранение перегрузки детей, обучающихся в общеобразовательных организациях;
3) рост социальной напряженности, обусловленной сохранением неравной доступности образования и дифференциацией качества образования для различных групп населения;
4) усиление несоответствия материальной инфраструктуры образования современным требованиям.
На начало 2016/2017 учебного года в городском округе Первоуральск функционирует 24 муниципальных общеобразовательных организации, в том числе 2 учреждения "начальная школа - детский сад", являющихся юридическими лицами. Количество общеобразовательных организаций с углубленным изучением отдельных предметов - 4, лицеев - 1.
Основные направления развития общего образования в городском округе Первоуральск определены национальной образовательной инициативой "Наша новая школа", в том числе введение и реализация федеральных государственных образовательных стандартов. Введение новых стандартов является логическим продолжением начатой в городе работы по развитию содержания образования и системы оценки результатов образования.
Ключевым вопросом системы общего образования является система критериев оценки качества общего образования. На данный момент составляющими критериальной системы являются: образовательные результаты обучающихся в соответствии с государственными образовательными стандартами, результаты государственной итоговой аттестации, организация воспитательной работы в образовательной организации.
На 01 сентября 2016 года во всех общеобразовательных организациях городского округа Первоуральск реализуется в штатном режиме федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в пятых и шестых классах федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее - ФГОС ООО). Помимо этого в пилотном режиме реализуется ФГОС ООО в 7 классах ОО N 4, 5, Л.2, в 8 классах из ОО N 4, Л.21 и в 9 классах Л.21.
В МАОУ "Лицей N 21" с 01.09.2016 года приступят к реализации ФГОС среднего общего образования обучающиеся 10 и 11 классов.
В 2015/2016 учебном году в городском округе Первоуральск по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования обучалось 7162 обучающихся. По прогнозу на 01.09.2016 г. эта цифра составит 7545 человек. Количество обучающихся по ФГОС ООО также увеличивается. В 2015/2016 учебном году по новому стандарту основной школы обучалось 2086 человек, по прогнозу на 01.09.2016 года новый стандарт будет реализовываться для 3687 обучающихся.
Одной из актуальных задач управления образования является управление введением федеральных государственных образовательных стандартов в практику деятельности образовательных организаций города. Достижение результатов зависит от соблюдения ряда следующих условий:
1) адресная методическая поддержка учителей;
2) создание необходимых материально-технических условий для организации образовательного процесса;
3) поощрение и стимулирование деятельности учителя.
Переход на новые образовательные стандарты сопровождается курсовой подготовкой педагогических и управленческих кадров для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования.
Реализация нового стандарта требует принципиальных изменений в части содержания образования, условий его реализации и оценки результатов.
Проблемными вопросами введения федерального государственного образовательного стандарта остаются:
1) недостаточное материально-техническое обеспечение реализации основных образовательных программ;
2) неполное вовлечение родителей в разработку и реализацию основных образовательных программ.
Формирование системы оценки качества образования является одним из ключевых приоритетов развития образования. Измерение учебных достижений необходимо не только для целей мониторинга, но и для повышения качества образования, в частности для принятия решений, обеспечивающих выработку разнообразных образовательных стратегий, направленных на обеспечение равных возможностей обучения всем учащимся. Основными инструментами независимой оценки качества образования на современном этапе развития образования являются формы государственной итоговой аттестации в 9-х классах - основной государственный экзамен и в 11-х классах - единый государственный экзамен (далее - ЕГЭ).
Особенностями государственной итоговой аттестации 2016 года стали: во-первых, сокращение численности сети пунктов проведения экзаменов для 9 классников с 24 в 2015 г до 11 в 2016 г., во-вторых, создание высокотехнологичных пунктов ЕГЭ. С этого года:
видеонаблюдение во всех аудиториях в режиме онлайн,
распечатка контрольно - измерительных материалов в каждой аудитории,
сканирование и передача экзаменационных материалов сразу после проведения экзамена в ППЭ.
Большим достижением всех участников экзаменов можно считать тот факт, что за 8 лет проведения ЕГЭ в городе нет нарушений процедуры проведения экзамена. За этим строго следили 16 уполномоченных членов Государственной экзаменационной комиссии Свердловской области и представители родительской общественности.
В 2015 - 2016 учебном году 570 человек завершили обучение по образовательным программам среднего общего образования: из них: 2 человека не допущены к ГИА (0,4%), 566 проходили итоговую аттестацию в форме ЕГЭ (99,2%), 2 - в форме ГВЭ (0,4%).
