Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Повышение инвестиционной привлекательности городского округа Первоуральск и качества городской среды
Экономика городского округа Первоуральск в настоящий момент имеет тенденцию к снижению объемов производства и сокращению реального сектора, повышению профильной зависимости. Системы жизнеобеспечения города работают на пределе возможностей. Городской округ нуждается в развитии социальной инфраструктуры.
При этом городской округ Первоуральск характеризуется высокой инвестиционной привлекательностью и экономическим потенциалом. Ключевыми "жесткими" факторами инвестиционной привлекательности являются близость к городу Екатеринбургу и прохождение трасс, соединяющих Свердловскую область с соседними регионами, что обусловливает значительный объем потенциального рынка сбыта для вновь создаваемых производств. Через станцию Первоуральск Свердловской железной дороги проходит Транссибирская магистраль, связывающая Екатеринбург с Пермью, Санкт-Петербургом и Москвой. Кроме того, существенным конкурентным преимуществом является более низкий уровень заработной платы в Первоуральске по сравнению с городом Екатеринбургом.
В качестве основных "мягких" факторов инвестиционной привлекательности, оказывающих положительное влияние на инвестиционный климат городского округа, можно назвать открытость администрации городского округа для работы с потенциальными инвесторами.
С одной стороны, территория городского округа Первоуральск находится в выгодной позиции по отношению к автомагистрали между двух мегаполисов: Екатеринбург и Пермь, при этом время перемещения от центра Екатеринбурга до Первоуральска соизмеримо со временем перемещения от центра до отдаленных жилых районов Екатеринбурга. С другой стороны, недостаточная пропускная способность федеральной трассы, наличие фактически единственного въезда в город, прохождение через город дублера федеральной трассы и, как следствие, - движение через центр города большегрузного транспорта, что приводит к ежегодному разрушению асфальтового покрытия, а также изношенность дорожного полотна внутри городского округа заставляют предпринимателей рассматривать в качестве потенциальных площадок создания нового производства иные территории.
1. Обеспечение транспортной доступности территории. Наиболее актуальной проблемой для развития городского округа Первоуральск является текущее состояние дорог. По итогам проведенного в 2014 году социологического опроса населения, 76,5 процента горожан указывают на плохое качество автомобильных дорог, отсутствие разметки, наличие автомобильных заторов на въезде в город, отсутствие специальной дорожной техники и иные аналогичные проблемы.
Общая протяженность автомобильных дорог в городском округе Первоуральск составляет 458 километров, из них включенных в реестр муниципальной собственности - 187,7 километра. Практически все муниципальные автомобильные дороги составляют улично-дорожную сеть - 220 наименований улиц. Из них 97 дорог (113,3 км) имеют твердое асфальтовое покрытие. Существующая дорожная инфраструктура не отвечает современным требованиям и уровню автомобилизации. Основной проблемой в сфере дорожного хозяйства является нарастающая диспропорция между приростом числа автомобилей и приростом протяженности улично-дорожной сети, а также низкий уровень паспортизации, не позволяющий осуществлять ремонты на ряде объектов.
Ежегодно проводятся текущие (ямочные) ремонты дорог объемом 30 - 40 тысяч квадратных метров, что является недостаточным для обеспечения развития городского округа. Состояние существующей дорожной сети диктует необходимость проведения массовых капитальных ремонтов, реконструкций и строительства новых дорог и дорожных сооружений. За 2010 - 2013 годы на цели капитального ремонта дорожного покрытия денежных средств из местного бюджета не выделялось.
Прохождение через город дублера федеральной трассы М5, а также наличие на территории города предприятий, осуществляющих перевозку сырья и продукции большегрузным автомобильным транспортом, значительно сокращает срок службы дорожного полотна. С одной стороны, для развития города необходимо создавать дополнительные рабочие места, в том числе и на действующих предприятиях, с другой - наличие на улицах города большегрузного транспорта значительно ограничивает передвижение и снижает инвестиционную привлекательность территории.
Кроме того, транспортная доступность территории городского округа ограничена одним въездом в город (Талицкий мост) и двумя съездами с федеральных трасс. Пропускная способность ограничена железнодорожным переездом между поселком Хрустальный и селом Новоалексеевским.
Развитие транспортной инфраструктуры городского округа повысит инвестиционную привлекательность городского округа, позволит наращивать объемы действующим предприятиям, будет способствовать созданию новых производств.
2. Развитие жилищно-коммунального хозяйства. В целях обеспечения развития городского округа Первоуральск необходимо решить проблему водоснабжения. В городском округе Первоуральск сосредоточены значительные подземные запасы пресной воды. Однако несовершенная схема водоснабжения и водоотведения, тотальная изношенность водяных коммунальных сетей и отсутствие разработанной схемы водоснабжения приводят к невозможности создавать новые производства, вводить новое жилье и обеспечивать достойный уровень жизни жителей городского округа.
Инженерные сети жилищно-коммунальной сферы находятся в крайней степени износа. На начало 2014 года износ основных фондов организаций жилищно-коммунального хозяйства городского округа Первоуральск составляет более 60 процентов и продолжает расти, что снижает надежность и устойчивость систем инженерного оборудования. В течение последних лет практически не обновляется основное технологическое оборудование энергоемких предприятий. До настоящего времени не создан реальный механизм стимулирования ресурсосбережения, а также привлечения инвестиций в данную отрасль.
В настоящее время потери при транспортировке в системах водо- и теплоснабжения составляют 3,036 млн. куб. метров за 2013 год (основные потери на предприятии Первоуральское муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" - 2,4 млн. куб. метров).
