Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 8. Реализация комплексной программы "Уральская инженерная школа"
Устойчивое функционирование и развитие промышленного сектора экономики в городском округе Первоуральск требует поиска путей для существенного повышения эффективности производства уже освоенной продукции и для опережающей разработки новых инновационных технологий производства и изделий, выпускаемых на их основе. Решение этой задачи невозможно без наличия достаточного количества инженерных и рабочих кадров требуемой квалификации.
В городском округе Первоуральск в последние годы наблюдается тенденция роста процента учащихся 11-х классов (2014 г.- 26%; 2015 г. - 28%), которые выбирают экзамен по физике в рамках государственной итоговой аттестации и готовы поступать в высшие учебные заведения (далее - ВУЗ) Свердловской области для обучения по инженерным специальностям.
В течение последних трёх лет, благодаря введенной в Свердловской области трехэтапной системе подготовки школьников к государственной итоговой аттестации в форме Единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ), в городском округе Первоуральск обеспечена четкая положительная динамика показателей сдачи ЕГЭ практически по всем предметам, в результате чего средний балл ЕГЭ по предметам естественнонаучного цикла выше, чем в Свердловской области и опережает общероссийские показатели. Тем не менее, средние баллы по итогам сдачи ЕГЭ школьниками городского округа Первоуральск не близки к 100 баллам: по физике 50,1 (по Свердловской области - 48 баллов), математике 48,3 (по Свердловской области - 46 баллов), химии 59,2 (по Свердловской области 61,3 балла), что свидетельствуют о необходимости принятия дополнительных мер по повышению качества обучения.
Существенной корректировки требует качество знаний выпускников по предметам естественнонаучного цикла и математике, подтверждением чему является показатель среднего балла по итогам сдачи ЕГЭ.
Необходим комплекс мероприятий по повышению мотивации обучающихся к изучению предметов естественнонаучного цикла и последующему выбору рабочих профессий технического профиля и инженерных специальностей.
Перспективной организационной формой партнерства бизнеса и образования в данной сфере является образовательный центр. С целью проведения системной профориентационной работы среди учащихся школ, формирования у обучающихся городского округа Первоуральск знаний, умений и навыков, необходимых для выбора и освоения актуальных направлений подготовки в соответствии с "Атласом новых профессий" в октябре 2014 года подписано Соглашение N 38/2014 о сотрудничестве между Управлением образования городского округа Первоуральск, ГАОУ СПО СО ПМК и "Образовательным центром ОАО ПНТЗ.
В 2015 году в реализацию комплексной программы "Уральская инженерная школа" на 2015 - 2034 годы, утвержденную указом Губернатора Свердловской области 6 октября 2014 года N 453-УГ, включились четыре учреждения дошкольного образования: ДОУ N 9, 26, 37, 39; восемь общеобразовательных организаций N 2, 4, 5, 6, 15, 32, 40, Лицей N 21; два учреждения дополнительного образования: ЦДТ, ЦДО.
Деятельность образовательных организаций была направлена на создание условий для качественного овладения учащимися общеобразовательных организаций знаниями по математике и предметам естественнонаучного цикла, а также для развития врожденных способностей обучающегося к освоению этих предметов.
Основной формой реализации данного направления являлось содержательное обновление основных образовательных программ (далее - ООП) в соответствии с ФГОС общего образования. Основными механизмами реализации ООП являются учебный план и план внеурочной деятельности.
В 2014 - 2015 учебном году в четырех общеобразовательных организациях N 5, 7, 32, Лицей N 21, учебным планом было предусмотрено углубленное изучение предметов естественнонаучного профиля (математика, физика, информатика, химия, биология).
Реализация внеурочной деятельности осуществляется на базе общеобразовательных организаций, в учреждениях дополнительного образования (в 2014 - 2015 учебном году в МАОУ ДОД Центр детского творчества функционировали восемь творческих объединений спортивно-технического направления. В 2015 - 2016 учебном году планируется увеличить количество занимающихся через открытие платного объединения "Робототехника". Помимо этого МАОУ ДОД ЦДТ совместно с МБОУ ООШ N 40 было организовано дистанционное обучение детей на базе платформы http://teachbase.ru. в рамках реализации программы дополнительного образования детей технической направленности "Робототехника", а также на базе учреждений, с которыми заключены соглашения (на базе Образовательного центра ОАО ПНТЗ - обучение по программе элективного курса "Путь в профессию", учебные занятия по технологии, занятия в кружке "Робототехника"; в Доме техники п. Динас - работа кружка "Робототехника", организованного при поддержке ОАО "Динур").
Помимо реализации образовательных программ развитие у детей интереса к техническому образованию, инженерным дисциплинам и предметам естественнонаучного цикла обеспечивалось через их участие в конкурсах технического творчества, профессионального мастерства, а именно "MASTER_KIDS" по методике WorldSkills среди учащихся школ города Первоуральска в Образовательном центре ОАО ПНТЗ.
Следует отметить, что в сентябре 2014 года был подписан Договор о совместной деятельности Образовательного центра ОАО ПНТЗ и МАОУ "Лицей N 21" в целях организации деятельности по мотивации обучающихся к получению качественного общего образования по предметам физико-математического профиля и формированию интереса к инженерным профессиям, востребованным Первоуральским новотрубным заводом. Начата реализация проекта "Создание на базе МБОУ "Лицей N 21" инновационной модели сетевого взаимодействия муниципальных образовательных организаций для обучения и развития детей с разными признаками одаренности.
МАОУ СОШ N 4 заключено соглашение об оказании государственных услуг ГКУ "Первоуральским ЦЗ" по профессиональной ориентации учащихся.
Для определения профессиональных предпочтений и приоритетов учащихся, выявления склонностей и способностей к изучению математики и предметов естественнонаучного цикла проводилась диагностика психологами школ, сотрудниками МКУ ЦХЭМО, специалистами Сетевой инженерно - технической школы (СИТШ).
В современных условиях особенно актуальной становится также задача создания условий для инновационной и экспериментальной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей по развитию детского технического творчества. Дмитрий Медведев на заседании Госсовета, посвященном вопросу "О молодежной политике в Российской Федерации", призвал как можно шире вводить и поощрять научно-техническое творчество молодежи, создавать условия для создания новых идей.
Как показывает практика, детские объединения технического творчества по-прежнему востребованы мальчиками и юношами среднего и старшего школьного возраста. В то же время, занятия проходят в недостаточно приспособленных для детского технического творчества помещениях, с использованием устаревшего оборудования и станков. Таким образом, имеющиеся организационные и материально-технические условия мало соответствуют образовательным потребностями обучающихся, а также социальному заказу общества на технически образованных людей, будущих специалистов - инженеров. Для подростков также остро стоит вопрос профориентации.
Для участия в конкурсе на открытие базовой площадки по развитию инновационного творчества, робототехники, 2-D, 3-D моделированию технических объектов Муниципальным автономным образовательным учреждением дополнительного образования детей "Центр детского творчества" разработан Проект "Наука и техника" (Развитие детского технического творчества в условиях учреждения дополнительного образования: Робототехника. Инновации. Конструирование.). Целью данного проекта является выявление оптимальных организационно-содержательных условий для учреждения дополнительного образования детей, при которых возможно максимальное развитие технических способностей детей. Создание преемственности обучения в учреждениях дополнительного образования и обучения в колледжах, университетах.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.