97% по итогам ГИА, сдав два обязательных предмета, получили аттестаты, из них 43 аттестата с отличием (7,5%). Количество выпускников, получивших аттестат с отличием, увеличилось по сравнению с прошлым учебным годом на 3,6% и превосходит по численности результаты прошлых лет.
Преодолеть минимальный порог всем участникам ЕГЭ удалось по русскому языку, литературе, географии, английскому, немецкому и французскому языкам.
В этом году довольно высок процент участников, набравших по результатам ЕГЭ более 80 баллов:
по информатике и ИКТ (11%) (один участник ЕГЭ (МАОУ СОШ N 7) по информатике и ИКТ набрал 100 баллов);
английскому языку (25%),
по русскому языку (22%), причем 6 выпускников из ОУ N 2, 4, 5, 21, 26 набрали 98 баллов из 100. Второй год подряд лидирует ОУ N 4 - 38% высокобалльников, также остается высоким этот процент в школах N 5, N 21, N 2. В 2016 году добавились школы N 6, N 15, у которых процент высокобалльников выше городского.
Средний балл по русскому языку в школах Первоуральска составил 69,1. Этот показатель лучше областного (67,5) и общероссийского (67,8). В ОУ N 2, 4, 5, 6, 7, 15, 21, 29 и 32 средний балл по русскому языку выше городского.
Теперь о втором обязательном предмете. Напомним, с 2015 года экзамен по математике разделен на 2 уровня: базовый и профильный. Какой из них сдавать - решал выпускник. Математику базового уровня сдавали 433 человека. Математику профильного уровня для сдачи ЕГЭ выбрали 402 человека. К сожалению 31 выпускник (7%) (областной показатель - 9%) не преодолел минимальный порог с первого раза, но это на 18% ниже показателей прошлого года (25%).
Однако, несмотря на это Первоуральск смотрится выигрышно на фоне региона (50,6 средний балл) и страны (53,0 средний балл). Средний балл ЕГЭ по математике профильного уровня составил 55,3, что выше показателей 2015 года на 3,3 балла. В ОУ N 2, 5, 7, 9, 21, 26 и 32 средний балл выше городского. Самый высокий средний балл второй год подряд в Лицее N 21 (71,9).
64 участника (16%) получили на математике профильного уровня 80 баллов и более, что на 13% выше прошлогодних показателей. Самый высокий процент участников, набравших по результатам ЕГЭ по математике профильного уровня 80 баллов и более, в Лицее N 21 школах N 7, 5 и 32. Стоит отметить, что во всех этих ОУ есть классы, где предмет изучается углубленно.
97% выпускников 2016 года по результатам обязательных экзаменов получили аттестаты и будут продолжать обучение в ВУЗах. 2% выпускников (14 человек) в сентябре 2016 года будут участвовать в ЕГЭ по математике базового уровня и 1 выпускник будет участвовать в ЕГЭ по русскому языку.
Наиболее выбираемыми предметами в 2015 - 2016 учебном году остались, как и в предыдущие 3 года, обществознание (72%), физика (28%), история и биология (16%).
Отсутствие аттестатов у 14 выпускников 2016 года вновь связано с недостаточной математической подготовкой. Управленцам необходимо уделить максимум внимания вопросам подготовки к ЕГЭ по математике, сформировать картину об уровне математического образования на территории городского округа Первоуральск, определить вектор дальнейшей методической работы.
Особое внимание необходимо уделить вопросам подготовки обучающихся к ЕГЭ по химии, биологии, истории. Именно по этим предметам возрастает количество выпускников, которые не могут преодолеть минимальный порог. По литературе, географии и физике в текущем году снизилось количество высокобалльников, по географии в этом году нет ни одного участника, набравшего 80 и более баллов.
Однако, анализ результатов государственной итоговой аттестации показал, что в целом выпускники 11 (12) классов общеобразовательных учреждений городского округа Первоуральск имеют достаточный "багаж" знаний для достижения удовлетворительных результатов на ЕГЭ.
Достаточно высокий уровень подготовки продемонстрировали выпускники текущего учебного года. Этому способствовали многочисленные мероприятия, проводимые для участников ЕГЭ, педагогов и администрации общеобразовательных организаций: организация и проведение информационных совещаний и тематических ГМО, плановое проведение ДКР и РТ с последующим анализом.