3. Повышение качества городской среды. По итогам проведенного в 2014 году социологического опроса населения, треть жителей Первоуральска связывают город с местом рождения, считая его "своим", "родным и любимым городом с хорошими людьми". При этом около половины населения (42 процента) хотели бы видеть его как "чистый, зеленый и цветущий город без смога и мусора" с хорошей экологией. Между тем, это не соответствует образу Первоуральска сегодняшнего дня: 25 процентов респондентов считают, что Первоуральск - "замусоренный, бесхозяйственный город с плохой экологией".
С одной стороны, городской округ Первоуральск претендует на роль зоны отдыха ("спальный район", горнолыжные комплексы, санатории, дачные поселки) города Екатеринбурга, с другой стороны, на второе место по значимости выходят проблемы, связанные с экологической обстановкой в городе и большим количеством мусора на его территории.
Первоуральск относится к старопромышленным уральским городам с высоким уровнем концентрации промышленных предприятий и типичной для старопромышленных городов экологической ситуацией, характеризующейся высокими техногенными нагрузками на все компоненты окружающей среды. Одной из особенностей старопромышленных территорий, негативно влияющей на качество жизни населения, является близость жилой зоны к основным источникам загрязнения окружающей среды.
Кроме того, отличительной чертой Первоуральска является проблема трансграничных переносов загрязняющих веществ с территории городского округа Ревда (открытое акционерное общество "Среднеуральский медеплавильный завод").
На проведение мониторинга окружающей среды (воздухоохранные и водоохранные мероприятия) промышленными предприятиями городского округа Первоуральск в 2012 году было потрачено более 15,0 млн. рублей. Кроме того, проводились мероприятия по утилизации отходов, рекультивации земель и иные мероприятия.
В городском округе составлен реестр мест размещения отходов, ежегодно выполняется мониторинг в сфере обращения с отходами, в первую очередь - с твердыми бытовыми отходами.
Продолжается оснащение производств эффективными средствами очистки выбросов и мониторинга атмосферы, степень улавливания вредных веществ составляет около 75 процентов и будет увеличиваться, при этом на фоне закрытия и реконструкции старых и неэффективных производств тенденция сокращения валового объема выбросов сохранится.
В то же время, в связи с ростом автопарка увеличивается доля выбросов от передвижных источников, которая составляет 45 процентов от общего объема, и в дальнейшем этот показатель будет только увеличиваться.
Воздушная среда. Основными источниками загрязнения атмосферы являются 79 предприятий, имеющие стационарные источники выбросов. В настоящее время объем выбросов вредных веществ составляет 5,3 тысячи тонн в год, выбрасывается 131 вещество, что составляет 0,5 процента от суммарных выбросов по Свердловской области. Основную долю составляют выбросы углеводородов (40,4 процента), оксидов азота (17,5 процента), оксида углерода (15,8 процента).
В среднем улавливается и обезвреживается 76,5 процента объема вредных (загрязняющих) веществ, отходящих от стационарных источников (по Свердловской области - 87,2 процента). Для твердых веществ этот показатель составил 95,9 процента (по Свердловской области - 96,4 процента), для жидких и газообразных - 0,4 процента (по Свердловской области - 49,1 процента).
Суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников в городском округе уменьшился на 1,2 тыс. тонн относительно аналогичного периода 2013 года (на 17,4 процента).
Водная среда. Характеризуя состояние водного бассейна, следует отметить, что бассейн реки Чусовая относится к наиболее загрязненным водным объектам Среднего Урала.
Водный бассейн характеризуется высоким уровнем техногенного загрязнения. Непосредственно жителями городского округа указывается на существование проблемы качества водопроводной воды. Высок уровень использования свежей воды (в том числе и питьевой) в технических целях. В настоящее время в повторном водообороте используется только около 60 млн. куб. метров.
Основные водные объекты, используемые для забора воды: реки Чусовая, Талица, Билимбаевка, водохранилища Шайтанское, Верхне-Шайтанское и Нижне- Шайтанское.
Сброс в поверхностные водные объекты осуществляют 11 предприятий, имеющие 13 выпусков сточных вод в поверхностные водные объекты: реки Чусовая, Чаша, Большая Шайтанка, Чаатаевская, Шайтанка, Б. Каменка, Сухая Утка, Нижне-Шайтанское водохранилище.
В общем водоотведении доля загрязненных (без очистки) сточных вод составляет 0,2 процента, а загрязненных, недостаточно очищенных на очистных сооружениях, - 75,0 процента.
Основной причиной загрязнения водных объектов является деятельность Первоуральского муниципального унитарного предприятия "Водоканал" - 25,7 млн. куб. метров (76 процентов к общему сбросу загрязненных сточных вод).
Модернизация сетей Первоуральского муниципального унитарного предприятия "Водоканал" и решение проблемы очистки сточных вод значительно улучшит условия жизни жителей городского округа.
Твердые бытовые отходы. Основными источниками промышленных отходов являются предприятия горнодобывающего комплекса, это малоопасные (4-5 класс) отходы в объеме 729,9 тыс. тонн.
Однако, за длительный период работы предприятий накоплен большой объем промышленных отходов, перерабатываемых в незначительной степени. На территории городского округа зарегистрировано 29 объектов размещения отходов общей площадью 391 га, в том числе 2 объекта жилищно-коммунального хозяйства.
Общий объем накопленных отходов производства и потребления в городском округе Первоуральск составляет 176,7 млн. тонн, из них 1-5 классов опасности для окружающей среды - 10,9 млн. тонн, в том числе отходы 1 класса - меньше 0,1 млн. тонн, 2 класса - меньше 0,1 млн. тонн, 3 класса - 8,45 млн. тонн, 4 класса - 2,4 млн. тонн.
Удельный вес накопленных отходов составляет 2,1 процента в общем объеме накопленных отходов в Свердловской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.