Всего в 2015 - 2016 учебном году 1320 обучающийся завершил обучение по образовательным программам основного общего образования, из них:
- 25 человек (1,9%, что на 0,6% больше по сравнению с 2015 годом) по решению педагогического совета образовательных организаций были не допущены до ГИА: ОУ N 1 - 1 человек, N 2 - 1, N 3 - 2, N 6 - 1, N 9 - 1, N 11 -8, N 20 - 1, N 22 - 3, N 26 - 5, N 36 - 2;
- 1213 обучающихся, завершающих освоение образовательных программ основного общего образования человека сдавали два обязательных экзамена в форме основного государственного экзамена (далее ОГЭ) или в форме государственного выпускного экзамена (далее ГВЭ) и экзамены по выбору в форме ОГЭ;
- 7 обучающихся, не прошедших ГИА в 2015 году, сдавали только один экзамен в форме ОГЭ: 3 из них - только русский язык, 4 - математику;
- в основной период 74 выпускника (5%, как и в 2015 году) выбрали и сдавали обязательный экзамен по математике в форме ГВЭ и 73 выпускника (5%) по русскому языку в форме ГВЭ, из них 18 детей-инвалидов, 56 человек на основании заключения ТО ПМПК;
- в основной период 1219 (92%) выпускников сдавали экзамены в форме ОГЭ, 95% обучающихся, завершивших освоение образовательных программ основного общего образования, имеют положительные результаты по обязательным экзаменам, получили аттестаты (в прошлом году этот показатель составлял 98%).
Подтвердили высокий образовательный ценз и получили аттестат с отличием 46 человек (3,5%, что на 1% больше чем в 2015 году): ОУ N 1 - 2 человека, N 2 - 2, N 3 - 4, N 4 - 2, N 6 - 4, N 7 - 1, N 9 - 3, N 15 - 7, N 21 - 8, N 22 - 3, N 26 - 1, N 32 - 4, N 36 - 2, N 40 - 3.
Результаты ОГЭ - 2016 по русскому языку и математике после пересдачи в резервные дни с учетом апелляций
учебный предмет |
кол-во обучающихся |
средний балл ОГЭ/ГВЭ |
процент "2" |
процент "3" |
процент "4" |
процент "5" |
количество апелляций |
математика - 2014 |
1195 |
14,8 |
1,3 |
40,6 |
40,3 |
17,9 |
- |
математика - 2015 |
1180 |
15,9 |
1,9 |
53,4 |
31,5 |
13,3 |
3 |
математика - 2016 |
1289 |
15,6/5,3 |
4 |
44 |
37 |
15 |
5 |
русский язык - 2014 |
1196 |
29,4 |
1,3 |
40,6 |
40,3 |
17,9 |
- |
русский язык 2015 |
1182 |
29,0 |
1,3 |
30,2 |
41,1 |
27,4 |
3 |
русский язык 2016 |
1288 |
28,6/11,8 |
3 |
31 |
42 |
24 |
4 |
Данные таблицы показывают результат по обязательным экзаменам после пересдачи в резервные дни за последние три года:
- Средний балл по обязательным предметам не претерпевает значительных изменений в течение трех лет;
- Значительно растет процент двоек и по русскому языку и по математике;
- Процент четверок и пятерок по русскому языку снизился на 2,5%, по математике - повысился на 7,2%.
Все выпускники 9х классов сдавали два обязательных письменных экзамена по математике и русскому языку и 2 экзамена по выбору из числа предложенных. Диапазон выбираемых учебных предметов у выпускников 9х классов обширен, выбраны все 13 предложенных предметов.
Если сравнить выбор выпускников 11 и 9 классов, то можно заметить, что в тройке лидеров присутствуют предметы: обществознание, физика и биология. Одинаков процент выбора по предметам физика, иностранный язык, литература. По обществознанию, биологии, химии, информатике и ИКТ, географии процент выбора больше у девятиклассников, по истории - у одиннадцатиклассников.
Проведение государственной итоговой аттестации в городском округе Первоуральск, оценки качества подготовки обучающихся (Всероссийские проверочные работы, диагностические проверочные работы, репетиционное тестировании), оценки реализации образовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях позволило сделать ряд выводов:
о выполнении в полном объёме программ по учебному предмету,
о правильно спланированном внутришкольном контроле оценки качества образования, который проводился с использованием контрольно-измерительных материалов телекоммуникационной системы СтатГрад,
об эффективном распределении учебной нагрузки среди категорированных педагогов (в классах с углублённым изучением отдельных предметов преподают педагоги с высшей и первой квалификационной категорией),
о выстроенной модели предпрофильной подготовки и профильного обучения, направленная на мотивацию учащихся к углублённому изучению отдельных предметов.
Произведено доведение средней заработной платы педагогических работников муниципальных общеобразовательных учреждений до среднемесячной заработной платы в Свердловской области. Средняя заработная плата за 2013 год по педагогическим работникам муниципальных общеобразовательных учреждений составила 28 780,3 руб., за 2014 год - 30397 руб., за 2015 год - 32635 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.